Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Новые отношения России и Соединенных Штатов Америки в XXI веке



2019-12-29 220 Обсуждений (0)
Новые отношения России и Соединенных Штатов Америки в XXI веке 0.00 из 5.00 0 оценок




В настоящее время, новые отношения Россия и США подошли к рубежу, далее которого вряд ли удастся продвинуться, не выяснив главного: в самом ли деле Москва готова продолжать линию на укрепление сотрудничества с Вашингтоном, или она предпочтет как минимум заморозить его на нынешнем уровне, и, соответственно, по-прежнему ли хотят Соединенные Штаты, несмотря на трудности, сделать Россию полноценным элементом системы взаимодействия индустриальных стран в рамках "группы семи", или американская сторона предпочтет держать ослабевшую, да еще и все менее сговорчивую Российскую Федерацию в "разумной удаленности" от основных центров принятия ключевых мирополитических решений, которыми фактически все более явно становятся "семерка" и НАТО.

С конца 1991 года российская внешняя политика совершила зачетную эволюцию. Существование России как военной державы российские радикал-демократы, стоявшие тогда у руля, довольно наивно связывали с надеждами опереться, главным образом, на помощь со стороны Запада новой России. Под воздействием романтических надежд на собственную скорую демократизацию российские политики считали США и другие западные страны естественными союзниками новой России. Казалось, стоит только продемонстрировать им, насколько благонамеренна посткоммунистическая Россия, как можно с уверенностью ожидать, что искушенный Запад поможет ей сохранить статус великой державы, даст денег на проведение экономических реформ и включит Россию в группу избранных - "семерку" мировых лидеров.

Время романтических иллюзий закончилось и для России, и для США. Наступил иной этап в развитии самой России, ее внешней политики и отношениях с окружающим миром. В тоже время необходимо отметить, что российско-американские отношения не являются центральной осью современной системы международных отношений. Россия может представлять интерес для США с точки зрения сбалансирования многополярной системы (Япония, Китай, исламский мир, Германия и т.д.) - как противовес другим центрам силы, но не столь мощный, чтобы представлять угрозу самим США. Если же для регулирования глобального миропорядка США сделают ставку исключительно на расширение системы западных союзов, то отношения с Россией не будут иметь для них стратегического значения. В то же время, США, памятуя об уроках изоляции Германии после Версаля, сознают опасность унижения России, и это создает предпосылки для того, чтобы искать какие-то взаимоприемлемые формы взаимодействия с Москвой. Но согласование этих интересов возможно как результат жесткого торга; любая оплошность или просто пассивность будут тут же обращены Вашингтоном к своей выгоде.

В целом же, надо отметить, что Российско-американские отношения с середины 90-х годов принципиально отличаются от советско-американских отношений. Это связано с изменением характера взаимодействия интересов двух государств; трансформацией системы международных отношений; эволюцией роли и места российско-американских отношений в этой системе.

Долгосрочным интересам США отвечает стабильная, предсказуемая Россия, готовая выполнять свои обязательства на международной арене. Хотя военно-политические проблемы больше не играют главной роли в российско-американских отношениях, они не утратили своего значения.

Ядерное оружие, которое имеется у России и США, несмотря на сокращения последних лет, способно уничтожить не только два государства, но и все человечество. Это придает особый характер их взаимодействию, поскольку, несмотря на прекращение холодной войны, модель взаимного ядерного сдерживания в российско-американских отношениях продолжает действовать. Несмотря на экономический кризис, Россия благодаря своим стратегическим ядерным силам все еще остается единственной страной в мире, способной уничтожить Соединенные Штаты. На 2004 год Россия сохранила почти 7 тыс. стратегических ядерных боеголовок, что позволяет поддерживать примерное равенство с США, а по количеству тактических ядерных вооружений мы даже превосходим американцев[7].

При нынешнем уровне финансирования оборонных расходов российские стратегические ядерные силы в течение ближайшего десятилетия сократятся в несколько раз. До 70% наших стратегических систем уже превзошли расчетные сроки службы. Чтобы выйти на уровень Договора об СНВ-2, России потребуется пойти (на очень крупные затраты - не менее 50 млрд. долларов только создание и закупки, для того чтобы развернуть 500 единиц новых вооружений и построить 8-10 новых ракетных баз. Без этого, согласно американским оценкам, стратегические ядерные силы России сократятся к 2010 году до уровня примерно в 1000-1200 боеголовок. При этом у нас останется не более 200-300 МБР, 5-6 подводных лодок и 10-15 бомбардировщиков.

Демонстрация силы НАТО в Косово в условиях, когда Россия находилась чуть ли не в полной финансово-экономической зависимости от западных кредиторов, поставила Москву в крайне затруднительное положение. Если бы мы смирились с самоуправством НАТО, то о самостоятельной внешней политике России можно было бы говорить только в прошедшем времени.

По существу Вашингтон вступил в долговременную конфронтацию с наиболее радикальными силами в исламском мире. Эта война без границ отнюдь не закончится одним ударом крылатых ракет. Соединенным Штатам предстоят акты возмездия со стороны исламских террористов, новые удары и контрудары.

Важнейшим последствием этих событий, видимо, стал резкий поворот американской политики в Афганистане и Ираке. В течение двух десятилетий американцы прямо или косвенно поощряли исламских фундаменталистов в этой стране сначала для борьбы с советскими войсками, а позднее - в силу геополитических и экономических интересов США в этом регионе. Традиционная поддержка Пакистана и стремление взять под контроль энергетические ресурсы зоны Каспийского бассейна плюс инерция холодной войны сделали Вашингтон негласным союзником движения талибов.

Теперь же Соединенные Штаты превратились в главного врага талибов. Взращенные при американской поддержке фанатики вновь вспомнили, что Главный Сатана - это Америка. Если раньше талибы были нацелены на север, то сегодня они заговорили о джихаде на два фронта. Волна антиамериканских угроз прокатилась по всему исламскому миру.

В Москве американскую военную акцию в Ираке громко осудили. Между тем не вызывает сомнения, что у России и Америки возникает обширное поле для взаимодействия в борьбе с экстремистами, прикрывающимися религиозными лозунгами.

Соединенные Штаты часто выражают недовольство поставками российских вооружений Китаю, Индии, Ирану, Кипру. Но администрация Клинтона никогда не обсуждает с российским правительством американские поставки оружия Израилю и Саудовской Аравии, не говоря уже о союзниках по НАТО.

Сегодня практически отсутствуют политические и экономические причины для российско-американского военного столкновения, тем более - ракетно-ядерной войны между бывшими врагами в холодной войне. Уровень глобального военного противостояния между Москвой и Вашингтоном резко снизился. На целом ряде театров произошло фактическое военное разъединение Российской Федерации и США, главным образом благодаря ликвидации там нашего военного присутствия. Ни в России, ни в Америке больше не воспринимают друг друга как прямую и явную военную угрозу коллективной безопасности.

Все это свидетельствует о том, что основополагающей несущей конструкцией современной системы коллективной безопасности является комплекс отношений по линии Россия - Запад. В условиях распада биполярного миропорядка как Россия, так и ведущие западные страны очутились перед необходимостью переоценки своего места и роли в современных геополитических реальностях. В рассматриваемом здесь контексте перед ведущими странами Запада встал императивный вопрос, который наиболее четко сформулировал З. Бжезинский: "Если Россия больше не является противником, то кто же она - уже союзник или клиент, или просто враг, потерпевший поражение. Каковы должны быть цели и содержание большой стратегии США после холодной войны, в отношении крупной страны, которой так или иначе предназначено быть силой в делах всего мира независимо от ее нынешнего болезненного состояния"[8].

Было бы ошибкой считать, что США в целом заинтересованы в полном развале, дезинтеграции России, утрате Москвой контроля за нынешней российской территорией. Очевидно, что такие категории, как военная сила, баланс сил и интересов, игра с нулевой суммой и т.д. не могут насовсем исчезнуть с повестки дня. Но все же с определенными оговорками можно сказать, что в настоящее время отсутствуют фундаментальные, неразрешимые противоречия между национальными интересами России и западных стран во главе с США.

Будучи не заинтересованы в появлении на мировых рынках нового сильного конкурента, они одновременно имеют с Россией ряд совпадающих интересов, среди которых можно назвать следующие: укрепление международной безопасности, усиление контроля над вооружениями, предотвращение распространения всех видов оружия массового уничтожения, обоюдная заинтересованность в предотвращении региональных конфликтов, создание надежной и стабильной системы глобальной и региональной безопасности, борьба с международным терроризмом и наркобизнесом, защита прав и свобод человека и т.д.

США и Запад не может не сознавать, что Россия самим своим существованием обеспечивает некий баланс сил и тем самым играет позитивную геополитическую роль на мировой арене и что подрыв этой роли привел бы к дальнейшему усилению дезинтеграционных тенденций и нестабильности. А это в свою очередь может отрицательно отразиться на глобальных интересах США и всего Запада, которые не могут не понимать, что сами масштабы России, ее географическое местоположение, сохранение за ней места в ядерном клубе, а также места постоянного члена в Совете Безопасности ООН и т.д. обеспечивают ей значительные власть и влияние.

При всех трудностях, переживаемых в настоящее время Россией, здравомыслящие лидеры западных стран прекрасно отдают себе отчет в том, что она слишком большая величина, чтобы ею можно было пренебречь. Симптоматично, что авторы одного из документов Пентагона, ратуя за утверждение единоличной гегемонии США в мире, вместе с тем признавали, что Россия и сейчас "остается единственной силой в мире, имеющей потенциал для уничтожения Соединенных Штатов"[9]. По данным опроса общественного мнения, проведенного в конце 2004 года Чикагским Советом по международным проблемам, большинство опрошенных назвали Россию среди первых трех стран, в которых США имеют жизненно важные интересы[10].



2019-12-29 220 Обсуждений (0)
Новые отношения России и Соединенных Штатов Америки в XXI веке 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Новые отношения России и Соединенных Штатов Америки в XXI веке

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (220)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)