Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Создание Европейского объединение угля и стали (ЕОУС)



2019-12-29 397 Обсуждений (0)
Создание Европейского объединение угля и стали (ЕОУС) 0.00 из 5.00 0 оценок




Федеральное агентство по образованию

Волгоградский государственный университет

Кафедра регионоведения и международных отношений

 

Образование Европейского Союза

 

Курсовая работа студента

II курса гр. МО-031

Гулузаде Ф. В.

Научный руководитель:

Сазонова Н. В. асс.

 

 

Волгоград 2005


Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………...3

Глава I: Первые шаги Европейской унификации……………………….5

1.1.Создание Европейского объединение угля и стали (ЕОУС)..5

1.2.Попытки создания Европейского оборонительного сообщества и Европейского политического союза……………………. 8

1.3.Римские договоры…………………………………………… 10

Глава II: Развитие политической интеграции………………………….15

2.1.План Фуше…………………………………………………….15

2.2.Гаагская и Парижская конференции………………………...18

2.3.Создание Совета Европы……………………………………..21

Глава III: Становление Европейского Союза………………………….23

3.1.Путь к Единому европейскому акту…………………………23

3.2.ЕС в 90-е годы………………………………………………...25

3.3.Институты ЕС…………………………………………………27

Заключение………………………………………………………………30

Список литературы……………………………………………………...32

 

Введение

Идея о тесной взаимосвязи между европейскими странами находило свое политическое выражение еще до создания Европейского Сообщества и его развития в ЕС. Были попытки навязать объединение через гегемонию и силой. С другой стороны, также были схемы мирного, добровольного объединения государств на условиях равноправия, особенно после печального опыта первой мировой войны.

Европейская интеграция происходит несколько этапов и в разных формах. За Европейским объединением угля и стали (ЕОУС), созданным в 1953г. последовали Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) и Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). Таким образом, сначала акцент был сделан на экономической интеграции. В 1967г. произошло слияние органов трех сообществ. Если ранее Суд Европейских сообществ и Парламент имели полномочия по отношению и трем объединениям, то теперь такие полномочия получили Совет и Комиссия. И хотя в представлении граждан отныне существовало лишь одно Европейское сообщество, три договора все еще сохранили свою автономию, они не «слились воедино».

Эта работа содержит обширный исторический, политический и правовой анализ механизмов и институтов Европейских сообществ от самого начала интеграционных процессов до их новейших достижений, завершаясь детальным анализом Маастрихских соглашений. Хронологические рамки работы охватывает с 1951г. до конца 90-х годов.

Цель данной работы – освещение интеграционных процессов в Европе, раскрывать предпосылки и причины факторов экономической и политической интеграции.

Автор перед собой поставил задачи проанализировать основные этапы развития ЕС, изложить основные сведения об образовании ЕС.

Работа состоит из 3-х глав. В I главе описываются основополагающие договоры ЕС. II глава ярко освещает развитию Европейской политической интеграции, а в III главе дается обзор заключительных договоров Европейского сообщества и современные контуры ЕС.

Для освещения истории образования ЕС кроме современных исследований и материалов также использованы электронные ресурсы. Большой интерес представляет работы швейцарского исследователя Д.Сиджанского и словенского политолога и правоведа М.Араха. В этой связи особого внимания заслуживает работа профессора Департамента политических наук и Института политических исследований при Женевском университете Д.Сиджански "Федералистское будущее Европы" (1998г.).

Монография Д.Сиджански интересна читателю не только детальным изложением хода интеграционных процессов в Западной Европе в 1945 - 1997гг., но и попыткой подвести это изложение под глубокий теоретический пласт.

Серьезно подойдя к теме, автор надеется, что в определенной мере ему удалось показать этапы образования, функционирование, а также структуру ЕС.

 

Глава I : Первые шаги Европейской унификации

Создание Европейского объединение угля и стали (ЕОУС)

 

Среди исследователей интеграционных процессов в Западной Европе является бесспорным тот факт, что ЕОУС представляет ключевое нововведение при упорядочении отношений между субъектами в международном сообществе после окончания второй мировой войны. Хотя функционально ограниченное узкой сферой сотрудничество страхом перед вспышкой нового военного конфликта на взрывоопасном европейском пространстве, оно опирается на постоянное преодоление опасения перед потерей суверенитета и акцентирует ценности достижений цивилизации с точки зрения качества жизни индивидуума. Идея о передачи власти наднациональным институтам давно взывала страх перед потерей национального суверенитета государств как субъектов международного права.

Начало европейской интеграции связано с движением за «единую Европу», возникшим сразу же после окончания второй мировой войны и поставившим совей целью навсегда исключить кровопролитные конфликты между европейскими народами. Среди множества призывов к объединению наибольший резонанс вызвала речь выдающегося британского государственного деятеля Уинстона Черчилля «о трагедии Европы», произнесенная им 19 сентября 1946г. в Цюрихском университете. Черчилль призвал европейцев покончить с национальными распрями, в первую очередь с франко-германским антагонизмом, и создать на континенте «нечто вроде Соединенных Штатов Европы»1

Фактически путь к европейской интеграции открыла Декларация Шумана. 9 мая 1950г., ровно через пять лет после окончания войны в Европе, министр иностранных дел Франции Робер Шуман официально обратился от имени своего правительства к правительству ФРГ с предложением положить конец франко-германскому антагонизму и начать с чистого листа новую главу в отношениях между двумя государствами, положив в основу принципы мира, дружбы и сотрудничества. В качестве первого шага предлагалось создать франко-германское объединение угля и стали.

Однако значение декларации Шумана выходило далеко за рамки двусторонних отношений между этими государствами. Франция обратилась к всем европейским странам с призывом присоединиться к предлагаемому объединению, чтобы вместе начать создание «общей основы экономического развития, которое явится первым шагом к Европейской федерации»2, обеспечивающей мир, экономический рост и улучшение условий жизни населения. Декларация Шумана предлагала цельную концепцию европейского строительства, разработанную при самом активном участии другого французского политического деятеля Жана Монне.

Именно эта концепция легла в основу всего последующего развития европейской интеграции. Ее основные положения могут быть сформулированы следующим образом.

-Вместо Европы, раскалываемой националистическими распрями и социальными конфликтами, должна быть создана миролюбивая единая Европа. Инициаторами ее создания должны стать западноевропейские государства, руководствующиеся принципами демократии, экономического благосостояния и социального консенсуса, принципами мира и равноправного сотрудничества.

-Единая Европа не может быть создана сразу и на основе какого-то генерального плана. Ее следует строить постепенно, избирая конкретные приоритетные области сотрудничества, создающего практическую солидарность во всех новых областях совместной деятельности.

-Строительство единой Европы должно быть начато сфере экономики. Не будучи самоцелью, экономическая интеграция наибольшей степени отвечает повседневным насущным потребностям участвующих государств, способствует росту благосостояния народов, и в то же время меньше затрагивает такие чувствительные сферы государственного суверенитета как национальная безопасность, оборона, внешняя политика и т.п.

-Важнейшим условием успешного продвижение к единой Европе должно стать формирование правовой базы интеграции и системы общих институтов, имеющих отчасти межгосударственный, отчасти национальный характер, т.е. наделенных правом принятия обязательных решений и правом контроля за их исполнением государствами и всеми другими участниками интеграционного процесса.3

Уже 20 июня 1950г. в Париже встретились представители Бельгии, Франции, Италии, Люксембурга, ФРГ и Нидерландов и рассмотрели предложение Шумана. Дискуссии протекали совершенно в новом духе уважения общих интересов и постепенного создания доверия на основе консенсуса по всякому открытому вопросу. Американская интервенция в Корее, 27 июня 1950г. вновь обратила внимание на хрупкое равновесие в международных отношениях и косвенно упрекило убеждение в необходимости институциализации отношений между европейскими государствами. Договор о ЕОУС был подписан в Париже уже 18 апреля 1951г. и его преамбула в первую очередь обращала внимание на необходимость сохранения мира, что было с самого начала основной целью инициаторов создания сообщества. Более года потребовалось для проведения ратификационных процедур. Таким образом, Договор о ЕОУС начал действовать лишь 25 июля 1952г. Срок его действия истекает в 2002г. Основные его цели состояли в создании общего рынка угля и стали, модернизации и повышении эффективности производства в угольный и металлургических отраслях. Договор заложил институциональную основу европейской интеграции.

 

1.2.Попытки создания Европейского оборонительного сообщества и Европейского политического союза

 

С подписанием упомянутого выше Договора об учреждении ЕОУС начался первый этап европейской интеграции. Его можно назвать этапом отраслевой интеграции. Договор предусматривал не только создание общего рынка товаров в двух базовых отраслях промышленности – угольной и сталелитейной, - но и сотрудничество в коренной модернизации этих отраслей с целью повышения их рентабельности и конкурентоспособности на мировых рынках. Более или менее успешное осуществление Договора должно было стимулировать в дальнейшем разработку более обширных программ экономической интеграции.4

Жан Монне через шесть месяцев после того, как Р. Шуман представил свой замысел о совместно контролируемом использовании потенциалов в сферах производства угля и стали, начал создавать еще план вооружения в Европе. Председатель французского правительства Рене Плевен развернул его перед Национальным собранием 24 октября 1950г. и предлагал формирование над едином командованием объединенной европейской армии, с прерогативами, характерными для ЕОУС. И в ней также сотрудничали бы немецкие силы, чем был сделан новый шаг в направлении реализации высказанной в 1949 г. мысли Аденауэра, что Германия должна была бы вносить свой вклад в оборону Европы в рамках европейский вооруженных сил – под европейским командованием.5

27 мая 1952г. Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Люксембург, и Нидерланды подписали Договор об учреждении Европейского оборонительного сообщества. Одновременно было начата подготовка Договора, учреждающего Европейское политическое сообщество (ЕПС). Подписавшие Договор страны отрекаются от призыва и содержания собственных отдельных вооруженных сил, за исключением таких, которые предусмотрены Договором. Договор предусматривал создание Комиссариата, Собрания, Совета министров и Суда с временной организацией.

Однако замысел был окончательно разрушен 30 августа 1954г., когда Национальное собрание Франции отвергло ратификацию договора о ЕОС. Действительность французской внешней политики отражалось в видение слабой Германии и независимой в военном отношении Франции, которая с соседями было бы связана лишь настолько, насколько это было необходимо для того, чтобы она могла сохранять ведущую позицию в Западной Европе и в мире.6

С неудачной попыткой организации ЕОС умер также замысел о создании Европейского политического союза, основы Европейской Федерации, в рамках которых действовали бы как ЕОУС, так и ЕОС. Проект договора о создании этой организации, который включал в себя 117 статей, был представлен в Страсбурге 10 марта 1953 г. Его институциональная структура брала пример с ЕОУС: в нее входили бы Европейский исполнительный совет, Совет министров отдельных членов, Суд и Парламент, члены которого были бы избираемы на непосредственных выборах.

Отказ от объединения в политической и военной сферах остановил формирования Европы как политического сообщества. Конечно не случайно процесс европейского объединения затормозился как раз на вопросе совместной обороны: оборона и внешняя политика является значительным сегментом государственного суверенитета и чувствительной точкой национальной уязвимости. Провал ЕОС и его логического продолжение в виде ЕПС привел к первому крупному европейскому кризису, что затормозило развитие союза и расширило полномочия ЕОУС.7 Сторонники объединения еще раз убедились в том, что стратегия Монне – Шумана не имеет альтернативы.

 

Римские договоры

 

Хотя в Декларации Шумана ЕОУС было задумано как организация, которая прежде всего урегулировала бы отношение между Францией и Западной Германией, изучила возможности формирования общего рынка и устройства будущего Европы, тогда уже было ясно, что в длительной перспективе оно не могло быть успешным без расширения общего рынка на все экономические сферы. Тем не менее, в дискуссиях о том, как могла расширяться деятельность сообщества, проблескивали двойные взгляды: взгляды функционалистов и федералистов, которые одни полагали, что этих целей необходимо достигать постепенно, в отдельных экономических сферах, а другие которые видели идеальное решение в формирование политического сообщества с инструментами интегрирования экономики как целого.

Предложение министра иностранных дел Нидерландов Йохана Бейена (Johan Bejen) оживило интеграционные усилия, поскольку он выступил за создание таможенного союза для целого ряда экономических отраслей. Его предложение представители правительств государств – членов ЕОУС обсуждали в Мессине 1-3 июня 1955г. и уполномочили бельгийского министра иностранных дел Поля – Анри Спаака (Paul-Henri Spaak) для руководства международным комитетом, залачей которого было изучить возможности расширения общего рвнка с одновременной гармонизацией экономической и социальной политики государств – членов.8

Доклад Спаака 21 апреля 1956г. был передан правительствам. Министры иностранных дел на своей встрече в Венеции 29-30 мая 1956 г. рассмотрели его и решили использовать как базу для создания двух новых договоров: первый бы касался экономики как целого, другой бы занимался исключительно вопросами атомной энергетики. В том же году представители правительств государств – членов ЕОУС встретились в Брюсселе и согласовали взгляды относительно многочисленных специфических проблем, как: возможность выхода из общего рынка в случае реальных экономических трудностей, отношение с заморскими территориями и др. Договор об организации Европейского экономического сообщества (Договор ЕЭС) и Договор об организации Европейского сообщества по атомной энергии (Договор Евратома) были подписаны в Риме 25 марта 1957г.9 Оба договора вступили в силу 1 января 1958г.10

В состав сообщества вошли страны с высоким уровнем развития, что во многом определило быстрые темпы его экономического роста. Конкретными целями создания ЕЭС были:

-постепенное устранение всех ограничений в торговле между странами – участниками.

-установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами.

-ликвидация ограничений для свободного продвижения людей, капиталов, услуг.

-разработка и проведение общей политики в области транспорта и сельского хозяйства.

-создание валютного союза.

-унификация налоговой системы.

-сближение законодательства.

-разработка принципов согласования экономической политики.11

Деятельность Евратома должна была охватывать развитие ядерной энергетики, снабжение ее сырьем и организацию исследований в этой области; сообществу предоставили право собственности на производимые и импортируемые специальные расщепляющиеся материалы и даже своего рода монополию в этой области.

Формирование общего рынка ускорило процесс превращения национальных монополий стран ЕЭС в транснациональные, способствовало проникновению в экономику стран - партнеров. Развитие ЕЭС означало интенсивный переход стран – участниц Сообщества от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа, обращенной к внешнему рынку.12

Организационная структура ЕЭС и Евратома имели много общего с системой институтов ЕОУС, и включала в себя четыре основных компонента: Межправительственный орган; Орган, состоящий из международных чиновников; Парламентский орган; Судебный орган.

Таким образом, уже с подписанием Римских договоров был сделан первый шаг в сторону слияния центральных институтов всех трех сообществ: два из четырех основных органов стаи сразу же общими для ЕОУС, ЕЭС и Евратома.

Неудачный опыт ЕОС и ЕПС побудили «отцов - основателей» «Общего рынка» воздержаться от включения вопросов военной или внешнеполитической интеграции в Римский договор. Это не значит, однако, что была отброшена идея федеративного объединения западноевропейских стран. Напротив, предусмотренные договором о ЕЭС таможенный союз, единый рынок капиталов, услуг и рабочей силы и т.п., рассматривались лишь в качестве этапов на пути к полному политическому слиянию.

 



2019-12-29 397 Обсуждений (0)
Создание Европейского объединение угля и стали (ЕОУС) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Создание Европейского объединение угля и стали (ЕОУС)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (397)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)