Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правовые методы, способы, типы, режимы правового регулирования



2019-12-29 225 Обсуждений (0)
Правовые методы, способы, типы, режимы правового регулирования 0.00 из 5.00 0 оценок




Прежде чем дать характеристику методам, способам, типам правового регулирования, нужно понять смысл этих слов.

Авторы «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова дают такие определения:

Методэто способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь.

Способдействие или система действий, применяемые при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь.

Типформа, вид чего-нибудь, обладающие определенными признаками, а также образец, которому соответствует известная группа предметов, явлений.

В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия. [Приложение 1]

Метод централизованного, императивного регулирования(авторитарный).Онбазируется на отношениях субординации (подчинении) между участниками общественного отношения. С его помощью регулируются отношения, где приоритетным, как правило, является общественный интерес. В государственно-организационном обществе общесоциальные интересы выражает в первую очередь государство, осуществляющее централизованное управление социальными процессами, наделенное властными общезначимыми полномочиями. Именно поэтому централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (конституционном, административном, уголовном праве).

Метод децентрализованного регулирования (автономный). Он построен на координации (равноправии) целей и интересов сторон в общественном отношении, а также применяется для регламентации отношений субъектов гражданского общества, в первую очередь удовлетворяющих свои частные интересы, то есть в сфере отраслей частноправового характера.

Правотворческие органы разрабатывают и применяют специальные способы регулирования общественных отношений, с тем, чтобы побудить граждан и других лиц к активному использованию предоставленных им прав и свобод, а также, чтобы обеспечить надлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных нормами права.

Способы правового регулирования подразделяются на основные и дополнительные. К основным относятся дозволение, обязывание, запрет; к дополнительным – поощрение, рекомендации. [Приложение 2]

Дозволение – предоставление права участнику правовых отношений действовать определенным образом. Этот способ правового регулирования общественных отношений находит широкое применение в нормах права, которые призваны побудить личность к творческой деятельности, к реализации ее способностей, навыков умений в научной и предметно-практической деятельности по созданию духовных и материальных благ. Личность сама принимает решение о реализации дозволения без какого-либо вмешательства и тем более государственного принуждения.

Дозволение – это право, которое может быть реализовано только действиями самого управомоченного лица. Таково, например, авторское право, свобода слова, право на участие в шествиях, митингах, демонстрациях. Этими правами может воспользоваться тот, кто ими обладает, либо никто. Стимулом реализации дозволения является возможность личности своими действиями, самостоятельно удовлетворить свои интересы, интересы других лиц, общества и государства.

Обязывание – предписание совершить определенное положительное действие. Эти действия могут быть как активными (например, обязанность уплатить стоимость покупки, служить в армии, оказать предусмотренную договором услугу и др.), так и пассивными (например, не покушаться на права и свободы других лиц, не чинить препятствий собственнику пользоваться, владеть и распоряжаться имуществом и др.).

Количество позитивных обязываний, закрепленных в праве, неизменно соответствуют числу правомочий. В противном случае могут создаваться такие ситуации, когда правомочивание будет некому исполнять, и оно останется на бумаге.

Позитивное обязывание является мерой должного поведения. Его неисполнение является правонарушением и влечет за собой юридическую ответственность. В случае уклонения лица от исполнения юридической обязанности, государство и его органы принимают необходимые меры и принуждают его исполнить эту обязанность надлежащим образом, а также применяют к нему дополнительные карательные меры в виде конфискации, штрафа, лишения свободы, обязанности возместить причиненные убытки и другие.

Запрет – возложение обязанности воздерживаться от определенных действий. Нормы-запреты содержатся в законодательстве об административных правонарушениях, уголовном праве и ряде других актах. Для нормы, которая содержит запрет, любое поведение является допустимым и безразличным, если лицо не совершает запрещенных нормой права действий.

Запреты могут потребовать как воздержания от бездействования, когда невыполнение субъектом своих социальных функций нарушает социальные связи и может повлечь вредные последствия для общества, так и воздержания от активных действий. Поэтому ответственность наступает не только за совершение запрещенных действий, но и за не совершение того, что субъект юридически обязан делать.

Запрет исторически (и логически) первичен. Именно он наиболее определенно выражает требования общества. Запрет четко очерчивает круг запрещенных действий, он таким образом признает все остальные деяния дозволенными и берет их под правовую защиту. В этом случае свобода людей ограничивается минимальным образом. А за ее пределами остается лишь то, что действительно вредно для общества. Поэтому мнение о том, что запрет есть юридический способ наибольшего ограничения свободы индивидов – заблуждение.

Напротив, появление в практике юридического дозволения означает, что право расширяет сферу своего действия, выходит за рамки относительного узкого круга запрещенных поступков и начинает за его пределами нормировать свободу.

Обязывание и запрет имеют определенное сходство – и тот и другой способ предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности носят позитивный, активный характер, то в другом – пассивный.

Поощрения и рекомендацииявляются стимулами к правомерному поведению. Государство в нормах права нередко устанавливает материальные и моральные стимулы, с целью побудить гражданина и иное лицо активно пользоваться предоставленными ему правами, а обязанное лицо добровольно исполнять обязанности. Стимулирование выражается в закреплении нормами права духовных и материальных благ, которые может получить лицо, действующее правомерно. Основные стимулы правомерного поведения выражаются в виде: дополнительных материальных вознаграждений, премий, доплат, льгот; получения материальных и духовных благ, ради которых лицо вступало в определенные правоотношения; моральных стимулов – почетных грамот, государственных орденов и медалей.

Правовой стимул – это правовое побуждение к законопослушным

действиям, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта

режим благоприятствования.

Общие признаки реализации правовых стимулов:

1. они связаны с благоприятными условиями для осуществления собственных интересов личности, так как обещают либо предоставляют ценности, а иногда отменяют либо снижают меру лишения ценностей (например, отмена или снижение меры наказания есть стимул);

2. расширяют объем возможностей, свободы, ибо формами проявления правовых стимулов выступают субъективные права, законные интересы, льготы, поощрения;

3. обозначают собой положительную правовую мотивацию;

4. предполагают повышение положительной активности;

5. направлены на упорядочение изменение общественных связей, выполняют функцию их развития.

Правовое ограничение – правовое сдерживание противозаконной акции, создающее условия для охраны и защиты интересов контрсубъекта и общественных интересов.

Общие признаки реализации правовых ограничений:

1. они связаны с неблагоприятными условиями для осуществления собственных интересов субъекта, ибо направлены на их сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны и общественных интересов в охране и защите;

2. сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит, и прав личности, что достигается с помощью обязанностей, запретов, наказаний;

3. обозначают собой отрицательную правовую мотивацию;

4. Предполагают снижение отрицательной активности;

5. направлены на защиту общественных отношений, выполняют функцию их охраны1.

Со способами правового регулирования (как основными, так и

дополнительными) взаимодействуют неюридические способы влияния на сознание, волю, а значит, и поведение людей в обществе. Например, нормы права, правовые акты (нормативные и индивидуальные), другие правовые явления обладают информационным воздействием. С их помощью до сведения людей доводится информация, которую они могут использовать в своих интересах. Они информируют людей о возможном и должном в общественной жизни, о последствиях юридически значимого поведения, позволяют предвидеть последствия своего поведения и поведения других людей в тех сферах жизни, которые охватываются правовым регулированием.

В юридической литературе и в практике существуют две юридические формулы, на основе которых выделяются два типа правового регулирования1. [Приложение 3]

Общедозволительный тип правового регулирования общественных отношений основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение. Его формулировка звучит следующим образом: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок запрещено (купля-продажа наркотиков). Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлению инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования неприменим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможность для различного рода злоупотреблений.

Разрешительный типправового регулирования основывается на

общем запрещении какого-либо вида действий, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение разрешается. Его формулировка звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершить только те действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств и способов достижения поставленных целей. Разрешительный же тип правового регулирования вытекает из необходимости в строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер юридической ответственности и ряда других мер государственного принуждения1.

Таких отраслей права, которые построены лишь на одном типе правового регулирования, нет. Так, например, элементы разрешительного типа присутствуют в гражданском праве, а в административном праве можно встретить нормы, регулирующие отношения управления по общедозволительному типу.

В научно-практический в обиход в теории права входит термин «правовой режим».

Правовой режим – специфика юридического регулирования определенной сферы общественных отношений с помощью различных юридических средств и способов. Сферы общественных отношений различны, и поэтому требуются различные способы, методы, типы правового регулирования. Своеобразие правовых режимов наблюдается как внутри каждой отрасли, так и в правовой системе в целом. Правовой режим может включать все способы, методы, типы, но в различных сочетаниях, при доминирующей роли одних и вспомогательной роли других.

Достаточно очевидно различие в правовых режимах отраслей, относящихся к публичному и частному праву.

Вопрос о методах, способах, типах, режимах правового регулирования

имеет наряду с теоретической большую практическую значимость.

Выбор той или иной формы правового регулирования зависит от содержания регулируемых отношений, а также от ряда других условий, которые вместе взятые требуют от законодателя избрать для данных отношений именно такой, а не иной способ их юридического построения, чтобы сделать правовое регулирование наиболее эффективным, целесообразным, способствующим прогрессу, воплощению в жизнь гуманистических идеалов правового общества1.

Русский правовед Е.Н. Трубецкой писал, что при создании и развитии права необходимо учитывать два фактора: с одной стороны, исторический опыт правовой жизни общества, а с другой – идеи разумного воздействия на социальные процессы, и тогда будут подобраны наиболее эффективные методы, способы, типы правового регулирования2.

Дифференциация юридической деятельности на частноправовую и публично-правовую связана с методами, способами, типами правового регулирования общественных отношений.

Юристы публично-правовой ориентации мыслят и действуют в интересах всего общества. Поэтому их деятельность направлена на подчинение частных и групповых интересов общегосударственному интересу и общесоциальному порядку. У юристов частноправовой ориентации в профессиональном правосознании интересы суверенного индивида превалируют над общесоциальными интересами. Свою профессиональную цель они видят в защите свободы человека от посягательств государственной и иной власти. Это разграничение юридической деятельности учитывается при подготовке будущих юристов.

 

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ



2019-12-29 225 Обсуждений (0)
Правовые методы, способы, типы, режимы правового регулирования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правовые методы, способы, типы, режимы правового регулирования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (225)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)