Институт перспективных транспортных технологий и переподготовки кадров
Учебный план Развитие управленческих компетенций Цель: развитие знаний, умений и навыков в управлении коллективом станции Категория слушателей: начальники и зам.начальников станций Срок обучения: 72 часа Режим занятий: 8 часов в день в течение 9 дней (час. в день)
В исследовании особенностей корпоративной культуры на станции Карбышево-1 выявлено отсутствие потребности в обучении у сотрудников организации. Данная ситуация может быть связана с отсутствием миссии компании, которая бы согласовывалась со стратегическими целями ОАО «РЖД», и, соответственно, отсутствием понимания у коллектива станции своего места в достижении поставленных задач. Для решения этой проблемы, прежде всего, предназначен Корпоративный кодекс станции, представленный выше. Вместе с тем, данная проблема может быть связана с отсутствием у инженера по обучению инструментов для выявления потребностей в обучении работников. Таким образом, невозможно выявить представления различных сотрудников о тех знаниях, умениях и навыках, которых недостаточно для успешного выполнения функциональных задач. Для решения этой проблемы мы предлагаем внедрить в практику работы инженера по обучению специальной формы, позволяющей посредством экспертной оценки установить реальные потребности работников в обучении. Важно отметить, что в качестве поведенческих индикаторов для оценки используются не только компетенции, описанные у специалистов по обучению (Е.Б. Моргунов[23], В.М. Колпаков[16] и др.), но и общекорпоративные компетенции, указанные в Стратегии развития ж/д транспорта до 2030 г. [8]. Инженер по обучению выдает форму для заполнения линейным руководителем в соответствие с планом-графиком обучения конкретных сотрудников на текущий период. Разработанная форма выявления потребности в обучении позволит руководителям оценивать профессиональные и поведенческие индикаторы эффективной трудовой деятельности сотрудников. Инженеру по обучению данная форма позволит обобщать данные по различным направлениям повышения квалификации, наиболее актуальным для той или иной должности и более эффективно планировать учебу. Кроме того, таким образом будет выявлены реальные недостатки сотрудников в системе профессиональных ЗУН, на основании чего работники будут направляться на обучение по тем программам, в которых действительно испытывают заинтересованность. Форма экспертной оценки представлена ниже.
Экспертная оценка уровня профессиональной подготовки персонала Железнодорожная станция Карбышево-1 (К-1) – структурное подразделение Омского отделения – структурного подразделения Западно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги» Экспертный лист №1 Конфиденциально Заполняется работником Мероприятие проводится для определения деловых качеств работников в целях наиболее рационального использования специалистов, повышения эффективности их труда и ответственности за порученное дело и должно способствовать дальнейшему улучшению подбора и воспитания кадров, повышению их деловой квалификации. Ф.И.О._______________________________________________________ Дата рождения________________________________________________ Должность ___________________________________________________ Подразделение________________________________________________ Непосредственный руководитель ________________________________ Стаж работы в данной должности________________________________ Стаж работы на предприятии____________________________________ Рассматриваемый период_______________________________________ Оценка_______________________________________________________ Инструкции: (1) После заполнения оригинал следует передать в кадровую службу предприятия, копии хранятся в личном деле сотрудника. (2) При подготовке и приведении данной оценки возможно делать ссылки на предыдущие формы оценки и должностную инструкцию работника. Общая информация Заполняется непосредственным руководителем Основные функции работника __________________________________ __________________________________________________________________ Структура подчинения: Кому подчиняется работник____________________________________ Кто ему подчиняется__________________________________________ Количество человек в подчинении ____. Образование: (уч. заведение, год окончания, специальность) 1.____________________________________________________________ 2.____________________________________________________________ Повышение квалификации______________________________________ Общий стаж работы____________________________________________ Оценка деятельности.
Таблица 3.3 – Оценка выполнения должностных обязанностей
Таблица 3.4 – Оценка профессионального поведения
Продолжение таблицы 3.4
Другие замечания:_____________________________________________ __________________________________________________________________
Неудовлетворенность сотрудников блоком мотивации в социально-экономическом пространстве организации связано с частым привлечением работников к выполнению функций, не прописанных в должностных инструкциях (субботники, уборка снега, общественная деятельность). При высокой интенсивности труда эти поручения вызывают конфликты с руководителями и специалистом отдела управления персоналом. Для решения этой проблемы предлагаем доработать Положение о премировании работников станции в Разделе 3 в п. 3.1.5 [50] Премия за выполнение общественного задания, участие в субботниках и уборке снега носит характер разовых выплат, начисляется и выплачивается на основании приказа руководителя. Размер премии не может превышать 3% от должностного оклада сотрудника (Приложение Е). Таким образом, в качестве предложений для совершенствования элементов корпоративной культуры мы предлагаем разработку Корпоративного кодекса станции карбышево-1, с включением в него миссии и ценностей компании, этических правил взаимодействия внутри и за пределами организации, системы формальной и неформальной коммуникации сотрудников организации. В проекте описана программа обучения, направленная на развитие управленческих компетенций руководителей высшего и среднего управленческого звена, позволяющая решить проблемы во взаимодействии сотрудников и руководителей компании, а также форму выявления потребностей в обучении персонала. В качестве рекомендации также выступает доработка одного пункта в Положении о премировании работников станции Карбышево-1.
3.3 Экономическая оценка и социальная эффективность предложений по совершенствованию организационной культуры
Определим экономическую эффективность мероприятий по формированию организационной культуры на станции Карбышево-1. Снижение уровня текучести кадров приведет к росту производительности труда в результате отсутствия простоев производственного оборудования по причине неполной загрузки производственных мощностей. В результате снижения уровня текучести кадров планируется повысить производительность труда работников станции Карбышево-1 до 2000 тыс. руб. /чел. Определим рост производительности труда в относительном выражении по сравнению с 2008 годом:
ΔПТ = (2000 тыс. руб./чел. - 1850 тыс. руб. /чел) / 1850 тыс. руб. /чел. = = 8%. Таким образом, в результате совершенствования организационной культуры станции Карбышево-1 планируется повышение производительности труда на 8%. На основании рассчитанных данных оценим среднегодовой эффект, причиняемый предприятию текучестью кадров: Рч 2008 = ΔПТабс*ЧР, (3.1) где ЧР - численность работников станции Карбышево-1 в 2008 году, а ΔПТабс - изменение производительности труда в абсолютном выражении. Рч 2008 =7 чел. * (2000 тыс. руб. /чел. - 1850 тыс. руб. /чел) = 1050 тыс. руб. Таким образом, в результате текучести кадров станция Карбышево-1 теряет 1,05 млн. руб. выручки от реализации. Снижение текучести кадров и повышение в результате этого производительности труда позволит увеличить уровень выручки от реализации на 1050 тыс. руб. Подводя итоги, отметим, что в условиях ограничения предприятия в использовании средств материального стимулирования сотрудников повышение уровня организационной культуры крайне важно рассматривать как фактор сокращения текучести кадров, а, следовательно, фактор повышения эффективности управления персоналом. При комплексной оценке экономической и социальной эффективности программ совершенствования организационной культуры используется следующих подход: вначале варианты решений разрабатываются и рассматриваются с позиции социальных целей независимо от экономических, а далее среди отобранных социально - эффективных вариантов определяется экономически эффективный. Так же от внедрения разработанных мероприятий повысится уровень лояльности сотрудников организации и удовлетворенность трудом, в связи с чем, ожидается снижение текучести кадров на 2%. Далее произведем расчет экономической эффективности проектных мероприятий за счет снижения текучести рабочей силы. Необходимо рассчитать экономические результаты от реализации проектных мероприятий по совершенствованию организационной культуры, которые позволят снизить текучесть кадров на 2 % (с 7% до 5 %).