Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Национальная, экономическая и социальная политика канадской буржуазии в конце 60-х – 90-е гг. XIX в.



2019-12-29 229 Обсуждений (0)
Национальная, экономическая и социальная политика канадской буржуазии в конце 60-х – 90-е гг. XIX в. 0.00 из 5.00 0 оценок




     1 июля 1867 г. Квебек стал одной из четырех провинций нового государства Канада. Хотя франкоканадцам и не удалось достичь объединения на основе полного национального равенства, но определенное признание национального статуса Квебека в рамках конфедерации было все, же важным завоеванием демократического движения Французской Канады.7 Франкоязычный Квебек стал как бы государством в государстве. Впервые франкоканадцы имели свое национальное правительство, ответственное перед двухпалатным парламентом и четко очерченную государственную территорию в форме провинции, так как под провинциальной оболочкой скрывалось непризнанное полностью, но реально существующее франкоканадское национальное государство.8

     Несмотря на очевидный приоритет федеральных властей в оборонной, внешней и других областях государственной политики, автономия Квебека была достаточно широкой. За ним сохранялись права в областях прямого налогообложения, социальной политики и гражданского права, здравоохранения, просвещения и управления государственными землями.9 В этом смысле квебекское правительство могло быть определенным противовесом федеральным властям в защите национальных прав франкоканадцев.

     После образования федерации правительство возглавлял лидер консервативной партии Джон Макдональд (1867-1873). Возникшие в 50- 70-х гг. XIX в. две основные партии канадской буржуазии – консервативная и либеральная – стали составными частями буржуазной двухпартийной системы Канады. Консервативная партия представляла интересы главным образом крупной англоканадской и франкоканадской промышленной и торговой буржуазии. Либеральная партия (организационно оформилась к 1873 г.), руководство которой во главе с Александром Макензи также находилось в руках крупной канадской буржуазии, вербовала основных сторонников среди мелкой городской и сельской буржуазии, фермеров Онтарио и Канадского Запада.

     Первые выборы в парламент состоялись в сентябре   1867 г. Из 181 депутата палаты общин 82 было избрано от Онтарио, 65 – от Квебека, 15 – от Нью-Брансуика. Кандидаты в депутаты от Новой Шотландии в количестве 15 человек были провалены противниками федерации и вновь избирались несколько позже.10

     Первыми декретами канадского парламента были законы о доходах и расходах федерации. В 1871 г. был принят закон о банковской системе доминиона. В том же году парламент утвердил закон о строительстве железных дорог. В 1872 г. на основе этого закона развернулась прокладка железнодорожной магистрали, соединяющей Квебек с приморскими провинциями, что имело важное экономическое значение. Одновременно были проведены работы по соединению двух железных дорог, построенных в 1853-1867 гг.

     В 1872 г. правительство Джона Макдональда приняло закон о гомстедах, иначе называемый законом о земельных участках. По этому закону каждый колонист наделялся участком земли в размере 160 акров. Согласно этому закону, глава семьи, мужчина или женщина безразлично, а также мужчина, достигший 18 лет, если он был британским подданным или намеревался сделаться таковым, имел право получить земельный участок, уплатив 10 долларов.11

     Большое социально-экономическое значение в 80-х гг. XIX в. приобрело строительство железной дороги от Атлантического до Тихого океана. Правительство Джона Макдональда не решалось строить эту дорогу за счет государственных средств. Всячески стремясь побудить частных предпринимателей к участию в этом проекте, оно в 1873 г. разослало им специальные проспекты-приглашения. Предложения поступили от двух групп капиталистов: от американских бизнесменов из группы Джона Кука (к ним примыкали англоканадские финансисты из Монреаля во главе с Х. Аланом) и от англоканадской группы промышленников из Торонто, возглавляемой Д. Макферсом. Это были две конкурирующие группировки: «янки», с одной стороны, и «стопроцентные» канадцы – с другой. Джон Макдональд принял решение передать строительство железной дороги Х. Алану, но лишь при условии, что тот порвет всякие контакты с американцами. Вскоре стало известно, что решение Джона Макдональда было неслучайным, ибо он получил большую взятку от лидера англоканадских финансистов на свою избирательную кампанию в 1872 г. Изобличенный в финансовых махинациях, Джон Макдональд был вынужден уйти в отставку.

     Таким образом, в целом можно констатировать, что в течение второй половины XIX в. в Канаде происходили важные экономические и социальные изменения, вызванные переходом от торгового капитализма к промышленному. Однако в Квебеке этот процесс испытывал определенные трудности, обусловленные различными факторами как социально-экономического, так и политического характера.

     Что касается первой составляющей, то отсутствие угля, железа и стали, недостаток капиталов усугублялись консервативной психологией правящих классов Квебека, не заинтересованных в его промышленном развитии и не склонных к городскому образу жизни. Основа экономики Квебека – сельское хозяйство – испытывало упадок, связанный как с нехваткой обрабатываемых площадей и недоступностью новых земель, так и с непродуктивностью хозяйства, основанного на старых способах ведения, унаследованных от сеньориальной системы. Быстрый рост сельского населения еще более осложнял эти трудности. Так, за период 1840-1867 гг. население Французской Канады почти удвоилось, достигнув к моменту образования конфедерации более 1 миллиона человек. Основная масса этого населения была сосредоточена в сельской зоне, а в Монреале, Квебеке и нескольких мелких городах проживало только     15-20%  всего населения. Промышленность развивалась, но медленно, явно недостаточными темпами по сравнению с увеличением предложения рабочей силы и при отсутствии отраслей, которые могли бы поглотить ее излишек, вызванный аграрным перенаселением. В таких условиях единственным выходом из создавшегося положения была массовая эмиграция франкоканадцев в более благоприятные районы США. В целом за 1851-1901 гг. из Квебека выехали более полумиллиона франкоканадцев.

     Однако, несмотря на эти отрицательные факторы, глубокая экономическая эволюция, охватившая весь североамериканский континент, усиливающееся давление английского и американского рынков, нуждающихся в сырье, развитие транспортных средств, создание внутреннего канадского рынка и наличие в Квебеке обильной дешевой рабочей силы – все это благоприятствовало определенному экономическому развитию.12

     Что касается политической составляющей, то следует отметить, что с 1867 по 1896 г. у власти в Квебеке попеременно находились две партии: консервативная и либеральная. Обе были тесно связаны с аналогичными федеральными партиями и в целом не отражали национальных интересов франкоканадского народа. Политика квебекских правительств, подверженная сильному влиянию католической церкви и клерикалов, ярким примером которого может служить Католическая программа 1871 г., которая определяла исключительное право церкви влиять на ход местных выборов в Квебеке (см. Приложение 2), еще ярче обнажила разрыв в психологии и мышлении, характерный для правящих классов двух национальных общин, и показала глубокую неприспособленность руководства франкоканадской общины к новой обстановке. Массовая эмиграция в США, рост городского населения и привносимые из другого мира ценности разрушали традиционный порядок и подрывали влияние правящих классов Французской Канады. Из страха перед неизвестным, стремясь сохранить свое привилегированное положение, они упорно цеплялись за отжившую модель сельского католического общества.13

     После отставки консервативного правительства Джона Макдональда к власти пришел либеральный кабинет Александра Макензи (1873-1878). Учитывая печальный опыт своего предшественника, стремившегося привлекать иностранные инвестиции в экономику, Александр Макензи решил обойтись исключительно собственными силами для подъема промышленности Канады. Однако в условиях экономического кризиса 1873-1879 гг. внутри либеральной партии произошел раскол. Джон Макдональд, воспользовавшись создавшейся обстановкой, выдвинул так называемую национальную программу. Она предусматривала введение высоких покровительственных пошлин, выгодных для крупных канадских промышленников и финансистов и направленных главным образом против США, которые наводнили Канаду своими более дешевыми товарами. «Патриотическая» платформа Джона Макдональда возымела успех. В 1878 г. он вновь пришел к власти и находился на посту премьер-министра вплоть до своей смерти в 1891 г.

     В 1880 г. Джон Макдональд едет в Лондон и входе переговоров с английскими капиталистами договаривается о сооружении Тихоокеанской железной дороги. В Лондоне он создает кампанию по ее строительству. Для соединения Атлантического океана с Тихим нужно было к уже созданному 700-мильному участку добавить еще около 2000 миль. Компания получила чрезвычайно выгодные условия для строительства. Ее лондонской конторе был выдан кредит в 25 миллионов долларов. В качестве «компенсации» за расходы в распоряжение компании на правах собственности перешли бесплатно все земли, расположенные вдоль трассы железной дороги, шириной 36 миль по каждую сторону от нее, т. е. почти 30 миллионов акров земли.

     В 1881 г. строительство дороги началось одновременно с двух сторон. Прокладываемые рельсовые пути сошлись на станции Крейглаш в Скалистых горах, и было завершено 7 ноября 1885 г. Длина основного пути от Монреаля до Тихого океана составила 2909 миль, а до Квебека, при соединении с другой железой дорогой, – 3025 миль. Чтобы «выручить» компанию, правительство субсидировало ей на эксплуатацию дороги 28 миллионов долларов. 28 июня 1886 г. из Монреаля в сторону Тихого океана вышел первый трансконтинентальный поезд.

     Наряду с железнодорожным строительством правительство придавало большое значение сооружению гидротехнических каналов и организации пароходных линий в стране. В 1891 г. было установлено пароходное сообщение на трассах Ванкувер – Токио – Гонконг и Ванкувер – Сидней.

      Процесс экономического развития конфедерации не замедлил сказаться на региональной специализации Квебека в плане деления на аграрный Запад и промышленный Восток. Не выдерживая конкуренции с более развитым сельским хозяйством провинции Онтарио, земледельцы Квебека были поставлены перед альтернативой: или разориться, или ускорить преобразование своих хозяйств. В условиях возрастающего спроса США и особенно Англии на молочные продукты в сельском хозяйстве Квебека намечается отход от зерновых культур, усиливается специализация внутри всего комплекса молочного хозяйства. Приоритет сельского хозяйства в экономике Квебека предопределил и специфику его раннего промышленного развития, и характер последующей индустриализации. До конца XIX в. стоимость продукции горнодобывающей промышленности была незначительной (1 миллион долларов в 1880 г., 2.9 миллиона долларов в 1901 г.), в ней были заняты около 3 тысяч человек, в основном сезонные рабочие, временно нанимаемые на летний период. В связи с этим рост городского населения в течение всего этого периода был мало связан с развитием горнодобывающей промышленности. Этот сектор квебекской экономики больше всех других зависел от внешних рынков и иностранного капитала.

     Тяжелой индустрии практически не существовало. Производство железа и стали налаживалось с трудом, и по своим масштабам имело узкоместное значение. Расширение железнодорожной сети способствовало созданию в Монреале предприятий по выпуску паровозов и вагонов, а также ремонтных судов. Введение парового двигателя подорвало традиционную отрасль Квебека – морское судостроение (парусные суда). С точки зрения стоимости продукции, второй по значению после пищевой становится лесная промышленность. Возникают различные отрасли переработки леса (оборудование портов, складское хозяйство, строительные материалы), зарождается целлюлозно-бумажная промышленность, которая станет основой индустриального развития в начале XX в.

     И все же к концу XIX в. Квебек находился еще в стадии прединдустриальной экономики. Однако уже в этот период наметились характерные черты, которые впоследствии станут постоянными для квебекской экономики: большинство отраслей промышленности было под иностранным контролем, на руководящих должностях находились англоканадцы, рабочими являлись франкоканадцы. Франкоканадская буржуазия располагала незначительными капиталами, владела мелкими предприятиями и была ограничена пределами мелкого рынка, промышленное развитие шло главным образом за счет Монреаля.

     Экономическое развитие внесло определенные коррективы в социальную базу Квебека. К концу XIX в. в среде франкоканадской общины городское население выросло от 20 до 40%. Основная часть переселенцев из аграрных районов обосновалась главным образом в Монреале и Квебеке. Возник франкоканадский пролетариат, хотя он и не был замечен правящими классами Французской Канады. Экономические преобразования почти не коснулись верхушки социальной пирамиды Квебека. Элита, состоящая из духовенства, буржуазии и лиц свободных профессий сохраняла свое влияние на франкоканадское общество, особенно первые две группы. Национальная франкоканадская буржуазия, по-прежнему ограниченная в своих возможностях и зависимая от крупной англоканадской буржуазии, также укрепила свои позиции в Квебеке и потеснила лиц свободных профессий в борьбе за руководство общиной.

     И, наконец, в этот период значительно выросло влияние англоканадской буржуазной верхушки, которая, полностью контролируя промышленно-финансовую сферу провинции, оказывало сильное давление на провинциальное правительство, и по существу, была единственной социальной группой, обладающей реальной экономической и политической властью в Квебеке. Так, ведущая отрасль того времени – лесная промышленность – играла определяющую роль в общественно-политической жизни Квебека. Провинциальная казна извлекала от 20 до 30% своих доходов из концессий этой отрасли.

     Таким образом, региональное развитие Квебека в экономической и политической области в рассматриваемый период всецело зависело от другого параллельного ему англоканадского общества, ценности которого, однако, не проникали внутрь франкоканадской общины. Это неизбежно вело к оппозиции двух обществ, к несовместимости господствующих в каждом из них идеологий и морально-ценностных систем и к определенной конфронтации двух наций, что нашло свое отражение в идейно-политической борьбе двух социальных классов, выступавших от имени своих национальных общин. Тон здесь задавала франкоканадская мелкобуржуазная интеллигенция, выражавшая в данном случае и интересы основной части франкоканадской буржуазии. Лишенная возможности руководить экономической жизнью Квебека, эта группа проявляла себя в политической сфере. Она пыталась определить основные цели франкоканадской общины и в этом смысле выступала главной движущей силой франкоканадского национализма, выразителем национального чувства угнетенной нации. Левая прогрессивная часть этой группы часто склонялась к радикальной идеологии, но не находила поддержки среди все еще по преимуществу аграрной массы населения Квебека.14

 



2019-12-29 229 Обсуждений (0)
Национальная, экономическая и социальная политика канадской буржуазии в конце 60-х – 90-е гг. XIX в. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Национальная, экономическая и социальная политика канадской буржуазии в конце 60-х – 90-е гг. XIX в.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (229)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)