Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Уровень профессиональной подготовки духовенства Псковской епархии



2019-12-29 230 Обсуждений (0)
Уровень профессиональной подготовки духовенства Псковской епархии 0.00 из 5.00 0 оценок




 

По свидетельству современников и мнению большинства исследователей состояние духовного образования в России и, соответственно, уровень профессиональной подготовки служителей церкви не соответствовал сложности возложенных на духовное сословие задач. Просвещенные современники смотрели на духовных лиц как на “представителей невежества и суеверия”, и гордясь своей причастностью к новейшей западной философии, избегали общения с “защитниками рутины”.[ccxlix] Признавая наличие среди высших иерархов “весьма просвещенных и развитых” людей, английский путешественник Уильям Кокс, посетивший Россию в 1778 г., оценил уровень умственного развития основной части духовенства как “крайне неудовлетворительный”. По его свидетельству значительная часть приходских священников была просто не в состоянии прочесть Евангелие, отчего они “служили и говорили проповеди на память”. За 56 месяцев пребывания в столице России английский путешественник ни разу не встретился в светских гостиных с представителями духовного сословия, что было воспринято им как показатель их “грубости и неотесанности”, закрывающей путь в “образованное общество”.[ccl] Псковский архиерей Иннокентий (Нечаев) отмечал, что часть его подчиненных, совершая тайны, не понимает их значения. “Как слепой может показать прямой путь другому: как сам незнающий может научить иного...”, - обрушивается он на необразованных пастырей.[ccli]

Одной из главных причин необразованности духовенства, исследователи и современники полагали неудовлетворительное состояние духовных учебных заведений в России. Инструкция Комиссии церковных имениях 1762 г. отметила следующие проблемы в системе духовного образования:

- Бедное содержание архиерейских семинарий;

- Незначительное количество обучающихся в них “достойных и надежных” семинаристов;

- Недостаточный уровень подготовки учителей латинского и греческого языка;

- Отсутствие в программе обучения “философских и нравоучительных” наук, церковной и гражданской истории, географии;

- Принудительный порядок набора в семинарию.[cclii]

Ряд недостатков в системе духовного образования, вытекающих из этих проблем, отмечали и историки церкви. Среди них “жалкое, даже нищенское” содержание учеников, особенно находящихся на своем коште, а также невысокий уровень оплаты семинарских преподавателей, что приводило к отсутствию должного количества подготовленных преподавателей, вынужденному совмещению одним учителем 2-3 должностей.[ccliii] Крайне низко оценивал уровень подготовки семинарских преподавателей Н.М. Никольский.[ccliv] Сходную оценку профессиональной подготовке преподавательского состава духовных учебных заведений давал А.В. Карташев.[cclv]

В царствования Екатерины II и Павла I государственная власть не раз предпринимала попытки поднять уровень духовного образования. Во-первых, во второй половине XVIII в. дважды увеличивалась сумма, ежегодно выделяемая из казны на содержание духовных школ. В 1763 г. она составляла 40000 руб., в 1784 г. повысилась до 77500 руб., в 1797 г. Павел I увеличил ее до 142000, а в 1800 г. довел до 181931 руб. Изменилось и место данной статьи расходов в рамках общей суммы штатных расходов казны на духовное ведомство. Если в начале царствования Екатерины II доля расходов на образование духовенства составляла менее 9%, то к концу века достигла почти 19% от всей суммы государственных расходов на нужды церкви.[cclvi] В годы царствования Павла I, даже учитывая возросшее число духовных учебных заведений в стране, можно говорить об увеличении денежной суммы получаемой на содержание каждой семинарией минимум на 1/3. Так, согласно “Росписи сумм, назначаемых в прибавку на содержание духовных училищ и на другие расходы до духовного чина относящиеся” от декабря 1797 г. псковская семинария стала получать годовое содержание в 3500 руб., что было на 1500 руб. больше получаемой ранее суммы.[cclvii] Кроме того, казна в 1798 и 1799 гг. ассигновала средства на постройку новых и исправление старых семинарских зданий в некоторых епархиях. Например, псковская семинария согласно своему запросу получила по указу Синода 4000 руб. “на построение вновь флигеля, в котором бы было до 10 покоев”, а также бани и другие помещений.[cclviii]

Во-вторых, одновременно с увеличением числа духовных школ, блестящая плеяда образованных архиереев-великороссов, среди которых наибольшую известность получили Платон (Левшин) митрополит московский и Гавриил (Петров) митрополит санкт-петербургский, поощряемые императрицей, попытались улучшить качество духовного образования. Одним из основных достижений нового подхода к организации духовного образования, который А.В. Карташев назвал “великорусским “модернизмом”, стало преподавание таких сложнейших дисциплин как богословие и философия не на латыни, а на русском языке. В качестве учебника по богословию отныне стал использоваться курс богословия Платона (Левшина).[cclix] Богословие стало преподаваться во всех семинариях. Семинаристам предоставлялась возможность овладеть не только латынью, но и греческим, еврейским, немецким и французским (до 1794 г.) языками. Русская риторика изучалась семинаристами по пособию, составленному М.В. Ломоносовым. Повсеместно распространялись такие предметы, вытеснявшие схоластику, как география, история, физика и отчасти метафизика.[cclx]

Наиболее серьезные изменения в этом направлении произошли в 80-е гг. Церковные и светские власти осознали необходимость обучения приходского духовенства читать книги и документы гражданской печати. С этой целью по епархиям согласно указу Синода были разосланы экземпляры азбуки гражданской печати, которые следовало раздать духовенству. Польза для государства от этого мероприятия очевидна: священник во многих населенных пунктах был единственным человеком способным прочесть крестьянам указ или манифест.[cclxi] В 1784 г. Екатерина II, одновременно с увеличением ассигнований на содержание духовных учебных заведений, внесла первое серьезное изменение в систему преподаваемых в семинариях дисциплин. Подписанный ею именной указ гласил: “...снабдив Семинарии, по Епархиям заведенные, достаточною на содержание их суммою, Мы совершенно уверены, что Епархиальные Архиереи приложат всемерное старание о распространении в сих училищах всех тех знаний, кои для просвещения собственно и особливо духовного чина нужны и полезны, из числа языков греческий предпочтительнее других в оных преподаваем быть долженствует, как в рассуждении, что книги священные и учителей Православной Нашей Грекороссийской церкви на нем писаны, так и потому, что знание сего языка многим другим наукам пособствует.” Епархиальным архиереям предписывалось завести греческие классы в тех семинариях, где их еще не существовало. В них учащиеся должны были учиться не только читать по-гречески, но также писать, переводить и свободно говорить.[cclxii] Исходя из вышеуказанных соображений, императрица обязала Синод по прошествию трех лет следить за тем, чтобы в замещении вакантных священнослужительских мест преимущество имели лица в совершенстве владеющие греческим языком. Создание в России системы народных училищ весьма ускорило процесс “модернизации” программы духовных учебных заведений. Именно у них церковь стремиться заимствовать методику преподавания некоторых новых для нее дисциплин. Согласно определению Синода от 1785 г. семинарии и училища следовало снабжать переплетенными выписками из “наставления, данного от комиссии об установлении народных училищ учителям французского и немецкого языков в воспитательное общество благородных девиц” и копиями с “устава, по которому все чины, к главному народному училищу принадлежащие поступать должны”. От епархиальных архиереев требовалось, отобрав нескольких семинаристов, способных быть учителями, отправить их в народные училища, “...чтобы они самым опытом порядок и употребление изображенных в том установлении правил познали ”. По возвращению из народных училищ, семинаристы должны были предъявить архиерею полученные ими там аттестаты. Предполагалось, что приобретенные таким образом знания и умения, начинающие преподаватели сперва применят в низших, а потом и высших классах. Кроме того, каждое духовное учебное заведение получало комплект современных учебных пособий, в который вошли:

- “Таблицы для складов печати церковной, гражданской и рукописной, служащие к совокупному наставлению”;

- “Таблицы азбучныя ручныя печати церковной и гражданской”;

- “Российский букварь”;

- “Правила для учащихся”;

- “Руководство по чистописанию”;

- “Катехизис сокращенный без вопросов, ученический”;

- “Катехизис сокращенный с вопросами, учительский”;

- “Арифметика” в 2-х частях;

- “Книга о должностях человека и гражданина без вопросов, ученическая”;

- “Книга о должностях человека и гражданина с вопросами, учительская”;

- прописи;

- “Руководство учителям 1-го и 2-го классов”;

- “Пространный катехизис”;

- “Изъяснения воскресных и праздничных евангелий”;

- “Священная история”;

- “Физика”;

- “Механика”.

Каждое из этих пособий следовало прислать по три экземпляра на учебное заведение.[cclxiii] Последовавшие в 1786 г. императорский указ и синодальное распоряжение регламентировали порядок присылки семинаристов в петербургское главное народное училище. Их должно было быть 40 человек из близлежащих епархий (в том числе 3 из Псковской епархии). На перенимание опыта им отводилось 3 месяца, очевидно, с тем расчетом, чтобы в сентябре они могли приступить к занятиям в своих семинариях.[cclxiv] Логическим завершением этого начинания стал проект митрополита Гавриила (Петрова), согласно которому, Петербургская семинария преобразовывалась в 1788 г. по образцу недавно открытой учительской семинарии в Александро-Невскую главную семинарию, призванную готовить педагогические кадры для остальных духовных семинарий. Епархиальные архиереи должны были ежегодно присылать на обучение в главную семинарию 1-2 семинаристов.[cclxv]

Несмотря на увеличение расходов связанных с содержанием семинарии практически не изменились качественные и количественные характеристики их преподавательского состава. В 1789 г. преподавательский состав Псковской семинарии, помимо ректора и префекта, насчитывал всего четыре человека (табл.11).

 

Таблица 11 Преподаватели Псковской духовной семинарии в 1789 г.

Преподаватель

Класс, преподаваемые предметы

Образование

Годы

Возраст Общий стаж преподавания
Николай Плюшевский Риторика, поэзия, немецкий язык, история. Псковская семинария, Троицкая семинария 25 4
Михаил Меншиков Высший грамматический класс, география Псковская семинария 26 5
Варфоломей Белявский Низший грамматический класс, арифметика Псковская семинария, Петербургская учительская семинария 28 6
Федор Быстрицкий Информатория, сиротская школа Псковская семинария 24 4

 

Источник: РГИА. Ф.796. Оп.71. Ед.хр.417. Л. 468об-470.

По традиции преподавателем богословия был ректор семинарии, преподавателем в классе философии – префект.[cclxvi] В 1793 г. к прежнему числу учителей был добавлен преподаватель философии, не являющийся префектом (табл.12).

 

Таблица 12 Преподаватели Псковской духовной семинарии в 1793 г.

Преподаватель

Класс, предметы

Образование

Годы

Возраст Общий стаж преподавания
Стефан Попов Философия, немецкий язык Псковская семинария, Александро-Невская семинария 25 3
Григорий Перстинский Риторика, поэзия, Псковская семинария, Александро-Невская семинария 24 2
Федор Быстрицкий Высший грамматический класс, география и история Псковская семинария 27 8
Ефим Колобов Низший грамматический класс и арифметика Псковская семинария 25 3
Борис Лавров Информатория, сиротская школа Псковская семинария 22 1

 



2019-12-29 230 Обсуждений (0)
Уровень профессиональной подготовки духовенства Псковской епархии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Уровень профессиональной подготовки духовенства Псковской епархии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (230)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)