Экономические результаты от реализации проектных мероприятий рассчитываем по формуле. n Эс = ∑ Рт (1 – Кт2 / К т1), (3.2) i= 1 где n ∑ Рт - среднегодовой ущерб от текучести кадров; i= 1 РТ1 – ущерб от недополучения продукции, когда увольняющиеся работники предупредили о желании уволится, но «дорабатывают» 2 недели; РТ2 – ущерб от недополучения продукции от новичков; РТ3 – затраты на обучение новичков (целевое или иное обучение); РТ4 – дополнительные расходы, связанные с организацией работ по приему и увольнению по собственному желанию; РТn - другие расходы связанные с текучестью; КТ2 – ожидаемый процент текучести рабочей силы после внедрения комплекса мероприятий, направленных на снижение текучести, повышение лояльности работников предприятию, улучшение отношения к труду; КТ1 – фактический процент текучести рабочей силы, в связи с недостатками в организации труда на предприятии; n - количество видов ущерба. Для определения среднегодового ущерба от текучести кадров произведем расчет затрат на обучение новичков РТ3; дополнительные расходы, связанные с организацией работ по приему и увольнению сотрудников РТ4; работы связанные с поиском новых сотрудников РТ5. На начало 2008 г. численность персонала среднего звена в организации составила 7 человек. На 01.01.2009 г. планировалось увеличить штат до 10 чел. Учитывая, что текучесть кадров равна 7 %, фактически требуется набрать не 3 человека, а на 1 человека больше, т.е. 4 чел. Но этого 1 человека необходимо уволить, найти новых сотрудников, принять и обучить их. Расчет дополнительных расходов, связанных с организацией работ по приему и увольнению сотрудников, РТ4 Среднегодовая заработная плата рабочего станции составляет 8500 р. Годовой фонд рабочего времени 1993 ч, средняя годовая стоимость одного часа работы мастера 51,17 р. Нормы времени на оформление документов на увольнение и прием на предприятии – 0,8 и 0,55 ч соответственно, что суммарно составит – 1 , 35 ч. Таким образом, затраты на увольнение и прием чел., РТ4 составят: 51,17 р. х 1,35 х 1 = 69,08 р. Расчет расходов, связанных с подбором новых сотрудников, РТ5 В среднем за год предприятие тратить на размещение информации в СМИ для поиска новых сотрудников 1000 р. Тогда на каждого принятого работника (4 ч) приходится 250 р., т.е. на всех вновь принятых сотрудников (1 ч) – 250 р. Временные затраты менеджера по подбору персонала на подбор 1 чел. составляют - 150 мин (2,5 ч). Среднегодовая заработная плата менеджера по подбору персонала составляет 8000 р. Годовой фонд рабочего времени 1993 ч, средняя годовая стоимость одного часа р. Таким образом, затраты по подбору 1 чел (за исключением затрат на рекламу) составят: 48,17 х 2,5 х 1 = 120,43 р. С учетом затрат на рекламу годовые затраты на подбор 1 чел., РТ5 составят: 250 + 120,43 = 370,43 р. Расчет расходов, связанных с обучением новичков, РТ3 Затраты на обучение рассчитаем исходя из курса обучения (72 часа-9 раб. дней) и заработной платы педагога – инструктора (18000 р. с начислениями). Таким образом, РТ3 = 18000/22*9=7363,64р. Суммируя расчетные показатели получаем среднегодовой ущерб от текучести кадров Рт = Рт3 + Рт4 + Рт5 = 7363,64 + 69,08+ 370,43 = 7803,15 р. Далее рассчитаем экономию за счет снижения текучести рабочей силы по формуле: ЭС = 7803,15 р. х (1 – 5% /7 %) = 2229,47 р. Таким образом, от снижения текучести кадров мы получим годовой эффект равный 2229,47 руб. Итак, основные и главные причины ухода персонала следующие: - неконкурентоспособные ставки оплаты; - несправедливая структура оплаты; - нестабильные заработки; - продолжительные или неудобные часы работы; - плохие условия труда; - деспотичное или неприятное руководство; - проблемы с проездом до места работы; - отсутствие возможности для продвижения, обучения или повышения квалификации, развития опыта, карьерного роста; - работа, в которой нет особой нужды; - неэффективная процедура отбора и оценки кандидатов; - неадекватные меры по введению в должность (отсутствие контроля за адаптацией); - изменяющийся имидж организации; - работа с персоналом по принципу «соковыжималки» (жесткая структура); - прецеденты резких увольнений и резких наборов персонала в организацию (отсюда нестабильность компании). Мероприятия по снижению текучести направлены на предупреждение причин увольнений (в первую очередь связанных с неудовлетворенностью работников условиями труда и быта). Управление текучестью кадров на уровне предприятия, организации, отрасли заключается прежде всего в сведении к минимуму противоречий между потребностями и интересами работников и конкретными возможностями их удовлетворения. В зависимости от характера причин текучести мероприятия по содержанию могут быть такими: - технико-экономическими (улучшение условий труда, совершенствование системы материального стимулирования и нормирования труда, управления и организации производства, повышение степени механизации и автоматизации работ, развитие новых форм организации труда и т. д.); - организационными (совершенствование процедур приема и увольнения работников, системы профессионального продвижения; работа с молодежью и т.д.); - воспитательными (формирование у работников соответственного отношения к труду, сознательной дисциплины, культуры поведения и т. д.); - социально-психологическими (совершенствование стиля и методов руководства, взаимоотношений в коллективе, системы морального поощрения и т.д.); - культурно-бытовыми (улучшение бытового обслуживания и общественного питания трудящихся, культурно-массовой и спортивной работы, увеличение обеспеченности жильем, детскими учреждениями, базами и домами отдыха и т.д.).
