ТОЛЕ БИ, КАЗЫБЕК БИ, АЙТЕКИ БИ, ИХ РОЛЬ В ИСТОРИИ КАЗ. НАРОДА.
Толе би. Толе би Алибекулы – выдающийся общественный деятель, бий Старшего жуза, один из авторов свода законов Жеты Жаргы, оратор. Толе би родился в 1663 году в урочище Жайсак близ Чу (в Жамбыльской области). После смерти хана Старшего жуза Жолбарыса он правил Ташкентом в течение шести лет.(1743-49). В историю вошло выражение Толе би: «У благой мысли есть источник, у ёё автора – духовный отец Майин ». Имеется в виду, что он впитал в себя дух Майин би. С написанием и претворением в жизнь «Семи заповедей» Тауке-хана имя Толе би прочно вошло в сознание народа. «Актабан шубырында» повысился авторитет Толе би, в связи с его призывом к народу взяться за земледелие, перейти от кочевья к осёдлости, сочетая разведение скота с устоями городской жизни, учиться хорошему у соседних народов, дабы позаботиться о грядущих поколениях. Умер Толе би в 1756 году в Анбуржан-орде (сейчас Шымкентская область).//Казыбек би. Казыбек Кеддибекулы (1667-1764) родился на берегах Сырдарьи, принадлежал к Среднему Жузу, к роду каракесек племени Аргын. Благодаря семейным традициям, Казыбек уже в детские годы проявлял красноречие и острый ум, став с годами прославленным бием. О роли Казыбек би в судьбе казахского народа можно сказать следующее: он один из инициаторов образования и укрепления единого централизованного казахского государства, отстаивавших его независимость территориальную целостность. Казыбек би умер в декабре 1764 года у подножия горы Семизбура у источника Теректы.//Айтеке би. Айтеке би (подлинное имя Айтык) Байбекулы. Сведения о его биографии скудные, предполагают, что он родился где-то возле Бухары, даты рождения и смерти приблизительно 1666-1722 годы. Но известно его решающее участие в совещании по поводу объединения трёх жузов. В двадцать лет Айтеке был уже известным бием, в тридцать лет стал старшим бием Младшего жуза. Он был в числе главных авторов «Жеты Жаргы». Он – помощник и советник Тауке-хана, сам батыр, участвовал вместе с Тауке-ханом в отражении нашествия на Сайрам. Ему принадлежит выражение, что бий должен быть на высоком представительном уровне, дабы оставить в душах современников и потомков яркий след. Айтеке би вместе и наряду с Казыбек би и Толе би вошёл в историю казахского народа как инициатор объединения трёх жузов, один из авторов свода законов принятых при Тауке-хане.
МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА КАЗАХОВ XVI – XVIII. В это время сложились своеобразное устное народное творчество, устная и письменная литература, оригинальное музыкальное искусство. С XIX в. началось постепенное разрушение духовных ценностей казахского общества, традиционной казахской культуры. XVIв - время особенного расцвета казахской литературы - известно как эпоха жырау. Жырау были поэтами-импровизаторами, авторами песен-толгау-размышлений и наставлений в стихах. Нередко жырау были видными политическими деятелями, советниками ханов, главами родов, военачальниками. Одним из наиболее известных и почитаемых среди казахов жырау был Казтуган Суюншиулы. Большой след в культуре казахского народа оставил Шалгез жырау Тиленшиулы (1465-1560). Особой популярностью в XVIII в. пользовался Бухар Кал-каманулы (1668-1781). Бухар жырау был одним из влиятельных биев при Тауке хане и Абылае. Он автор большого количества песен, посвященных единству государства, защите его от внешних врагов. У казахов была развита письменная традиция. Основные жанры литературных произведений - религиозные и исторические труды. Эти произведения носили религиозный характер, содержали ряд сведений этнографического и исторического характера. Сочинение «Тарихи Рашиди» на персидском языке, посвящено истории Моголистана и Казахского ханства. Автор его Мухаммед Хайдар из племени дулат Старшего жуза. Таким образом, устная и письменная литература получает дальнейшее развитие и обогащение в период XV-начала Х1Хвв. Она была преемственно связана с культурой предыдущего времени, послужила базой, основой для дальнейшего развития казахской национальной литературы. Песни. В XV-XVII вв. широко развивалось разножанровое казахское устное народное творчество. Особое место занимали обрядовые песни, которые исполнялись при рождении ребенка, свадьбах, во время болезни, после смерти человека, на поминках, при встрече нового года. Сказки и эпос. Одним из жанров устного творчества являются сказки. Сказочный репертуар казахов богато и разнообразно отражает жизнь народа. Историко-культурные процессы непосредственно связаны с социально-экономическим развитием населения. Кочевое скотоводство и орошаемое земледелие создали основу единой культуры племен Казахстана. Значительное влияние на культуру казахского народа оказывала культура соседних народов, особенно Поволжья, Сибири и Средней Азии. Заметный след оставила также в Казахстане мусульманская культура. Таким образом, в XV - начале XIX в Казахстане функционировала единая культура, которая базировалась на лучших традициях культуры древних племен казахских степей.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (325)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |