Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация Ахеменидской державы при Кире и Камбизе



2019-12-29 485 Обсуждений (0)
Организация Ахеменидской державы при Кире и Камбизе 0.00 из 5.00 0 оценок




Прежде чем непосредственно переходить к основной теме нашего доклада – организации Персидской державы при Дарии – нужно рассмотреть, какой была эта организация при предшественниках Дария I, так как именно при них создавалась империя и именно они заложили её основы.

       По своему социально-экономическому укладу Персидская империя была довольно разнородной, а следовательно, «рыхлой» страной. В неё входили области, которые имели свои институты ещё задолого до того, как возникла Персия. Наиболее яркими примерами являются Египет, Вавилон и Элам. Однако помимо этих высокоразвитых в социальном и политическом плане областей в её состав входили и территории, населенные племенами, находящимися пока ещё на более низшей ступени (племена сако-массагетского круга, которые ещё занимались собирательством и охотой и у которых только-только началось разложение родового строя). Из этого следует, что управлять такой территорией очень сложно, так как, как покажут восстания 522-520 годов, страны, входившие в неё, держались силой оружия, а также сам эксплуататорский характер Персидской державы делал её непрочным объединением [14]. Но из этой ситуации персам удалось выйти: они умело сочетали местные формы управления с теми формами, которые были установлены во всей империи. Тем самым они показали большую гибкость и политическую дальновидность, нежели предшествующие им вавилонские, ассирийские и отчасти египетские правители.

       Кир, став монархом одной из самых величайших империй из когда-либо известных в истории, для управления огромнейшими территориями, принадлежащими ему, ввел принцип управления, который первыми применили ассирийцы, - создание из завоеванных государств провинций или сатрапий. Эти провинции управлялись сатрапами, обладавшими всей полнотой власти и которые были тесно связаны с центральной властью посредством приказов и постановлений, спускавшимся к провинциальными сатрапам из центра. Однако были и исключения, когда сатрапы правили на правах «полумонархов» и когда была ограничена лишь их внешняя политика [15]. Примером этого может послужить Иерусалим с зависящей от него Иудеей, финикийские и некоторые города Вавилонии, а также малоазийские города, получившие практически полную автономию. Также кое-где сохранились полузависимые царства, как например, Киликия, и полусамостоятельные племена. Вавилон, Элам и Лидия считались отдельными царствами в пределах «царства стран», однако управлялись они наместниками, которые в начале назначались из местных чиновников или знати, а затем исключительно только из персов [16].  Возможно, что произошли подобные изменения потому, что сатрапы из «местных» были ненадежными, склонными к бунту, желанию отделиться от империи, а персы же наоборот были заинтересованы в стабильности вверенной им сатрапии, так как за счет неё они «кормились» и прекрасно понимали, что восстание против империи глупо из-за того, что она ещё сильна, чтобы подавить их, а у них недостаточно сил, чтобы ей противостоять. Плюс ситуация в регионе складывалась в пользу Персии и перспектив к её ослаблению (как это было в случае с восстанием Мегабиза в 50-х годах 5 века) не наблюдалось.

       Сатрапиями управлял сатрап, который носил титул «защитника царства». У него был небольшой двор, состоящий из советников, помогавших ему в решении тех или иных вопросов. Сатрап был не только исполняющим обязанности гражданского администратора, но он также командовал ополчением сатрапии, то есть выполнял ещё и военные функции. Подтверждение этому мы находим в Бехистунской надписи: «Говорит Дарий-царь: Вахьяздата, который называют себя Бардией, послал войско в Арахосию против сатрапа в Арахосии, перса по имени Вивана, раба моего. Он [Вахьяздата] начальником их сделал одного человека и сказал им: “Идите, разбейте войско, которое считает себя [войском] Дария”. После этого войско, которое отправил Вахьяздата, направилось, чтобы сразиться с Виваной. У крепости Капишаканиш они дали бой. Ахурамазда оказал мне помощь. Милостью Ахурамазды моё войско наголову разбило мятежное войско. В 13-й день месяца анамака [29 декабря 522г.] ими был дан бой.[17]» Также об этом мы читаем в III столбце и 38 главке данной надписи, где сатрап Бактрии Дадариш командует войсками, которые разобьют маргианцев. Однако между Виваной и Дадаришом есть некоторая разница: Дадаришу Дарий приказывает «пойти и разбить войско» мятежников. Вивана же действует абсолютно самостоятельно в своей области – он отражает два нападения мятежников, а затем в пределах своей области преследует их и казнит (ст. III; главки 46,47). То есть, получается, что сатрап в своей области обладает всей полнотой власти. Однако в следующей главке Дарий говорит, что это он подавил восстание в данном регионе [18]. Данный тезис можно трактовать следующим образом: либо Дарий давал Виване прямые указания, как нужно действовать, но просто не упоминает о них (ведь Дадаришу он их давал, на что сам и указывает), либо Дарий хочет показать, что все то, что делают его подчиненные, исходит от его воли, а следовательно, все это делает он сам. Во всяком случае, автор данной работы больше склонен считать, что Вивана действовал самостоятельно в рамках предоставленных ему, как сатрапу, прав, иначе бы Дарий обязательно бы обмолвился о том, что этот сатрап действовал именно по его указаниям. Таким образом, получается, что ещё к концу февраля 521 года сатрап исполнял не только функции гражданского наместника, но и функции наместника военного.