Заключение
В процессе выполнения дипломной работы мы ознакомились с организационной культурой как с нормативным регулятором и практической деятельностью на предприятии; ее формированием и реализацией и методами ее поддержания. Итак, организационная культура трактуется как система общественно прогрессивных формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения персонала данной организационной структуры, стиля руководства, показателей удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества и совместимости работников между собой и с организацией, перспектив развития [16]. Также мы проанализировали на основе исследования основных нормативных документов, существующие на станции на предмет наличия и содержания основных норм корпоративной культуры и провели опрос работников станции, на основании которого мы видим, что для поддержания организационной культуры на станции не разработаны Корпоративный кодекс, миссия, правила поведения и принципы станции, определяющие ее отношение к работникам организации и внешним клиентам. Руководители и работники по-разному оценивают настоящую и предпочтительную организационную культуру предприятия. Кроме того, следует особо выделить несогласованные оценки руководителя и работников целей деятельности компании и критериев успеха. Комплексная оценка уровня организационной культуры позволила нам выбрать направления изменений в существующей культуре, составить программу необходимых мероприятий для осуществления изменений в организационной культуре. В качестве предложений для совершенствования элементов корпоративной культуры мы предлагаем разработку Корпоративного кодекса станции карбышево-1, с включением в него миссии и ценностей компании, этических правил взаимодействия внутри и за пределами организации, системы формальной и неформальной коммуникации сотрудников организации. В проекте описана программа обучения, направленная на развитие управленческих компетенций руководителей высшего и среднего управленческого звена, позволяющая решить проблемы во взаимодействии сотрудников и руководителей компании, а также форма выявления потребностей в обучении персонала. В качестве рекомендации также выступает доработка одного пункта в Положении о премировании работников станции Карбышево-1. Данные мероприятия не претендуют на уникальность и полноту охвата возможных предложений. При этом необходимо отметить, что они направлены на формирование уважения к компании, с которой связана жизнь каждого сотрудника, искреннего желания работать в ней долго и плодотворно.
Список использованных источников
1. Коллективный договор Западно - Сибирской железной дороги филиала ОАО «РЖД» дороги на 2008-2010 года от 11.01.2008. 3. Положение о премировании работников железнодорожной станции Карбышево-1 от 19.12.2009г. 2. Положение о молодом специалисте. Распоряжение ОАО «РЖД» от 23.12.2005 № 1295. 3. Положение о профессиональном обучении работников ОАО «РЖД» . Распоряжение ОАО «РЖД» от 18.03. 2006 № 193 Н. 4. Положение о наставничистве от 23.12.2005 № 1295. 5. Положение о железнодорожной станции. Распоряжение ОАО «РЖД» от 29.12.2006 № ВМ № 12182. 6. Путеводитель молодого специалиста: ОАО «РЖД» газета «Гудок»-М.: 2005-151с. 7. Правила внутреннего распорядка железнодорожной станции Карбышево-1 от 28. 10. 2009. 8. Стратегия Развития ж.д. транспорта в Российской Федерации от 17.06.2008 № 877-р. 9. Трудовые договора работников железнодорожной станции Карбышево-1, Омск. 10. Положение о негосударственном пенсионном обеспечении работников ОАО «РЖД» от 27.05.2009 № 1105р. 11. Бурносова Н.М. Шаталовой Н.И., Управление персоналом на производстве: Учебное пособие для вузов / под ред.– М.: Юнити 2003. – 381с. 12. Вахинский О.С. Менеджмент: Учебное пособие, 2007. – 126 с. 13. Гневко В.А., Яковлев И.П. Менеджмент: социально-гуманитарное измерение. Санкт- Петербург 1996.-132с. 14. Камерон К., Куин Р. Диагностика и изменение организационной культуры / Пер. с англ. Под ред. И.В. Андреевой. – СПб: Питер, 2001. – 320с. 15. Казначевская Г.Б. Менеджмент. – Ростов-н/Д.: Феникс.2000.-352с. 16. Колпаков В.М. Управление развитием персонала. – Киев: МАУП, 2006.