Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ФРИДРИХ II ГОГЕНШТАУФЕН



2020-02-03 286 Обсуждений (0)
ФРИДРИХ II ГОГЕНШТАУФЕН 0.00 из 5.00 0 оценок




Фридрих II Гогенштауфен — одна из ярчайших фигур европейского средневековья.

Он родился на исходе XII в., в 1194 г. Когда Фридриху было три года, умер его отец, Ген­рих VI, император Священной Римской им­перии и германский король, завещав престол сыну. Но, несмотря на то что в жилах ребёнка текла кровь великого деда — Фридриха I Барбароссы, герман­ского императора, прославившегося своей воин­ственностью и жестокостью, мало кто видел в ма­лыше будущего главу могущественного государст­ва. Фридриха прозвали «апулийским мальчиком», благо заботливая мать Констанция Сицилийская укрыла и воспитывала ребёнка на юге Италии, в Апулии. По завещанию мужа Констанция должна была стать регентшей государства и опекуншей малолетнего короля.

Но, презрев завещание императора, большинст­во немецких князей, поддерживающих династию Гогенштауфенов, избрали королём дядю Фридриха — Филиппа Швабского, а антиштауфеновски на­строенная часть князей поддержала притязания на престол Оттона Вельфа. На германском престоле оказались уже три короля. К подрастающему в Неа­поле Фридриху никто всерьёз не относился, а меж­ду Филиппом и Оттоном началась ожесточённая борьба за первенство.

Фридриха пока не волновали династические спо­ры. На мальчика свалилось новое горе — смерть матери. Согласно её воле, его новым опекуном и регентом в Сицилийском королевстве (важной час­ти Священной Римской империи, состоящей из ост­рова Сицилия и Южной Италии) стал римский Па­па Иннокентий III.

Иннокентий III стремился к установлению пап-

262

ского господства над всем христианским миром. Он с удовлетворением наблюдал за династической сму­той в Германии и стремился разжечь её ещё больше. Когда короли-противники обращались к Папе как к арбитру в их споре за престол, он поддерживал то одного, то другого. Ослабление монархической власти в Священной Римской империи освобождало папство от давних и опасных соперников, какими долгое время были германские императоры. Юный Фридрих ни в коей мере пока не представлял такой угрозы Риму.

Иннокентий III внимательно оберегал наследст­венные сицилийские владения Фридриха от внеш­них посягательств. С помощью Папы рано проявив­ший способности к учению юноша получил пре­красное образование. Фридрих мужал, общение с энергичным и волевым Иннокентием помогало ему обрести уверенность в своих силах. Возможно, именно от этого мудрого наставника унаследовал молодой Гогенштауфен искусство тонкой диплома­тической интриги и политического лавирования, которым прославился позднее.

Тем временем с переменным успехом продолжа­лась борьба за престол между старыми противника­ми: Филиппом Швабским и Оттоном Вельфом. Ув­лечённые этой борьбой, они и не замечали, как под крылом могущественного римского первосвящен­ника набирается сил законный наследник герман­ского престола. После гибели Филиппа Оттон в 1209 г. успел даже короноваться в Риме, пообещав Папе не оспаривать его влияния в Италии. Нару­шив эти обещания, новоявленный император под­писал себе приговор. Иннокентий III отлучил ко­ронованного им Оттона от церкви и провозгласил германским королём своего юного подопечного — Фридриха Гогенштауфена. «Апулийский мальчик» вышел на политическую арену. Началось триум­фальное движение Фридриха к вершинам власти. Помимо Папы у юноши появились новые помощ­ники. Главным из них был французский король Филипп II Август. Он побудил генуэзских банкиров ссудить будущего императора деньгами. Так у Фридриха появились средства для борьбы с узур­пировавшим императорскую корону Оттоном. Деньги французского короля и влияние могущест­венного римского Папы сделали своё дело. Когда Фридрих Гогенштауфен с небольшим войском по­явился в Южной Германии, на его сторону один за другим стали переходить церковные и светские фео­далы. В декабре 1212 г. собрание князей во Франк­фурте в присутствии представителей Папы и фран­цузского короля торжественно избрало 18-летнего юношу римским королём. Он был коронован в Майнце архиепископом Зигфридом.

Однако в европейской политике всё было взаи­мосвязано. Окончательный исход борьбы за герман­ский престол и судьба Фридриха зависели от того, кто одержит победу в давно начавшейся войне — Англия или Франция. Французский король Фи­липп II Август боролся с английским монархом Ио­анном I Безземельным, стремясь включить в состав Франции английские владения на её территории.

Политическое будущее Оттона Вельфа было тесно связано с возможными ус­пехами английского короля. Франция, естественно, поддерживала противника Оттона (не случайно Филипп II помогал Фридриху деньгами). Всё решилось в 1214 г. в битве при Бувине. Оттон сражался на стороне англичан и разделил с ними полное поражение. Неудачник бежал с поля боя, потеряв боевой штандарт императора с позолочен­ным орлом. Другая потеря была намного горше: политическое влияние Оттона в Германии сошло на нет. Молодой Гогенштауфен в 1215 г. был ещё раз торжественно коронован, теперь уже в Ахене.

Когда в 1216 г. Иннокентий III скончался, Фрид­рих уже особенно не нуждался в чьём-либо покро­вительстве. Почувствовавший вкус к власти, пол­ный честолюбивых замыслов, он был готов к са­мостоятельным действиям. В 1220 г. преемник Ин­нокентия III Папа Гонорий III короновал Фридриха в Риме. Фридрих II Гогенштауфен стал полноправ­ным императором Священной Римской империи.

История этого государства началась в 962 г., ког­да германский король Оттон I короновался в Риме, надеясь возродить величие древнеримской держа­вы. Стремление к этому величию, к господству над всей Европой сохранили и последующие герман­ские короли — государи воссозданной империи. Оно заставляло их раз за разом снаряжать военные походы в Италию, толкало на борьбу с папством, с итальянскими городами, с независимыми феодала­ми — со всеми, кто стоял на их пути. Империя потерпела крах в середине XIII в., хотя формально просуществовала до начала XIX столетия.

К моменту вступления на престол Фридриха II лучшие времена Священной Римской империи бы­ли уже позади. Кризис, разразившийся в связи с династической смутой, показал рыхлость и искус­ственность этого государственного образования, не­способность его решать насущные политические за­дачи. Особенно плачевным было положение в самой Германии, где зарвавшиеся князья готовы были подняться против любого монарха, посягнувшего на их права и свободы. Но в глазах Фридриха Гер­мания уже не была центром империи. В качестве главной её части он рассматривал Италию и Си­цилийское королевство, завоёванное отцом Фрид­риха незадолго до смерти. Именно сюда перенёс мо­лодой император центр тяжести своей политики. Ещё при жизни Иннокентия III он обещал Папе после укрепления на германском престоле передать Сицилию своему сыну Генриху (Иннокентий III яв­но опасался чрезмерного усиления Священной Рим­ской империи и пытался предотвратить его). Теперь Фридрих будто забыл о своём обещании. Впрочем, сам Иннокентий учил своего подопечного гибкости в политике.

Владея с рождения титулом Сицилийского ко­роля и получив свободу действия, Фридрих II за­нялся прежде всего преобразованиями в Сицилий­ском государстве. Именно здесь ему удалось добить­ся того, что невозможно было сделать в рамках всей Священной империи. Двор Фридриха в Палермо на-

263

поминал своей роскошью и стилем жиз­ни дворы восточных арабских султа­нов. Император явно был очарован вос­точной культурой. Восточная музыка и танцы, ли­тература и поэзия, архитектура — всё привлекало его внимание и поощрялось. Фридрих II основал университет в Неаполе и несколько школ. Сам он знал арабский и греческий языки, писал трактаты по-латыни и стихи по-итальянски, особенно любил естественные науки и прославился трактатом «Об искусстве охотиться с птицами». В Палермо жили арабские, византийские, еврейские учёные, пригла­шённые императором, веротерпимость которого по­ражала его сподвижников и приводила в бешенство папский Рим. Талант государственного деятеля поз­волил Фридриху создать в Сицилийском королев­стве образцовую по тем временам систему управ­ления. Похоже, Фридриху не давала покоя безгра­ничная власть восточных деспотов. В Сицилии Фридрих формировал наёмные отряды из мусуль­ман и с их помощью подавил ряд восстаний сици­лийских феодалов. Император проявил немалые способности в законотворчестве. В 1231 г. он издал так называемые «Мельфийские конституции». В соответствии с ними сильно урезывались права местных феодалов и вольности городов. Приказыва­лось срыть до фундамента феодальные замки, вы­строенные за последние 40 лет. Вся полнота власти сосредоточивалась в руках короля. Королевство бы­ло разделено на административные округа, управ­ляемые королевскими губернаторами. С населения взимался поземельный налог; кроме того, сущест­вовали многие косвенные налоги. Высшим чинов­ником Сицилийского королевства стал юстициарий, который по своим громадным полномочиям напоминал визирей арабских халифов. Постоянная наёмная армия и флот дополняли картину центра­лизованного Сицилийского государства, по сути построенного Фридрихом II Гогенштауфеном. По­жалуй, любой европейский государь мог бы гор­диться такими достижениями. Для Фридриха же сицилийская политика была пусть важным, но всё же одним из многих направлений его деятельности. Сильное Сицилийское королевство служило для императора базой, источником средств для укреп­ления своей власти и влияния в Италии. Завоевание Северной и Центральной Италии, необходимое, по его мнению, для процветания Священной империи, стало целью всей его жизни. Борьба с римским пап­ством, которое само стремилось к мировому господ­ству, и североитальянскими городами, которые пы­тались сохранить свою независимость, стала неотъ­емлемой частью этой жизни.

В начале своего царствования Фридрих II ста­рался сохранять добрые отношения с римскими Па­пами. «Возлюбленный духовный отец» — Иннокен­тий III — благословил Гогенштауфена на герман­ский престол. За это Фридрих клятвенно обещал ему сохранить папский сюзеренитет (верховенство) над Сицилийским королевством и рядом областей в Центральной Италии, расширить права духовен­ства и искоренить ереси на подвластной территории. Из всех этих обещаний выполнено было, по­жалуй, лишь последнее. Это не помешало Фрид­риху повторить все эти обещания в 1220 г. Папе Гонорию III, чтобы тот короновал его император­ской короной. Он окончательно умилостивил Папу, торжественно поклявшись не позже чем через год отправиться в крестовый поход. На самом деле им­ператор был совершенно равнодушен к движению крестоносцев, не ведущему к усилению император­ского господства. К тому же Фридриху был чужд религиозный фанатизм (гонения на еретиков были лишь данью Риму). Учитывая неотложные дела в Сицилийском королевстве и Италии, Фридрих ста­рался избежать похода во что бы то ни стало. Папа же стремился отправить Гогенштауфена в далёкую Палестину, чтобы ослабить его влияние в Италии. В 1225 г., после долгих просьб, угроз и увещеваний Гонория III, Фридрих был вынужден заключить с ним соглашение, по которому не позже августа 1227 г. был обязан выставить тысячный отряд ры­царей и снарядить флотилию для переброски крес­тоносцев в Святую землю. В случае нарушения обе­щания Фридриха ожидало отлучение от церкви.

В том же году Гогенштауфен женился на дочери иерусалимского короля Изабелле, обеспечив в слу­чае удачи крестового похода пополнение своей кол­лекции ещё одним венцом. Династические браки вообще были одним из излюбленных политических приёмов Фридриха II. Позднее он женился на сест­ре английского короля Генриха III, с политическим расчётом устраивал браки своих сыновей.

Первые разногласия с папством совпали с ухуд­шением отношений Фридриха с североитальянски­ми городами. Как и во времена Фридриха I Барба­россы, папство и Ломбардская лига (союз городов) стали сближаться перед лицом общего потенциаль­ного врага, стремящегося усилить свои позиции в Италии, — Фридриха II.

В 1226 г. ломбардские города возобновили свой прежний союз и свою военную организацию. В от­вет на это Фридрих II объявил о лишении городов привилегий, полученных ими по Констанцскому мирному договору (1183 г.). Дело шло к войне, а император не располагал достаточными военными силами. В этот затруднительный для Фридриха мо­мент умер Гонорий III, и на его место был выбран Папа Григорий IX, потребовавший немедленного начала крестового похода и обещавший за это упо­требить всё своё влияние для успокоения ломбард­ских городов. Война с Ломбардской лигой была от­срочена, а Фридрих в 1227 г. отплыл из Бриндизи в поход на Иерусалим. Но через несколько дней император неожиданно вернулся из-за болезни, и начатый поход расстроился. Папа не стал выслу­шивать объяснений посланцев Фридриха и отлучил его от церкви. В ответ император обнародовал рез­кий памфлет против Григория, а его приверженцы принудили Папу временно бежать из Рима.

Желая снять с себя папское проклятие, Фрид­рих II в 1228 г. вновь отправился в Святую землю. Со сравнительно небольшими силами ему удалось добиться того, чего не могли достигнуть огромные

264

армии крестоносцев со времени 1-го крестового по­хода. Фридрих показал себя разумным военачаль­ником и блестящим дипломатом, способным на не­традиционные решения. Казалось, за что бы ни брался Фридрих, всегда ему сопутствовал успех. Иерусалим был освобождён, император надел на се­бя ещё и иерусалимскую корону, заключил мир с египетским султаном и уехал из Святой земли, ос­тавив там своего наместника. Однако в Европе по­бедителя ждала отнюдь не триумфальная встреча. Раздражённый успехами своего противника, Гри­горий IX объявил крестовый поход пиратским пред­приятием, а освобождение Иерусалима — нечести­вой сделкой. Одновременно вероломный Папа под­стрекал подданных Сицилийского королевства к выступлениям против Фридриха и отправил пап­ские войска в Южную Италию.

Защитив с оружием в руках Сицилийское ко­ролевство от папских притязаний, Фридрих II за­ключил в 1230 г. договор с Григорием IX, означав­ший временное затишье в их вражде.

На фоне активных действий императора в Ита­лии его германская политика выглядела слишком бледно. С тех пор как Фридрих покинул страну в 1220 г., отправившись за императорской короной в Рим, он ещё только два раза (в течение 30 лет!) удосужился побывать в Германии. В глазах его — полунемца-полуитальянца — Германия была лишь периферией империи. Желая развязать себе руки для бурной итальянской политики, Фридрих II стремился умиротворить германских князей, чтобы они и прочие феодалы не предпочли ему какого-либо другого кандидата в императоры. Если его дед Фридрих I Барбаросса шёл на уступки отдельным немецким князьям, сталкивая их между собой, то Фридрих II шёл навстречу всем князьям как осо­бому сословию. Он наделял их верховными госу­дарственными правами, становился на сторону гер­манских князей в их споре с городами.

Вероятно, реально оценивающий свои силы Фридрих понимал невозможность быть самодерж­цем одновременно и в Италии, и в Германии. Он сознательно жертвовал размерами своей власти в Германии, чтобы сконцентрироваться на укрепле­нии позиций в Сицилийском королевстве и борьбе в Северной и Центральной Италии. Подобное от­ношение к немецким делам позволяло сохранять в Германии относительно спокойную обстановку. Но оно способствовало усилению территориальной раз­дробленности страны, уничтожало надежды на централизацию. Гибкой и осторожной политикой в Германии Фридрих смог предотвратить возможные политические потрясения, но скорый крах Священ­ной Римской империи сделался ещё более неизбеж­ным.

В 1235 г. Фридрих пережил личную драму. От­крытый мятеж против императора поднял его сын Генрих, правивший от имени отца в Германии. Ни­ти заговора тянулись в Рим. Сыновний мятеж был легко подавлен. Генрих хотел лишь вырваться из-под опеки отца и не мог прельстить немецких князей чем-нибудь таким, что заставило бы их перейти на его сторону и отвернуть­ся от Фридриха.

В 1236 г. Фридрих вновь решил покончить с вольностями ломбардских городов и, получив во­енную поддержку немецких князей, направился в Северную Италию. Первое время императору сопут­ствовал успех. В 1237 г. в битве при Кортеново он нанёс сильное поражение союзным войскам. Но го­рода не хотели сдаваться, и лига отвергла требо­вание о безусловном подчинении. Военное счастье изменило Фридриху. После неудачной трёхмесяч­ной осады города Брешия императорское войско было вынуждено отступить. В борьбу на стороне ломбардских городов открыто вступил Григо­рий IX. После того как Фридрих назначил своего побочного сына Энцио, женатого на наследнице Сардинии, королём Сардинии и тем самым нару­шил сюзеренитет Рима, Папа в 1239 г. вновь от­лучил императора от церкви и призвал к сопро­тивлению его власти.

Фридрих I обратился к светским государям хри­стианского мира, указывая, что Папа — естествен­ный враг их, ибо имеет притязание всех их под­чинить своей власти. Борьба между императором и Папой кипела во всех концах Европы, оба вербо­вали себе сторонников и союзников, оба устами сво­их приверженцев возводили друг на друга самые тяжёлые обвинения. Папа называл Фридриха мед­ведем, леопардом, богохульником, сыном Вельзе­вула. Император не оставался в долгу. В 1241 г. Папа созвал в Риме собор для осуждения Фридри­ха, но Энцио, талантливейший и любимый сын Фридриха, перехватил на море корабли с еписко­пами, ехавшими в Рим, и собор не состоялся. Вой­ска императора подступили к Риму, опустошая его окрестности; агенты Фридриха готовили почву для вступления в город. Но Григорий IX внезапно умер. Полтора года папский престол пустовал, и снять отлучение от церкви, к чему стремился Гогенштауфен, было невозможно.

