Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ. (КУРМАНГАЗЫ, ДАУЛЕТКЕРЕЙ, ТАТТИМБЕТ, ЫКЫЛАС, БИРЖАН, АКАН-СЕРЫ И ДР.).



2019-12-29 308 Обсуждений (0)
КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ. (КУРМАНГАЗЫ, ДАУЛЕТКЕРЕЙ, ТАТТИМБЕТ, ЫКЫЛАС, БИРЖАН, АКАН-СЕРЫ И ДР.). 0.00 из 5.00 0 оценок




Во второй половине XIX в. жили выдающиеся казахские композиторы, создавшие немеркнущие классические произведения. В произведениях талантливых композиторов звучат мотивы народной освободительной борьбы. В развитии казахского музыкального искусства выдающийся след оставили Курмангазы, Даулеткерей, Таттимбет и многие другие.

Курмангазы Сагырбай-улы (1818 – 1889) – гениальный кюйши-композитор, классик казахской инструментальной музыки. Родился в местечке Жидели на территории Букеевской Орды. Выходец из бедной среды Курмангазы с юных лет проявил музыкальные дарования. Первым наставником на домбре был Ханбазар, а главным учителем – кюйши Узак. Став на профессиональный путь кюйши, Курмангазы создает свои произведения, в которых отразились его переживания за судьбу народа, его решимость и верность освободительному движению. Вся жизнь великого кюйши прошла в борьбе за социальную справедливость и против произвола власть имущих. Преследования не смогли его сломить по народным рассказам, первый его кюй это «Кишкентай» был посвящен руководителю народного восстания Истаю Тайманову. В его кюях “Ајбай”, “Ајсај киiк”, “Ѕ†бiк шашјан”, “Кiсен ашјан”, “Адай”, “Турмеден јашјан” отражены его раздумья, вера в бущее. В кюе “Сары Арка” сляшатся мотивы несгибаемой воли народов к свободе, родной земле, безграничной степи. Сохранилось более 60-ти кюев Курмангазы. Его вклад в казахскую культуру является огромням.

Даулеткерей Шигай-улы (1820-1887) – великий кюши – композитор, основоположник лерического направления в домбровой музыке. Д. происходил из аристократических кругов. На формирование его взглядов повлияло восстание 1836-38 гг. в Букеевской Орде. Он установил связи с казахской молодежью, получивший образование в Оренбурге. При поддержке председателя Временного совета по управлению Букеевской Ордой Ващеннко был избран султаном правителем рода. Д. с юных лет отличался необычным музыкальным талантом, тонким восприятием и широким кругозором. Кюйши посещал не только Оренбург. В 1859 г. в составе депутации почетных казахов он выехал в Петербург, по пути проезжал Нижний Новгород, Москву, знакомился с их достопримечательностями. Это были годя его широкой известности в степи как кюйши-композитора. Музыка Д впечатляет мастерством композиции, отточенностью формы, глубоким эмоциональным зарядом. Композитор создал тонкий психологические женские портреты в кюйях Кос – Алка, Кыз-Акжелен, Кудаша, Женгем суйер, Акбала – кыз, Жумабике. Тончайшие душевные переживания и раздумья композитора переданы в его кюях Коныр, Топан, Жигер. Есть и глубоко трагические произведения – Салык олген. Как новатор, Д, не нарушая ткань казахской музыки, в некоторях кюях использовал музыкальные темы руских военных маршей и элементы туркменской музыки. Известно около 40 кюев композитора.

Таттимбет Казангап –улы (1815-1862) – выдающийся кюши – композитор, один из основоположников клссической домбровой музыки XIX века, непревзойденный автор и исполнитель кюев стиля шертпе. Т. родился и вырос на территории нынешнего Каркаралинского района Карагандинской области. Искусство игры на домбре перенял от своих предков и талантливых кюйши Ц.Каз. Любовь к древней культуре, которую воспитали в мальчике, сказалось и на его музыкальных интересах: его привлекали кюй-легенды, эпические кюи, созданные в XIII-XVII вв. многие кюи самого Т. являются разработками традиционных жанров инструментальной музыки, он сочинил классические образцы традиционных кюев: Косбасар (цикл объединял множество кюев, иногда с характеристиками медленный печальный и т.д.), Терискакпай, Алшагыр и др. кюй Т. Саржайлау, Сылкылдак, Балкылдак, Кокей-кести относится к лучшим произведениям казахской инструментальной музыки. Т. является автором великолепных музыкальных зарисовок природы, лирических произведений, кюев-раздумий. В его кюях отражены стремления к красоте и гармонии жизни, ожидании надежды, превратности судьбы, противоречия жизни. В некоторых произведениях звучат и социальные мотивы. Например, в кюе Бес торе осуждается власть людей, возвышающихся над народом. В 1855 г. он ездил в Петербург, где, по преданию, играл на домбре. Сохранилось свыше 30 кюев.

Ыкылас Дукен-улы (1843-1916) – кюйши-композитор, кобызист. Вдохновителем его таланта был отец. В середине XIX в. кобыз использовали наряду с музыкантами быксы-лекари, которые приспосабливали инструмент для психотерапии. Сфера кобызовой музыки в это время сокращалась. Заслуга Ыкыласа в том, что он возродил богатую музыкальную традицию кобыза, ведущую начало от музыки Коркута. Ы. Сочинял кюи, в которых нашли воплощение широко известные в народе легенды и эпические сказания. Жезкиик, Камбар, Казан, Шынырау. В традиционных жанрах инструментальной музыки, уходящих корнями в средневековье, созданные кюи Коныр, Кертолгау. Его глубокие переживания о жизни переданы в сочинении Ыкыластын кюйи. В кюе Жарым патша композитор высмеивал недостойных чиновников и властителей. Обогащая технику игры на кобызе Ы. сохранил в то же время выработанные веками принципы кобызовой музыки.

Биржан-сал Кожагул-улы (1834-1897) – выдающийся композитор казахского народа, певец и поэт. Родился в очень бедной семье на территории Кокчетауской области. Примерно с 20-ти лет стал сочинять песни, получившие большую популярность в степи. На становлении его композиторского таланта большое влияние оказала встреча с молодым Абаем в 1865 г. Одна из первых его песен Биржан-сал. Б. затрагивает социальные проблемы, нравственные понятия, судьбу отдельных лиц. У Б. ряд песен посвященных любовной лирики. К замечательным образцам песни относятся его произведения Биржан-сал, Айтбай, Гашыгым и др. Биржан своей песней выступал за правду, обличал обман и произвол. Его песни Жанбота, Адаскак выражали его гнев по поводу действий власть имущих. Он был талантливым поэтом. Особенно широко известен в народе его айтыс с девушкой по имени Сара. Вокруг Б. группировалась талантливая молодежь, которая перенимала его искусство. Сохранилось около 40 песен.

Акан-серы Корамсал-улы (1843-1913) – выдающийся композитор. Родился в Кокчетауской области. С юных лет увлекался музыкой и поэзией. Его постоянное участие в празднествах и состязаниях дало приставку к его имени – серы. С 16-17 лет занимается творчеством. Его выдающиеся произведения – песни Кулагер, Манмангер, Макпал, Балхадиша, Сырымбет и др. – заняли достойное место среди музыкальных сокровищ. Акан-серы занимался и поэтическим творчеством. В нем отражались идеалы справедливости, осуждалось жестокость и предательство.

 

87. Ш. УАЛИХАНОВ – УЧЕНЫЙ, ПРОСВЕТИТЕЛЬ И ЕГО НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ.

В середине XIXв творил выдающийся ученый Шокан Уалиханов (Чокан Уалиханов). Имя, данное ему при рождении, было Мухаммед-Канапия, а Шокан (Чокан) – так ласково называла его мать. Он родился в ноябре 1835 г в крепости Кусмурун (Кушмурун). Детские годы его прошли в Кушмуруне, а затем в ауле его предков – Сырымбете. Душевные качества будущего ученого складывались с малых лет. Он был любознательным, рано научился писать и рисовать. В начальной частной аульной школе в Кушмуруне овладел основами арабского, персидского, средневекового тюркского (чагатайского) языков. С юных лет четко формулировал свои мысли, хорошо и образно говорил и писал. На его воспитание оказала влияние бабушка Айганым, которую он почитал и любил. Шокана с детства привлекала наука. Осенью 1847г 12-летний Шокан в сопровождении отца прибыл в Омск и с помощью русских друзей отца был определен в Сибирский кадетский корпус. Здесь давали широкие и глубокие знания. Большое внимание уделялось географии Казахстана, а также истории казахского народа. Он учился отлично. Большое влияние на него оказали его преподаватели Н.Ф.Костылецкий и В.П.Лободский. Уже в кадетском корпусе Шокан имел связи с крупным востоковедом Н.И.Березиным, труды которого побудили его заняться изучением средневековых восточных хроник. В 1853 г. 18-летний Шокан заканчивает кадетский корпус в офицерском звании корнета. Обладая основательными научными знаниями и эрудицией, владея рядом европейских и восточных языков, Шокан занимается учеными исследованиями. Приняв участие в1855году в поездке генерала Гасфорта, он совершил большое путешествие по Центральному Казахстану, Тарбагатаю, Семиречью, проехав через Сем-ск, Аягуз, Капал, Заилийском Алатау. Во время поездки Шокан собрал важные для науки сведения, исторические придания, литературные памятники. Участвуя в иссык-кульской экспедиции 1850г., Шокан осуществляет съемку бассейна Иссык-Куля, исследует историю и культуру киргизского народа, пишет «Дневник поездки на Иссык-Куль» и « Записки о киргизах». Во время экспедиции знакомится с Семеновым-Тян-Шанским, который советовал Шокану совершить путешествие по всему З и В Туркестану. Осенью 1856г., Шокан посещает Кульджу, ведет переговоры с китайскими властями о вопросах улучшения торговых связей между двумя странами. За отличие по службе произведен в поручики. Путешествие в земли киргизов принесло Шокану много открытий, а им записан большой отрывок огромного эпического цикла Манас. В 1857г. избран в действительные члены Императорского русского географического общества. Командировка в Семиречье и на Иссык-Куль для подготовки экспедиции в Кашгар. В 1858-59гг., он совершил поездку в Кашгар, представлявший собой «белое пятно» в европейской науки, ознакомился с политическим и экономическим устройством В Туркестана, собрал материалы по истории и этнографии этого региона, приобрел ряд важных для науки коллекций, рукописей, сделал зарисовки. Его труд «О состоянии Алтышара…» давал анализ истории, географии, социальной жизни народов В. Туркестана и был высоко оценен в научном мире. В начале 1860 г прибытие в Петербург и доклад в Географическом обществе, интенсивная научная, общественная и литературная деятельность. Произведен в штабс-ротмистры, награжден орденом Св. Владимира. 1861г. – возвращение на родину. 1862 г. - выбран на должность старшего султана Атбасарского округа и не утвержден генерал-губернатором. 1863г – участие в комиссии по сбору народных мнений о судебной реформе. 1864г. март-июнь – участие в походе Черняева. С ноября – деятельность, связанная с освободительным движением народов В Туркестана. В 1865 г. в газете Русский инвалид публикуется последний труд Шокана о восстание дунган в Цинской империи. 10 апреля 1865 года скончался в урочище Кочен-Тоган. Научное наследие великого казахского ученного многообразно. Работы Аблай, Казахское родословие, О мусульманстве в степи, Следы шаманства у казахов, О кочевках казахов и др. послужили основой глубокого изучения истории и этнографии казахского народа. Своим творчеством Уалиханов внес огромный вклад в исследование целого ряда народов Центр. Азии, заслужил мировое признание.

 

88. АБАЙ КУНАНБАЕВ – ВЕЛИКИЙ ПОЭТ И ПРОСВЕТИТЕЛЬ И ЕГО МЕСТО В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ.

Абай Кунанбаев (1845-1904) – великий поэт, основоположник казахской классической писменной литературы, мыслитель и еще и композитор. Абай (настоящее имя Ибрагим) родился в Чингизских горах Сем-ской области. Первоначально Абай получил образование в ауле у муллы, затем отец отдает его на учебу в медресе Ахмета Ризы в городе Сем-ске, где он изучает восточную литературу. Одновременно Абай посещает и русскую школу. Во время учебы в медресе Абай подражает восточным поэтам. Отец не дает ему окончить медресе, забрав его домой. Представители русской интеллигенции с которыми Абай познакомился еще в Сем-ске, оказали большое влияние на мировоззрение поэта. Хорошо понимая необходимость культурного содружества казахских и русских мыслителей, веря в пользу казахско-русской дружды трудящихся, Абай призывал изучать язык и культуру этого великого народа. Помимо ярчайшей в казахской литературе глубокой поэзии, Абай был и композитором. Широко известны его песни на переведенные им из «Евгения Онегина» отрывки. Стихи и песни Абая широко распространились по всей казахской степи. Абай обладал не только ярким поэтическим, но и глубоким философским мышлением. Его влекло к логике, психологии, трудам восточных, западно-европейских и русских философов. Раздумья Абая о жизни воплотились в замечательный памятник его художественно-философской прозы – Гаклий. Гений казахского народа оставил немеркнущее художественной наследие, любимое народом.

 



2019-12-29 308 Обсуждений (0)
КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ. (КУРМАНГАЗЫ, ДАУЛЕТКЕРЕЙ, ТАТТИМБЕТ, ЫКЫЛАС, БИРЖАН, АКАН-СЕРЫ И ДР.). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ. (КУРМАНГАЗЫ, ДАУЛЕТКЕРЕЙ, ТАТТИМБЕТ, ЫКЫЛАС, БИРЖАН, АКАН-СЕРЫ И ДР.).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (308)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)