       Данных о количестве сатрапий, входивших в состав Ахеменидской державы при Кире, Камбизе и в начале царствования Дария, к сожалению, нет. Есть лишь отрывочные сведения об территориально-административных изменениях каких-либо сатрапий. Например, завоевав Лидию, Кир, по-видимому, разделил её на две провинции. Подтверждение этому мы находим у Геродота: «Сатрапом Сард Кир оставил перса Орета…. Перед вратами сидел однажды Орет и другой перс, по имени Митробат, сатрап Даскилейской области» (III; 120). Таким образом, получается, что два города, ранее входившие в состав единого царства – Лидии – теперь стали центрами отдельных сатрапий. Также примером изменения административно-территориального устройства можно считать включение греческих малоазийских городов в состав Лидийской области. Те же греки, которые жили у Геллеспонта, вошли в Даскилейскую область.

       Помимо этого, нужно отметить ещё некоторые особенности организации Персидской империи. Обратимся к Бехистунской надписи, к строчкам, в которых говорится о начале восстания Вахьяздаты: «Говорит Дарий-царь: один человек по имени Вахьяздата жил в городе Тарава области Яутии, в Персии. Он вторым восстал в Персии [и] говорил народу так: “Я — Бардия, сын Кира”. Затем персидский народ, который находился по [своим] хозяйствам, прежде прибыл из Яды, стал мятежным, перешёл к Вахьяздате. Он стал царём в Персии [19]Как мы видим из Бехистунской надписи, Вахьяздата жил в «городе Тарава области Яутия», области являющейся субъектом Персии и находящейся в юго-восточной её части, а на кол его посадили в Увадайчае. Из этого можно предположить, что более крупные регионы (Персия, Вавилон, Лидия, Египет и так далее) делились на более мелкие административные округа с определенными центрами. Подтверждение этому можно найти в 18-29 строчках второго столбца Бехистунской надписи, где говорится об области Кампанда в Мидии, а также и в других строках (ст. II; главки 49-47, 57-63). О центрах данных территорий можно судить по данным, взятым из этой наскальной надписи. Конечно же нельзя сразу утверждать, что города определенных областей, названных Дарием в связи с восстанием, являются их центрами, но, видимо, значение их было не из последних, так как вряд ли бедный и малонаселенный город будет способен оказать какое-либо существенное сопротивление или быть хоть сколько-нибудь существенной силой, что ясно было показано самим ходом восстания, когда некоторые провинции действовали пассивно и фактически не оказывали противодействия, а другие были более активными и упорными в своей борьбе.

       «В царствование Кира и потом Камбиза не было ещё установлено никакой определенной подати, но только добровольные дары». Так пишет Геродот в третий книге своей истории. Однако вряд ли в царствование Кира и Камбиза существовали только подарки, иначе, на что бы жило государство и как фиксировать суммы эти подарков? Да и, переняв форму административного управления ассирийцев и мидийцев, у которых сбор дани был поставлен на высоком уровне, вряд ли персы пренебрегли этим. Интересно то, что Геродот чуть раньше (III; 13 и 67) сам пишет сначала о том, что египтяне были обложены податями, а потом в 68 главке говорит о том, что мидийский маг Гаумата приказал своим вестникам передать всем народам, что они освобождены от податей. Также о податях говорится в тексте «Цилиндра Кира [20]», где упоминаются довольно обширные территории, обложенные данью. Так что, по-видимому, в Персии до податной реформы Дария все-таки существовали налоги. Однако эти налоги были облечены как в денежную форму, так и в форму подарков, то есть части регионов выплачивала дань чем-либо материальным, как-то: рабами, ремесленниками, тканями, лесом и т.д. А другая часть платила дань деньгами. Также подати, видимо, не имели фиксации, что в свою очередь неминуемо вело к тяжелым поборам, которые приводили к народным выступлениям, наиболее ярким примером которых, является захват власти Гауматой. Если мы вспомним, то он освободил все народы Персидской империи от податей, что говорит о том, что они были тяжелым бременем для населения, и воинской повинности (держава в условиях постоянно расширения нуждалась в новых и новых воинах). Подобные меры были направлены на то, чтобы удержать народы, входящие в состав империи, и заручиться их поддержкой. О том, что к этому времени Ахеменидская держава была довольно нестабильным образованием, можно судить по восстаниям египтян, при ещё живом Камбизе. Становилось ясно, что было необходимо предотвратить сепаратистские тенденции, проведением реформ, которые позволили бы создать устойчивую систему государственного управления и контроля над завоеванными странами, а также упорядочить систему налогообложения.

       Подводя итог, скажем, что во времена правления Кира и Камбиза стали зарождаться те формы организации империи, которые в дальнейшем послужат основой для дальнейших реформ Дария. Будущий великий царь разовьет их и сможет благодаря ним создать крупную и прочную империю, основанную на сильной централизованной власти, армии и разветвленном чиновничьем аппарате.

 



2019-12-29 485 Обсуждений (0)
Организация Ахеменидской державы при Кире и Камбизе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организация Ахеменидской державы при Кире и Камбизе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (485)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)