Несмотря на готовность Фридриха пойти на серьёзные уступки папству, новый Папа Иннокен­тий IV занял по отношению к императору ещё более жёсткую позицию, чем его предшественник. Со­званный Иннокентием IV в 1245 г. Вселенский со­бор в Лионе почти единодушно поддержал Папу и вынес постановление об отлучении многократно уже отлучённого Фридриха II от церкви и лишении его всех званий и почестей. Император обвинялся не только в посягательстве на права папства и церк­ви, но и в еретичестве и склонности к магометан­ству.

Но проклятый император и не думал смиряться, обычное спокойное расположение духа не изменяло ему. Антиштауфеновская папская агитация давала свои плоды. Священная Римская империя, сохра­нению и усилению которой посвятил свою жизнь Фридрих II, трещала по швам. Гогенштауфен едва успевал латать дыры. Заволновалась знать в Гер­мании. Часть князей избрала антикороля — Ген­риха Распе. Вновь разгорелась война с Ломбард-

265

ской лигой, и опять не в пользу Фрид­риха — его войско проиграло сражение под Пармой. Однако 56-летний импера­тор не унывал. Неудачи лишь подстёгивали его не­утомимую деятельную натуру. Фридрих II жаждал реванша, готовил поход на Лион, чтобы отомстить Папе, собирал силы для новой большой войны с Ломбардской лигой, грозил немецким князьям-от­ступникам.

Но в 1250 г. император внезапно умер. Весть о смерти Фридриха привела его противников в бе­зумный восторг. Кипучая деятельность императора

поддерживала Священную Римскую империю. С кончиной Фридриха крушение её стало неотврати­мым. Папство торжествовало. Германия вступила в полосу смут.

В европейской истории Фридрих II Гогенштауфен несомненно остаётся среди тех её действующих лиц, за рутиной государственных дел которых, кру­жевом дипломатических ходов, напряжением воен­ных походов и помпезностью придворной жизни яв­ственно видны сильный характер, ясный ум и жи­вая душа.

ЕПИСКОП

Епископ — высший священнический сан, третья ступень в иерархии христианской церкви.

Первые епископы появились, когда вера в Хри­ста только завоёвывала человеческие души. Считается, что сами апостолы, желая со­хранить и упрочить церковь, избрали себе пре­емников — «епископов» (в переводе с греческого — «блюстители», «начальники»). Уже в «Послании к филиппийцам» апостол Павел приветствует и бла­гословляет епископа в Филиппах.

Христиан, однако, становилось всё больше, и од­новременно увеличивалось число епископов. Уже с середины II в. все крупные христианские общины возглавлялись епископами. Этот чин был выбор­ным. Его выбирали священники и верующие об­щины. Однако в те времена быть епископом было не только очень почётно, но и небезопасно. Хри­стиане подвергались преследованиям, и человек, занимавший такое видное место среди своих еди­новерцев, мог раньше других оказаться, подобно своему Спасителю, распятым на кресте или брошен­ным в клетку с дикими зверями. Поэтому еписко­пом становился не только достойный, уважаемый, но и мужественный священник.

Впрочем, ещё апостол Павел разъяснял, какими качествами должен обладать епископ. Кандидат на эту должность должен был пользоваться хорошей репутацией, уметь проповедовать и наставлять в христианском учении, содержать в послушании свой дом и детей, «ибо кто не умеет управлять соб­ственным домом, тот будет ли заботиться о церкви Божьей?». Епископом не мог сделаться глухой, сле­пой, пьяница, буян и забияка. Кроме того, епис­копу следовало быть «одной жены мужем». Вскоре, однако, установился вначале обычай, а потом и за­кон — епископам запрещалось вступать в брак.

До IV в. епископ управлял отдельной церковной общиной, к которой относились город и окружаю­щие его сёла. В управлении принимали участие клир (священники) и миряне. Подвластная еписко­пу территория называлась епархией. Здесь он как

Сюблейра П.

"Император Василий перед Епископом Василием".

266

преемник апостолов имел всю полноту духовной власти и никому не подчинялся. Епископ избирал и посвящал клириков, распределял церковные должности. Епископы соседних епархий устраива­ли совещания наподобие первых апостольских со­боров.

Но уже тогда между епископами существовало определённое неравенство. Владыки церквей, осно­ванных самими апостолами (Римской, Антиохийской, Александрийской), или те из них, к чьей епархии принадлежал большой город, получали «преимущество чести» (находились в большем по­чёте) перед теми, кто руководил церквами малень­ких городов. «Преимущество чести» со временем развилось в «преимущество власти».

Константин Великий (306—337 гг.) покрови­тельствовал христианам и, подметив, какое влия­ние эта религия оказывает на людей, решил исполь­зовать её на благо государства. Он провёл реформу государственного устройства, поделив империю на четыре префектуры, префектуры — на диоцезы, диоцезы — на провинции. При таком делении на­чальники меньших территорий подчинялись на­чальникам больших.

Церковь также быстро перестроила своё управ­ление по образцу светской власти. Этому способст­вовало то, что главными городами диоцезов чаще всего были те, епископы которых пользовались «преимуществом чести». Оставалось только предо­ставить им «преимущество власти» (право главен­ствовать над епископами маленьких городов), что и было сделано в IV и V вв. Таким образом уста­навливалась церковная иерархия. Епископы про­винций стали подчиняться епископам диоцезов, ко­торые теперь именовались архиепископами. Выше них стояли патриархи. Так стали называть иерар­хов церквей, по преданию основанных самими апос­толами (патриархи Римский, Александрийский, Антиохийский, позднее — Константинопольский). Правда, патриархи Рима и Александрии предпочи­тали называть себя «Папами» («papa» — отец), как было принято издавна (см. ст. «Папство»). Измени­лась и сама система избрания епископов. Теперь это делали все епископы провинции. Рукополагал же новоизбранного патриарх.

Император с удовлетворением наблюдал за тем, как переплеталась жизнь церкви и государства. Се­бя он называл «епископом внешних дел церкви», утвердил за церковью право приобретать земли, од­новременно согласившись с тем, чтобы епископы осуществляли нравственный контроль за правите­лями областей и высшими государственными чи­новниками. Император возвысил суд церкви, по­велев, чтобы решение суда епископов почиталось выше приговора всех других судей. Так церковные иерархи — епископы — оказались в выгодном сою­зе с государством.

Такое положение сохранялось и тогда, когда Римская империя пала под ударами варваров и на её территории возникли одно за другим новые ко­ролевства. Правители их со временем стали хри­стианами, а короли и епископы как высшие цер­ковные властители старались с выгодой использовать друг друга. Епископы, всемогущие в своих епархиях, стремились пользо­ваться такой же властью и в делах го­сударства. Часто прекрасно образованные, особенно по сравнению с малограмотными или вовсе негра­мотными правителями, умеющие вести спор, епис­копы становились близкими советниками королей, наставниками их наследников. Достигнув желае­мых высот, они неустанно заботились о выгоде церкви, не забывая, естественно, и себя.

Короли не оставались в долгу. Они и знатные сеньоры жаловали церкви земли, имения, иногда целые области — на содержание епархии или из милости. Епископы, становившиеся обладателями таких земель, превращались в вассалов дарителя. Вассальная зависимость епископов привела к тому, что власть светских сеньоров стала простираться и на церковные дела.

В X в. распространился обычай, названный ин­веститурой: епископов назначал король или знат­ный феодал, на землях которого находилась епар­хия будущего «князя церкви». Светский власти­тель вручал новоизбранному иерарху символы его власти: пастырский жезл и кольцо. Одновременно короли и сеньоры присвоили себе право судить епископов и даже лишать их по своему усмотрению сана, что раньше было совершенно недопустимо. Вместо смещённого прелата мог быть назначен тот, кого на этом месте было выгодно видеть в данный момент, — от покорного вассала до (и такое бы­вало!) неразумного ребёнка. Инвеститура привела к тому, что власть над церковью попала в руки свет­ских властей.

Но даже это не могло принизить роль и могу­щество епископов. Они не раз противостояли влас­ти королей, соперничая с ними в силе и влиянии. Так, безраздельно господствуя в своих владениях, получив по милости короля Оттона I духовную и светскую власть, германские епископы в XI в. вста­ли в оппозицию императорской власти. И ещё долго в Германии существовали на правах самостоятель­ных государств архиепископства Кёльн, Майнц, Бремен, Трир. Архиепископ Кентерберийский (гла­ва английской церкви) Томас Бекет, в 1170 г. не позволивший королю Англии прибрать к рукам церковные суды, был убит. Но самому Генриху II пришлось жестоко (в буквальном смысле этого сло­ва) каяться в содеянном — лёжа долгие часы на холодной могильной плите убиенного им священ­ника. Папа римский пригрозил королю интердик­том (отлучением от церкви). Интердикт могли на­лагать на зарвавшихся светских властителей и са­ми епископы. И это было грозным оружием.

Впрочем, многие епископы тех времён имели возможность разить противника не только отлуче­нием и анафемой (проклятием), но и мечом, т. к. владели им не хуже графов и баронов.

По полю битвы носится архиепископ Турпин;

Не бывало священника, чтоб пел обедню

и выказывал такую удаль и телесную ловкость...

...Говорят французы:

«Лихо разит наш архиепископ».

267

Так в «Песни о Роланде» говорится о священнике и воине Турпине — архи­епископе Реймсском.

Надо заметить, что многие епископы, хорошо владеющие мечом, просто не умели петь обедню, поскольку до назначения были людьми светскими. Приняв сан от светского же сеньора, они и не ду­мали исполнять обязанностей церковного иерарха. Зато пользоваться доходами с епископских земель были всегда готовы. Некоторые же прелаты не скрывали того, что служба их утомляет. Один реймсский архиепископ откровенно признавался, что его епархия была бы ему куда милее, если бы для получения доходов с неё не надо было служить обедню.

Потребовалось много сил и лет, чтобы искоре­нить беспорядки, вызванные инвеститурой. Ещё больше сил ушло на разграничение сфер влияния

светских и духовных властителей. И всё-таки они так и остались связанными невидимыми нитями, так как государство всегда заинтересовано в церк­ви, а церковь в большей или меньшей степени за­висит от государства.

Епископы утратили своё прежнее могущество. Но их роль велика и поныне. И сегодня епископ — высшее духовное лицо в католической, православ­ной и протестантской церкви (правда, в последнем случае епископ — не священник, а скорее чинов­ник, выполняющий чисто административные фу­нкции). Из высших церковных иерархов епископ ближе всех к прихожанам. По большим церковным праздникам он обращается к ним с проповедью. Он рукополагает священников, совершает миропома­зание, как бы наделяя при этом человека божест­венной благодатью.

ИНКВИЗИЦИЯ

Инквизиция — трибунал католической церк­ви, осуществлявший сыскные, судебные и карательные функции; имеет многовековую историю. Возникновение её связано с борьбой про­тив еретиков — тех, кто проповедовал религиозные взгляды, не отвечающие установленным церковью догмам. Первым известным еретиком, сожжённым на костре за свои убеждения в 1124 г., был Пётр из Брюи, требовавший упразднения церковной иерар­хии. Под этот акт ещё не было подведено никакой «правовой» основы. Она стала складываться в кон­це XII — первой трети XIII вв.

В 1184 г. Папа Луций III собрал в Вероне собор, решения которого обязывали священнослужителей собирать сведения об еретиках и проводить их ро­зыск. Согласно папской булле, кости ранее умер­ших еретиков, как оскверняющие христианские кладбища, подлежали эксгумации и сожжению, а имущество, унаследованное кем-либо из близких, — конфискации. Это была своего рода прелюдия появления института инквизиции. Общепризнан­ной датой его создания является 1229 г., когда цер­ковные иерархи на своём консилиуме в Тулузе объ­явили о создании трибунала инквизиции, предназ­наченного для сыска, суда и наказания еретиков. В 1231 и 1233 гг. последовали три буллы Папы Гри­гория IX, обязывавшие всех католиков претворять в жизнь решение тулузского консилиума.

Церковные карательные органы появились в Италии (за исключением Неаполитанского коро­левства), Испании, Португалии, Франции, Нидер­ландах, Германии, в португальской колонии Гоа, а после открытия Нового Света — в Мексике, Бра­зилии и Перу.

После изобретения книгопечатания Иоганном Гутенбергом в середине XV в. трибуналы инкви­зиции фактически взяли на себя функции цензоров. Год от года пополнялся список запрещённых книг

и к 1785 г. составил свыше 5 тыс. наименований. Среди них — книги французских и английских просветителей, «Энциклопедия» Дени Дидро и др.

Наиболее влиятельной и жестокой инквизиция оказалась в Испании. По существу представления об инквизиции и инквизиторах сложились под вли­янием сведений о преследованиях и расправах с еретиками, связанных с именем Томаса де Торкемады, с его жизнью и деятельностью. Это самые мрачные страницы истории инквизиции. Личность Торкемады, описанная историками, теологами, врачами-психиатрами, и по сей день вызывает ин­терес.

Томас де Торкемада родился в 1420 г. Его дет­ство и отрочество не оставили свидетельств серьёз­ных душевных потрясений и отклонений в психи­ке. В школьные годы он служил примером добро­порядочности не только для однокашников, но да­же и для учителей. Став затем монахом ордена до­миниканцев, он отличался безупречным отношени­ем к традициям ордена и монашескому образу жиз­ни, досконально выполнял религиозные обряды. Орден, основанный в 1215 г. испанским монахом Доминго де Гусманом (латинизированное имя До­миник) и утверждённый папской буллой 22 декабря 1216 г., был главной опорой папства в борьбе с ере­сью.

Глубокая набожность Торкемады не осталась не­замеченной. Молва о ней дошла до королевы Иза­беллы, и та не раз предлагала ему возглавить круп­ные приходы. Он неизменно отвечал вежливым от­казом. Однако, когда Изабелла пожелала иметь его своим духовником, Торкемада посчитал это за ве­ликую честь. По всей вероятности, ему удалось за­разить королеву своим религиозным фанатизмом. Его влияние на жизнь королевского двора было зна­чительным. В 1483 г., получив титул Великого инк-

268

 

Наказания инквизиции.

Аутодафе (сожжение еретиков и еретических книг).

Пытка водой.

Пытка огнём.

Пытка колесом.

Замуровывание.

ВЕЛИКИЙ ИНКВИЗИТОР

В середине XVII в. германский поэт Фридрих фон Логан, рассуждая о природе греха, заметил: «Человеческое впасть в грех, дьявольское упорствовать в нём, христиан­ское ненавидеть его, божественное простить». Если исходить из здравого смысла, Томасу де Торкемаде (около 14201498) было присуще только «дьявольское». Ведь всё, что он делал во имя защиты религии, было огромным, нескончаемым грехом перед человеком эпохи Возрождения, перед его стремлением к познанию.

Страшен арсенал пыток, придуманных инквизицией за несколько веков её существования: сожжение на костре, пытка колесом, пытка водой, замуровывание в стены. Торкемада прибегал к ним намного чаще других инквизиторов.

Воспалённое воображение Торкемады сначала изобре­тало противников, дрожавших при одном упоминании его имени, а затем в течение всей жизни инквизитор сам испытывал страх перед неминуемой местью своих жертв.

Куда бы он ни выходил из своей монастырской кельи, его сопровождал преданный телохранитель. Постоянная неуверенность в собственной безопасности иногда зас­тавляла Торкемаду покидать не столь уж надёжное убежище и укрываться во дворце. На какое-то время он находил приют в покоях самого охраняемого в Испании здания, одна­ко страх не оставлял инквизитора ни на мгновение. Тогда он пускался в многодневные поездки по стране.

Но разве можно скрыться от вездесущих призраков? Они поджидали его и в маслиновой рощице, и за каждым апельсиновым деревом, и даже пробирались в храмы. И днём, и ночью они караулили его, всегда готовые свести с ним счёты.

Кажется, психиатры называют такое состояние меланхо­лической эпилепсией. Всепоглощающее беспокойство вызывает в больном ненависть, отчаяние, гнев, может внезапно толкнуть его на убийство, самоубийство, воровство, поджог жилища. Его жертвами могут стать ближайшие родственники, друзья, первый встречный. Вот таким был Торкемада.

Внешне всегда сумрачный, чрезмерно экзальтированный, подолгу воздерживавшийся от пищи и усердствовавший в покаянии в бессонные ночи, Великий инквизитор был беспо­щаден не только к еретикам, но и к самому себе. Современников поражали его импульсивность, непред­сказуемость его поступков.

Однажды в разгар борьбы за освобождение Гранады от арабов (80-е гг. XV в.) группа состоятельных евреев решила вручить на эти цели 300 тыс. дукатов Изабелле и Ферди­нанду. В зал, где проходила аудиенция, неожиданно ворвался Торкемада. Не обращая внимания на монархов, не извиняясь, не соблюдая никаких норм дворцового этикета, он вытащил из-под сутаны распятие и закричал: «Иуда Ис­кариот предал своего Учителя за 30 сребреников, а Ваши Величества собираются продать Христа за 300 тысяч. Вот он, берите и продавайте!» С этими словами Торкемада бросил распятие на стол и стремительно покинул зал... Короли были потрясены.

История церкви знала немало случаев крайнего фанат



2020-02-03 286 Обсуждений (0)
ФРИДРИХ II ГОГЕНШТАУФЕН 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ФРИДРИХ II ГОГЕНШТАУФЕН

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (286)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.024 сек.)