Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности правового статуса военнослужащего: военные общественные отношения



2019-12-29 216 Обсуждений (0)
Особенности правового статуса военнослужащего: военные общественные отношения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Военнослужащий – всегда гражданин Российской Федерации. Но, помимо этого обязательного требования, для уяснения специфики правового статуса военнослужащего необходимо понимать, откуда вообще возник этот статус, что такое военные общественные отношения, зачем они отличаются от всех остальных и почему им придается такое большое значение. Рассмотрим это подробнее.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального Закона РФ «О статусе военнослужащих» от 28.05.1998 № 76-ФЗ[2] статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни.

Цели государства по обеспечению независимости и государственного суверенитета воплощены в функциях государства, которые закреплены в предметах ведения исключительно за Российской Федерацией (ст. 71 Конституции Российской Федерации). К предметам исключительного ведения Российской Федерации, в частности, отнесены: внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; оборона и безопасность; определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа и др.

Содержание военной деятельности государства составляет оборона, под которой понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории (п. 1 ст. 1 Федерального закона "Об обороне"). Военная деятельность государства в соответствии с Федеральным законом "Об обороне" ведется как всеми органами государственной власти на всех уровнях, так и специально для того учрежденными и создаваемыми государственными органами и организациями, в совокупности образующими военную организацию государства. Военная организация государства - это система вооруженных субъектов, а также военно-политических, военно-экономических, военно-научных и других структур государства, имеющих целью обеспечить военную мощь, обороноспособность, национальную безопасность страны на необходимом и достаточном уровне[3].

Содержание термина "военная организация государства" раскрыто в Военной доктрине Российской Федерации, а ее структурный состав - в ст. 1 Федерального закона "Об обороне". Согласно указанным документам в военную организацию Российского государства входят:

а) Вооруженные Силы Российской Федерации, составляющие ядро и основу обеспечения военной безопасности государства;

б) другие войска (внутренние войска МВД России и войска гражданской обороны МЧС России);

в) воинские формирования (инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти);

г) органы (СВР России, органы федеральной службы безопасности, федеральный орган специальной связи и информации, федеральные органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации);

д) органы военного управления;

е) создаваемые на военное время специальные формирования;

ж) часть промышленного и научного комплексов страны, предназначенная для обеспечения задач военной безопасности.

Основным предназначением военной организации государства Военная доктрина определяет выполнение задач военной безопасности Российской Федерации, под которой понимается состояние межгосударственной и внутригосударственной военно-политической обстановки, военно-стратегический компонент глобального геополитического противоборства, элемент внутренней и внешней безопасности государства, при котором обеспечиваются независимость, суверенитет, государственная и территориальная целостность, предотвращается военная агрессия против России и ее союзников, уменьшается угроза национальным интересам государства и вероятность вовлечения его в войну или вооруженные конфликты, а в случае возникновения внешней, внутренней или трансграничной военной угрозы жизненно важным интересам государства, общества и личности обеспечиваются условия для их мирного, демократического развития и их вооруженная защита[4].

Значимость обеспечения военной безопасности государства в современных условиях в большой степени обусловлена и геополитическими факторами, к числу которых современные исследователи, в частности, относят следующие:

1) Российская Федерация, являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН, одним из активных участников Организации Договора о коллективной безопасности, имеет интересы, отвечающие ее международным обязательствам и статусу мировой державы;

2) Российская Федерация, являясь правопреемником СССР, унаследовала в том числе внутригосударственные проблемы, связанные с системным кризисом во всех областях общественной жизни, прежде всего в экономике и социальной политике. Нерешенные проблемы в национальной политике повлекли за собой тенденцию "суверенизации" субъектов Российской Федерации, которая привела к возникновению угрозы территориальной целостности Российской Федерации;

3) государственная граница Российской Федерации после 1991 г. имеет протяженность 60932,8 км, из которых 14509,3 км - границы сухопутные, 38807,5 км - морские, а остальные проходят по рекам и озерам. В результате распада СССР, разрушения единого пограничного пространства и системы охраны границ бывшего союзного государства на западных и частично южных пограничных рубежах нашей страны свыше 13,5 тыс. км ее вновь образовавшихся границ оказались не только не оформленными в международно-правовом отношении, но и не оборудованными инженерными средствами, с полным отсутствием необходимой пограничной инфраструктуры[5].

В связи с изложенным в научной литературе вполне обоснованно констатируется, что предметом военного права являются общественные отношения, складывающиеся во всех структурах военной организации, обеспечивающих военную безопасность и обороноспособность государства, регулируемые нормами различных отраслей права <76>. Общественные отношения, складывающиеся в сфере военной деятельности государства, представляют собой компактное единство и имеют большое общегосударственное значение. Основными объединяющими факторами, которые придают предмету военного права определенное единство, внутреннюю согласованность и взаимосвязь, позволяющими институционализировать военное право в качестве самостоятельной отрасли права, являются:

а) общность цели правового регулирования - обеспечение военной безопасности государства;

б) специфические принципы военной организации - строжайшая централизация, единоначалие и безусловность воинского повиновения, воинская дисциплина, конституционное закрепление воинской обязанности. Эти принципы определяющим образом влияют на характер правовых норм, регулирующих военную деятельность, находят свое отражение в самом содержании военного права и в методах регулирования воинских отношений и обусловливают их особенности;

в) наличие в сфере обороны и безопасности государства специфических отношений, которые не регулируются никакими иными отраслями права, кроме военного права, хотя тесно и связаны с ними. Именно эти и подобные им правоотношения составляют ядро, сердцевину предмета военного права, определяют присущие ему особенности. К их числу можно отнести:

- военно-служебные отношения, которые не входят в сферу норм административного права, не регулируются трудовым правом и какими-либо другими отраслями права;

- воинские уставные взаимоотношения между военнослужащими, охватывающие до мельчайших подробностей весь строй внутренних отношений в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах. Данные отношения составляют наиболее отчетливо выраженное специфическое содержание военного права;

- общественные отношения, складывающиеся в процессе выполнения боевых задач в мирное время (несение боевого дежурства, боевой службы, пограничной службы и др.) и боевого применения войск и сил флота в условиях реальных боевых действий (в период войн и вооруженных конфликтов). Военными учеными-правоведами в связи с этим вполне обоснованно ставится вопрос о формировании в военном праве относительно самостоятельной подотрасли - оперативного права, регламентирующего деятельность войск (сил) в условиях вооруженного противоборства[6].

Таким образом, военному праву присущи единство, универсальность и своеобразие предмета правового регулирования. Однако качественная однородность предмета военного права вовсе не означает, что он не может быть структурирован на множество разнообразных общественных отношений, складывающихся в сфере военной деятельности государства. Следовательно, предметом правового регулирования военного права являются общественные отношения, складывающиеся в области военной деятельности государства, содержание которой составляет обеспечение обороны страны, средство осуществления – военная организация государства, а цель – обеспечение военной безопасности государства.

Отсюда вытекает специфика правового статуса военнослужащего: военнослужащий – это гражданин Российской Федерации, наделенный государством специфическими обязанностями и ограничениями, вытекающими из его постоянной готовности в рамках военной службы к защите государства и, в силу этого, обладающий определенными правами, которыми более никакая категория граждан России не обладает.

Военнослужащий находится на службе круглосуточно, его права и обязанности не прекращаются ни на минуту. Они перестают для него быть обязательными (и то не в полной мере) только после его увольнения в запас. Но и тогда он числится как резервный специалист по своей военно-учетной специальности.

Военнослужащий обязан подчиняться приказам своего прямого начальника и непосредственного начальника. Это обязательное правило, армия существует на основе единоначалия и дисциплины. Сам факт наличия статуса военнослужащего обязывает его подчиняться дисциплинарному уставу и уставам родов войск (видов вооруженных сил).

Вместе с этим военнослужащий наделен и определенными правами. Часть из них вытекает из его специфического статуса: например, он вправе носить и применять оружие. Другая часть вытекает из тех ограничений, которые он несет во время службы: по увольнении в запас государство обязано выделить ему жилье и выплачивать пенсию. Это социальная группа прав.

Данное сочетание прав и обязанностей, вытекающие из специфики правового статуса военнослужащего, уникальны, он не свойственны никакой иной категории граждан Российской Федерации и именно они обусловливают специфику соблюдения и защиты конституционных прав и свобод гражданина в армии. Ниже мы рассмотрим не все прав и свободы, свойственные гражданину, и их защиту, а лишь те, осуществление и защита которых имеет в армии наиболее яркую специфику либо свойственна только гражданам, имеющим или имевшим статус военнослужащего.




2019-12-29 216 Обсуждений (0)
Особенности правового статуса военнослужащего: военные общественные отношения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности правового статуса военнослужащего: военные общественные отношения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (216)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)