ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ.
Современное социально-экономическое положение России определяет необходимость учета новых предпосылок управления активной производственно- хозяйственной деятельностью. Среди них особая роль отводится поддержанию должного уровня уверенности хозяйствующих субъектов в долговременном функционировании экономически обусловленных "правил игры" в обстановке рыночных отношений как предпосылки поиска и применения инструментария экономического развития. Внутреннее положение страны зависит от использования ресурсного, демографического и интеллектуального потенциалов, от полдержания престижа в межгосударственных отношениях. Все это является определяющим при разработке доктрин развития и на национальном и на мировом уровнях, ибо выражает суть диалектического процесса существования и функционирования динамических хозяйственных систем. Состояние защищенности от неблагоприятных и вредных для нормального функционирования и прогрессивного развития системы воздействий определяется понятием безопасности. Оно характеризует некую философию существования живого, его жизнедеятельности и развития, избегая или сокращая потенциально возможные размеры вреда. Суть состояния, характеризующего безопасность, исходя из физиологических рефлекторных процессов жизнедеятельности, приобретала с развитием человеческого общества все более социальный аспект. Возникла возможность по-разному реагировать на обеспеченность потребностей человека в изменяющейся окружающей среде в связи с духовным и научно-техническим прогрессом. С развитием общественных отношений категория "безопасность" также претерпевала значительные изменения. На уровне общественного сознания безопасность определяется как отсутствие потенциальной вероятности нанесения вреда, сохранность, надежность. Это понятие употребляется применительно к самым различным процессам, как природным, так и социальным. Оно отражает не только специфические признаки феномена безопасности в конкретной, специфической сфере деятельности, но и включает в себя то общее, типическое, устойчивое, что характерно для всех областей жизнедеятельности человека и общества. Это общее состоит в том, что безопасность как условие и стратегия защиты от опасности нацелена, в конечном счете, на выживание социальной системы, личности, общества и государства. При анализе проблем безопасности в последнее время все большее внимание уделяется национальной безопасности. В отечественной социально-философской литературе и в официальных документах этот термин стал употребляться сравнительно недавно. В источниках западных стран им пользуются уже значительное время. Термин "национальная безопасность" определяет состояние, когда надежно защищены жизненно важные политические, экономические, социальные, экологические, духовные, военные и другие интересы страны (нации), когда к минимальному уровню сведено действие реальных и потенциальных внутренних и внешних вредных воздействий, кризисных ситуаций и обеспечиваются благоприятные возможности для прогрессивного развития личности, общества и государства. Ключевая роль в уяснении сущности безопасности принадлежит социально-экономическому подходу. Его реализация позволила исследовать явление в контексте диалектики объективного и субъективного, материального и духовною, его включенности в социокультурное пространство общества, выявить такие стороны, которые должны находиться в поле зрения политиков. Недопонимание этих процессов приводит к тому, что безобидные различия между социальными группами и государствами порой стремительно превращаются в существенные противоречия, а затем и в агрессивность. Политики очень часто не успевают приспособиться к новой ситуации, в результате чего оказываются неподготовленными к самому неблагоприятному развитию событий. При всей важности различных аспектов безопасности как обобщающего понятия защищенности человека в его жизнедеятельности основополагающим базисом ее обеспечения признается хозяйство. Хозяйство или экономика - это совокупность производственно-потребительских отношений, определяющих единый комплекс создания, распределения и обмена продукции, товаров и услуг, форма существования и развития конкретного организма хозяйственной системы, индивидуума (личности) и их общности. С этих позиций можно говорить об основных элементах безопасности, включая ресурсные, энергетические, продовольственные, обретающие экономическое выражение информационные, интеллектуальные и психологические аспекты деятельности, финансовые потоки, социально-политические и военно-оборонительные направления. Неоднозначность факторов оценки существенно осложняет решение многих хозяйственных задач в современном быстро меняющемся мире. Приоритеты безопасности все больше склоняются на экономическую доминанту, но не являются раз и навсегда заданными. Они меняются в зависимости от исторического периода развития государства, а также под воздействием сдвигов в международной обстановке. Отражающим совокупность официально принятых взглядов на принципы и сущность направлений обеспечения экономической безопасности является концепция, содержание которой рассматривается базой разработки конкретных программ достижения поставленных целей и задач. В качестве основных документов выступают предложения по характеристике внешних и внутренних угроз экономического характера, определение и мониторинг факторов воздействий на устойчивость социально- экономической системы государства на среднесрочную и краткосрочную перспективу, критериев и параметров оценок соответствия интересам в области экономики. Важной задачей формирования концепции является усвоение методических подходов к выявлению причинно-следственных связей в совокупности обстоятельств, определяющих экономическую безопасность. Практической задачей является анализ примеров и ситуаций, складывающихся в отношениях хозяйствующих субъектов. Луги решения включают идентификацию угроз и потерь, позволяющую предлагать меры по их преодолению, адекватные социальным и силовым способам обеспечения экономической безопасности. Целостное концептуальное видение проблемы экономической безопасности выделяет те или иные стороны, определяющие систему условий, критериев и показателей, организационных форм и механизмов защиты национальной экономики от различного рода угроз и ущербов системе национально-государственных интересов. Последние фиксируют и выражают то общее, что объединяет цели различных субъектов экономики. Национально-государственные интересы аккумулируют в себе развитие и использование экономического потенциала и экономической мощи государства, состояние генофонда нации, предпосылки и условия ее физического здоровья и социально- культурного процветания, геополитические и геоэкономические позиции в современном мире. В этой связи актуальной является проблема выработки концепции национального развития России и определения его приоритетов, учитывающих масштаб и динамику экономики, эффективность использования ее потенциала, степень развития рыночной инфраструктуры и финансовой системы, открытость экономики, состояние интеллектуального потенциала, уровень инновационности, социально-политическую стабильность и степень государственного воздействия на социально- экономические процессы. Концепция национальной безопасности Российской Федерации — система взглядов на обеспечение в России безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в стране. Согласно этой концепции обеспечение национальной безопасности и защита интересов России в экономической сфере являются приоритетными направлениями политики государства. Одной из основных задач в области обеспечения национальной безопасности является подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономическою курса. Механизм подготовки и реализации концепции представляет систему органически связанных звеньев и направлений: законодательная база, основополагающие доктрины безопасности, институциональные формы и процедуры принятия решений, организаций их исполнения и контроля на всех уровнях государственного регулирования и управления по вертикали и горизонтали, формы и методы использования привлекаемых для обеспечения безопасности сил и средств. На основе концептуальных положений разрабатывается стратегия, представляющая собой программу действий, набор экономических технологий, которые предназначены для осуществления провозглашенных идей, достижения поставленных целей. Реализация программы действий с регламентацией организационных, процессуальных и временных актов является выражением проводимой экономической политики. Формирование предложений по корректировке методов реализации экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов устранения или смягчения взаимодействий, подрывающих устойчивость хозяйственной деятельности, опирается на представления о путях, способах, методах обеспечения экономической безопасности. Стратегия экономической безопасности и государственная экономическая политика - категории и инструменты государственного регулирования экономики, должны находиться во взаимозависимости и взаимодействии. С одной стороны, стратегия экономической безопасности является частью экономической политики, отражая се стратегические целевые ориентиры, желаемого качества регулируемой макроэкономической системы. С другой стороны, оценки количественных параметров, характеризующие желаемое состояние экономики, определяют ограничения на использование тех методов проведения экономической политики, возможные результаты применения которых способны ухудшить (снизить) уровень экономической безопасности. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации заключается в восстановлении в России экономического роста на новой основе и с помощью новых институтов рыночной экономики, обеспечения гарантированной защиты национальных интересов, социальной направленности политики, достаточного оборонного потенциала даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов. Стратегической целью обеспечения экономической безопасности Российской Федерации является создание приемлемых условий для жизни и развития личности, общества, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранение целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз. Основы стратегии безопасности России разрабатываются и реализуются аппаратом законодательной и исполнительной власти через систему нормативных актов Президента, Правительства, Федерального собрания Российской Федерации. В 1994 г. Правительство сделало важный шаг по защите экономических интересов страны. Оно одобрило Основы стратегии экономической безопасности. Затем 29 апреля 1996 г. был подписан Указ Президента "О государственной стратегии экономической безопасности (Основных положениях)". Экономическая безопасность в этом документе определяется как возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия жизни и военно-политическую стабильность общества и целостность государства, противостоять влиянию внутренних и внешних негативных факторов и быть материальной основой национальной безопасности. [6]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Следовательно, современная рыночная система немыслима без вмешательства государства. Однако существует грань, за которой происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. Существуют важные ограничения для регулирования. Например, недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм (тотальное директивное планирование, всеохватный административный контроль за ценами и др.). Это не означает, что государство снимает с себя ответственность за неконтролируемый рост цен и должно отказаться от планирования. Как отмечалось, рыночная система не исключает планирования на уровне предприятий, регионов и даже народного хозяйства, выступающего в виде национальных целевых программ. Но рынок во многом является самонастраивающейся системой, и поэтому влиять на него следует только косвенными экономическими методами. В ряде случаев возможно применение административных методов. Но нельзя уповать только на экономические либо только на административные меры. С одной стороны, элементы администрирования несет в себе любой экономический регулятор. Например, денежное обращение ощутит влияние такого известного экономического метода, как ставка по кредитам Центрального банка, не раньше, чем будет принято административное решение. С другой стороны, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно скрывается на поведении участников экономического процесса. Прибегая к прямому контролю за ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования инвестиций и т.д.
ЛИТЕРАТУРА 1. Андреанов В. Государственное регулирование и механизмы саморегуляции в рыночной экономике // Экономист. -1996. - №5 2. Арутюнова Г.И. Экономическая теория. М., 2003 3. Басовский Л.Е. Экономика. М.,2006 4. Герасимов Б.И., Иода Ю.В. Введение в экономику: Основы экономического анализа: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. 140 с. 5. Голубев Г.И. Денежно-кредитная политика как инструмент регулирования экономики государства в переходный период: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПб ГТУ, 2000. 6. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник. Издание 2-е, перераб. и дои. / Кушлин В.И. — общ. ред. М.: Изд-во РАГС. 2005. - 48,5 с.,1834|л. - ISBN 5-7729-0086-2 7. Государственное регулирование экономики: Учеб. пособие для вузов / Т.Г. Морозова, Ю.М. Дурдыев, В.Ф. Тихонов и др.; Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 255 с. 8. Государственное регулирование экономики. Уч. пособие.Под общей редакцией зав. кафедрой экономической теории ВВАГС, доктора экономических наук, профессора Г.Н. Власова и кандидата экономических наук, доцента А.М. Желтова. Нижний Новгород 1998 9. Государственное управление в условиях новой экономики. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Аль-Сараирех Шади, Минск 2006 10. Ионов М. Роль государства в экономике // Экономист, - 1995 11. Нестерова А.Д. Государственное регулирование экономики: Курс лекций / Калинингр. ун-т. - Калининград, 1997. - 63 с. - ISBN 5-88874-019-5. 12. «Основы экономической теории (макроэкономика)» Автор – Кравцова Г.В. 2008. - ISBN 5-7729-0086-2 13. Основы экономической теории. Политэкономия: Учебник / Под ред. Д.Д. Москвина. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 14. Сажина M. А. Экономическая теория : учеб. для вузов / M. А. Сажина, Г. Г. Чибриков. — 2-е изд., перераб. и доп. — M.: Норма, 2007. — 672 с.: ил. ISBN 978-5-468-00026-7 15. Шамхалов Феликс Теория государственного управления / Феликс Шамхалов. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2002. — 638с. ISBN 5-282-02197-8 16. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб.заведений / Под ред. В.Д. Камаева. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 592 с: ил. ISBN 5-691-01193-6. 17. Экономическая теория Учебник / Иол рел А.Г. Грязновой. Т В Чечелевой - М • Издательство «Экзамен». 2005. — 592 с. (Серия «Учебник лля вузов») 18. Янова В.В. Экономика. Курс лекций: Учебное пособие для вузов / В.В. Янова. — М: Издательство «Экзамен», 2005. — 384 с. (Серия «Курс лекций») 19. http://www.grosbook.info/ 20. http://www.alleng.ru/
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (209)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |