Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие конституционного статуса человека и гражданина



2019-12-29 247 Обсуждений (0)
Понятие конституционного статуса человека и гражданина 0.00 из 5.00 0 оценок




В Конституции РФ получили свое выражение такие демократические принципы правового положения личности, как признание и гарантированность прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права; неотчуждаемость основных прав и свобод человека и их принадлежность каждому от рождения; осуществление прав и свобод человека и гражданина без нарушения прав и свобод других лиц (ст.17); определение правами и свободами смысла, содержания и применения законов, деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспеченность их правосудием (ст.18); равенство всех перед законом и судом. Установлено также, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.[3] Они могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 2 и 3 ст. 55).

   Правовое положение (статус) человека и гражданина в полном объеме характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права.[4] Конституционным статусом охватывается гарантированная Конституцией и государственной властью система основных прав, свобод и обязанностей физических лиц, характеризующая их фактическое и юридическое положение в обществе. Соответственно конституционным статусом охватываются: права и свободы человека и гражданина; основные или конституционные обязанности; гарантии прав, свобод и обязанностей, а также их пределы и основания ограничений.
   Права человека – это важнейший институт конституционного строя, представленный совокупностью конституционных возможностей, призванных обеспечить достойную и безопасную жизнь человека и гражданина, условия его свободной жизнедеятельности. Права человека в юридическом значении означают возможность его обладателя совершать дозволенные или не запрещенные Конституцией Российской Федерации и основанными на ней законами, конституционными принципами, конституционными обычными нормами, международно-правовыми стандартами осуществления (а равно неосуществления) определенных действий. Законодательство РФ различает понятия «права» и «свободы». Общим для данных понятий является то, что обладание правом и свободами означает возможность избрать тот или иной вид поведения. Разница между ними заключается в смыслах: права связаны главным образом с возможностью получения определенных благ - это всегда право на получение чего-то. Свобода для человека есть возможность избегать воздействия со стороны государства, государственной власти, тех или иных ограничений. Свобода в этом смысле есть независимость от государства. Соответственно, конституционные права и свободы - это закрепленные в Конституции Российской Федерации и гарантированные государством возможности, позволяющие каждому свободно и самостоятельно избирать вид и меру своего поведения, создавать и пользоваться предоставленными ему социальными благами как в личных, так и в общественных интересах[5].

Итак, права и свободы человека и гражданина - это система
стабильных, в определенной мере даже традиционных, благ и социальных ценностей, представляющих собою объект правовых притязаний главных участников общественных отношений - человека и гражданина. «Нормативная природа прав человека, фиксирующая его притязания на определенные блага и условия нормальной жизнедеятельности, вносит в общественную жизнь стабильность и правопорядок, - отмечает Е.А. Лукашева. Защита свободы и прав человека, их гарантии - это один из способов сохранения самоценности личности, ее права на жизнь, на личную неприкосновенность, на достойное существование, свободу от нужд и унижений,  права на культурную,  конфессиональную, национальную_самобытность».[6]
   Обратимся к рассмотрению смысла понятия свободы, которое включает в себя независимость, отсутствие стеснений и ограничений[7].
  «Ограничивая свободу каждого известными пределами, закон обеспечивает ему беспрепятственное и спокойное пользование своими правами, т.е. гарантирует ему свободу внутри этих пределов. Свобода каждого человека простирается лишь до той границы, от которой начинается свобода других людей. Стремясь установить эти границы, закон содействует тому, чтобы в совместной жизни людей воцарился порядок, основанный на свободе»[8].
    Свобода может воплотиться в подлинную реальность только во взаимодействии с такими родственными ценностями как нравственность, культура, возможность выбора. Свобода имеет две стороны: свобода как результат духовно-нравственного роста самого человека и свобода как достижение цивилизации, ее внешнее проявление. Ограничения свободы во многом обусловлены тем, что идеалы нравственности не для всех индивидуумов являются авторитетными. Требуя безграничной свободы, представители общества переходят грань между свободой и распущенностью, здесь актуальными являются знаменитые слова
римского оратора Марка Фабия Квинтилиана: «Свобода и распущенность - понятие одно другому совершенно противоположные»[9], именно в процессе демократизации нравственность должна активно функционировать как нормативный регулятор. Неоспоримым является тот факт, что без личной свободы невозможно и нравственное развитие. Человек, существуя в обществе, естественно в нем же и развивает свою свободу и нравственность. Нравственный интерес, требующий личной свободы, также требует, чтобы личная свобода не противоречила условиям существования общества. Согласование личной свободы с общественным самосохранением требует не только утверждения безусловного идеала нравственного совершенства, отвлеченного и являющегося целью свободных единичных усилий, но также предполагает и установление правовых ограничений, требующих воздержания от определенных действий.
   Как толкуется в словарях, ограничение есть грань, предел, рубеж; удержание в известных рамках; правило, ограничивающее какие-либо права, действия; стеснение определенными условиями; лимитирование сферы деятельности, сужение возмож­ностей и т.п.[10]. В юриспруденции же понятие «огра­ничение» употребляется в разных значениях. Чаще его используют в отношении права в целом, говоря о праве как об ограниченной свободе.

К пониманию «правовых ограничений» в юридической литературе существует несколько подходов. Содержание, вкладываемое в данный термин, определяется рядом авторов через соотношение его с близ­ким по смыслу понятием «правовой запрет». В частности, А.В. Малько пишет: «Всякий запрет — ограничение, но не всякое ограничение в сфере права — запрет... Иначе говоря, понятие «ограниче­ние» является родовым, а понятие «запрет» — видо­вым. Запрет есть лишь определенная форма правово­го ограничения»[11]. Другими его формами А.В. Малько называет при­остановление обязанности, наказание. Тем самым данный автор развивает идею Н.М. Коркунова о том, что, разграничивая сталкивающиеся интересы, юри­дическая норма, во-первых, устанавливает пределы, в которых данный интерес может быть осуществляем — это право: во-вторых, устанавливает в отношении к другому сталкивающемуся с ним интересу соответ­ственные ограничения — это обязанность.

Следует также отметить, что в работе А. В. Малько правовое ограничение определяется как «правовое сдерживание противозаконного деяния, создающего условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите, как исключения определенных возможностей в деятельности лиц»[12].

С.С. Алексеев также отмечает, что «ограничение — это вопрос… об объеме регулирования, о границах имеющихся у лиц прав, которые характеризуют ре­зультат юридического регулирования. Достигается же такой результат… путем сужения дозволений, новых запрещений, дополнительных позитивных обязы­ваний»[13].

Известный теоретик права, член-корреспондент РАН Е.А. Лукашева в книге «Права человека», лишь в связи с правовым статусом человека и гражданина касается общих аспектов оснований ограничения рассматриваемых прав и свобод. Причем, она не дает собственного определения ограничения прав и свобод человека и гражданина, а говорит лишь, что «пользование правами сопряжено с ответственностью человека, с возможностью ограничения, определяемыми мерой и границами свободы, установленными правом, принципами гуманности, солидарности, нравственности». Ссылаясь на нормы международного и внутригосударственного права, приводит случаи, когда ограничение прав и свобод человека и гражданина допускаются на практике[14].
   Академик B.C. Нерсесянц, исследуя проблему прав человека в свете политико-правовой мысли, связывает права человека с правом вообще, так как «это, - как считает ученый, - не различные ...феномены, а явления принципиально одного порядка и одного типа». При этом он тоже не дает специального определения ограничения прав и свобод человека и гражданина. Но интересны его рассуждения об ограниченных правах и о необходимости присутствия и признания в правовом равенстве свободы субъектов права, то есть об их формальной независимости друг от друга, о благах субъектов. Обосновывает он это тем, что через механизм права первоначально несвободная масса людей (права последних ограничены, ущемлены и др.) постепенно преобразуется в свободных индивидов[15].

Обобщая последние исследования по правам че­ловека и гражданина в теории права, С.С Алексеев прямо не определяет, что такое ограничение прав и свобод человека и гражданина на современном эта­пе. В то же время он говорит о правах человека как о явлении глобального порядка и в этом контек­сте подчеркивает необходимость строгого соблюдения прав и свобод человека и гражданина в демократи­ческом обществе, устранении возникающих наруше­ний, коллизий и т.д. С.С. Алексеев говорит о равенстве людей в соци­альном государстве, т.е. о равенстве всех перед зако­ном и судом и о равенстве в стартовых позициях в социально-экономической жизни (без незаконных ограничений)[16].

   Однако всеобщим, применимым к любому праву осно­ванием для определения пределов его осуществления (и в этом смыс­ле — ограничения) и является прин­цип формального равенства, выражающий сущность права как осо­бого социального явления[17]. Равен­ство субъектов прав и свобод чело­века и гражданина прямо или косвенно закреплено в целом ряде статей Конституции РФ[18]. Со­держательно же этот принцип раскрыт в ч. 3ст. 17, которая гласит, что «осуществление прав и свобод человека и гражданина не долж­но нарушать права и свободы дру­гих лиц». Данное положение вос­ходит к знаменитому «золотому правилу» нормативной регуляции, воспринятому христианством из греко-римской правовой мысли: «Итак, во всем, как хотите, что­бы с вами поступали люди, так по­ступайте и вы с ними». Иначе говоря: «Не поступайте по отноше­нию к людям так, как вы не хоте­ли бы, чтобы люди поступали по отношению к вам». В плоскости правового подхода эта формула означает, что индивид может осу­ществлять свои права в тех преде­лах, в которых не нарушаются аналогичные права других лиц. Таким образом, здесь, по сути  дела, сформулирован принцип формально-юридического равенства, означающий отсутствие у любого человека каких-либо привилегий перед другими людьми в сфере права. Этот принцип и определяет самые общие пределы правовой регуляции, то есть пределы осу­ществления прав и свобод.

В связи с этим можно отметить, что Т.Н. Радько в рамках ограничительной функции права выделяет понятие «ограничение прав» вообще и определяет его как своего рода уравновешивание противоположных интересов. Через это поня­тие он трактует ограничения прав и свобод че­ловека и гражданина, которые могут быть установле­ны федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях зашиты основ конституци­онного строя, нравственности, здоровья, прав и за­конных интересов других лиц[19].

Ашихмина А.В. дает следующее понятие: ограничение права — это законодательно санк­ционированное временное сокращение либо умень­шение как по существу, так и по времени, пользова­ния этим благом, составляющим предмет субъектив­ного права[20]. Ограничиваются, следовательно, не само благо (его объем, содержательные полнота и целост­ность, качественная определенность и др.), а условия притязания на личное или общественное благо, на продолжительность, полноту и качество пользования этим благом.

Как категория конституционного права, таким образом, ограничение права, а отсюда и ограничение конституционных прав и свобод человека и гражда­нина, — это действительно законодательно санкцио­нированное ограничение условий и возможностей притязать на рассматриваемое благо, а не уменьше­ние самого данного блага, объем и качество которого представляют величину в достаточной мере постоян­ную. Вместе с тем ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина — это заключение этих прав и свобод в определенные рамки, границы, или же своего рода уравновешивание самых разных интересов и благ субъектов права (человека, гражда­нина).

Ограничение прав человека и гражданина выступает фундаментальной категорией конституционного статуса личности. В частности, тесная взаимосвязь с принципами конституционного статуса личности (например, сочетания свободы и ответственности, прав и обязанностей) предполагает то, что ограничение прав пронизывает и интегрирует иные элементы конституционного статуса личности. Без ограничений права человека не могут быть реализованы на практике и останутся лишь красивой декларацией. Фактически ограничения служат базой для познания отдельных основных прав. Прежде всего, это касается основных личных и политических прав, которые выполняют функцию защиты свободы от посягательств со стороны государства. Категория «ограничение» выражается также в правосубъектности, гражданстве, гарантиях, которые являются условиями реализации прав, обязанностей и предопределяют тот или иной их объем.

Подходы к определению ограничений прав и свобод человека и гражданина условно можно разделить на три группы. Первая группа – это понимание ограничений прав и свобод как собственно средства. Сюда можно отнести точку зрения Т.Н. Радько, рассмотренную выше, а также Должикова А. В., который считает, что под ограничением основных прав понимает обусловленную природными социальными и духовными причинами систему конституционно-правовых средств, определяющих носителя, сферу нормативного содержания и порядок реализации основных прав человека и гражданина, но допустимую лишь в случае соответствия формальным и материальным критериям[21].

Второй подход к данной проблематике заключается в понятии ограничений как сужении объема прав и свобод. Помимо вышеприведенного мнения Ашихминой А.В., можно указать и многие другие примеры, так как это пожалуй, наиболее популярный среди ученых-правоведов и, следует признать, обоснованный подход. Л. Л. Беломестных, например, дает определение ограничения прав и свобод человека и гражданина как законодательно санкционированное (со стороны государства) сужение рамок, границ прав и свобод человека и гражданина и ограничение условий и возможностей последних притязать на определенные блага[22]. В. И. Гойман определяет ограничение права (свободы) как осуществляемое в соответствии с предусмотренными законом основаниями и в установленном порядке сужение его объема[23], а М. А. Нагорная – как изменение содержания или объема действия нормы права[24]. Довольно полное определение в рамках данного подхода дает А. А. Подмарев — это установленные законодательством пределы (границы) реализации осуществления человеком (гражданином) прав и свобод, выражающиеся в запретах, вторжениях, обязанностях, ответственности, существование которых детерминировано (предопределено) необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей и назначением которых является обеспечение необходимого баланса между интересами личности, общества и государства[25]. С.С.Алексеев, как мы видим из вышеизложенного, также разделяет такой подход.

Согласно третьему подходу, ограничение прав и свобод – это определенные изъятия из них. В пример можно привести высказывание B.C. Эбзеева — это «допускаемые Конституцией и установленные федеральным законом изъятияиз конституционного статуса человека и гражданина» и, кроме того, «в качестве ограничения основных прав может рассматриваться также изъятие из круга право­мочий, составляющих нормативное содержание основных прав и свобод»[26].

Однако, с таким подходом едва ли можно согласиться. Как отметил В.И. Крусс: «Категорию "ограниче­ния" можно трактовать в двух смыслах: широком — как родовое понятие, и узком — как специфическую форму опосредования основных прав и свобод человека и гражданина. Именно с ограничением в узком смысле связывают, как правило, изменение содержания прав человека, которое не должно ка­саться их сущности»[27]. А изъятие из права уже означает изменение его сущности…

 Многообразие мнений по поводу сущности право­вых ограничений объясняется тем, что правовые огра­ничения — явление многогранное, которое позволяет охватить разнообразные юридические инструменты (обязанности, запреты, приостановлении, сервитуты, лимиты, меры защиты, наказания, пресечения и т.п.), «интегрируя и унифицируя их»[28].

Исследовав научные подходы к понятию ограничение прав и свобод, отмечаем, что естественная свобода является изначальным и абсолютным явлением, которым человек наделен от рождения и которое заканчивается вместе с его смертью. Вместе с тем она приобретает ограниченный характер вследствие того, что индивид проживает в обществе подобных ему существ, где их интересы и потребности разнятся, порой заходя в глубокие противоречия. В таких условиях, когда каждый будет реализовывать только свою абсолютную свободу, невозможным становится достижение общесоциальных целей, без которых не способно существовать общество, а значит, и сам человек[29].

Ограничение рассматривается в качестве императивного, основанного на положениях конституции, предпринятого в установленных ею целях и в соответствии с определяемыми ею требованиями нормативного сужения круга возможностей того или иного субъекта конституционного права. Ограничение, поскольку мы остановимся на том, что оно означает изменение содержания (объема) субъективного права или компетенции, выступает их динамической характеристикой.

 



2019-12-29 247 Обсуждений (0)
Понятие конституционного статуса человека и гражданина 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие конституционного статуса человека и гражданина

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (247)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)