Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ.



2020-02-03 209 Обсуждений (0)
ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ. 0.00 из 5.00 0 оценок




Современное социально-эко­номическое положение России определяет необходимость уче­та новых предпосылок управления активной производственно- хозяйственной деятельностью. Среди них особая роль отводит­ся поддержанию должного уровня уверенности хозяйствующих субъектов в долговременном функционировании экономичес­ки обусловленных "правил игры" в обстановке рыночных отно­шений как предпосылки поиска и применения инструментария экономического развития.

Внутреннее положение страны зависит от использования ре­сурсного, демографического и интеллектуального потенциа­лов, от полдержания престижа в межгосударственных отноше­ниях. Все это является определяющим при разработке доктрин развития и на национальном и на мировом уровнях, ибо выра­жает суть диалектического процесса существования и функционирования динамических хозяйственных систем.

Состояние защищенности от неблагоприятных и вредных для нормального функционирования и прогрессивного разви­тия системы воздействий определяется понятием безопасности. Оно характеризует некую философию существования живого, его жизнедеятельности и развития, избегая или сокращая по­тенциально возможные размеры вреда. Суть состояния, харак­теризующего безопасность, исходя из физиологических реф­лекторных процессов жизнедеятельности, приобретала с разви­тием человеческого общества все более социальный аспект. Возникла возможность по-разному реагировать на обеспечен­ность потребностей человека в изменяющейся окружающей среде в связи с духовным и научно-техническим прогрессом.

С развитием общественных отношений категория "безопас­ность" также претерпевала значительные изменения. На уров­не общественного сознания безопасность определяется как от­сутствие потенциальной вероятности нанесения вреда, сохран­ность, надежность. Это понятие употребляется применительно к самым различным процессам, как природным, так и социальным. Оно отражает не только специфические признаки фено­мена безопасности в конкретной, специфической сфере дея­тельности, но и включает в себя то общее, типическое, устойчи­вое, что характерно для всех областей жизнедеятельности чело­века и общества. Это общее состоит в том, что безопасность как условие и стратегия защиты от опасности нацелена, в конечном счете, на выживание социальной системы, личности, общества и государства.

При анализе проблем безопасности в последнее время все большее внимание уделяется национальной безопасности. В оте­чественной социально-философской литературе и в официаль­ных документах этот термин стал употребляться сравнительно недавно. В источниках западных стран им пользуются уже зна­чительное время. Термин "национальная безопасность" опреде­ляет состояние, когда надежно защищены жизненно важные политические, экономические, социальные, экологические, ду­ховные, военные и другие интересы страны (нации), когда к ми­нимальному уровню сведено действие реальных и потенциаль­ных внутренних и внешних вредных воздействий, кризисных ситуаций и обеспечиваются благоприятные возможности для прогрессивного развития личности, общества и государства.

Ключевая роль в уяснении сущности безопасности принад­лежит социально-экономическому подходу. Его реализация поз­волила исследовать явление в контексте диалектики объектив­ного и субъективного, материального и духовною, его включенности в социокультурное пространство общества, выявить такие стороны, которые должны находиться в поле зрения по­литиков. Недопонимание этих процессов приводит к тому, что безобидные различия между социальными группами и государ­ствами порой стремительно превращаются в существенные противоречия, а затем и в агрессивность. Политики очень час­то не успевают приспособиться к новой ситуации, в результате чего оказываются неподготовленными к самому неблагоприят­ному развитию событий.

При всей важности различных аспектов безопасности как обобщающего понятия защищенности человека в его жизнеде­ятельности основополагающим базисом ее обеспечения приз­нается хозяйство. Хозяйство или экономика - это совокупность производственно-потребительских отношений, определяющих единый комплекс создания, распределения и обмена продук­ции, товаров и услуг, форма существования и развития конк­ретного организма хозяйственной системы, индивидуума (лич­ности) и их общности. С этих позиций можно говорить об ос­новных элементах безопасности, включая ресурсные, энергети­ческие, продовольственные, обретающие экономическое выра­жение информационные, интеллектуальные и психологичес­кие аспекты деятельности, финансовые потоки, социально-по­литические и военно-оборонительные направления.

Неоднозначность факторов оценки существенно осложняет решение многих хозяйственных задач в современном быстро меняющемся мире. Приоритеты безопасности все больше склоняются на экономическую доминанту, но не являются раз и навсегда заданными. Они меняются в зависимости от истори­ческого периода развития государства, а также под воздействи­ем сдвигов в международной обстановке.

Отражающим совокупность официально принятых взглядов на принципы и сущность направлений обеспечения экономи­ческой безопасности является концепция, содержание которой рассматривается базой разработки конкретных программ дос­тижения поставленных целей и задач. В качестве основных до­кументов выступают предложения по характеристике внешних и внутренних угроз экономического характера, определение и мониторинг факторов воздействий на устойчивость социально- экономической системы государства на среднесрочную и краткосрочную перспективу, критериев и параметров оценок соот­ветствия интересам в области экономики.

Важной задачей формирования концепции является усвое­ние методических подходов к выявлению причинно-следствен­ных связей в совокупности обстоятельств, определяющих эко­номическую безопасность. Практической задачей является анализ примеров и ситуаций, складывающихся в отношениях хозяйствующих субъектов. Луги решения включают идентифи­кацию угроз и потерь, позволяющую предлагать меры по их преодолению, адекватные социальным и силовым способам обеспечения экономической безопасности.

Целостное концептуальное видение проблемы экономичес­кой безопасности выделяет те или иные стороны, определяю­щие систему условий, критериев и показателей, организацион­ных форм и механизмов защиты национальной экономики от различного рода угроз и ущербов системе национально-госуда­рственных интересов. Последние фиксируют и выражают то общее, что объединяет цели различных субъектов экономики. Национально-государственные интересы аккумулируют в себе развитие и использование экономического потенциала и эко­номической мощи государства, состояние генофонда нации, предпосылки и условия ее физического здоровья и социально- культурного процветания, геополитические и геоэкономичес­кие позиции в современном мире.

В этой связи актуальной является проблема выработки кон­цепции национального развития России и определения его приоритетов, учитывающих масштаб и динамику экономики, эффективность использования ее потенциала, степень разви­тия рыночной инфраструктуры и финансовой системы, открытость экономики, состояние интеллектуального потенциала, уровень инновационности, социально-политическую стабиль­ность и степень государственного воздействия на социально- экономические процессы.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации — система взглядов на обеспечение в России безопасности лич­ности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. Под национальной безопас­ностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в стране. Согласно этой кон­цепции обеспечение национальной безопасности и защита ин­тересов России в экономической сфере являются приоритет­ными направлениями политики государства. Одной из основ­ных задач в области обеспечения национальной безопасности является подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономическою курса.

Механизм подготовки и реализации концепции представля­ет систему органически связанных звеньев и направлений: за­конодательная база, основополагающие доктрины безопаснос­ти, институциональные формы и процедуры принятия реше­ний, организаций их исполнения и контроля на всех уровнях государственного регулирования и управления по вертикали и горизонтали, формы и методы использования привлекаемых для обеспечения безопасности сил и средств.

На основе концептуальных положений разрабатывается стратегия, представляющая собой программу действий, набор экономических технологий, которые предназначены для осу­ществления провозглашенных идей, достижения поставленных целей. Реализация программы действий с регламентацией орга­низационных, процессуальных и временных актов является выражением проводимой экономической политики. Формиро­вание предложений по корректировке методов реализации эко­номической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов устранения или смягчения взаимо­действий, подрывающих устойчивость хозяйственной деятель­ности, опирается на представления о путях, способах, методах обеспечения экономической безопасности.

Стратегия экономической безопасности и государственная экономическая политика - категории и инструменты государ­ственного регулирования экономики, должны находиться во взаимозависимости и взаимодействии. С одной стороны, стратегия экономической безопасности является частью эко­номической политики, отражая се стратегические целевые ориентиры, желаемого качества регулируемой макроэкономи­ческой системы. С другой стороны, оценки количественных параметров, характеризующие желаемое состояние экономи­ки, определяют ограничения на использование тех методов проведения экономической политики, возможные результаты применения которых способны ухудшить (снизить) уровень экономической безопасности.

Государственная стратегия экономической безопасности Рос­сийской Федерации заключается в восстановлении в России экономического роста на новой основе и с помощью новых инс­титутов рыночной экономики, обеспечения гарантированной защиты национальных интересов, социальной направленности политики, достаточного оборонного потенциала даже при неб­лагоприятных условиях развития внутренних и внешних про­цессов. Стратегической целью обеспечения экономической бе­зопасности Российской Федерации является создание приемле­мых условий для жизни и развития личности, общества, соци­ально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранение целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

Основы стратегии безопасности России разрабатываются и реализуются аппаратом законодательной и исполнительной власти через систему нормативных актов Президента, Прави­тельства, Федерального собрания Российской Федерации. В 1994 г. Правительство сделало важный шаг по защите экономи­ческих интересов страны. Оно одобрило Основы стратегии эко­номической безопасности. Затем 29 апреля 1996 г. был подпи­сан Указ Президента "О государственной стратегии экономи­ческой безопасности (Основных положениях)". Экономичес­кая безопасность в этом документе определяется как возмож­ность и готовность экономики обеспечить достойные условия жизни и военно-политическую стабильность общества и цело­стность государства, противостоять влиянию внутренних и внешних негативных факторов и быть материальной основой национальной безопасности. [6]

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Следовательно, современная рыночная система немыслима без

вмешательства государства. Однако существует грань, за которой происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. Существуют важные ограничения для регулирования. Например, недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм (тотальное директивное планирование, всеохватный административный контроль за ценами и др.). Это не означает, что государство снимает с себя ответственность за неконтролируемый рост цен и должно отказаться от планирования. Как отмечалось, рыночная система не исключает планирования на уровне предприятий, регионов и даже народного хозяйства, выступающего в виде национальных целевых программ. Но рынок во многом является самонастраивающейся системой, и поэтому влиять на него следует только косвенными экономическими методами. В ряде случаев возможно применение административных методов. Но нельзя уповать только на экономические либо только на административные меры. С одной стороны, элементы администрирования несет в себе любой экономический регулятор. Например, денежное обращение ощутит влияние такого известного экономического

метода, как ставка по кредитам Центрального банка, не раньше, чем будет принято административное решение. С другой стороны, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно скрывается на поведении участников экономического процесса. Прибегая к прямому контролю за ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования инвестиций и т.д.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреанов В. Государственное регулирование и механизмы саморегуляции в рыночной экономике // Экономист. -1996. - №5

2. Арутюнова Г.И. Экономическая теория. М., 2003

3. Басовский Л.Е. Экономика. М.,2006

4. Герасимов Б.И., Иода Ю.В. Введение в экономику: Основы экономического анализа: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. 140 с.

5. Голубев Г.И. Денежно-кредитная политика как инструмент регулирования экономики государства в переходный период: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПб ГТУ, 2000.

6. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник. Издание 2-е, перераб. и дои. / Кушлин В.И. — общ. ред. М.: Изд-во РАГС. 2005. - 48,5 с.,1834|л. - ISBN 5-7729-0086-2

7. Государственное регулирование экономики: Учеб. пособие  для вузов / Т.Г. Морозова, Ю.М. Дурдыев, В.Ф. Тихонов и др.; Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 255 с.

8. Государственное регулирование экономики. Уч. пособие.Под общей редакцией зав. кафедрой экономической теории ВВАГС, доктора экономических наук, профессора Г.Н. Власова и кандидата экономических наук, доцента А.М. Желтова. Нижний Новгород 1998

9. Государственное управление в условиях новой экономики. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Аль-Сараирех Шади,

 Минск 2006

10. Ионов М. Роль государства в экономике // Экономист, - 1995

11. Нестерова А.Д. Государственное регулирование экономики: Курс лекций / Калинингр. ун-т. - Калининград, 1997. - 63 с. - ISBN 5-88874-019-5.

12. «Основы экономической теории (макроэкономика)» Автор – Кравцова Г.В. 2008. - ISBN 5-7729-0086-2

13. Основы экономической теории. Политэкономия: Учебник / Под ред. Д.Д. Москвина. М.: Эдиториал УРСС, 2001.

14. Сажина M. А. Экономическая теория : учеб. для вузов / M. А. Сажина, Г. Г. Чибриков. — 2-е изд., перераб. и доп. — M.: Норма, 2007. — 672 с.: ил. ISBN 978-5-468-00026-7

15. Шамхалов Феликс Теория государственного управления / Феликс Шамхалов. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2002. — 638с.

ISBN 5-282-02197-8

16. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб.заведений / Под ред. В.Д. Камаева. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 592 с: ил. ISBN 5-691-01193-6.

17. Экономическая теория Учебник / Иол рел А.Г. Грязновой. Т В Чечелевой - М • Издательство «Экзамен». 2005. — 592 с. (Серия «Учебник лля вузов»)

18. Янова В.В. Экономика. Курс лекций: Учебное пособие для вузов /

В.В. Янова. — М: Издательство «Экзамен», 2005. — 384 с. (Серия «Курс лекций»)

19. http://www.grosbook.info/

20. http://www.alleng.ru/

 

 

 

 

 



2020-02-03 209 Обсуждений (0)
ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (209)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)