Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие, сущность и особенности рынка труда



2020-02-03 380 Обсуждений (0)
Понятие, сущность и особенности рынка труда 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Рынок труда исторически возник тогда, когда произошло отделение работника (крепостного крестьянина, ремесленника) от средств производства, прежде всего от земли, с предоставлением ему юридической свободы. Однако, став юридически свободным, но лишенным средств производства, он оказался без средств к существованию. Чтобы не умереть с голоду, он вынужден продавать свою способность к труду, или рабочую силу.

Сегодня в отечественной экономической литературе господствуют две основные точки зрения. Первая из них доказывает, что товаром является рабочая сила – потенциальные способности к труду. Вторая точка зрении признает товаром труд, и что заработная плата представляет собой не стоимость рабочей силы, а является ценой труда. Но ее сторонники, понимая, что труд – как процесс целесообразной деятельности трудно представить в виде товара, утверждают, что таковым является «потенциальный труд».

В то же время Международная Организация Труда, как источник международного трудового права, определила, что рабочая сила не является товаром.

Существует несколько определений рынка труда, имеющих, тем не менее, общие черты. Рассмотрим ряд определений рынка труда, существующих в научной литературе.

Под рынком труда понимается: во-первых, система общественных отношений, связанных с наймом и предложением труда, т.е. с его куплей и продажей; во-вторых, экономическое и географическое пространство – сфера трудоустройства, в которой взаимодействуют покупатели и продавцы специфического товара – труда; в-третьих, механизм, обеспечивающий согласование цены и условий труда между работодателями и наемными работниками.

Главная задача рынка труда – обеспечение оптимальной мобильности работников, наиболее быстрое удовлетворение спроса и предложения на рынке труда. Достижение этой задачи осуществляется через выполнение рынком труда следующих функций:

организации встречи продавцов и покупателей труда;

обеспечения конкурентной среды внутри каждой из сторон рыночного взаимодействия;

установления равновесных ставок заработной платы;

способствования решению вопросов занятости населения;

осуществления социальной поддержки безработных.

Хорошо организованный и эффективно функционирующий рынок труда обеспечивает наиболее целесообразное использование трудового потенциала общества. Следовательно, состояние рынка труда и его эффективность являются важнейшими макроэкономическими факторами эффективности развития общества и его экономики.

В зависимости от пространства, охватываемого теми или иными рынками труда, они подразделяются на краевые, межкраевые, областные региональные, общегосударственные, мировой, национальный и т.д., также выделяют внешний (общенациональный) рынок труда и внутрифирменный.

Первый и второй из перечисленных в нижеуказанной диаграмме элементов рынка труда представляют собой естественное необходимое условие для существования рыночных отношений в сфере труда, они присутствуют на любом рынке труда и мало зависят от его организации. Но последующие элементы рынка труда (с третьего по восьмой) оказывают решающее воздействие на степень эффективности отношений на нем. Через них, собственно, и реализуется та или иная организация трудового рынка, а в зависимости от этого образуется та или иная его эффективность.

Имеются сторонники расширительного толкования понятия рынка труда, согласно которому его субъектом является все экономически активное население, а спрос на труд определяется суммарной численностью занятых и вакантных рабочих мест. Аргументацией этому служит рассуждение о том, что работники, занятые в настоящий момент, не могут считаться занятыми раз и навсегда и вышедшими из рынка; в процессе производства непрерывно происходят изменения условий занятости возникает необходимость движения работников (по профессиям, должностям и уровням квалификации), территориального перемещения и др.

Другая точка зрения, состоит в том, что рынок труда, как и всякий рынок, относится к сфере обращения, поэтому он не может включать в себя всех работающих, так как он уже вышли из этой сферы и вступили в сферу производственную.

Величина спроса на труд определяется совокупностью вакантных рабочих мест на действующих и вновь вводимых в действие предприятиях и количеством рабочих мест, занятых работниками, не удовлетворяющими работодателя и поэтому ищущего им замену.

В зависимости от соотношения между спросом и предложением труда возникает определенная конъюнктура рынка труда. Она может быть трех типов:

1)трудодефицитной, когда рынок труда испытывает недостаток предложения труда;

2)трудоизбыточной, когда на рынке труда имеется большое число безработных и, соответственно, избыток предложения труда;

3) равновесной, когда спрос на труд соответствует его предложению.

Каждый из типов рыночной конъюнктуры может относиться к тому или иному региону, к той или иной профессии (специальности) или сфере приложения труда, образуя в совокупности общий рынок труда в стране.

