Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Элементы механизма правового регулирования



2019-12-29 227 Обсуждений (0)
Элементы механизма правового регулирования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Успешная деятельность государства и его органов в области правового регулирования общественных отношений заключается не только в правильном осознании границ правового регулирования, но и в творческом использовании в этих целях наиболее действенных правовых средств. В юридической литературе совокупность таких средств трактуется достаточно разнообразно1.

К составным частям механизма правового регулирования относятся: юридические нормы, нормативно-правовые акты, акты официального толкования, юридические факты, правоотношения, акты реализации права, правоприменительные акты, правосознание, режим законности. Каждый из этих элементов, своим способом воздействуя на поведение людей и общественные отношения, выполняет свои регулятивные функции.

Нормы права выступают как предписание и как образец, модель поведения в правовых отношениях. Это исходная база правового регулирования общественных отношений. В нормах права в них указывается, что дозволено и что разрешено, каковы последствия соблюдения или нарушения зафиксированного в них предписания. Нормы права – это основа всего механизма правового регулирования. Все остальные его элементы предусмотрены нормами права, носят поднормативный характер.

Основополагающее регулирующее воздействие нормы права на общественные отношения состоит в том, что она определяет круг субъектов, на которых распространяется ее действие; формулирует обстоятельства, при которых данные субъекты руководствуются ее предписаниями; раскрывает содержание самого правила поведения; устанавливает меры юридической ответственности за нарушение указанных правил.

В юридической науке и практике правовые нормы совершенно справедливо считаются нормативной основой механизма правового регулирования, так как в них сконструирована модель общественного отношения, которая соответствует потребностям и интересам граждан правового государства.

Нормативно-правовой актписьменный документ, создаваемый в результате правотворческой деятельности компетентных государственных органов или всего народа (в порядке референдума), по установлению или признанию норм права, вводящих, изменяющих или отменяющих правила общего характера. Другими словами, нормативно-правовой акткак документ, содержащий нормы права, воздействует на поведение людей путем установления правового режима регламентации того или иного вида общественных отношений. Например, Гражданский кодекс определяет режим регламентирования отношений по использованию материальных благ (имущества), по установлению правового положения участников гражданско-правовых отношений.

Нормативно-правовые акты в своей совокупности образуют целостную и непротиворечивую систему. В ней действуют принцип, согласно которому принимаемые правотворческим органом акты не могут противоречить Конституции и актам вышестоящих органов. Те нормативно-правовые акты, которые противоречат данному принципу, подлежат немедленной отмене самим правотворческим органом, либо вышестоящим органом государства, либо Конституционным судом. Система нормативно-правовых актов содержит все действующие нормы права, которые в свою очередь также находятся между собой в тесной взаимосвязи и образуют единое целое – систему права, основными элементами которой выступают гражданское, трудовое, административное, финансовое, земельное, уголовное и другие отрасли права.

Акты официального толкования – документы, издаваемые специально уполномоченными на то органами (например, пленум Верховного Суда РФ) и направленные на разъяснение смысла правовых норм. Высшую ступень среди них занимают акты конституционного толкования, которые во многих государствах даются конституционным судом. Высшей юридической силой обладают акты толкования парламентских органов и высших судебных инстанций, если они конституционно уполномочены на толкование законов.

Юридические факты – предусмотренные нормами права жизненные ситуации, факты реальной жизни, влекущие юридические последствия: возникновение, изменение и прекращение правовых отношений. Очень часто для возникновения правоотношения необходим не один юридический факт, а их совокупность, то есть фактический состав.

Правоотношенияесть средство перевода общих моделей поведения, заложенных в нормах права, в конкретизированные и индивидуализированные акты поведения членов общества (субъектов права). Через правоотношения осуществляется реализация права, это основной путь претворения предписаний норм права в акты поведения людей.

Правоотношение устанавливает персональную меру возможного и должного поведения участников общественных отношений. При попадании в сферу конкретного правового влияния возможна реализация свободы действий в предусмотренных пределах. Перевод общих прав и обязанностей, содержащихся в правовой норме, в правоотношение дает механизму правового регулирования «возможность» завершить свою регулятивную функцию, то есть воплотить права и обязанности субъектов правоотношений в фактические общественные отношения.

Акты реализации права – это действия субъектов права, участников правовой жизни по воплощению в жизнь предписаний норм права. В таких действиях (в ряде случаев закрепленных в юридических документах, например договорах) реально осуществляются выраженные в правах и обязанностях меры возможного или должного поведения.

Посредством актов реализации права достигаются цели правового регулирования, удовлетворяются конкретные законные интересы управомоченных и обязанных лиц. Основными формами реализации прав и обязанностей являются: а) использование предоставленных нормами права возможностей; б) исполнение обязывающего правового предписания; в) соблюдение правовых запретов. При невозможности самостоятельной реализации субъектами права принадлежащих им юридических прав и обязанностей, государство в лице своих компетентных органов осуществляет правоприменительную деятельность, призванную обеспечить их полную реализацию (изымает налоги, назначает пенсии, осуществляет правосудие).

Акты применения права – это официальные правовые документы, содержащие индивидуальное государственно-властное предписание компетентного органа, которое выносится им в результате разрешения конкретного юридического дела. Другими словами, это индивидуализированные властные предписания, направленные на регламентацию общественных отношений. Это акты (как действия, так и документы) индивидуализированного правового регулирования. Наиболее ярким примером акта применения права является решение суда по конкретному юридическому делу.

В качестве своеобразных элементов механизма правового регулирования выступают правосознаниеирежимзаконности. Своеобразие этих элементов заключается в их не материальности. Этот признак не мешает им оказывать действенное влияние на весь процесс правового регулирования. Эффективность работы всех элементов механизма правового регулирования зависит от уровня правосознания и реальности режима законности.

 В реальной действительности элементы механизма правового регулирования воздействуют на общественные отношения не только юридически, но и при помощи неюридических средств и способов воздействия на поведение людей.

Интересы человека – вот главный ориентир для совершенствования элементов механизма правового регулирования. Выступая своего рода юридической технологией удовлетворения данных интересов, механизм правового регулирования должен быть социально ценным по своей природе, создавать режим благоприятствования реализации законных стремлений личности, упрочнению ее правового статуса.

Исследование разнообразных юридических форм и средств воздействия на поведение людей и общественные отношения показывает, какие из них являются наиболее оптимальными, эффективными в данных условиях, каких результатов можно достичь, используя те или иные юридические средства в каком-либо их сочетании.

 

Содержание механизма правового регулирования

 

В теории права под механизмом правового регулирования понимают совокупность правовых средств, организованных наиболее

 последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.

Целью механизма правового регулирования является обеспечение свободного движения интересов субъектов к ценностям (содержательный признак). Механизм правового регулирования – система различных по своей природе и функциям юридических средств, позволяющих достигать его целей (формальный признак).

Потребность в различных юридических средствах, действующих в механизме правового регулирования, определяется разным характером движения интересов субъектов к ценностям, наличием многочисленных представлений на этом пути. Именно неоднозначность проблемы удовлетворения интересов как содержательного момента предполагает разнообразие их правового обеспечения.

Понятие механизма правового регулирования позволяет собрать и систематизировать юридические средства правового воздействия на общественные отношения, определить место и роль того или иного юридического средства в правовой жизни общества.

Некоторые авторы полагают, что механизм правового регулирования общественных отношений состоит только из правовых средств юридического воздействия, при этом такие правовые процессы, как правотворчество, применение права они не включают. Но это не правильно. Один из основных принципов научного анализа сложных систем, механизмов требует рассматривать исследуемый объект, явление во взаимосвязи, взаимодействии составляющих его частей. Поэтому, чтобы получить полное и верное представление о механизме правового регулирования общественных отношений, его способности выступать в этом качестве следует рассматривать максимально полно все его компоненты, а также взять их во взаимосвязи и взаимодействии.

Единый механизм правового регулирования общественных отношений сообразно стадиям правового регулирования. Каждый механизм действует на своей стадии и характеризуется специфическими, присущими только ему правовыми средствами. [Приложение 4]

В механизме правотворчества выделяются объект и субъект. Под объектом понимается система общественных отношений, подлежащих правовому регулированию. Субъектами выступают, прежде всего, государство, его органы и должностные лица, граждане, политические партии и общественные объединения.

Такие специально правовые средства как правотворческая инициатива, юридическая техника, процедуры рассмотрения и принятия нормативно-правового акта, его официальное опубликование используются в процессе правотворчества.

Правовое регулирование полностью исчерпывает себя механизмом реализации норм права (при нормальном течении обстоятельств). Но наличие в обществе правонарушений, делает необходимым и оправданным существование механизма государственного принуждения. Именно с помощью него органы государства принимают попытку восстановить нарушенные права граждан и иных лиц и сделать правонарушителей законопослушными.

Как и любой другой управленческий механизм, правовое регулирование стремится к оптимизации, к действительности правовой формы, которая в наибольшей мере создает режим благоприятствования для развития полезных общественных отношений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Правовое регулирование – это целенаправленное воздействие правовых средств на поведение людей и общественные отношения. Правовое регулирование предполагает активную деятельность как всего общества, так и отдельно взятого человека в процессе создания и применение права.

Система общественных отношений, регулируемых правом, разнообразна и сложна. Она подразделяется на политическую, экономическую, социальную сферы. Предмет правового регулирования, то есть сфера общественных отношений, должен быть четко определен, для того, чтобы избежать угрозы возникновения произвола в обществе или тоталитарных режимов.

Входящие в сферу правового регулирования общественные отношения неодинаковы, именно поэтому наблюдаются различия в методах, способах юридического воздействия. Разделение юридической деятельности на публично-правовую и частноправовую связано с разнообразием методов, способов, типов правового регулирования. Это должно учитываться при подготовке будущих юристов.

Механизм правового регулирования общественных отношений – система юридических средств (нормы права, нормативно-правовые акты, правоотношения и другие), при помощи которых осуществляется правовое регулирование.

Правильное осознание границ правового регулирования общественных отношений и использование наиболее действенных юридических средств – все это нужно для успешной деятельности государства.

Исследование механизма правового регулирования обеспечивает законодателя набором оптимальных юридических средств и правовых механизмов, для наиболее эффективного решения общественных задач.

 

                                             ГЛОССАРИЙ   

№ п/п Новое понятие Содержание
1 2 3
1 Акты официального толкования документы, издаваемые специально уполномоченными на то органами и направленные на разъяснение смысла правовых норм
2 Акты применения права официальные правовые документы, содержащие индивидуальное государственно-властное предписание компетентного органа, которое выносится им в результате разрешения конкретного юридического дела
3 Акты реализации права действия субъектов права, участников правовой жизни по воплощению в жизнь предписаний норм права
4 Дозволение право, которое может быть реализовано только действиями самого управомоченного лица
5 Запрет возложение обязанности воздерживаться от определенных действий
6 Метод способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь
7 Механизм правового регулирования система различных по своей природе и функциям юридических средств, позволяющих достигать его целей
8 Нормативно-правовой акт письменный документ, создаваемый в результате правотворческой деятельности компетентных государственных органов или всего народа, по установлению или признанию норм права, вводящих, изменяющих или отменяющих правила общего характера
9 Обязывание предписание совершить определенное положительное действие
10 Правовое ограничение правовое сдерживание противозаконной акции, создающее условия для охраны и защиты интересов контрсубъекта и общественных интересов
11 Правовое регулирование деятельность государства и общества, осуществляемая в процессе подготовки и принятия норм права, их реализации в конкретных отношениях и применениях государственного принуждения к правонарушителям с целью достижения стабильного в обществе правопорядка
12 Правовой режим специфика юридического регулирования определенной сферы общественных отношений с помощью различных юридических средств и способов
13 Правовой стимул правовое побуждение к законопослушным действиям, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования
14 Предмет правового регулирования общественных отношений общественные отношения, требующие правового воздействия и подвергающиеся ему
15 Способ действие или система действий, применяемые при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь
16 Тип форма, вид чего-нибудь, обладающие определенными признаками, а также образец, которому соответствует известная группа предметов, явлений
17 Юридические факты предусмотренные нормами права жизненные ситуации, факты реальной жизни, влекущие юридические последствия: возникновение, изменение и прекращение правовых отношений

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алексеев С.С. Теория права. М., 1995. – 347с.

2. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА . М, 1999. – 440с.

3. Лившиц Р.З. Теория права. М., 1994. – 319с.

4. Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах: Учебно-методическое пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – 300с.

5. Общая теория права и государства/ Под ред. В.В. Лазарева. М., 1994. – 432с.

6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: «Русский язык», 1990. – 535с.

7. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. – М.: «Фирма Гардарика», 1996. – 304с.

8. Сырых В.М. Теория государства и права. Учебник для вузов. Редактор Голубкова Н.А. М.: Былина, 1998. – 512с.

9. Теория государства и права (схемы и комментарии). Учебное пособие/ Под ред. Д. Ю. Н., проф. Р.А. Ромашова. – СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2000. – 276с.

10. Теория государства и права: Учебник для вузов/Отв. ред. Д.Ю.Н., проф В.Д. Перевалов. – 3-е изд, перераб. и доп. – М.: Норма, 2004. – 496с.

11. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова – М.: Изд. группа НОРМА – ИНФРА-М, 1998. – 570с.

12. Трубецкой Е.Н. Лекции по Энциклопедии права. М., 1909. – 245с.

13. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений/Под ред. Профессора В.Г. Стрекозова – М. – 2001. – 377с.

14. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., 1999. – 367с.

15. Черепахин Б.Б. К вопросу о частном и публичном праве. М., 1994. – 219с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1



2019-12-29 227 Обсуждений (0)
Элементы механизма правового регулирования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Элементы механизма правового регулирования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (227)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)