Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Новая Конституция или старые поправки: что лучше?



2019-12-29 307 Обсуждений (0)
Новая Конституция или старые поправки: что лучше? 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Главное правовое основание проведения такой реформы заключается в том, что эта Конституция фактически не была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Оно проводилось не по действовавшему тогда закону о референдуме. Не было получено того не­обходимого большинства голосов, которое требо­валось по Закону о референдуме. По признанию многих специалистов, в том числе и зарубежных, были допущены многомиллионные приписки го­лосов. Конституция считается приня­той, но поспешность в ее принятии проявляется буквально во всем: в неотработанности текста, уклончивых и двусмысленных формулировках, в правовой конструкции организации государст­венной власти, в построении федерации. Се­годня в нашем распоряжении находится более тридцати поправок к Конституции.

В связи с этим необходимо изложить смысл основных поправок к Конституции, которые, на мой взгляд, давно назрели.

ü Первое важнейшее направление - это повышение роли парламента, в частности Государственной Думы в осуществлении контроля за исполнением принятых законов.

ü Для того чтобы наша государственная конструкция могла действовать эффективно, необходимо закрепить в Конституции контуры взаимодействия между парламентом и правительством, парламентом и исполнительной властью. И вот здесь возникают совершенно обоснованные предложения о созда­нии конституционных норм, делающих возмож­ными формирование правительства парламент­ского большинства и контроль парламента за ра­ботой исполнительных органов.

ü Третий вопрос - думаю, еще более существенный, связан с тем, что в Конституции зало­жено отделение органов местного самоуправле­ния от системы органов государственной власти. Такого не было никогда в России, и сейчас схема местного самоуправления, отделенная от государственной власти, трещит по швам. И надо эту проблему решать, причем решать серьезно. Нельзя все время ссылаться на то, что эти органы могут быть наделены властными полномочиями. Сейчас число таких полномочий, которые деле­гируются местному самоуправлению, превысило сотню.

ü Кстати, с точки зрения пересмо­тра текста Конституции большой интерес представляют оригинальные положения конституций республик и уставов субъектов в составе Россий­ской Федерации, такие как проведение референ­дума по доверию президенту или главе исполни­тельной власти, право законодательного органа отправлять в отставку правительство или выра­жать недоверие премьеру либо отдельным мини­страм, право отзыва депутатов и многие другие. Назрела необходимость проводить сравнитель­ные исследования не только на уровне национальных правовых систем, но и правовых систем субъектов Федерации. Можно было бы провести на­учно-практическую конференцию по этим во­просам либо более масштабное исследование, взяв все самое лучшее из законодательства субъектов Федерации. Так же точно из зарубежного права надо взять все то полезное, что дает демо­кратия участия и эпоха информационной револю­ции. Мне кажется, что это было бы очень инте­ресно.

ü И, наконец, вопрос о президентских полномочиях Соотношение или разделение властей, которое, кстати, во всем мире никогда буквально не соблюдается, по нашей отечественной традиции решили реализовать, так, чтобы довести его до абсурда. Но ведь ветви власти скорее похожи на сообщающиеся сосуды, чем на противостоящие крепости. В русской юридической науке, начиная с начала прошлого века, самые выдающиеся юристы говорили, что власть в государстве всегда едина, а разграничиваются или разделяют­ся только функции ее осуществления. Сама конструкция такого разделения в действующей Кон­ституции содержит много противоречий, и, преж­де всего в связи с тем, что накладывает отпечаток неопределенности на функции президента.

Фактически же в Конституции 1993 г. получи­лось так, что российский президент стоит над раз­делением властей. Одним из составителей действующей Конституции РФ был А.А. Собчак. В 1993 г. он сказал, чем составители руководствовались при составлении проекта нынешней Конституции: «Мы имели в виду, что России в переходный период нужен Президент как символ государства, как символ власти, Правительства и единства России. Правительства могут приходить и уходить, допускать ошибки и так далее, а Президент, избираемый на определенный срок, как раз и должен быть символом целостности государства, неизменности этого государства, стабильности государства, равновесия различных ветвей власти»[27].

В России же получилось так, что президент не относится ни к какой из трех ветвей власти, а осуществляет все три из них: он может своими указа­ми подменять законодательную деятельность парламента; он непосредственно руководит чет­вертью всех исполнительных органов (причем главными, "силовыми" и международными ведомствами); он самолично назначает судей федераль­ных судов. Таким образом, президент возвышает­ся практически над всеми ветвями власти.

Поэтому вопрос о полномочиях президента, особенно в его отношениях с парламентом, правительством и судебной системой, видимо, необходимо решать в Конституции заново.

Вот комплекс основных вопросов, возникающих в связи с Основным Законом Российской Федерации.

Социальные ожидания, связанные с Конституцией 1993 года, оправдались лишь частично. Уже вскоре после ее принятия обозначились «узкие места» и «сбои» в механизме осуществления многих конституционных положений. С усилением негативных явлений в жизни страны падает престиж Конституции, блокируется действие некоторых ее норм и институтов, безответственное отношение к ней своевременно не пресекается. Нарастает эскалация конституционных правонарушений (деликтов). Конституционный деликт – это деяние (действие или бездействие) субъекта конституционно-правовых отношений, не отвечающее должному поведению и влекущее за собой применение мер конституционной ответственности. Конституционный деликт имеет место и тогда, когда такое деяние не снабжено собственными санкциями, а воспроизводится в отраслевом, допусти, уголовном законодательстве с установлением соответствующих мер наказания.

В сфере федеративного устройства наиболее распространены конституционные деликты, выражающиеся в нарушении конституционного разграничения предметов ведения и полномочий Российской федерации и ее субъектов. В настоящее время преобладают два вида нарушений Конституции РФ. С одной стороны – это жесткий унитаризм в законах и решениях Федерации, с другой – конфедеративные элементы в законодательстве и других решениях субъектов РФ, прежде всего республик в ее составе. Более половины федеральных законов принимается по вопросам, не перечисленным в ст. 71 и 72 Конституции РФ. Некоторые субъекты Федерации определяют предметы своего исключительного ведения путем их односторонней фиксации в конституции (уставе) либо посредством заключения договора (соглашения) с федеральными органами государственной власти.

Остался еще один важный вопрос: сможем ли мы, наконец, принять закон о Конституционном Собрании?

В настоящее время есть три проекта этого закона. У каждого из них имеются и плюсы, и минусы. Одни считают, что в Конституционное Со­брание должны быть включены президент, обе палаты парламента, представители правительст­ва и высших судов. Другие полагают, что, наобо­рот, это должен быть самостоятельный избирае­мый населением орган, наделенный широкими полномочиями. Однако опыт свидетельствует, что, если мы хотим создавать новые законы, тем более вносить поправки в Конституцию, то ну­жен сравнительно небольшой по численности, но эффективно работающий орган. Поэтому можно было бы создать широкое Конституционное Со­брание, включив в него обе палаты, но все равно потребуется сравнительно небольшая комиссия (или рабочая палата) с приданным ей секретариатом, который мог бы работать непосредственно над текстом Конституции.

Вообще подготовку Конституции нельзя, на мой взгляд, отдавать на откуп юристам. Они пи­шут на своем "птичьем" языке, который далеко не всегда понятен простым людям. Сегодня в пра­ве нужен живой язык общения. А у нас все заковано в замысловатые и нудные рамки юридических тер­минов. Скажем, последний избирательный закон превратился в сложнейшую юридическую инст­рукцию на 230 страницах. Уяснить ее с первого раза невозможно, потому что там слито множест­во правовых и сугубо технических положений, которые трудно переваривать, даже опытному юристу.

Вот основной круг тех проблем, которые следует учитывать при принятии новой Конституции РФ, и которые давно уже дают о себе знать.

 

Заключение.

 

В заключении хотелось бы отметить, что данная курсовая носит постановочный характер. С точки зрения законодателя и политолога, анализирующего применение федерального законодательства в регионах, предлагаемые конституционные изменения давно уже назрели. Более того, без внесения этих изменений в Конституцию невозможно снятие ряда накопившихся противоречий, которые могут привести к разрушению Федерации.

В то же время необходимо комплексное осмысление всей проблемы развития федеративных отношений. И поэтому я не являюсь сторонником принятия отдельных поправок, я – за тщательную подготовку всего пакета конституционных изменений, касающихся федеративного устройства нашего государства. Здесь нужно действовать по принципу: “Не навреди!»

Для решения всего комплекса конституционных проблем необходим созыв чего-то, подобного Конституционному совещанию (1993 г.), в работе которого приняли бы участие представители всех ветвей, как федеральной власти, так и субъектов Федерации. Ибо этот вопрос не может решаться путем навязывания воли одних другим, но путем поиска согласия и компромисса в интересах Российской Федерации.

 

Литература к курсовой.

1. Конституция РФ. М., 1993 г. Глава 3.

2. Договор Российской Федерации и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Республики Татарстан» от 15 февраля 1994 г.// Российская газета, 1994. 18 февраля.

3. Соглашение «Об общих принципах взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой»// Российская газета, 1995г. 14 декабря.

4. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации от 31 марта 1992 г.// Российская газета. 1992. 18 марта.

5. ФЗ от 24 июня 1999 г. «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ»// СЗ. 1999. № 26. Ст. 3176

6. Устав (Основной Закон) Воронежской области// Собрание законодательства Воронежской области, т.1, Воронеж, 1997 г.

7. Синюков В. И. О форме федерации в России// Государство и право. 1993. №5. С. 28-35.

8. Смирнов Ю. М. О проблемах реализации Федеративного договора// Государство и право. 1993, .№12. С. 13-17.

9. Мухаметшин Ф. X. Российский федерализм: проблемы формирования отношений нового типа// Государство и право. 1994. №3. С. 49-59.

10. Умнова И. А. Эволюция правового статуса края, области как субъекта РФ// Государство и право. 1994. №8-9. С. 43-51.

11. Ржевский В. А. Киселева А. В. субъекты РФ: типология и конституционные основы организации// Государство и право. 1994. №10. С. 28-45.

12. Эбзеев, Карапетян. Российский федерализм: равноправие и асимметрия конституционного статуса субъектов// Государство и право, 1995, №3, с. 3-12.

13. Договорные формы и принципы федеративных отношений в России[28].// Журнал российского права. 1997, №2, с. 24-37.

14. Лысенко В. Н. Развитие Федерации и Конституция России. (Конституционные изменения как назревшая потребность развития федеративных отношений.)// Государство и право. 1997, №8, с. 14-21.

15. Елисеев Б.П. Договоры и соглашения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации: решение или порождение проблем?// Государство и право. 1999. № 4. С. 5-13.

16. Умнова И.А. Современная конституционная модель российского федерализма: проблемы совершенствования и тенденции эволюции.// Государство и право, 1999, № 11, с. 5-12.

17. Современное состояние российского законодательства и его систематизация.// Государство и право, 1999, № 2, с. 23-31.

18. «Нам нужна новая Конституция».// Государство и право, 1999, № 12, с. 6-11.

19. Ханс Х. Кляйн. Юрисдикция Конституционного Суда и структура Конституции. От правового государства к конституционному государству.// Государство и право, 1999, № 8, с. 111-114.

20. Кондрашев А.А. Конституционно-правовая ответственность субъектов Федерации: вопросы теории и проблемы реализации// Журнал российского права. 2000г. № 2. С. 25-34.

21. Крылов Б.С. Российский федерализм – гарантия демократии и прав человека.// Журнал российского права. 2000 г. №1. С. 7-16.

22. Лучин В.О. Конституционные деликты.// Государство и право. 2000 г. №1. С. 12-19.

23. Основы государства и права: Учебное пособие/ Под ред. Академика О.Е. Кутафина. М., 1998.

24. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1999г..


[1] Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 18. Ст. 572; 1993. № 32. Ст. 1230.

[2] Конституция Российской Федерации. М., 1993. Глава 1.

[3] Конституция Российской Федерации. М., 1993. Глава 3.

 

[4] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1999г..

 

[5] Тихомиров Ю.А. Развитие теории конституционного права // Гос. и право. 1998. № 7. С. 6-7.

[6] Еременко Ю. П. Советская Конституция и законность. С. 160; Игнатенко В. В. Ответ­ственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах: основания и санкции: Учебное пособие. Иркутск, 1996. С. 4.

[7] Зражевская Т. Д. Ответственность по советскому государственному праву. Воро­неж, 1980. С. 32; Умнова И. А. Конституци­онные основы современного российского федерализма. М.: Дело, 1998. С. 218—220; Лучин В. О. Ответственность в механизме реализации Конституции // Право и жизнь 1992. № 1. С. 39; Шон Д. Т. Конститу­ционная ответственность // Государство и право. 1995. № 7. С. 41, 43.

 

[8] См. Жуков Д. В., Постников А. Е. и др. Обзор конституций республик, входящих в состав Российской федерации // Федеративное устройство: реализация Конституции Российской Федерации. М., 1995. С. 5—42; Чернобель Г. Т. Противоречия и пробелы в конституциях и уставах субъектов Федерации необходимо преодолеть // Журнал рос­сийского права. 1997. № 4. С. 53—56.

 

[9] См.: Умнова И.А. Указ. Соч. С. 229.

[10] См., например: Daniel J. Elazar Federalism and the way to peace. – Institute of intergovernmental Relations, Queen’s University Kingston. Ontario, Canada. 1994. P. 5; Государство, право и межнациональные отношения в странах западной демократии. М., 1993. С. 24.

[11] См.: Daniel J. Elazar Federalism and the way to peace. P. 23-24; Басу Д.Д. Основы конституционного права Индии. М., 1986. С. 101-117.

[12] См.: Daniel J. Elazar Federalism and the way to peace. – Institute of intergovernmental Relations, Queen’s University Kingston. Ontario, Canada. 1994.; Остром В. Смысл американского федерализма. Что такое самоуправляющееся общество? М., 1993; Рудольф В. Проблемы федерализма в федеративной республике Германии // В кн.: Современный немецкий конституционализм. М., 1994. С. 7-9; Пернталер П. Проблемы федеративных отношений в Австрии // Гос. и право. 1994. № 3. С. 124; Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М., 1997 и др.

 

[13] В главе 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя» республика именуется в скобочках просто государством (ч. 2 ст. 5). Слово «суверенные» в отношении республик сохранено лишь в названии Договора о разграничении предметов ведения и полномочий с органами государственной власти республик как составной части Федеративного договора (разд. 2 Конституции РФ). В связи с тем, что Федеративный договор действует лишь в части, не противоречащей Конституции РФ, термин «суверенные» в отношении республик, используемый в разд. 2 Конституции РФ, сохраняет за собой только атрибутивное значение слова, идентифицирующего название конкретного документа.

[14] Конституция РФ. Глава 1. Ст. 5.

[15] Конституция РФ. Часть 1. Ст. 76.

[16] Конституция РФ. Глава 1. Ст. 5.

[17] Конституция РФ. Глава 1. Ст. 5.

[18] Конституция РФ. Глава 1. Ст. 5.

[19] Конституция РФ. Глава 1. Ст. 68.

[20] См.: Болтенкова Л. Асимметричность Федерации. – Регионология, 1997, № 1.

[21] Марченко Г. Региональные проблемы становления новой российской государственности. М., 1996.

[22] См.: Аринин А. Проблемы развития российской государственности в конце XX века. – В кн.: Федерализм власти и власть федерализма. М., 1997, с. 11-15.

[23] Практике известно подписание четырехстороннего договора между Российской Федерацией (причем он подписан не только Президентом РФ, но и первым вице-премьером Правительства России) и ее субъектами: Красноярским краем, Эвенкийским и Долгано-Ненецким автономными округами.

[24] Порядок во власти – порядок в стране. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. М., 1997.

[25] См., например: Федерализм власти или власть федерализма. М., 1997, с. 878.

[26] Конституция РФ. Часть 4 ст. 78, часть 2 ст. 80.

[27] Конституционное совещание // Стенограммы заседаний групп представителей (утреннее заседание). 8 июня 1993 г..

[28] Материалы конференции в ИзиСП.



2019-12-29 307 Обсуждений (0)
Новая Конституция или старые поправки: что лучше? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Новая Конституция или старые поправки: что лучше?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (307)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)