Военные суды как часть системы судов общей юрисдикции
Военные суды осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Количество военных судов и численность судей устанавливаются Верховным Судом РФ. Все военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Когда воинская часть, предприятие, учреждение или организация Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов дислоцируются за пределами территории Российской Федерации, по месту их дислокации могут быть созданы военные суды, если это предусмотрено, международным договором Российской Федерации[9]. На организацию и деятельность военных судов полностью распространимо действие всех и каждого из принципов правосудия: осуществление правосудия только судом, назначаемость судей на должность, гласность, состязательность и равноправие сторон, презумпция невиновности, равенство всех перед законом и судом, обеспечение подсудимому права на защиту, сочетание единоличного и коллегиального составов суда при рассмотрении судом гражданских и уголовных дел, независимость судей и подчинение их только закону, национальный язык судопроизводства и др. Они закреплены в Конституции РФ, УПК и ГПК. Между тем в Законе о военных судах[10] вновь продублирована и уточнена правовая основа двух из них: · принципа независимости судей и подчинения их только закону (ст. 5) · национального языка судопроизводства (ст. 6). Правосудие военные суды осуществляют не только независимо, но и самостоятельно, подчиняясь только Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам. Недопустимо какое-либо вмешательство в деятельность судей военных судов по осуществлению правосудия. Своеобразие компетенции военных судов отражается на форме реализации в их деятельности принципа национального языка судопроизводства. В военных судах, как судопроизводство, так и делопроизводство ведутся на государственном языке Российской Федерации — русском языке. Где бы ни располагался суд, какой бы национальности население ни проживало на данной территории, судопроизводство (делопроизводство) в военных судах не может вестись на каком-либо ином языке. По общему правилу участвующим в деле лицам, не владеющим русским языком, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо другом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика. Согласно ст. 4 Закона о военных судахобщими задачами военных судов при рассмотрении дел являются обеспечение и защита нарушенных и(или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов: · человека и гражданина, юридических лиц и их объединений; · органов местного самоуправления; · Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Специальные задачи военных судов закреплены в федеральном процессуальном законе. Согласно ст. 2 УПК, ст. 2 ГПК и ст. 1 КоАП военные суды, как и любые иные суды общей юрисдикции, должны решать задачи: а) быстрого и полного раскрытия преступлений; б) изобличения виновных; в) правильного применения закона; г) правильного и своевременного рассмотрения и разрешения Гражданских дел[11]. Военные суды по делам, которые им подсудны, осуществляют правосудие в первой, кассационной инстанциях, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Им подсудны: а) гражданские и административные дела о защите нарушенных и(или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений; б) дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов; в) дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы. Помимо того, военные суды рассматривают и разрешают жалобы на применение к военнослужащим и гражданам, проходящим военные сборы, заключения под стражу в качестве меры пресечения, а равно на последующее продление сроков содержания под стражей, а также жалобы на действия (бездействие) военных прокуроров и принятые ими решения по делам, расследуемым в отношении указанных лиц. В соответствии со ст. 23, 25 Конституции РФ военные суды в пределах своих полномочий рассматривают дела и материалы, связанные с ограничениями конституционных свобод и прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища. По общему правилу, когда военные суды дислоцируются за пределами территории Российской Федерации, им подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации. Военные суды относятся к третьему звену судебной системы, хотя и сами подразделяются на три специфических звена, которые в совокупности и взаимосвязи образуют систему: Первое звено составляют гарнизонные военные суды. Ко второму относятся окружные (флотские) военные суды. К третьему — Военная коллегия Верховного Суда РФ. Гарнизонные военные суды действует на территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов. Они образуются в составе председателя, его заместителей и других судей. По первой инстанции гарнизонные военные суды рассматривают все подсудные военным судам гражданские, административные и уголовные дела, не отнесенные Законом о военных судах к подсудности Военной коллегии Верховного Суда РФ или окружного (флотского) военного суда. Кроме того, гарнизонный военный суд рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении актов (приговоров, определений, постановлений и т.п.), принятых им и вступивших в силу. Исходя из положений, содержащихся в гл. 2 Конституции РФ, он также принимает решения об аресте, о заключении под стражу, содержании под стражей, об ограничении прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища. В соответствии с требованиями ст. 46 Конституции РФ гарнизонный военный суд рассматривает жалобы на действия (бездействие), лица, производящего дознание, следователя, прокурора и принятые ими решения в порядке, который установлен федеральным уголовно-процессуальным законом для проверки законности и обоснованности заключения под стражу. Окружные (флотские) военные суды действуют на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, на которой дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Состав окружного (флотского) военного суда состоит из председателя, его заместителей (возможна должность первого заместителя), других судей. Здесь всегда есть президиум; могут быть образованы судебные коллегии и (или) судебные составы. Окружным (флотским) военным судам подсудно рассмотрение в первой инстанции гражданских дел, связанных с государственной тайной, и уголовных дел о преступлениях, влекущих наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни. Ими также рассматриваются (в кассационном порядке) дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, не вступившие в законную силу. Помимо того, ими в порядке надзора разрешаются дела по протестам на акты гарнизонных военных судов, вступившие в силу, а также на определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом в кассационной инстанции. По вновь открывшимся обстоятельствам окружной (флотский) военный суд рассматривает дела по своим решениям (приговорам и т.п.), вступившим в силу. Военная коллегия Верховного Суда РФ – это непосредственная вышестоящая судебная инстанция по отношению к окружным (флотским) военным судам. Она является составной частью Верховного Суда РФ со всеми вытекающими из этого обстоятельства последствиями, связанными с ее полномочиями и порядком назначения судей. Военной коллегии Верховного Суда РФ подсудны: 1)дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ, Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы; 2)дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного суда, если им заявлено соответствующее ходатайство, а также дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые Военная коллегия Верховного Суда РФ вправе принять к своему производству при наличии ходатайства обвиняемого. Военной коллегией также осуществляется правосудие в кассационном, надзорном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам. Помимо осуществления правосудия Военная коллегия Верховного Суда РФ издает информационный бюллетень военных судов, в котором публикуются решения военных судов по гражданским и уголовным делам, обзоры судебной практики, аналитические материалы и статистические данные о работе военных судов и иные материалы. В последнее время активно рассматриваются различные возможности реформирования системы военных судов. Так, по словам А.В. Петроченкова, заместителя Председателя Верховного Суда РФ – Председателя Военной коллегии ВС РФ, прорабатывается вопрос об упразднении института прикомандирования применительно к судьям военных судов и Управления обеспечения деятельности военных судов Судебного департамента. При этом, по мнению А.В. Петроченкова, не должны быть ущемлены гарантии социальной защищенности судей (как действующих военнослужащих) и реализация данных предложений не должна отразиться на деятельности военных судов[12]. Представляется важным, и в этом следует согласиться с указанным автором, что судебная защита прав военнослужащих и качество правосудия пострадать не должны.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (836)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |