Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ, ИХ ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ



2019-12-29 263 Обсуждений (0)
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ, ИХ ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………. с. 4

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ, ИХ ФУНКЦИИ

 И ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ……………. с. 6

ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ ……………………… с. 13

ГЛАВА 3. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

 РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ………………………….… с. 18

ГЛАВА 4. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ

 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ

 СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ……….…. с. 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….. с. 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………….. с. 32


ВВЕДЕНИЕ

Для выполнения своих функций любому государству нужны денежные средства. Оно собирает их из различных источников на основе государственного законодательства. Важнейшими каналами этих поступлений являются нало­ги, сборы, штрафы, добровольные платежи и взносы, таможенные пошлины. В свою очередь наибольшую долю поступлений составляют налоги.

Налоги это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством для выполне­ния своих функций.

В истории появлялись самые причудливые виды налогообло­жения: на окна и дымовые трубы, на соль и, конечно же, на спир­тные напитки. Основы налогообложения, неподвластные време­ни, были сформулированы еще Адамом Смитом: налоги долж­ны соответствовать состоянию плательщика; способ и время взимания должны быть заранее и точно известны и удобны для плательщика; сам процесс сбора налогов нужно проводить с минимальными затратами.

Государство не может существовать без налогов. Вместе с тем, всё то, что гражданин выплачивает в виде налогов, возвращается к нему как к члену общества. Современ­ная система налогообложения многоступенчата.

На мой взгляд кризисная ситуация в отечественной экономике вызванная, от части, непродуманной налоговой политикой делает выбранную мной тему научной работы достаточно актуальной. Существующая налоговая система в Беларуси с момента ее появле­ния подвергается постоянной и всесторонней критике ввиду ее нестабильности, частой смены «правил игры с государством», принятия налоговых актов «задним числом», противоречивости законов и подза­конных актов, в том числе инструктивных материалов.

Основными целями научной работы являются:

- раскрытие экономической сущности налогов;

- исследование функций налогов и их места в экономической системе государства;

- дать общую характеристику налогов республики Беларусь;

- разработка предложений по более эффективному регулированию налогами государственной экономики.

Объектом научного исследования является влияние налоговой системы, как одного из рычагов регулирования экономической активно­сти, на процессы воспроизводства в экономике и благосостояние общества. Предметом исследования выступают существующие теоретические учения о месте налогов в экономике, налоговые системы развитых стран мира, а также налоговая система Беларуси.

Задача научного исследования состоит в обосновании необходимости совершенствования налоговой системы нашей страны.

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ, ИХ ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Налоги представляют собой обязательные сборы, осуществляемые на основе государственного законодательс­тва. Они возникли вместе с товарным производством и появлением государства и выражают обязанность юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государ­ственных финансовых ресурсов. Таким образом, сущность налогов состоит в изъятии государством определенной части валового внут­реннего продукта в виде обязательного взноса в пользу общества.

Государство устанавливает правила изъятия части доходов у юриди­ческих и физических лиц посредством придания этим правилам силы Закона. Правовая природа налогов обусловлена необходимостью госу­дарственного принуждения, так как вряд ли кто добровольно, по соб­ственной инициативе будет расставаться с частью своего дохода, и по­рой достаточно солидной его частью.

Налоги играют важнейшую роль среди государственных доходов. Так, налоги составили 56,5% (26470856745,1 тыс. руб.) доходной части бюджета Республики Беларусь на 2009 год [1].

С юридической точки зрения, налог – установленная законом форма отчуждения собственности физических и юридических лиц в пользу субъектов публичной власти. При этом налог является индивидуально безвозмездным, взыскивается на условиях безвозвратности методами государственного принуждения и не носит характер наказания или контрибуции. Налоги устанавливаются законодательной властью в одностороннем порядке.

Налоги выполняют три важнейшие функции: фискальную (рас­пределительную), регулирующую и социальную. Фискальная фун­кция обеспечивает поступление в государственную казну средств, ко­торые сосредоточиваются в бюджетной системе и внебюджетных фондах, обеспечивая финансирование государственных расходов.

Со­циальная функция налогов направлена на сглаживание неравенства между доходами различных социальных групп населения и реализу­ется посредством дифференцированного налогообложения [27, с.464].

Финансисты выделяют еще и контрольную функцию налогов, ко­торая позволяет количественно отразить налоговые поступления и сопоставить их с потребностями государства в финансовых сред­ствах. Кроме того, с помощью этой функции можно оценить эффек­тивность налогового механизма, контролировать движение финан­совых ресурсов, выявить необходимость внесения изменений в нало­говую систему и налоговую политику.

Регулирующая функция осуществляется через систему дифференци­рованных налоговых льгот. Она может быть направлена, во-первых, на стимулирование либо сдерживание развития отдельных отраслей и видов деятельности. В этом случае налоги регулируют предложе­ние продукции (услуг). Во-вторых, с помощью системы налогов госу­дарство может сокращать либо увеличивать совокупный спрос.

Налоги приобретают новое качество, выступая в роли одного из рычагов регулирования экономической активно­сти, воздействия на процесс воспроизводства. Воздействие это оказывается весьма многоплановым. Манипулируя на­логами на прибыль, государство оказывает весьма ощутимое влияние на процессы накопления капитала. Примером тому может служить налоговый механизм так называемой ускоренной амортизации, при котором государственные финансовые органы разрешают компаниям отчислять в амортизационный фонд суммы, значительно превышаю­щие действительный износ основного капитала. В резуль­тате значительно сокращается размер подлежащей обложению прибыли, следовательно, и суммы уплачиваемого налога. Метод ускоренной амортизации является важным стимулом увеличения капиталовложений в корпоративном секторе экономики. Его применение способствует интен­сификации научно-технического прогресса, поощрению структурных изменений в экономике, особенно развитию наукоемких отраслей.

Меры налогового регулирования широко используются для стимулирования конкурентоспособности тех или иных отраслей, создания им наиболее благоприятных условий для накопления капитала, а также поощрения социально полезной деятельности корпораций. С этой целью предо­ставляются различного рода льготы по уплате корпоратив­ного налога, а также налога с прибылей в зависимости от осуществления корпорациями той или иной деятельности. К мерам подобного рода относится, например, система налоговых мер по стимулированию компаний добывающих отраслей (особенно в нефтяной и газовой промышленности) в виде так называемых скидок на истощение недр.

Наряду с селективными мерами налогового регулирования государство широко использует налоговый механизм и в целях общего воздействия на хозяйственную конъюн­ктуру в целом. Для преодоления экономического застоя государство посредством налоговых льгот стимулирует капиталовложения, создает более благоприятные условия для расширения совокупного общественного спроса, как на потребительские, так и инвестиционные товары. Приме­ром крупномасштабных мероприятий по стимулированию общей экономической конъюнктуры может служить круп­ное сокращение налогов в начале 80-х годов после прихода к власти в США администрации Рейгана. Теоретическим обоснованием этой программы стали расчеты американ­ского экономиста А. Лаффера, доказавшего, что результа­том снижения налогов является экономический подъем и рост доходов государства (кривая Лаффера). Согласно рас­суждениям Лаффера, чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы корпораций отбивает у последних стиму­лы к капиталовложениям, тормозит научно-технический прогресс, замедляет экономический рост, что, в конечном счете, отрицательно сказывается на поступлениях в госу­дарственный бюджет.

Графическое отображение зависимости между доходами государственного бюджета и динамикой налоговых ставок получило название «Кривой Лаффера» (рис.1) [22, с.218].

Рисунок 1. «Кривая Лаффера»

На рис. 1 по оси ординат отложены налоговые ставки (R), по оси абсцисс — поступления в госбюджет (Y). При увеличении ставки налога R доход государства в результате налогообложения увеличивается. Оптимальный размер на­логовых ставок (R1) обеспечивает максимальные поступле­ния в государственный бюджет (Y1).

По мнению Лаффера, ставка налога равная 50 %, дает мак­симальную сумму налоговых поступлений в бюджет и является оп­тимальной налоговой ставкой.

При дальнейшем повышении налогов стимулы к труду и предприниматель­ству падают, и при 100% налогообложения доход государ­ства равен нулю, потому что никто не захочет работать бесплатно. Другими словами, в длительной перспективе снижение чрезмерно высоких налогов обеспечит рост сбе­режений, инвестиций, занятости и, следовательно, размера совокупных доходов, подлежащих налогообложению. В результате увеличится и сумма налоговых поступлений, вырастет объем государственных доходов, уменьшится де­фицит, произойдет ослабление инфляции.

Таким образом, налоговая ставка будет оп­тимальной, если, с одной стороны, сможет обеспечивать максималь­ные поступления в бюджет, а с другой - стимулировать (по меньшей мере, не сдерживать) предпринимательскую активность субъектов хозяйствования. Понятно, что эффект Лаффера проявляется лишь в случае нормального действия свободных рыночных механизмов. Определить конкретную оптимальную ставку очень трудно, так как в оценке ее экономической целесообразности немаловажную роль иг­рают национальные, психологические и другие факторы. Считается, что высшая налоговая ставка подоходного налогообложения должна находиться в пределах 50-70 %.

Совокупность налогов, принципов и методов построения, а также способов их взимания образует налоговую систему государства. С из­менением форм государственного устройства меняется и налоговая система.

В зависимости от степени разделения власти внутри государства существует двух- и трехзначная налоговая система. Например, в Гер­мании и США она действует на государственном, региональном и местном уровнях.

В систему налогообложения должны быть заложены определен­ные принципы, следуя которым можно добиться воздействия на об­щественное воспроизводство, его динамику, структуру, состояние научно-технического прогресса.

Четыре основополагающих принципа налогообложения были сформулированы английским экономистом А. Смитом.

1. Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу.

2. Налог, который обязуется выплачивать каждое отдельное ли­цо, должен быть точно определен.

3. Вид налога, срок уплаты и способ платежа должны быть удобны плательщику.

4. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал из кармана народа и удерживал возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства [27, с.588].

Современная система налогооб­ложения включает следующие принципы:

1) справедливости, нейтральности по отношению ко всем пла­тельщикам. Он заключается во всеобщности обложения и зависи­мости уровня налоговой ставки от уровня доходов и реализуется че­рез дифференцированные налоговые ставки;

2) определенности, простоты и доступности. Он требует, чтобы сумма, способ и время взимания были заранее известны плательщи­кам;

3) однократности налогообложения, предполагающий взимание различных видов налогов с одного источника доходов, как на нацио­нальном, так и на международном уровне;

4) гибкости налогообложения, заключающийся в создании через систему льгот предпочтительных условий развития для отдельных направлений деятельности в соответствии с экономической полити­кой государства;

5) стабильности и устойчивости нормативных ставок налоговых платежей, а также порядка исчисления налоговых взносов в бюджет;

6) обязательности уплаты налогов [27, с.471].

Соответствующие законодатель­ные акты устанавливают методы построения и взимания налогов, т.е. определяют их элементы:

1) субъект налога — это плательщик налога, юридическое или фи­зическое лицо, на которое законодательно возложена обязанность платить налог;

2) носитель налога - лицо, фактически уплачивающее налог. Вы­деление этого элемента объясняется тем, что налоговое бремя иногда фактически перекладывается с субъекта налога на потребителя про­дукции через механизм цен (при уплате налога на добавленную стои­мость, акциза и др.). Чаще субъект и носитель налога совпадают;

3) объект налога - это доход или имущество, с которого начисля­ется налог: прибыль и доход, стоимость определенных товаров, до­бавленная стоимость на продукцию, работы, услуги, имущество юри­дических и физических лиц, передача имущества (дарение, наследо­вание), операции с ценными бумагами и т.д.;

4) источник налога - это доход субъекта, за счет которого уплачи­вается налог: прибыль, заработная плата, процент, рента;

5) ставка налога - величина налога на единицу обложения объекта;

6) единица обложения - единица измерения с объекта налога (рубли, метры, литры и пр.).

Уплату налогов нельзя отнести к занятиям приятным. Понят­но и стремление, как физических лиц, так и предприятий, т.е. коллективов, тем или иным способом облегчить для себя нало­говое бремя.Но недобор налогов в Беларуси принял катастрофи­ческие масштабы. Следует обратить внимание на то, что в консолидированном бюджете Республики в настоящее время поступления от контрольных мероприятий, проводимых налоговыми органами составляют значительную долю и даже закладываются отдельной доходной строкой.

Причины неполной уплаты налогов можно систематизировать:

¨ налоговая система не упорядочена, слишком велики ставки, они ставят под вопрос само выживание предприятия;

¨ распростране­но недоверие к расходованию собранных денег;

¨ существующие на средства налогоплательщиков государственные учреждения работают плохо.

Исследователи обычно отмечают 2 основные формы уклоне­ния от налогообложения. Во-первых, это занятость в так назы­ваемой теневой экономике (считается, что в Беларуси она охва­тывала около 45—50% трудоспособного населения). Во-вторых, это недоплаты, бухгалтерские ухищрения по сокрытию дохо­дов.

Подводя итог данной главы, следует повторить, что налоговые поступления — главный источник доходов госу­дарственного бюджета. Экономисты, независимо от их идейных пристрастий, почти всегда выступают за снижение налогов. Но в части практическо­го осуществления этой акции расхождения весьма существенны.

Значение и роль налогов в современных условиях выхо­дят далеко за пределы обеспечения государственных орга­нов финансовыми ресурсами. Налоги стали важнейшим средством огосударствления национального дохода. Они играют все более важную роль в макроэкономическом регулировании, показателем чего является увеличение удельного веса налоговых изъятий в общем объеме ВНП.




2019-12-29 263 Обсуждений (0)
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ, ИХ ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ, ИХ ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (263)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)