Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие государственного бюджета, его необходимость и условия возникновения



2020-02-03 342 Обсуждений (0)
Понятие государственного бюджета, его необходимость и условия возникновения 0.00 из 5.00 0 оценок




Бюджет как особая система общественных отношений исторически возникает и действует там, где существует государство с развитыми то­варно-денежными отношениями. История финансов свидетельствует, что бюджет не является институтом, присущим государству на всех стадиях его развития. Бюджет появляется не тогда, когда государство произво­дит расходы и добывает необходимые для этого средства, а когда оно в своей финансовой деятельности составляет смету доходов и расходов на определенный период. Организационная деятельность государ­ства по удовлетворению общественных потребностей требует мобилизации определенных доходов для создания бюджет­ного фонда и осуществления государственных расходов.

Процесс трансформации бюджета в фи­нансовую категорию происходил одновременно с развитием общества, государства и товарно-денежных отношений. В этих условиях бюджет формируется как фонд денежных средств. [15, с.57]

На начальных этапах своего развития государство имело возможнос­ти значительную часть своих расходов покрывать за счет даней, контри­буций, рабского труда, поступлений от государственных хозяйств. Од­нако как расходы, так и доходы государства носили стихийный характер, пополнялись по мере потребностей. С развитием товарно-денежных от­ношений, а вслед за ними  и государственных институтов, расширяют­ся функции государства. Государство начинает осуществлять созидатель­ные функции: стоить города, дороги, оказывать поддержку неимущим гражданам. В этих условиях появляется необходимость (и возможность) покрывать растущие потребности государства денежными сборами, на­логами, торговыми пошлинами. Это приводит к тому, что начинают со­ставляться разрозненные сметы затрат и доходов, которые впоследствии обретают форму объединенных государственных ресурсов - государст­венного бюджета. Первые бюджеты начали составляться в Англии в кон­це XVII в., а к концу XVIII в. практически все государства Европы имели собственные плановые сметы доходов и расходов казны на текущий год.

Таким образом, бюджет имеет все признаки, присущие экономичес­кой категории, а также выражает совокупность определенных экономи­ческих отношений.

Государственный бюджеткак экономическая категория представля­ет собой совокупность экономических отношений по поводу формиро­вания и использования государственного централизованного фонда де­нежных средств. Экономические отношения - главный сущностный при­знак бюджета, который раскрывает его природу и значимость в воспроизводственных процессах. Бюджет также можно определить как основной финансовый план централизованных государственных доходов и расходов. Существенный признак бюджета - его плановость. Это план управления финансовыми ресурсами на очередной период, програм­ма государственного развития. Материальное воплощение бюджет обре­тает в реальном процессе поступления и использования централизован­ного фонда денежных средств на общегосударственные нужды. Конкрет­ная величина бюджетных фондов зависит от ряда факторов: уровня развития экономики, типа государства, приоритетов внутреннего и внеш­него развития, национальных особенностей и др. [15, с.59]

Бюджетные отношения характеризуются многообрази­ем, поскольку опосредуют разные направления распреде­лительного процесса (между секторами экономики, сфера­ми общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (федеральный, республиканский, местный). Формы бюджетных отношений зависят от методов ведения хозяйства и социально-культурного обслуживания граж­дан, а также задач, решаемых государством на каждом эта­пе исторического развития.

Объективный характер бюджетных отношений обус­ловлен тем, что в руках государства ежегодно должна концентрироваться определенная доля национального до­хода, необходимая для расширенного воспроизводства на нужды всего общества, удовлетворения социально-куль­турных потребностей граждан, решения задач обороны страны, возмещения общих издержек государственного управления. Бюджетные отношения — это органичная часть экономической структуры общества, их функционирова­ние объективно предопределено необходимостью матери­ально-финансовой базы для осуществления государством его функций.

Бюджетные отношения в процессе функционирования материализуются (овеществляются) в бюджетном фонде страны, имеющем сложную организационную структуру. Величина бюджетного фонда отражает степень централи­зации финансовых ресурсов в руках государства и определяется такими факторами, как: уровень развития экономи­ки; методы хозяйствования на предприятиях; решаемые обществом экономические и социальные задачи; масштабы намечаемых структурных изменений в народнохозяйственных пропорциях и т.п. В составе бюджетного фонда создаются резервы, функционирующие в специфических формах.[ 12, с. 89]

Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической сущности государственный бюджет — это денежные отноше­ния, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения националь­ного дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием бюджетного фонда и целевым использовани­ем средств на выполнение государством всех возложенных на него экономических, социальных, политических и дру­гих задач в рамках соответствующей экономической систе­мы. В этих условиях государство имеет возможность сосре­доточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития. В настоящее вре­мя наиболее приоритетными выступают топливно-энерге­тический, военно-промышленный, агропромышленный ком­плексы и транспорт. Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улуч­шению пропорций, более эффективному использованию го­сударственных средств.

Тесная взаимосвязь и взаимообусловленность функций государства и бюджета предопределяют специфику бюджет­ных отношений в общей совокупности финансовых отноше­ний, возникающих в перераспределительном процессе в обществе. [12, с. 90]

Отличительные особенности государственного бюдже­та как самостоятельной экономической категории заключа­ются в следующем.

1. Бюджетные отношения являются особой формой эко­номических перераспределительных отношений, связанной с обособлением части стоимости совокупного общественно­го продукта (главным образом национального дохода) в ру­ках государства и ее использованием с целью удовлетворе­ния потребностей всего общества и отдельных его государ­ственно-территориальных формирований. Наличие данных отношений объективно необходимо и вытекает из общих закономерностей развития экономической системы вообще и государства в частности.

2. При помощи бюджета осуществляется процесс пере­распределения ресурсов, сконцентрированных в централи­зованном денежном фонде страны, между отраслями на­родного хозяйства, сферами общественной деятельности, территориями страны и т. д. в пределах экономической сис­темы. Например, государственный бюджет принимает непос­редственное и активное участие в межотраслевом пере­распределении денежных средств. В любой экономической системе всегда имеются отрасли с низкой совокупной до­ходностью (энергетика, транспорт, связь, агропромышлен­ный комплекс и др.), продукция и услуги которых необхо­димы и чрезвычайно важны для общества. Бюджетные от­ношения позволяют перераспределять доходы высокопри­быльных отраслей в отрасли с низкой доходностью, что обес­печивает экономическое равновесие в обществе.

Бюджет осуществляет межтерриториальное перерас­пределение финансовых ресурсов. Каждый орган го­сударственной власти имеет соответствующий бюджет. В данных условиях основной проблемой является определе­ние оптимального размера финансовых ресурсов, форми­руемых в федеральном бюджете и бюджетах регионов.

Все основные формы перераспределения осуществля­ются через государственный бюджет, а механизм бюджет­ного финансирования, его пропорции и формы устанавли­ваются государством взависимости от конкретных задач, стоящих перед обществом на определенном историческом этапе развития.

Следовательно, пропорции бюджетного перераспреде­ления стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного вос­производства в целом и задачами текущего периода.

3. Посредством государственного бюджета не только осуществляются перераспределительные процессы, но и проводится большинство мероприятий по государственно­му финансовому регулированию экономики. Изменением со­става налоговых платежей и размеров их ставок, системой государственных расходов и т.п. государство активно влия­ет на совокупные экономические процессы в обществе. В этом плане государственный бюджет является действен­ным инструментом финансовой политики государства.

4. В условиях рыночной экономики мероприятия бюд­жетной политики должны быть продуманы, четко скоординированны с денежно-кредитной, ценовой и валютной поли­тикой государства.

5. Бюджетное распределение занимает центральное место в составе государственных финансов, что обуслов­лено ключевым положением бюджета по сравнению с дру­гими звеньями. Так как в государственном бюджете отра­жаются все экономические процессы в обществе, а также находят свое концентрированное выражение все основные финансовые институты — налоги, государственные расхо­ды, государственные займы и т. д., то его можно охаракте­ризовать как основной финансовый план государства.[16, с. 92]

Централизация средств имеет не только экономичес­кое, но и политическое значение, поскольку мобилизуе­мые доходы служат одним из главных орудий претворения в жизнь намечаемых государством мероприятий. Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредоточивать их на решающих участках экономического и социального раз­вития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на территории страны.

При формировании рыночной экономики роль государ­ственного бюджета повышается. При этом методы его воз­действия на общественное производство и сферу соци­альных отношений изменяются.



2020-02-03 342 Обсуждений (0)
Понятие государственного бюджета, его необходимость и условия возникновения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие государственного бюджета, его необходимость и условия возникновения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (342)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)