Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социальная политика Российской федерации на современном этапе



2020-02-03 295 Обсуждений (0)
Социальная политика Российской федерации на современном этапе 0.00 из 5.00 0 оценок




 

   Опора на образованность общества, на качество человеческого капитала позволит России сохранить свое место в ряду государств, способных оказывать влияние на мировые процессы. Образование должно помочь России ответить на вызовы, стоящие перед ней в социальной и экономической сферах, в обеспечении национальной безопасности и укреплении институтов государства. Именно “социальный заказ” общества и государства будет определять направления развития и изменения системы образования России в первом десятилетии 21 века.

Неотъемлемое условие модернизации общества – освоение людьми новых социальных навыков и ролей, развития культуры социального поведения граждан с учетом открытости общества, его быстрой информатизации, роста динамики изменений.

Приоритетами образования для модернизации общества должны быть:

1. Облегчение социализации в рыночной среде через формирование ценностей: ответственности за собственное благосостояние и за состояние общества через освоение молодыми поколениями основных социальных навыков, практических умений в области экономики и социальных отношений.

- Противодействие негативным социальным процессам, таким как распространение алкоголизма, наркомании и криминогенности в молодежной среде; вытеснение асоциального поведения, борьба с беспризорностью.

- Обеспечение социальной мобильности в обществе через поддержку наиболее талантливых и активных молодых людей, независимо от их социального происхождения, через освоение молодым поколением возможностей быстрой смены социальных и экономических ролей, в том числе через развитие специального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

     - Поддержка вхождения новых поколений в глобализированный мир, в открытое информационное сообщество. Для этого в содержании образовании должны занять центральное место коммуникативность: информатика, иностранные языки, межкультурное обучение.

- Образование должно реализовать ресурс свободы, поле выбора для каждого человека, получающего образование, инвестирующего в себя. Социальный заказ на образование не должен быть только и по преимуществу заказом со стороны государства, а представлять и сумму частных интересов семей и предприятий [8, С. 37].

2. Возрастает роль образования в модернизации экономики. Располагая первоначально очень ограниченным инвестиционным ресурсом, Россия должна выбрать образовательный сектор в качестве приоритета – одной из “национальных точек роста”. Инвестиции в повышение качества человеческого капитала являются условием развития всех секторов российской экономики. На потребности экономики, которые заявят себя через 5-15 лет, система образования должна реагировать уже сейчас.

В краткосрочной перспективе (2003-2008 гг.) необходимо сделать Россию привлекательной для инвестиций и обеспечить воспроизводство и развитие инновационного потенциала экономики.

Это потребует:

- формирования адекватной современным технологиям кадровой инфраструктуры основных отраслей промышленности и сферы услуг; обновления профессионального образования, повышение его качества и соответствия структуре потребностей рынка труда; опережающего развития начального и среднего профессионального образования, способных в относительно короткий срок обеспечить повышение культуры производства.

- обеспечения условий для развития научных школ в фундаментальном и инженерном образовании, в сфере информационных технологий. Приоритетного развития университетской науки и на ее основе – венчурных подразделений и предприятий.

- резкого повышения качества профессионального образования в области экономики и управления производством и смежных “активных социальных наук” (права, социологии), в том числе через введение соответствующего содержания в общее образование.

В среднесрочной перспективе (2005-2010 гг.) решающим становится уровень общей образованности населения. Качество человеческого капитала будет одним из самых главных препятствий экономического развития в долгосрочном плане.

Интеллектуальные профессии становятся массовыми и теряют присущую им раньше исключительность. Растущие информационные потоки и высокотехнологичные производства требуют не исполнителей узкой специализации, а специалистов с базовым уровнем образованности, способным переключиться с одного вида деятельности на другой, с обширными коммуникативными умениями и навыками. Вместе с тем на завершающих этапах обучения необходима более точная адаптация системы профессионального образования к актуальным и перспективным потребностям рынка труда, ориентация на конкретные “меню профессиональных карьер”.

Модернизация государства, формирование гражданского общества требуют, чтобы система образования формировала сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе.

Для решения этой задачи приоритетными ориентирами для образования личности становятся:

- способность к самоорганизации, умение отстаивать свои права, участвовать в деятельности и создании общественных объединений.

- толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

- правовая культура: знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства.

Чтобы выполнить эти требования, необходимо обеспечить открытость системы образования разнообразным воздействиям со стороны общества, государства и экономики при сохранении ее внутренней целостности и поддержании высоких академических стандартов. Модернизация страны опирается на модернизацию образования, на его содержательное и структурное обновление. Необходимо сделать все возможное для ресурсной обеспеченности образовательной сферы. Однако ресурсы должны направляться не на консервацию системы, а на ее эффективное обновление. Консервировать даже то, что когда-то было лучшим в мире – значит, заведомо гарантировать отставание [9, С. 25].

Российская система образования должна перейти из режима выживания в режим развития. Российское общество должно перейти от режима бюджетного содержания своей системы образования к режиму инвестирования в нее.

    Реформы здравоохранения.

    Как известно, право на охрану здоровья граждан Российской Федерации государством определено Конституцией РФ (статья 39). Это право имеют все граждане нашей страны (работающие и неработающие). При этом граждане всегда были уверены, что, чтобы с их здоровьем не случилось, Государство о здоровье любого гражданина позаботится через систему государственного здравоохранения.

С 1993 года в нашей стране появилась новая модель здравоохранения, которая со слов исполнительного директора Федерального фонда обязательного медицинского страхования В.В. Гришина «предполагает целевой характер накопления и расходования финансовых средств на охрану здоровья и медицинского обслуживания населения, придает финансированию здравоохранения смешанный бюджетно-соцстраховский характер». Таким образом, появилась страховая система здравоохранения, при которой средства на здравоохранение формируются за счет отчислений предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, взносов индивидуальных предпринимателей. Реформа в области здравоохранения является одной из важнейших составляющих проводимых в России преобразований. При этом среди проблем, решение которых позволит повысить уровень здравоохранения, выделяется проблема поиска новых внебюджетных источников возмещения необходимых затрат на охрану здоровья граждан. Долгое время единственным источником финансирования здравоохранения в нашей стране был государственный бюджет. Бюджетный метод финансирования ориентирован на возможности бюджета, а не на реальные расходы, складывающиеся в этой сфере. Не случайно расходы на здравоохранение в 1995г составляли всего 2,4% от валового национального продукта. Привлечь дополнительные источники возможно, если изменить сам принцип финансирования данной отрасли, в частности организовав страховую медицину. Переход к страховой медицине обусловлен спецификой рыночных отношений в здравоохранении. Медицинское страхование позволяет человеку сопоставить необходимые затраты на охрану здоровья с состоянием собственного здоровья. Соизмерить потребности в медицинской помощи и возможность ее получения необходимо независимо от того, кем производятся затраты: предприятием, профсоюзом или обществом в целом.

Концепция государственной социальной политики в отноше­нии пожилых людей на период до 2010 года, являясь продуктом соци­ально-политического процесса, в свою очередь станет руководством к действию и ускорителем позитивных социальных преобразований в России, послужит эффективному партнерству со структурами граж­данского общества и участию Российской Федерации в международ­ной деятельности по решению проблем старения населения. Социальные услуги предоставляются всем гражданам пожилого возраста и инвалидам независимо от пола, расы, национальности, язы­ка, происхождения, имущественного и должностного положения, ме­ста жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств (ст. 4 Закона).

Социальное обслуживание осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждени­ях либо по договорам, заключенным органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собствен­ности (ст. 5 Закона).

Социальные услуги оказываются исключительно с согласия лю­дей, нуждающихся в них, особенно когда речь идет о помещении их в стационарные учреждения социального обслуживания.

В этих уч­реждениях с согласия обслуживаемых может быть организована и трудовая деятельность на условиях трудового договора. Лица, заклю­чившие трудовой договор, получают право на ежегодный оплачи­ваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.

Законом предусматриваются различные формы социального об­служивания, в том числе:

- социальное обслуживание на дому (включая социально-меди­цинское обслуживание);

- полустационарное социальное обслуживание в отделениях днев­ного (ночного) пребывания граждан в учреждениях социального обслуживания;

- стационарное социальное обслуживание в домах-интернатах, пансионатах и других стационарных учреждениях социального об­служивания;

- срочное социальное обслуживание (как правило, в ситуациях, не терпящих отлагательства, — организация питания, обеспечение одеждой, обувью, ночлегом, срочное предоставление временного жилья и т.п.);

- социально-консультационная помощь.

Социальное государство должно стремиться лишь к максимально возможному в условиях демократической страны равно­мерному содействию благу - всех граждан и к максимально возможному равномерному распределению жизненных тягот.

Социальное государство стремится обеспечить каждому своему гражданину достойный человека прожиточный минимум.

Пенсионный фонд России (ПФР) является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, подотчетным Правительству РФ и осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ПФ РФ является федеральным фондом, на его долю приходится почти ¾ средств внебюджетных социальных фондов.

ПФ РФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитными учреждением.

  Перед российским государством и обществом в будущем стоят следующие задачи:

- установить новый социальный контракт;

- осуществить реформу власти;

- провести модернизацию экономики.

   Частный бизнес стал самостоятельным, дееспособным. Сформировались рыночные структуры, соответствующее поведение хозяйствующих субъектов. Но для того, чтобы функционирование рыночных институтов было эффективным, необходима отлаженная работа поддерживающей рынок системы: суда, принуждения к исполнению законов, органов правопорядка. Укрепление государства, реформа власти – условие модернизации экономики.

Цели Программы достижимы только в результате модернизации экономики. Единственным способом сократить образовавшийся разрыв между Россией и наиболее развитыми странами, создать базу для повышения уровня жизни граждан является экономический рост, устойчиво опережающий рост мировой экономики. Такой экономический рост может быть обеспечен сочетанием накопления капитальных и интеллектуальных ресурсов, повышения эффективности их использования, высвобождения предпринимательской инициативы. Снижение административного и налогового пресса для бизнеса позволит уже на первом этапе получить отдачу от использования краткосрочных ресурсов роста - через повышение производительности труда, загрузку простаивающих жизнеспособных мощностей. На втором этапе экономическая свобода выразится в росте эффективности инвестиций, на активное привлечение которых будет направлена экономическая политика.

  В социальной политике необходимо завершить переход от патерналистской к субсидиарной модели государства. Это означает доступность и бесплатность для всех граждан базовых социальных услуг, прежде всего, образования и здравоохранения; перераспределение социальных расходов государства в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном сокращении помощи обеспеченным семьям; сокращение социального неравенства; предоставление гражданам возможностей более высокого уровня социального потребления за счет собственных доходов.

Сегодня Россия получила шанс на решительное экономическое обновление. Этот шанс - в сложившемся сочетании позитивных факторов: политической стабильности, относительно благоприятной конъюнктуры внешних рынков, готовности людей воспринимать перемены.

Использовать этот шанс, реализовать потенциал развития экономики и роста благосостояния наших граждан и есть задача социально-экономической политики Правительства. Если шанс не будет использован, если ближайшие годы не станут временем быстрых экономических перемен, экономическая отсталость страны станет необратимой, что будет угрожать не только социальной стабильности, но и существованию России как государства.

 

Заключение

 

В России постепенно создается нормальный рынок тру­да, основные характеристики которого не отличаются от характеристик рынка труда других государств. Однако рос­сийский рынок имеет свои особенности:

1) высвобождение высококвалифицированных работников некоторых отраслей и видов деятельности, в частности из нерентабельных видов производства, военно-промышленно­го комплекса и обслуживающей его инфраструктуры;

2) спрос на работников, способных адаптироваться в но­вых рыночных условиях, особенно в сфере финансовых и налоговых институтов, системе таможенных органов и соци­альных учреждениях;

3) жесткие пределы в выборе места работы и в условиях
приложения способностей работников;

4) увеличение численности трудоспособного населения и абсолютное сокращение численности занятых в экономике, особенно в сфере материального производства;

5) существенные изменения отраслевой структуры занятости (снижение удельного веса занятых в промышленности, перераспределение рабочей силы между обрабатывающей и добывающей промышленностью в пользу последней, рост доли сельского хозяйства в общей занятости);

6) значительные масштабы неполной и неэффективной занятости (скрытой безработицы);

7)  постоянный рост числа молодежи среди российских безработных;

8) массовое участие населения в неформальном секторе экономики, а также увеличение масштабов вторичной занятости и др.;

9) сокращение спроса на высококвалифицированных специалистов и, как следствие, деградация качества трудовых ресурсов;

10)преобладание в трудовых профориентациях молодежи установок на будущую работу в непроизводственной сфере;

11)сохранение высокой чувствительности рынка труда в результате изменения структуры рабочего времени и размеров реальной зарплаты при малоэффективном управлении занятостью.

   Для преодоления негативных явлений на рынке труда необходимо дальнейшее совершенствование российского законодательства о занятости, поскольку в нем остается много белых пятен и это негативно влияет на степень социальной защищенности людей, оставшихся без работы.

   В социальной политике необходимо завершить переход от патерналистской к субсидиарной модели государства. Это означает доступность и бесплатность для всех граждан базовых социальных услуг, прежде всего, образования и здравоохранения; перераспределение социальных расходов государства в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном сокращении помощи обеспеченным семьям; сокращение социального неравенства; предоставление гражданам возможностей более высокого уровня социального потребления за счет собственных доходов.

Сегодня Россия получила шанс на решительное экономическое обновление. Этот шанс - в сложившемся сочетании позитивных факторов: политической стабильности, относительно благоприятной конъюнктуры внешних рынков, готовности людей воспринимать перемены.

Использовать этот шанс, реализовать потенциал развития экономики и роста благосостояния наших граждан и есть задача социально-экономической политики Правительства. Если шанс не будет использован, если ближайшие годы не станут временем быстрых экономических перемен, экономическая отсталость страны станет необратимой, что будет угрожать не только социальной стабильности, но и существованию России как государства.

 

 


Список использованной литературы

1. Анализ ситуации на рынке труда России в 2004 – нач. 2007 гг. // РЭО Вестник –2007 -№ 81. – С. 38

2.  Андреев П. С. Об оценке эффективности политики на рынке труда.// Общество и экономика –2004-06 -№ 7-9.- С. 29

3.  Бондаренко В.В. Дефицит квалификации на рынке труда.// Вопросы экономики – 2006 -№ 3.- С. 17

4.  Власова Н., Кулешова Е. Российский рынок труда в 2001 году. // Человек и труд – 2006 - № 4.- С. 11

5.   Гавриленков Е. Российская экономика: перспектива макроэкономической политики // Вопросы экономики – 2006 - №4.- С. 34

6.   Гордон Л.А. Клопов Э.В. Социальная эффективность и структура безработицы в России. // Социс – 2006 - № 4. - С. 34

7.  Дадашев А. Р. Занятость населения и безработица в России: проблемы регулирования // Вопросы экономики.-2006.-№ 6.- С. 18

8.  Заславский И.А. Узловые проблемы политики на рынке труда.// Вопросы экономики. –2004- №2.- С. 12, 29.

9. Информационно- статистический бюллетень // Центр Занятости Населения города Наб.Челны – 2007 – 30 с.

10.  Карташева А. В., Кубишин Е.Л. Ситуация на рынке труда: направления развития //Экономист –2007. - № 52.

11.  Кашепов А.Д. Факторы, детерминирующие занятость россиян. // Человек и труд – 2007 - №51.- С. 78

12.  Кулешова Е. В. Занятость молодежи: проблема, выходящая на первый план. // Человек и труд – 2006. № 59.- С. 39

13. Никифорова А. А. Рынок труда: занятость и безработица. Учебник для ВУЗов.- 2-е изд., доп. – М.: Высш. шк., 2005 - 338 с.

14. Руденко Г. Г. Служба занятости и ее функции. Учебное пособие - М.: РЭА, 2005 г.- 265 с.

15.  Лещинская Г.Н. Молодежный рынок труда. // Экономист- 2007 -№38.- С. 11

16.  Мишина А. Р. О социально- экономическом развитии районов и городов РТ в 2006 году. // Татарстан –2007 -№ 31.- С. 34

17.  Мэнкью Г. М. Макроэкономика - М.: МГУ, 2004 – 425 с.

18.  Позднякова А.В.Эффективная организация услуг службы занятости: современные подходы // Человек и труд – 2007. - №22.- С. 11

 

 

Приложение 1 [10]

Структура занятого населения России по отраслям, в % к итогу

 

Отрасли

1998

1999

2000

2003

2004

2006

2007

1

2

3

4

5

6

7

8

Промышленность

25,8

24,8

23

22,2

22,4

22,6

22,7

Сельское и лесное хозяйство

15,1

14,4

13,7

14,1

13,7

13,7

12,7

Строительство

9,3

8,9

8,8

8,0

7,9

7,8

7,8

Транспорт и связь

7,9

7,9

7,9

7,6

7,6

7,8

7,8

Торговля и общественное питание

10,1

10,3

13,5

14,6

14,6

14,6

15,4

Жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания

4,5

4,9

5,2

5,3

5,3

5,2

5,0

Здравоохранение, физическая культура, социальное обеспечение

6,7

6,7

6,8

7,0

7,0

7,0

7,0

Образование, культура и искусство

11,0

11,1

11,0

11,0

11,1

10,9

10,8
2020-02-03 295 Обсуждений (0)
Социальная политика Российской федерации на современном этапе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социальная политика Российской федерации на современном этапе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему молоко имеет высокую усвояемость?
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (295)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)