Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ЦАРИЗМА В КАЗАХСТАНЕ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВВ.



2019-12-29 317 Обсуждений (0)
ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ЦАРИЗМА В КАЗАХСТАНЕ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВВ. 0.00 из 5.00 0 оценок




После отмены крепостного права, с 60-х гг. XIX в., в казахскую степи и Сибирь началось стихийное переселенческое движение из центральных губерний страны. Крестьянство искало выход из критического положения, в котором оно оказалось, в бегстве на национальные окраины и в Сибирь в поисках свободных земель. Каждую весну через Уральские хребет тянулась нескончаемая вереница повозок, запряженных вперемежку лошадей и быков. Крестьянская колонизация началась в Акмолинской, затем в Семиреченской, Семипалатинской, Уральской, Тургайской областях. Переселенческое движение в казахскую степь с 70-х гг. нарастало из года в год. После учреждения «Особого комитета Сибирской железной дороги» (1892 г.) начался новый этап переселенческого движения. Самовольное переселение крестьян не приостановилось и после временного запрещения. Русские и украинские переселенцы принесли с собой вековой опыт обработки земли, сенокошения, строительства домов, скотных дворов и т.п., что, несомненно, оказало влияние на казахское население. В свою очередь, русские переселенцы перенимали навыки ведения орошаемого земледелия и скотоводческого хозяйства у казахского народа. Крестьяне переселялись из центральных губерний России в казахский край в своем подавляющем большинстве разоренными и обнищавшими. На месте водворения они попадали в кабалу к кулачеству и казачьей верхушке, многие были вынуждены наниматься к ним на самую тяжелую низко оплачиваемую работу.

Так стихийное переселенческое движение крестьян-самовольцев в Среднюю Азию царская администрация стремилась подчинить интересам военно-агрессивной внешней и военно-феодальной внутренней политики самодержавия. В начале XX в. на первый план выдвинулась новая задача – выселения из России возможного большего количества бедного и среднего крестьянства, чтобы ослабить борьбу крестьянства за землю. В 1906 г. были образованы переселенческие партии в Семиречье – Семиреченская и в Туркестане – Сырдарьинская. С образованием партий, ставивших своей целью широкую экспробацию казахских земель в пользу переселенцев, между туркестанской администрацией и переселенческими чиновниками возник конфликт. С 1971 г. приток переселенцев в край начал ослабевать. Появились некоторые возможности «отбора» из числа переселяющихся крестьян, как более «благонадежного» элемента для колонизации. Правительство в связи с этим прокламирует поворот от политики «выселения» к политике «заселения».

 

ОСНОВАНИЕ ГОРОДА ВЕРНОГО, КАПАЛА, ЛЕПСЫ.

2 июля 1853 г. отряд майора Перемышльского выступил из Капала. Обследовав северные предгорья Алатау и Талгара, командир отряда выбрал место для укрепления, где река Малая Алматинка сбегает с гор и устремляется в степь. Один из официальных документов свидетельствует о том, что весной 1854 г. приступили к сооружению Зайлийского укрепления, именованного Верным. Новое укрепление было основано на левом берегу Малой Алматинки, Верное было сооружено на месте древнего поселения Алмату, развалины которого местные жители называли «крепостью города Алматы». Весь 1854 г. прошел в строительных хлопотах. Первоочередными объектами были казармы, пороховые погреба, склады для оружия и боеприпасов, провиантские магазины. За крепостным валом обнесенным деревянным забором и опоясанным главным рвом, в казармах и бревенчатых избах к осени 1854 г переселились первые жители. Укрепление Верное представляло собой в плане неправильный, обнесенный частоколом пятиугольник, одна сторона которой располагалась вдоль Малой Алматинки. В последствии деревянный частокол был заменен стеной из сырцового кирпича с бойницами. Основные строения заводились вокруг большого плаца для военных учений и смотров. Летом 1855г из Капала в Верный переместилась резиденция пристава Большой орды. В 1856г сюда прибыли новые группы переселенцев. В 1857 г поблизости от Татарской слободки появилась первая в Верном водяная мельница, а следующем году был построен небольшой пивоваренный завод. С образованием области Верный стал развиваться как административный центр Семиречья. Город строился на юг и запад от Большой Алматинской станицы. Строительством руководил Зенков. Город Верный развивался как экономический и культурный центр обширной и богатой Семиреченской области.

 

 

КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА В XVIII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВВ. (ЛИТЕРАТУРА И МУЗЫКА).

Культура казахского народа XVIII – первой половине XIX вв. была преемственно связана с культурой прошлого, с ее лучшими традициями. Вместе с тем в ней наметились новые явления. Для дальнейшего развития казахской культуры большое положительное значение имело присоединение Казахстана к России. До XVIII в. имена казахских акынов, время, в котором они жили, почти не были известны. Сапыра-жырау, Жалгыз-жырау и др. упоминались лишь в преданиях, эпосе, легендах, но конкретных данных о их жизни и творчестве мы не знаем. Только с сер. XVIII в. и особенно в нач. XIX в. русские ученые и отдельные представители казахской интеллигенции начали собирать сведения об акынах, певцах-импровизаторах, сказителях и даже записывать тексты сочиненными ими песен и сказаний. С сер. XIX в. песни и сказания отдельных акынов стали публиковаться.

Это был период зарождения и начала развития индивидуального поэтического творчества. Сохранилось несколько произведений известного жырау XVIII в. Бухара (1693-1787), которому принадлежит видное место в истории казахской литературы. Бухар-жырау родился и вырос в теперешнем Баянаульском районе Павлодарской области. Он создал много дидактических песен-раздумий, выражавших идею сохранения и упрочнения феодального строя, поддерживал хана Аблая. Являясь певцом феодального класса, Бухар вместе с тем верно отразил с своем творчестве отдельные важные исторические события своего времени. Одна из стержневых тем сочинений Бухар-жырау – любовь к Родине, патриотизм. Он воспевал освободительную борьбу казахского народа против джунгар, призывал народ к единству, к подвигам, прославлял героев этой борьбы – батыров Богенбая, Кабанбая. Песни-размышления Б-ж пропагандируют и защищают интересы патриархально-феодальной верхушки казахского общества. Жырау мечтал о сильном централизованном государстве, объединяющим в себе все три казахских жуза. Он идеализировал образ Аблая как деятеля, призванного воплотить в жизнь лучшие идеи народа. Сочинения Б-ж, который благодаря своему таланту пользовался большим авторитетом не только среди ханов, султанов и феодалов, но и в народе, явились могучей идеологической силой, оказавшей благотворное воздействие на общественное сознание казахов XVIII в.

Песни др. жырау – Татикара, Умбетея, Шала – почти не сохранились. Известна жоктау Умбетея, посвященная смерти батыра Богенбая, где акын воспевает его подвиги в сражениях с джунгарами. Богенбай в жоктау Умбетея – идеальный образ защитника народа.

Крупным певцом-импровизатором и сказителем XVIII в. был Татикара. Поэт участвовал в качестве рядового воина во многих сражениях. В стихах, рожденных в походах, он призывал воинов не склонятся ни перед какими трудностями в борьбе за свободу.

Певцы Шал, Котеш, Жинкиси-жырау, жившие в нач. XIX в., в своих песнях изобличали социальное неравенство, насилие ханов над народом. Жанкиси с гневом и горечью указывал на жестокость и насилие кокандских беков. Песни акынов-импровизаторов исполнялись на понятном, доступном для народных масс языке.

Актамберды-жырау (1675-1768) был акыном эпического жанра. В своих песнях он восхищался героизмом, доблестью батыров.

Множество экспромтов характеризуется творчество акына Шала (1748-1819). Они связаны с отдельными событиями в истории казахского народа. У него много стихов-посвящений и эпиграмм. Основная тема творчества Шала – жизнь человека, ее смысл, вопросы морали, этики, религии.

Бухар, Жанкиси, Татикара, Актамберды и др. певцы-импровизаторы и сказители являются зачинателями индивидуального поэтического творчества в казахской литературе. Их песни во многом отличались от эпоса и обрядово-бытовой поэзии предшествующей эпохи. Несмотря на противоречия, характерные для творчества многих жырау XVIII – нач. XIX вв., они занимают видное место в истории казахской литературы. Песни этого периода по художественной форме совершеннее, чем песни более раннего периода. В этих песнях, сохранивших все основные черты и традиции устного творчества казахов, уже имелись элементы, свойственные письменной поэзии.

Устное творчество казахов XVIII – первой половины XIX вв. охватывало самые разнообразные темы, сохраняя в то же время ранее возникшие жанры и их художественные особенности. Героические эпосы, сказки, пословицы, бытовые обрядовые песни – произведения всех этих жанров постепенно видоизменялись, наполнялись новым содержанием. Основной темой исторических песен XVIII в. являлась борьба казахов против джунгар. Крупное поражение казахов в борьбе с Джунгарией в 1723 г. было увековечено в известной народной песни «Елим-ай». В песнях преданиях и сказаниях народа о битвах с Джунгарией прославляются подвиги казахских батыров и рядовых воинов, воспевается их жгучая ненависть к врагу, их стойкость и доблесть в борьбе за свободу и независимость своего народа.

Органичной частью духовной культуры каз.народа являлась музыка. Было распрастранено традиционное исполнительство – сольное пение и сольная игра на инструменте, основными формами являлись песни и кюи. Бытовало более 20 разных муз. инструментов – шертер, жетиген, кепшек и др., позволявшие привлекать только небольшое количество звуков однообразного тембра, - перестали удовлетворять профессиональным требованиям и постепенно исчезли. Муз. произведения по содержанию и сложности были разными. Одаренность проф. муз. деятелей выявлялась на специальных айтысах в присутствии многочисленных зрителей. Наиболее выдающим присваивали уважительные приставки к имени – сал или серы. В условиях почти полной неграмотности музыка, как и поэзия, оказывала огромное влияние на формирование мировоззрения моральных устоев и эстетических вкусов людей.

 



2019-12-29 317 Обсуждений (0)
ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ЦАРИЗМА В КАЗАХСТАНЕ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВВ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ЦАРИЗМА В КАЗАХСТАНЕ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВВ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (317)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)