Результатом удовлетворения взаимного интереса работника и работодателя является договор найма: трудовой договор или контракт.

Важнейшими категориями рынка труда являются спрос на труд и его предложение.

Спрос на труд на конкретном рынке труда означает количество услуг труда, которое может быть куплено по определенной цене за определенное время.

Спрос на труд формируют работодатели, располагающие вакантными рабочими местами, а также рабочими местами, которые заняты работниками, не удовлетворяющими работодателя, и которым ищут замену.

Спрос на труд зависит, прежде всего, от уровня его оплаты. Взаимосвязь спроса на труд и его цены – заработной платы – выражается законом спроса на труд, который гласит, что при прочих равных условиях на рынке труда совершенной конкуренции величина спроса на труд, который гласит, что при прочих равных условиях на рынке труда совершенной конкуренции величина спроса на труд находится в обратной зависимости от его цены.

Помимо цены труда на величину спроса на труд оказывают влияние такие факторы, как:

- спрос на продукты производства;

- уровень технологии производства;

- цена капитала.

Предложение труда означает количество услуг труда, которое может быть предложено на рынке труда по определенной цене в определенное время. Предложение труда формируют безработные, лица, впервые ищущие работу, и наемные работники, которые в силу разных причин ищут новое место приложения своего труда.

Предложение труда зависит, прежде всего, от уровня его оплаты. Взаимосвязь предложения труда и его цены – заработной платы – выражается законом предложения труда, который гласит, что при прочих равных условиях на рынке труда совершенной конкуренции величина предложения труда находится в прямой зависимости от его цены.

На величину предложения труда помимо уровня оплаты труда оказывают влияние:

- численность экономически активной части населения;

- его профессионально-квалификационная структура;

- средняя продолжительность рабочего дня, рабочей недели, месяца, года.

Рынок труда как часть товарного рынка функционирует по тем же законам, что и рынок конечных товаров, однако он имеет некоторые особенности:

Первая группа особенностей связана с взаимодействием рынка труда и рынка товаров. Оно заключается в том, что спрос на рабочую силу является производным, зависимым от спроса на конечную продукцию. Отсюда, чем выше спрос на продукцию предприятия, тем больше спрос на рабочую силу и, наоборот, чем меньше спрос на продукцию, тем меньше спрос на рабочую силу.

Вторая группа особенностей связана с особенностями самого товара – рабочая сила:

-неотделимость собственности на товар - рабочую силу от ее владельца;

-необходимость регламентации взаимоотношений работодателей и наемных работников;

- высокая степень индивидуализации сделок;

- важная роль неденежных аспектов сделки.

Третья группа особенностей рынка труда связана с обменом товара рабочая сила, который отличается от обмена вещных товаров. Процесс обмена рабочей силы включает три момента совершается в трех сферах. Он начинается в сфере обращения товара - рабочая сила заключается договор о передаче права пользования способностью к труду работодателю, в котором фиксируется величина возможной заработной платы, оклада – это потенциальный обмен, представляющий собой юридическую сделку. В сфере производства происходит реальный обмен функционирующей рабочей силы на номинальную заработную плату. В сфере производства происходит реальный обмен функционирующей рабочей силы на номинальную заработную плату. В сфере товарного рынка происходит обмен номинальной заработной платы на необходимые работнику товары – жизненные средства. Только после этого акта возможна следующая фаза – воспроизводство (формирование) рабочей силы.

Переход к рыночным отношениям по-новому высветил ряд проблем социально-трудовой сферы. Оказалось, что обеспечение всех трудоспособных рабочими местами уже не есть нечто само собой разумеющееся, что дефицит рабочей силы сменился дефицитом рабочих мест, что возникло такое чуждое ранее нашему обществу явление, как безработица.

Сложилось так, что наряду с понятием «труд» стало наполняться специфическим содержанием и понятие «занятость», ставшее вполне актуальным лишь в постсоветский период.

Начала ускоренно развиваться целая система учреждений (как государственных, так и негосударственных), обслуживающих и регулирующих процессы, связанные с занятостью.

От оперативности квалифицированности работы вышеназванных структур в большой степени зависят такие процессы, как функционирование рынка труда, обеспечение подготовки и повышения квалификации кадров, воспроизводство рабочей силы и рабочих мест, регулирование социального партнерства в обществе и т.д. Успех осуществления этих функций требует от персонала указанных структур профессиональных знаний и навыков, которые должны базироваться на правильном понимании понятия «занятость».




2020-02-03 380 Обсуждений (0)
Понятие, сущность и особенности рынка труда 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие, сущность и особенности рынка труда

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (380)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)