Особенности системы управления трудом в Японии
Особенность первая: система так называемого пожизненного, точнее, долговременного найма. Она имеет место примерно на трети крупных японских промышленных предприятий. Суть ее такова, что предприятие осуществляет прием на работу один раз в год на условиях гарантированной занятости до ухода на пенсию. До недавнего времени – по достижении 55-летнего возраста. Но уже в 90-е годы прошлого века большинство крупных предприятий подняло возрастную планку выхода на пенсию до 60 лет и планирует поднять ее до 65 лет. На части из них эта планка уже преодолена. До выхода на пенсию работник не может быть уволен по инициативе администрации, если он грубо не нарушил свои трудовые обязанности. Своеобразие японской системы занятости работников, а также всей системы отношений на предприятии в значительной мере определяется историческими особенностями формирования национального рынка труда. Более позднее вступление страны на путь индустриализации по сравнению со странами Запада и связанная с этим обстоятельством нехватка кадров вынуждали японские предприятия, в первую очередь крупные, самим осуществлять профессиональное обучение своих работников. Поскольку предприятия готовили специалистов только для себя, это обучение было ориентировано не на узкую, а на широкую специализацию по профилю конкретной компании. В результате чего работник не только овладевал рядом специальностей, но и получал представление о том, как работает его предприятие в целом. Разумеется, предприятие было заинтересовано в том, чтобы закрепить за собой подготовленных подобным образом работников. В последнее время происходят существенные изменения в японской практике занятости. Не отказываясь от системы «пожизненного» (долговременного) найма, многие крупные предприятия стали шире применять труд так называемых «нерегулярных работников», занятых на условиях временного контракта – от одного года до трех лет. Число таких работников на промышленных предприятиях, использующих систему «пожизненного» (долговременного) найма, колеблется от 5 до 10% от общей численности занятого на них мужского персонала. В банках и страховых компаниях это число достигло более 20%. Особенность вторая: ротация труда. В историческом плане подобная практика связана с уже отмеченной изначальной ориентацией крупных японских предприятий на обучение работников широкому кругу профессий по своему профилю. В настоящее время ротация труда вкупе с повышением его привлекательности на новом рабочем месте (большие перспективы с точки зрения самовыражения в процессе труда, большие возможности карьерного роста и т.п.) рассматриваются в Японии в качестве одного из важных условий повышения мотивации труда и улучшения социального климата на производстве. Особенность третья: принцип «ненко»: старшинство («нен») плюс «заслуги» («ко»). В соответствии с этим принципом уровень заработной платы отдельного работника устанавливается с учетом его возраста, рабочего стажа на данном предприятии, а также его производственных заслуг перед ним, которые оцениваются, как правило, не ранее чем по истечении десятилетнего стажа работы на нем. Достижение такого срока занятости на предприятии является также условием первого продвижения работника по служебной лестнице. Подобная система оплаты труда и карьерного роста возможна только при достижении такого уровня доверия персонала к администрации предприятия, при котором работники уверены в том, что их труд «будет оценен объективно». Особенность четвертая: культ верности работников своему предприятию, пронизывающий все трудовые отношения в стране. Верность предприятию не только рассматривается в качестве одной из заповедей морального кодекса каждого японца, но и стимулируется материально. Это и высокое единовременное вознаграждение, выплачиваемое работнику при выходе на пенсию без каких-либо предварительных страховых взносов с его стороны (при условии, что работник непрерывно проработал на данном предприятии, как правило, не менее двадцати лет). Особенность пятая: более широкий диапазон целей японского предприятия по сравнению с западной компанией традиционного типа – не только, а во многих случаях не столько получение прибыли. Большое внимание уделяется обеспечению стабильного роста количественных и качественных характеристик работы предприятия, удовлетворению потребностей клиентов, созданию нового спроса, повышению квалификации работников, мотивации труда, качества трудовой жизни, эффективности управления трудом и ряду других целей. Особенность шестая: вовлечение работников в процессы подготовки, принятия управленческих решений и контроля за их выполнением на основе главным образом не прав собственности (прав работников как своего предприятия), а трудовых прав работников (прав работников как участников процесса производства товаров и услуг). В этом отношении Япония отличается от многих других развитых стран, а также стран с переходной экономикой, в которых вовлечение работников в управление предприятием базируется главным образом на участии работников в его имуществе (капитале). Данное обстоятельство представляется тем более интересным, что уже к концу 80-х годов 91% всех японских предприятий, зарегистрированных на фондовых рынках страны, были охвачены известным планом ЭСОП планом наделения работников акциями своего предприятия (Employee Stock Ownership plan). Подобный план родился в Японии задолго до США – общепризнанной его страны-прародительницы. В настоящее время в таком плане, получившем в этой стране название «мошикабукай», принимают участие порядка 50% работников охваченных ею предприятий. При этом доля работников в капитале своего предприятия, как правило, не превышает 5-10%. Что же касается участия работников в управлении предприятием на основе трудовых прав, то, по различным оценкам, от 40 до 80% рабочей силы страны занято на предприятиях, менеджеры которых активно привлекают работников к участию в управлении. Особенность седьмая: участие работников в распределении результатов хозяйственной деятельности предприятия (также на основе трудовых прав). В этом случае доход японского работника распадается на две части: постоянную – базовая заработная плата плюс различного рода пособия и дотации от предприятия (на оплату жилья, медицинских услуг, проезда к месту работы и т.п.) и переменную часть. Размеры последней зависят от показателей работы предприятия, снижения издержек производства, роста производительности группового (коллективного) труда. В Японии нормирование труда работников ведется, в отличие, например, от США, на базе групповых, а не индивидуальных норм. Работники конкурируют между собой главным образом по показателям повышения квалификации и лояльного поведения в своем рабочем коллективе и по отношению к предприятию в целом. Таким способом распределяется часть прибыли на многих японских предприятиях. Прежде всего в форме денежных премий («бонусов»), выплачиваемых два раза в год летом и зимой в виде фиксированного процента по отношению к заработной плате (подобная практика имеет место на 97% японских предприятий с численностью занятых от 30 человек). В расчете на одного работника эти премии составляют в среднем треть его годовой базовой заработной платы. На большинстве японских предприятий, практикующих систему «бонусов», годовая величина денежных премий колеблется в среднем от трех до пяти месячных базовых зарплат работников. На некоторых крупных предприятиях в отдельные годы она достигает шести месячных базовых зарплат. Особенность восьмая: привлечение работников к управлению предприятием и распределению результатов его хозяйственной деятельности по инициативе менеджмента. Особенность девятая: большая открытость информации о хозяйственной деятельности предприятия для его работников. Особенность десятая: активная роль профсоюзов в вовлечении работников в принятие внутрипроизводственных решений (в Японии профсоюзы создаются и функционируют в рамках предприятия, а не отрасли, как это имеет место во многих других развитых странах). Членством в профсоюзах охвачено около 25% трудящихся страны. Особенность одиннадцатая: «эгалитаризм» как общепризнанный в Японии социальный идеал. Это обстоятельство получило свое отражение на производстве – в частности, при распределении его результатов на уровне предприятия. Как показывают многочисленные исследования, для японских предприятий в целом характерен меньший (по сравнению с подавляющим большинством других развитых стран) разрыв в доходах (заработной плате) между менеджерами и рядовыми работниками (по экспертным оценкам, как минимум в 2-2,5 раза). Это обстоятельство содействует установлению доверия между работниками и администрацией, без чего, как показывает практика, трудно рассчитывать на достижение высоких стабильных как экономических, так и, особенно, социальных показателей работы предприятия [12, с.163-174].
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (217)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |