Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ.



2020-02-03 271 Обсуждений (0)
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ. 0.00 из 5.00 0 оценок




КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

По дисциплине: Экономическая теория

 

На тему: Государственное регулирование экономики

 

Выполнила студентка 2.2 ЭТ группы, Корж

 заочного отделения

филиала РГСУ в г. Таганроге,

 

Руководитель: Шолохов А.В.

 

 

 

Допущена к защите «  »                              2011г.

 

Защищена с оценкой «                                        »

 

Таганрог 2011г.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                      3

1. Предмет и задачи государственного регулирования экономики         5

2. Методы государственного регулирования экономики                         12

3. Прогнозирование, программирование и планирование, их роль в регулировании экономики                                                                       14

4. Особенности экономической политики государства                             18

5. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности. Основные положения и характеристика                                                            25

6. Обеспечение национальной экономической безопасности. Экономическая безопасность страны                                                                                   28

Заключение                                                                                                  34

Литература                                                                                                           35


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы - роль государства в экономическом развитии – исключительно дискуссионная и одновременно важная область для изучения. От качества выполнения государством экономических функций зависит экономический рост и благосостояние граждан. В рыночной экономике государство должно сглаживать несовершенства (провалы) рынка, дополнять его, чтобы обеспечивать максимизацию общественного благосостояния.

Объект исследования - государственное управление процессами новой экономики.

Цель работы - раскрытие сущности, новых задач и функций государственного управления процессами, связанными с экономикой.

    Ме­тод исследования - сравнительный, описательный анализ.

Значимость полученных результатов -  проведенное исследование экономической политики государства в условиях экономики позволило получить результаты, научная новизна и значимость которых заключается в следующем: раскрыта сущность изменений в государственном управлении под влиянием новой экономики, выявлены стратегические направления повышения эффективности государства, проанализированы инновации в сфере государственного управления как средство выполнения государством своих экономических функций. [9]

В условиях перехода к экономике рыночного типа одной из главных задач успешного проведения реформ является государственное регулирование всех социально-экономических процессов в отраслях производства, в социальной сфере и в регионах.

Регулирование экономики является важнейшей функцией государства в условиях рыночного хозяйствования.

Государственное регулирование используется в интересах всего общества для активизации всех форм деятельности и ограничения негативных процессов в экономике. Оно затрагивает интересы всей хозяйственной и социальной сферы, всех регионов страны, оказывает на их развитие огромное влияние.

В основе государственного регулирования — использование рычагов и методов, прямых и косвенных регуляторов экономических процессов. Различные аспекты экономической деятельности государство регулирует через бюджетную, банковскую систему, государственные заказы, таможенную службу. Широко используются планирование, экономическое прогнозирование, контроль и другие функции управления.

Государственное регулирование устанавливает правила и порядок экономической деятельности, ответственность за соблюдение этих правил. В то же время государственное регулирование обеспечивает самостоятельную деятельность всех экономических структур.

Особенно возросло значение государственного регулирования

экономики в настоящее время в связи с радикальными изменениями

в экономическом районировании России - учреждением семи федеральных

округов, главной целью деятельности которых является укрепление вертикали государственной власти, предотвращение распада страны, ограничение чрезмерной суверенизации регионов. Эта цель может быть достигнута за счет значительного усиления процессов регулирования всех аспектов экономического и социального развития, укрепления единого народно-хозяйственного комплекса страны и координации деятельности центральных органов управления с органами управления в округах и субъектах Федерации.

 [7,-C.3]

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ.

Сегодня необходимость государственного регулирования рыночной эко­номики признается всеми, хотя мера и методы вмешательства государства в хозяйственную деятельность предпринимателей понимаются по-разному.

В современной рыночной экономике существует много причин, которые вызывают объективную необходимость государственного вмешательства для предотвращения или смягчения негативного воздействия рынка. Все эти причины, как можно заключить из их краткого перечисления, связаны с самой сутью рыночной экономики и ее несовершенством.

Государство в рыночной экономике выступает по существу единственным субъектом, призванным обеспечить экономическую безопасность страны и способствовать реализации национального экономического интереса.

Не подвергается сомнению сосредоточение государственной власти в экономике страны в период экстремальных ситуаций - войн, послевоенного восстановления национального хозяйства, естественных катастроф.

В связи с новыми тенденциями социально-экономического разви­тия мировой экономики национальные государства, наряду с традиционно выполняемыми функциями (перераспределение доходов с помощью налогов и трансфертов, поддержание устойчивости денежно-кредитной системы страны, снижение инфляции и безработицы и т.д.) , призваны увеличить ин­вестиции и усилить свое влияние на развитие фундаментальных исследова­ний, инфраструктуры и образования (особенно высшего и наивысшего).

Вместе с тем, несмотря на общее признание необходимости государственного вмешательства в современную рыночную экономику, исторически пер­вая концепция, отрицающая необходимость государственного регулирования рыночной экономики, до сих пор находит своих сторонников. Более того, но­вейшая российская история свидетельствует о наличии практических попыток устранения государства из экономики. Реализация программы «шокового уда­ра», или «шоковой терапии» есть ни что иное, как попытка создания в России свободного классического рынка, хозяйствующие субъекты которого могли бы без опоры на государственные институты поднять экономику России. Жизнеспособность первой концепции объясняется тем, что государственное вмешательство в развитие рыночной экономики может носить (и часто прак­тически носит) негативный характер. Это объясняется чрезвычайной сложно­стью макроэкономического регулирования в условиях рынка.

Рост численности чиновников приводит к усилению процесса бюрократизации в государственном управлении, в негативном его понимании - преднамеренным созданием затруднений в решении самых элементарных вопросов хозяйственной жизни. Стремление к получению «должностной ренты» является общей тенденцией в любой структуре государственной власти. Высокая степень административных препятствий в решении социально - экономических вопросов вызывает рост коррупции в стране.

В экономической теории – коррупция -  это извлечение личной экономической выгоды от использования служебных обязанностей должностным лицом.

Криминология, как раздел уголовного кодекса, определяет коррупцию как «использование лицами, уполномоченными на выполнение государст­венных функций или приравненных к ним, своего статуса и связанных с ним возможностей для непредусмотренного законами получения материальных, иных благ и преимуществ, а также противоправное предоставление ими этих благ и преимуществ физическим и юридическим лицам.

Главное негативное последствие коррупции состоит в разрушении систе­мы экономических интересов в обществе, следовательно, процесса воспроизводства в целом, снижении темпов экономического роста и эффективности производства. [17] 

Государственное регулирование экономики опирается на объективные

экономические законы общественного развития. В условиях рыночных отношений - это прежде всего закон спроса и предложения, закон стоимости и др. Целью государственного регулирования является обеспечение правовой базы функционирования рыночной системы, установление законных и эффективных взаимоотношений между производителями и поставщиками и потребителями продукции. Государственное регулирование выступает главным регулятором поведения цивилизованного бизнеса и создает условия для относительного нивелирования социального неравенства населения страны.

Задачи и содержание государственного регулирования в переходный

период определяются сущностью рыночной экономики. Современная экономическая наука о рынке ушла далеко от традиционного понимания рынка, т.е. от рассмотрения рынка исключительно как сферы товарного обращения. Однако такой подход и в настоящее время широко используется и имеет свои основания.

Переход к рынку является сложным процессом и характеризуется спадом производства, разрушением многих хозяйственных связей, расстройством денежного обращения и потребительского рынка, ростом цен, инфляцией, стагнацией производства. [7,-C.6]

Государственное регулирование экономики осуществлялось и осуществляется в настоящее время во всех странах мира, в том числе и в развитых странах. Не может быть создана эффективная рыночная экономика без активной регулирующей роли государства.

В нашей стране опыт последнего десятилетия показал, что почти полный отказ от регулирования государством процесса социально-экономического развития, предоставление стихии рынка неограниченной свободы привели к глубочайшему кризису, и доказал, что нерегулируемый рынок не способен решить проблемы развития экономики и социальной сферы, в том числе создание и поддержание объектов инфраструктуры.

Огромную роль в государственном воздействии на социально-экономическое развитие играют законы, позволяющие регламентировать поведение хозяйствующих субъектов. Именно законодательная база, созданнаяна начальном этапе перехода к рыночным отношениям, позволила сгладить в какой-то мере многие отрицательные последствия современного рынка.

Суть государственного регулирования на современном этапе переходного периода заключается не в полном демонтаже старой системы, а в создании более эффективной системы регулирования экономики с учетом накопленного позитивного опыта.

Прежде всего для создания такой эффективной системы регулирования необходимо проведение ряда мероприятий.

• Оздоровление финансовой системы, переход к индикативным методам, использованию финансовых рычагов.

• Создание условий приспособления и последующего развития для убыточных и низкорентабельных предприятий, ликвидировать, которые сразу просто нельзя. Им нужно обеспечить временную поддержку с помощью льгот и дотаций для приспособления к работе в условиях рынка. На следующем этапе -  разгосударствление, приватизация собственности на выгодных для государства условиях.

• Осуществление структурной перестройки всего хозяйственного комплекса страны, внедрение новейших достижений техники, новых технологий, развитие ресурсосбережения. Структурная перестройка обычными методами через рассеяние капиталов и создание через них необходимых накоплений — это слишком длительный и тяжелый путь. Эффективное регулирование в сочетании с целенаправленным планированием и программированием, а также стимулирование структурной перестройки прямыми и косвенными методами со стороны государства значительно облегчат и ускорят этот процесс.

• Проведение активной социальной политики, призванной облегчить

для населения отрицательные последствия перехода к рынку, обеспечение социальной защиты, осуществление комплекса мер повышения уровня занятости населения.

• Проведение четкой антимонопольной политики, повышение государственного контроля за деятельностью монополий, увеличение доли государства при акционировании собственности крупных монополий. Главными рычагами регулирования должны стать стоимостные пропорции, с помощью которых можно формировать пропорции развития и воспроизводства в сферах экономики. Цены, налоги, льготы по ним, выделение финансовых ресурсов, кредитные ставки, рентные платежи, ставки оплаты труда, пенсий, пособий - все это составляет совокупность экономических рычагов, с помощью которых можно осуществлять воздействие на экономические интересы производств, регионов. Одним из важнейших элементов государственного регулирования является контроль над ценами. Безусловно, в условиях рынка невозможно установить контроль за ценами на все виды продукции. Но контроль за ценами на сырье необходим, так как они служат исходной позицией для формирования всей цепочки и масштабов цен, и государство

должно их регулировать. Необходимо также государственное регулирование

цен на основные социально значимые товары, некоторые продукты питания, в первую очередь хлеб. Так, например, в Германии в настоящее время государство контролирует пятьдесят процентов всех цен, помогает субсидиями селу, финансирует жилищное строительство. И это происходит в стране с давно сложившейся и эффективно развивающейся рыночной экономикой.

Государственное регулирование — это не просто организационно-

управленческая или экономическая, но и социальная проблема. Являясь важнейшим звеном экономических знаний, государственное регулирование тесно связано с другими научными дисциплинами, и прежде всего с системой государственного управления. Тесно связано государственное регулирование с экономической географией, регионоведением, муниципальным менеджментом,

экономической историей, статистикой, отраслевыми экономиками и др.

Как уже отмечалось, под государственным регулированием понимается

система или совокупность взаимосвязанных методов и экономических рычагов, воздействующих на все сферы социально- экономической жизни страны, в том числе и на производство, обмен, распределение и потребление производственной продукции. Однако механизм регулирования не сводится только к набору методов и рычагов управленческого воздействия на социально-

производственные процессы. Управленческое воздействие составляет лишь одну сторону механизма регулирования. Главное же содержание его определяется целевым предназначением системы, целевыми функциями каждого элемента и его взаимодействиями с другими элементами системы государственного регулирования.

Суть государственного регулирования экономики можно свести к следующему.

• Задачами государственного регулирования экономики являются:

на начальном этапе переходного периода – осуществление мер по либерализации экономики; на втором этапе -  мер по стабилизации экономики и на завершающем этапе - мер по повышению эффективности, поступательному развитию.

• Государственное регулирование экономики должно привести к балансу взаимных интересов, т.е., с одной стороны, оно должно обеспечить эффективный ход экономических реформ, используя при этом рыночные механизмы, а с другой - добиться справедливости в распределении доходов и ресурсов.

• Одной из задач регулирования является умелое использование ресурсов (природных, человеческих, финансовых), которыми располагает государство, для увеличения поступлений в доходную часть бюджета, а также на инвестирование, реструктуризацию и развитие экономики. При этом важно руководствоваться критерием сохранения рыночных свобод.

• Задачей регулирования является разработка программ социально-

экономического развития, отраслевых, региональных, межрегиональных, а также целевых программ, инвестиционных проектов, концепций социально-экономического развития, прогнозов на ближайшую и отдаленную перспективу, в которых должна быть выражена роль государства в управлении.

• Государственное регулирование должно быть направлено на укрепление экономической основы самостоятельного социально- экономического развития всех регионов Российской Федерации посредством четкого разграничения компетентности и ответственности между органами государственной власти РФ, субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Особенно важно такое разграничение в области использования природно-ресурсного потенциала, развития базовых отраслей экономики, военно-промышленного комплекса, транспорта, внешнеэкономической деятельности и др. При этом необходимы меры по совершенствованию правовых основ и взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов власти.

• Среди задач государственного регулирования есть и задача укрепления финансовой самостоятельности регионов на основе принципов бюджетного федерализма.

• Задачами регулирования являются сглаживание межрегиональных

различий, выравнивание уровней социально-экономического развития регионов, а также всемерная поддержка регионов с экстремальными природно-экономическими условиями.

• Особенно важно государственное регулирование для районов Крайнего Севера, Сибири, территорий, где проживают малочисленные народы, а также районов экологического бедствия.

• Государственное регулирование является основой формирования

единого товарного рынка России и региональных рынков; оно призвано обеспечить принципы единства экономического пространства страны, свободу перемещения товаров, капиталов и рабочей силы по всей территории Российской Федерации.

Государственное регулирование предполагает эффективное

функционирование системы оказания финансовой помощи отдельным регионам, отраслям, производствам. При этом велика роль государственного регулирования в совершенствовании методики расчетов трансфертов. [7,-C. 12]



2020-02-03 271 Обсуждений (0)
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (271)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)