Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой экономикой



2019-12-29 249 Обсуждений (0)
Государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой экономикой 0.00 из 5.00 0 оценок




Государственное регулирование играет важную роль в поддержании необходимого уровня конкуренции в экономике. Можно выделить три главных его направления:

· меры, направленные на предотвращение и запрещение монополии (собственно антимонопольное законодательство);

· государственное регулирование естественной монополии;

· защита компаний от “чрезмерной конкуренции”.

Сущностью антимонопольной политики является система законов, ограничивающих действия компаний, ведущих к снижению конкуренции и установлению монополии.

Эффективность такой политики зависит от трех важнейших элементов:

· характера самих законов;

· трактовки законов судами;

· последовательность, с которой судебные решения воплощаются в жизнь.

Все три элемента со временем меняются и, соответственно, меняется и существо антимонопольной политики.

Реализация положений антимонопольного законодательства за рубежом осуществляется в административном, судебном и смешанном порядке. В послед-нем случае решения административных органов могут быть обжалованы в судах.

Наиболее сложна ситуация с государственным контролем за монополис-тической деятельностью сложилась в Великобритании. Особенности развития антимонопольного законодательства Великобритании привели к созданию двух систем контроля за монополиями. В первой из них, основанной на законах о добросовестной торговле и о конкуренции, ключевую роль играет Ведомство по добросовестной торговле, Комиссия по монополиям, государственный секретарь торговли и промышленности. Вторая система контроля, предусмотренная законо-дательством об ограничительной торговой практике, ключевую роль отводит суду по ограничительной практике. Ведомство по добросовестной торговле хранит раз-личные сведения о злоупотреблениях господствующим положением, информиру-ет правительство о своих решениях. В случае необходимости возбуждает следую-щие производства: передаёт дела о монопольной ситуации в какой-либо отрасли в Комиссию по монополиям, осуществляет контроль за предполагаемыми слияния-ми предприятий, передаёт дела о картельных договорах в суд по ограничительной практике, возбуждает дела по поводу установления и поддержания перепродаж-ных цен. Следует отметить, что деятельность Ведомства в определении конкуре-нтной политики носит консультативный характер.

Основная задача Комиссии по монополиям и слияниям заключается в про-ведении расследования и составления докладов по поводу наличия (или возмож-ности возникновения) монопольной ситуации либо осуществления слияния пред-приятий. В случае если Комиссия по монополиям придёт к заключению о наруше-нии публичных интересов, госсекретарь имеет широкие полномочия по примене-нию различных мер воздействия на правонарушителя: вынесение постановлений о прекращении действия договора, о запретах в поставке товаров, связывающих сделок, дискриминации, о запрете или ограничении слияний, о разделении пред-приятий (путём продажи каких-либо их частей или каким-то иным способом).

Роль государственного секретаря торговли и промышленности Велико-британии в деле регламентации монополий и конкуренции весьма значительна. Заключения в докладах Комиссии по монополиям носят рекомендательный харак-тер, но окончательное решение вопросов по монопольным ситуациям или анти-конкурентной практики осуществляется госсекретарём или другими министрами. Кроме того, госсекретарь наделён полномочиями по предоставлению исключений из действия законодательства об ограничительной торговой практике на основа-ии хозяйственной незначительности соответствующих картельных договоров.

В США главную работу по государственному контролю за монополистиче-ской деятельностью проводит антитрестовский отдел Министерства юстиции, ко-торый наделен полномочиями возбуждать судебные дела против лиц, которые на-рушают антитрестовское законодательство. Кроме Министерства юстиции прове-дение государственного контроля за соблюдением антитрестовского законода-тельства осуществляет Федеральная торговая комиссия. Вместе с тем следует от-метить, что основная нагрузка в проведении этих мероприятий падает на федера-льные суды, в первую очередь, на Верховный суд США, который оценивает зако-нность или недействительность тех или иных ограничительных условий в догово-рах или методах хозяйственной деятельности.

в фрг государственным регулированием рыночных отношений, которое ведет к смягчению отрицательных последствий чрезмерной монополизации, зани-маются так называемые органы по делам картелей. К этим органам относятся: федеральное ведомство по делам картелей, федеральный министр экономики и высшие органы земель. К ним примыкает Комиссия по монополиям, созданная для предоставления заключений о концентрации предприятий в ФРГ. Деятель-ность промышленных и профессиональных ассоциаций по составлению для своих отраслей правил конкуренции можно признать в качестве саморегуляции конку-рентных отношений частным бизнесом. Органы по делам картелей могут прово-дить в отношении предприятий, картелей, промышленных или профессиональных ассоциаций административное производство, производство по взысканию адми-нистративных штрафов или осуществлять расследование. В ходе административ-ного делопроизводства решаются вопросы разрешения или запрета картельных договоров о слиянии предприятий недействительными, запрета незаконного пове-дения доминирующих на рынке предприятий.

Во Франции контроль за монополистической деятельностью возложен на Совет по вопросам конкуренции, Министерство экономики и суда общей юрис-дикции. Совет по вопросам конкуренции считается независимым административ-ным органом, на решения которого министр экономики не может налагать «вето». Он выполняет консультативные функции по заказу различных учреждений и орга-низаций, а в определённых случаях налагает соответствующие санкции. Важной составляющей частью контроля за монополистической практикой во Франции яв-ляется проверка экономической концентрации на рынке. Приказом министра эко-номики советом по вопросам конкуренции может быть проверен любой проект о концентрации или любая концентрация предприятий, способная нанести вред ко-нкуренции, например, создание и усиление доминирующего положения на рынке.



2019-12-29 249 Обсуждений (0)
Государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой экономикой 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой экономикой

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (249)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)