Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие естественных монополий и воздействие их на реформируемую экономику России



2019-12-29 234 Обсуждений (0)
Понятие естественных монополий и воздействие их на реформируемую экономику России 0.00 из 5.00 0 оценок




Как известно, наиболее эффективной организацией экономики, многими крупными учёными и политиками признаётся конкурентный рынок. Однако в си-лу большого числа разнородных социально-экономических факторов совершен-ная конкуренция не является естественным состоянием рынков. Более того, функ-ционирование ряда отраслей общественного производства на конкурентной осно-ве невозможно или неэффективно, то есть естественной для них становится высо-кая степень монополизации. Классическими примерами естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, желез-нодорожные перевозки, а также отдельные подотрасли связи, а на региональном уровне – коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водосна-бжение и т.д. Следует заметить, что во многих странах в последние годы сфера и масштабы государственного регулирования существенно сократились как в связи с технологическими нововведениями, так и в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков.

Естественная монополия в промышленном производстве представляет со-бой случай, когда для общества в целом монополистическая организация произ-водства и реализации продукции экономически более предпочтительна, чем создание конкурирующих между собой предприятий.

Отличительная черта таких отраслей – использование сетевых структур (трубопроводный транспорт, системы водоснабжения, линии электропередачи, железнодорожные пути и т.д.). Подобная организация производства требует боль-ших капитальных вложений, недоступны для мелких и средних инвесторов, и пре-дусматривает значительные постоянные издержки. Поэтому необходимым усло-вием их существования является возможность экономии на масштабах, достиже-ние таких объёмов производства, при которых происходит достаточное снижение удельных издержек на единицу продукции. Кроме того, активы воплощённые в проложенных железных дорогах, телефонных линиях связи, трубопроводах и т.п. исключительно специфичны, имеют ограниченные рамки применимости и не могут быть легко переориентированы на другие рынки. Это и определяет эффективность сосредоточения у единственного производителя.

В случае рынка электро- и теплоэнергии это подразумевает, что энергосна-бжение потребителей обеспечивается с достаточной степенью надёжности. В электроэнергетике высокая отдача от масштабов производства связана с высокой фондоёмкостью, уровнем концентрации мощностей и централизации управления технологическими процессами.

Россия не избежала негативного воздействия отраслей – естественных мо-нополий в условиях рынка. В российской промышленности существуют 4000 предприятий-монополистов, их продукция составляет 7% от общего числа. Из них естественных монополий – 500/13,с.27/.

С общим сокращением производства в России спрос на продукцию и услу-ги отраслей – естественных монополий, за исключением отраслей связи, постоян-но снижался. Эти отрасли являются чрезвычайно капиталоёмкими, значительная часть их издержек носит постоянный характер. В результате росла доля постоян-ных издержек в цене единицы продукции. Кроме того, до последнего времени субъекты естественных монополий финансировали инвестиции в значительной мере за счёт внутренних источников (инвестиционные и стабилизационные фонды, формируемые за счёт себестоимости и прибыли), что определило чрезмерную нагрузку на тарифы.

Практически во всех отраслях сохранялось перекрёстное субсидирование одних групп потребителей за счёт других. Низкие тарифы для населения и бюд-жетных организаций субсидировались за счёт промышленных и коммерческих потребителей. Например, на железнодорожном транспорте убытки по пассажир-ским перевозкам покрываются за счёт грузовых тарифов.

В 1993-1996гг. отраслевые цены российских естественных монополий рос-ли более быстрыми темпами, чем в других отраслях экономики. Они приблизи-лись к уровню мировых, а в некоторых случаях (например, международные теле-фонные тарифы) превзошли их. Потребители стали оказывать давление на прави-тельство вплоть до выдвижения требования замораживания цен.

Первый проект Закона «О естественных монополиях» был подготовлен со-трудниками Российского центра приватизации по поручению Государственного комитета по антимонопольной политике РФ в начале 1994 г. После этого проект дорабатывался российскими и зарубежными экспертами и согласовывался с отра-слевыми министерствами и компаниями (Минсвязи, МПС, Минтранс, Минатом, РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России»…). Против выступили многие отраслевые министерства, однако ГКАП и Минэкономики удалось преодолеть их сопротивле-ние. Уже в августе правительство направило согласованный со всеми заинтересо-ванными министерствами проект Закона в Государственную думу/13,с.29/.

17 августа 1996г. Президент подписал Закон. Это стало возможным благодаря широкой летней кампании, которую развернули средства массовой информации против злоупотреблений, допускаемых естественными монополиями. Особое внимание обращалось на финансовые показатели газовой промышленности, возможность улучшить состояние госбюджета в результате увеличения налогообложения РАО «Газпром» и отмены привилегий по формированию внебюджетного фонда.

В первой половине 1996 г. в отраслях - естественных монополиях (электро-энергетика, газовая промышленность, нефтепроводный транспорт, железнодорож-ный транспорт, отрасли связи) рост цен несколько замедлился по сравнению с предшествующими годами реформы. Принято правительственное постановление, запрещающее отключение потребителей энергоресурсов до середины мая 1996 г. Кроме того, под давлением МВФ постановлением правительства от 21 марта 1996 года были ликвидированы внебюджетные фонды в отраслях ТЭК и от 1 апреля – стабилизационный фонд РАО «Газпром», тем самым «Газпром» был лишен основных налоговых льгот/34/.

Далее был предпринят ряд мер по жесткому ограничению роста цен естес-твенных монополий. Так Указом Президента от 17 октября 1996 г. цены на элект-роэнергию, отпускаемую с оптового рынка, были снижены на 10 %. Постановле-нием Правительства от 3 апреля 1997 г. из состава себестоимости производства энергии были исключены целевые инвестиционные фонды/34/.

Однако жестокое сдерживание ростов тарифов, по мнению отраслевых специалистов, привело к резкому ухудшению финансового состояния отраслей естественных монополий. При этом в условиях закрытости финансовой информа-ции без проведения независимого аудита соответствующих предприятий трудно поддержать или опровергнуть такие выводы. Так или иначе, в ряде случаев уже сами естественные монополии нуждаются в защите от необоснованного давления (со стороны определенных политических сил), которое приводит к подрыву фина-нсовой устойчивости этих жизненно необходимых для государства отраслей.

Глава 2. Антимонопольная политика



2019-12-29 234 Обсуждений (0)
Понятие естественных монополий и воздействие их на реформируемую экономику России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие естественных монополий и воздействие их на реформируемую экономику России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (234)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)