Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Духовные учебные заведения в Псковской епархии



2019-12-29 236 Обсуждений (0)
Духовные учебные заведения в Псковской епархии 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Их структуру и деятельность можно рассмотреть на примере открытой в 1779 г. на территории Полоцкой губернии Невельской духовной гимназии. Невель был выбран в силу того, что именно вокруг него и сосредоточились 24 православные церкви губернии. В 1788-1793 гг. гимназия находилась в Полоцке, но ввиду неудобства такого ее расположения для местного православного духовенства, была переведена обратно в Невель. С 1795 г. Невельская гимназия находилась в ведении Могилевской епархии. Из казны на содержание гимназии отпускалось в год 500 руб., 50 из них шли на жалование учителю, 40 – на дрова, свечи, бумагу и посуду. Предусматривались штатные места для повара и сторожей. Количество своекоштных учащихся никак не ограничивалось, казеннокоштных без особого определения консистории не могло быть более десяти. На их содержание отпускалось по десять рублей на человека в год. Эта сумма расходовалась на их питание, одежду (кафтаны сермяжного или солдатского сукна, из овчины), обувь. Обучение в гимназии состояло из двух частей. В "первой школе" учили читать и писать на русском и польском языках, а также петь по нотам. Во "второй школе" преподавали латынь, катехизис и арифметику. То есть курс "первой школы" гимназии соответствовал 1-2 классам семинарии, а "второй школы" – 3-4 классам. В год своего учреждения гимназия получила по 25 комплектов азбуки с катехизисом, псалтырей, нотных книг, 20 учебников по латинской грамматике, 10 словарей латинского языка, аспидные доски, грифели и прописи. Первым учителем гимназии стал студент богословия из Псковской семинарии Дорофей Чарнов.[cclxxxviii] С 1783 по 1785 гг. в гимназии преподавал выпускник Псковской семинарии Симеон Иоаннов, прослушавший курс богословия уже на греческом языке.[cclxxxix] В 1788 г. его место занял студент Киевской академии иеромонах Никодим из Полоцкого Богоявленского монастыря.[ccxc]

В Торопецкой гимназии в 1793 г. преподавал недавний выпускник Псковской семинарии Петр Костантиновский. Учителями Великолукской гимназии в 90-х гг. были священники Воскресенского собора и Входоиерусалимской церкви, окончившие полный семинарский курс.[ccxci]

Большинство учащихся поступали в гимназии в возрасте от 8 до 11 лет, продолжая начатое дома, под руководством отца, обучение. Поскольку учащиеся, пришедшие в гимназию, сильно различались по возрасту, способностям и полученному дома объему знаний, учителя для некоторых из них находили нужным разработать индивидуальный план работы, одновременно учитывая требования программы обучения в младших классах семинарии. Так, один из 17-и летних учащихся Невельской гимназии совершенствовался в переводах с латыни на русский и обратно, а другой обучался арифметике, священной истории и читал письма блаженного Иеронима. Пятеро учеников в возрасте от 9 до 12 лет постигали начала латыни, четверо, в возрасте от 8 до10 лет, учились читать по латыни и писать на русском. Двое самых младших (7 и 8 лет) учились читать по часослову.[ccxcii]

Благодаря открывшимся гимназиям дети духовенства из Невельского, Великолукского, Торопецкого и Холмского уездов имели возможность получать образование, равное первым 4-м классам семинарии, невдалеке от дома. Однако священнослужители из Порховского уезда и прибалтийских губерний, желающие дать детям систематическое образование, были вынуждены идти на значительные расходы, отправляя их учиться в Псков. Кроме того, далеко не все служители церкви, проживавшие близ гимназий, отдавали в них своих детей. Многие предпочитали обучать сыновей дома, по богослужебным книгам, что также нашло отражение в клировых ведомостях рассматриваемого периода.

В 1797 г. в семинарии и гимназиях епархии числилось одновременно 258 учеников, в то время как общее число детей, достигших учебного возраста и еще не занимающих церковно-служительских мест, превышало 500 человек.[ccxciii]

 

Таблица 15 Число учащихся в духовных гимназиях в 90-е гг. XVIII в.

Год

Гимназии

Великолукская Торопецкая Невельская
1793 29 43 13
1797 25 39 -

 

Источники: РГИА. Ф.796.Оп.1. Ед. хр. 57. Л 17об-20об; Ед. хр.989. Л. 548об-551об.

Примечание: а в составе Могилевской епархии.

Несмотря на существовавшую преемственность духовного образования в гимназиях и семинарии в единую систему они так и не были объединены. Руководство деятельностью гимназий осуществлялось не семинарским начальством, а епархиальными органами администрации, в основном, духовными правлениями. Перед ними же гимназии отчитывались в своей деятельности, посылая в семинарию лишь отчеты о расходовании, выделенных семинарских средств и ведомости об учениках.[ccxciv] Сложившаяся в Псковской епархии система гимназий оказалась непрочной в силу отсутствия серьезной материальной поддержки их существования. Деньги на нужды Торопецкой, великолукской, Холмской гимназий и сиротской школы выделялись из суммы, отпускаемой на содержание Невельской гимназии. Поэтому, после отхода Невельской гимназии к Могилевской епархии, прочие были закрыты, а сиротская школа соединилась с Псковской семинарией.[ccxcv]

Отсутствие у служителей церкви желания, либо возможности дать детям полное семинарское образование, соединенное с отсутствием у епархиального начальства необходимости и возможности заставить всех сыновей священнослужителей и причетников обучаться в семинарии и гимназиях дало, по крайней мере, один положительный эффект. В семинарии учились в основном те, кто по своим умственным способностям был в состоянии усваивать довольно сложную учебную программу. Разумеется, пребывание в стенах духовного учебного заведения еще не гарантировало получение нужного священнослужителю объема знаний. Всегда был, хоть и незначительный, процент семинаристов, малоспособных к учению, напротив имен которых преподаватели в ведомости писали: "туп", "безнадежен", "никакой не подает надежды".

 

Таблица 16 Успеваемость учащихся Псковской семинарии в 1790 г.

Класс

Оценка успеваемости учащихся

Переведены в другие учебные заведения

Всего учащихся

Отлично Справляются Неудовлетворительно
Богословия 3 7 - 1 11
Философии 5 10 1 2 18
Риторики 5 17 3 3 28
Высший грамматический 4 16 7 - 27
Низший грамматический 6 17 10 - 33
Писарская школа 1 32 7 - 40
Итого 24 99 28 6 157

 

Источник: РГИА Ф.796.Оп.71. Ед.хр.418 Л.472-482

 

Таблица 17 Успеваемость учащихся Псковской семинарии в 1797 г.

Класс

Оценка успеваемости

Обучаются в других учебных заведениях

Всего

Отлично Справляются Неудовлетворительно
Богословие 4 6 1 - 11
Философия 2 10 - 2 14
Риторика 10 7 - - 17
Поэзия 8 8 3 - 19
Высший грамматический 10 17 2 - 29
Низший грамматический 4 33 5 - 42
Писарская школа 11 35 5 - 51
Итого 49 116 16 2 183

 

Источник: РГИА Ф.796. Оп.78. Ед.хр.989. Л. 537-548

Вероятно, основную сложность для многих неуспевающих учеников представляла латынь, изучаемая в течение нескольких лет и требующая от семинариста не только способности к языкам, но усердных ежедневных занятий. В соответствие с указом императрицы в Псковской семинарии в 80-е гг. вводится преподавание греческого языка для студентов классов философии и богословия. Начиная с класса риторики, семинаристы имели возможность изучать немецкий язык. Но если знание греческого языка давало возможность читать на нем книги религиозного содержания, то немецкий язык для священника являлся роскошью, не связанной с его профессиональной деятельностью. Поэтому, несмотря на рост числа учащихся семинарии, количество обучающихся немецкому языку студентов в 1797 г. сократилось почти в два раза по сравнению с 1790 г. и составило всего 16 человек. Впрочем, и число изучающих греческий язык семинаристов не превышало двух десятков.[ccxcvi]

В целом по России, согласно данным из доклада Синода о последнем разборе духовенства, количество обучающихся в духовных школах детей в 33 епархиях составило 24167 человек. В то же время 11329 детей до 15 лет, обученных грамоте, находились при отцах, 49460 детей не обучалось нигде.[ccxcvii] Желающих поступить на учебу было больше, чем мест в духовных учебных заведениях. Епархиальное начальство некоторых епархий было вынужденно набирать учеников в семинарию исходя из финансового положения их родителей. Так, в Воронежской епархии обязательным считалось обучение только детей священников и городских причетников, а в Костромской зачисляли в семинаристы только детей священников из приходов не менее чем со 100 дворами.[ccxcviii] История образования также знает примеры отказа епархиального начальства обучать церковнослужительских детей, но эти отказы связаны с просьбами взять семинариста на казенный кошт. Так, резолюцией архиепископа было отказано дьячку Перновской церкви. Отцу было предписано обучать своего сына дома чтению и нотному пению, а потом просить его определения в церковнослужители.[ccxcix]

С другой стороны, епархиальные власти не могли не заботиться об обязательном обучении той категории детей, которые с большой долей вероятности, должны были занять места своих отцов - диаконов и священников. Если те пытались под предлогом болезни уклониться от учебы, то факт наличия серьезного заболевания проверялся в Консистории.[ccc] Имущая часть духовенства, особенно в отдаленных от Пскова уездах, полагая и так обеспечить своим детям приход, была, по меньшей мере, не активна в вопросах получения ими духовного образования. В 1795г. великолукское духовное правление даже вынуждено было рапортовать в консисторию о неявке в гимназию после "рождественских вакаций" 11 учеников (около половины всех учащихся гимназии).[ccci]

На примере Псковской епархии можно видеть, что политика государства и церковных иерархов в отношении духовного образования была, в целом, прогрессивной и начала приносить некоторые положительные результаты. Но усилия светских и духовных властей в этом отношении оказались недостаточными. Во многом это связано с материальной необеспеченностью служителей церкви.[cccii] Значительная часть приходского духовенства, имела стимул давать своим детям семинарское образование, чтобы обеспечить их будущее, но не имело к этому средств. Не в меньшей степени это объясняется и желанием государства проводить реформу духовного образования без больших финансовых затрат со стороны казны. К концу века для православной церкви не назрела еще жизненная потребность “образовываться”, так как сам низкий уровень образования паствы позволял церкви обходиться небольшим числом ученого духовенства, воспроизводство которого система духовного образования без труда обеспечивала.




2019-12-29 236 Обсуждений (0)
Духовные учебные заведения в Псковской епархии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Духовные учебные заведения в Псковской епархии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (236)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.328 сек.)