Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Становление антимонопольной политики в России



2019-12-29 222 Обсуждений (0)
Становление антимонопольной политики в России 0.00 из 5.00 0 оценок




Антимонопольная политика имеет несколько основных направлений:

1. Стимулирование предпринимательства

2. Развитие конкурентных начал

3. Организационно-правовое обеспечение антимонопольной политики.

Антимонопольная политика в России проводится в общем русле проводи-мых экономических преобразований. Развитее российской экономики в 90-х годах объективно сопровождалось формированием конкурентной среды на товарных и финансовых рынках. Ключевым фактором общеэкономического характера явился бурный рост частного (негосударственного) сектора экономики, как в ходе при-ватизационных процессов, так и в результате создания новых частных предприя-тий. Становление отношений частной собственности, самостоятельность предпри-нимателей в принятии экономических решений с целью достижения максималь-ной прибыли обусловило востребованность рыночных механизмов, основным из которых является конкуренция.

На первом этапе экономических реформ Советом Министров СССР   16 августа 1990 года было принято постановление № 835 «О мерах по демонополизации народного хозяйства».

22 марта 1991 года был принят Закон РСФСР «О конкуренции и ограниче-нии монополистической деятельности на товарных рынках»/1,с.10-15/ (далее Закон «О конкуренции…») – основополагающий акт, определивший цели конку-рентной политики, установивший статус и полномочия антимонопольных органов, вводящих жёсткие санкции за нарушение антимонопольного законода-тельства. Названный закон с изменениями и дополнениями действует и сегодня.

В этом Законе в наиболее концентрированном виде были определены основные задачи государственной конкурентной политики, среди которых можно назвать:

· содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;

· предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

· государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Важным этапом явилось формирование конституционных основ конкуре-нтного права. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голо-сованием 12 декабря 1993 года, гарантировала единство экономического прост-ранства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддерж-ку конкуренции, свободу экономической деятельности.

Последующим этапом в развитии конкурентного права стала разработка и принятие нового гражданского законодательства. Статьёй 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

С 1991 года было введено большое количество объективно необходимых законов, составивших организационно-правовую базу для регулирования моно-полий. К примеру, законы "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" от 3 июля 1991 г., "О поставках продук-ции для федеральных государственных нужд" от 13 декабря 1994 г., "О финансо-во-промышленных группах" от 30 ноября 1995 г./9/, "О естественных монополи-ях" от 17 августа 1995 г., "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г., "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г./8/, "О рекламе" от 18 июля 1995 г./6/, "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли" от 14 апреля 1998г./3/ и другие, а также нормативно-правовые акты Президента РФ и правительства.

Реализация конкурентной политики невозможна без формирования целос-тной системы антимонопольных органов в федеральном центре и в регионах.

В этих целях было образовано Министерство РФ по антимонопольной по-литике и поддержке предпринимательства (МАП) – сейчас Федеральная антимо-нопольная служба (ФАС), – которому предоставлено право применять Закон РФ «О конкуренции…» (в действующей редакции 2002г.) в тех случаях, когда дейст-вия и соглашения, совершаемые за пределами территории РФ, приводят или мо-гут привести к ограничению конкуренции или влекут за собой др. отрицательные последствия на отечественных рынках. Кроме того, в соответствии со статьёй 12 (пункт 11) Закона МАП России в установленном порядке даёт заключение о нали-чии или об отсутствии ограничения конкуренции на товарном рынке при введе-нии, изменении и прекращении действия таможенных тарифов, и о введении нетарифных мер (Всего в 2003г. по вопросам изменения пошлин было принято свыше 30 постановлений Правительства РФ, в которых полностью или частично учтена позиция МАП России.)/12,с.57/. 

В последние годы в российской экономике значительно усилились про-цессы экономической концентрации, перераспределения сфер влияния на товар-ных и финансовых рынках между группами хозяйствующих субъектов, выразив-шееся в приобретении контроля одними хозяйствующими субъектами над други-ми, разделу рынка по территориальному принципу по объему продаж или заку-пок, ограничению доступа на рынок, отказу от заключения договоров с определенными продавцами и покупателями и т. д. В этой связи значительно обостряется проблема оценки положительного эффекта и негативных последствий масштабной экономической концентрации.

Основной мерой, предусмотренной антимонопольным законодательством, направленной на недопущение возникновения или усиления доминирующего положения хозяйствующих субъектов, является рассмотрение ходатайств и уведомлений юридических и физических лиц, связанных с процессами концентрации рыночной власти, предусмотренных статьями 17 и 18 Закона «О конкуренции…»/1,с.10-15/.

В 2000 – 2003гг. антимонопольная политика отходит от преимущественно ценового регулирования и начинает осуществлять мониторинг общего состояния дел на рынке. Начиная с 2000г. особое место в антимонопольной политике России занимают меры, направленные на пресечение антиконкурентных действий государственных органов. В конкурентное законодательство России включены специальные главы, посвящённые действиям органов исполнительной власти федерального, регионального и местного уровней, которые могут ограничивать конкуренцию на товарных и финансовых рынках (Например, раздел 2 закона «О конкуренции…»)./15, с. 128/

В 2000-2002гг. были разработаны и представлены в Государственную Ду-му проекты Федеральных Законов «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»/5/ и «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»/4/, призванные достигнуть боль-шего соответствия нормам и правилам ВТО. После утверждения данные законы заменили ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» и ФЗ «О мерах по защите экономических интересов РФ во внешней торговле товарами»/12,с.58-59/.

С 2004г. начинается новый этап развития антимонопольного регулирования. В рамках административной реформы государственных органов управления создаётся Федеральная антимонопольная служба (ФАС), задачей которой является не только и не столько антимонопольное регулирование, сколько развитие полноценной политики поддержки конкуренции. ФАС проводит политику, направленную на участие антимонопольных органов в формировании государственной промышленной политики в России, в то время как экономическая политика пока ещё в недостаточной степени ориентируется на согласование с конкурентной политикой. /15, с. 129/ 



2019-12-29 222 Обсуждений (0)
Становление антимонопольной политики в России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Становление антимонопольной политики в России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (222)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)