-258с. 17. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: Учебное пособие.-М.: ИНФА-М, 2006.- 85с. 18. Комаров Е.И. Культура управления: измерение и изменение. УП, №3, 1997г.-72с. 19. Кузнецов Ю.В. Подлесных В.И. Основы менеджмента. – Изд. ОЛБИС, 2002. -409 с. 20. Келлер-Пфрундер А. Индивидуализация экономики персонала // Проблемы теории и практики управления. - 2006.– № 2. – С.95. 21. Короткова Э.М. Организационное поведение.-Тюмень, 1998.-186с. 22. Маркетинг и культура предпринимательства. Тезисы Международной конференции. Т.1,2. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1996-112с. 23. Моргунов Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. – М.: Управление персоналом, 2005.-184с. 24. Петрунин Ю.Ю. Этика бизнеса: Учебное пособие.-М.: Дело, 2003.-98с. 25. Роббинз С. Основы организации поведения. –М.: Вильямс, 2006.-320с. 26. Румянцева З.П. Менеджмент организации. -М. ИНФРА. 1995.-207с. 27. Радугин А. А. Радугин К. А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. - Воронеж, 1995.-178с. 28. Семенов Ю.Г., Организационная культура: Учебное пособие.-М: Университетская книга; Логос, 2006- 256с. 29. Спивак В.А. Корпоративная культура.- Питер, 2003.- 352 с. 30. Смирнов Э.А. Основы теории организации. - М. 1998.- 223с. 31. Стеклова О. Е.Организационная культура: учебное пособие – Ульяновск: УлГТУ, 2000.-167с.32. Соломанидина Т.О. Организационная культура компании: Учебное пособие.- 2-е издание., перераб. И доп. – М.:ИНФА-М, 2007.- 624 с. 33. Самарцева О.К. Организационная культура предприятия http://ipmconsult.ru/conferences/doclad_personal.php. 34. Томилов В. Проблемы теории и практики управления, «Формирование организационной культуры экономических систем», №1, 1995.-112с. 35. Тесакова Н.В. Миссия и корпоративная культура. – М.: РИП-Холдинг, 2003.-217с. 36. Усманов Б.Ф. Стиль управления: методологические и Социологические аспекты.- М.1993.-224с. 37. Хедоури М.А. Основы менеджмента. - М. Дело. 1994.-158с. 38. Шекшня С.В. Управление персоналом в современной организации.- М. 1996.-201с. 39. ЮКОС: кадровая политика.http://www.yukos.ru/responsibility/ culture/. 43. Анализ производственно-хозяйственной деятельности железнодорожной станции Карбышево-1 за 2007 год: Отчет. – Омск, 2008. – 85 с. 44. Анализ производственно-хозяйственной деятельности железнодорожной станции Карбышево-1 за 2008 год: Отчет. – Омск, 2009. – 87 с. 45. Анализ производственно-хозяйственной деятельности железнодорожной станции Карбышево-1 за 2009 год: Отчет. – Омск, 2010. – 89 с. Приложения Приложение А Динамика показателей плана по труду по перевозкам за 2005 - 2009 годы
Приложение Б
Анкета оценки организационной культуры Оцените нынешний характер организации в колонке «Теперь», второй шаг Вам предлагаются те же вопросы в колонке «Предпочтительно», но отвечать на них следует исходя из своего видения организации по истечении пяти лет. Другими словами, попытайтесь представить себе, как должна выглядеть организационная культура вашей фирмы, чтобы компания стала еще более совершенной, смогла добиться того, на что вы рассчитываете, сделалась неподражаемым примером по каким-то производственным показателям, вырвалась за средний по индустрии уровень, одержала верх в конкуренции. Распределите баллы 100-балльной оценки между этими четырьмя альтернативами в том весовом соотношении, которое в наибольшей степени соответствует вашей организации. Наибольшее количество баллов давайте той альтернативе, которая более других напоминает вашу организацию. (Например, если при ответе на первый вопрос вы полагаете, что альтернатива А очень напоминает вашу организацию, альтернативы В и С в чем-то для нее одинаково характерны, тогда как альтернатива D едва ли вообще свойственна вашей организации, то дайте 55 баллов альтернативе А, по 20 баллов альтернативам В и С, и только 5 баллов альтернативе D. Обязательно убедитесь в том, что при ответе на каждый вопрос сумма проставленных вами баллов равна 100.)
Приложение В
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (430)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |