Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Доходы и расходы бюджета Республики Беларусь



2020-02-03 244 Обсуждений (0)
Доходы и расходы бюджета Республики Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок




Для выполнения своих функций государственный бюджет должен располагать устойчивой базой. С этой целью часть чистого дохода, фор­мируемого в обществе, изымается в бюджет и образует его доходы. Ма­териальной основой доходов бюджета является национальный доход, а именно его часть, которая централизуется в основном фонде денежных средств страны и его отдельных регионов, и принимающая форму дохо­дов бюджета.

Формы и методы образования доходов изменяются под воздействием многих объективных и субъективных факторов, среди которых особое влияние оказывает уровень развития производительных сил, производ­ственных отношений и финансовой науки. Основными источниками формирования бюджета являются:

ü государственное имущество, общегосударственные ресурсы, за поль­зование которыми может взиматься, вноситься определенные взносы;

ü обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемых в виде различных налоговых платежей и сборов;

ü привлеченные ресурсы в форме государственных займов, доходов от реализации ценных бумаг и т.д.

В соответствии с бюджетной классификацией все виды бюджетных доходов делятся на три основные группы: налоговые и неналоговые пла­тежи и отчисления в социальные фонды. Налоговые платежи являются основным источником формирования бюджета Республики Беларусь. Под налогами понимаются обязательные безвозмездные и безвозврат­ные платежи в бюджет, взимаемые органами государственного управле­ния в соответствии с налоговым и таможенным законодательством Рес­публики Беларусь. Поступления от налогов включают также любое взимание с юридических и физических лиц в индивидуальном порядке сборов (пошлин) в связи с оказанием государственными органами юриди­ческих услуг.

Получение налоговых доходов отражает односторонние безвозмезд­ные операции сектора государственного управления. В процессе таких операций связи между обязательствами налогоплательщика и получе­нием им товаров и услуг от государства не существует. Налоговые дохо­ды, как и все доходные источники бюджета, делятся на текущие и капи­тальные налоговые доходы.

Текущие налоговые доходывключают все до­ходные невозвратные поступления в бюджет, представленные безвозмездными потоками денежных средств, поступающими в сектор государственного управления от осуществления текущей хозяйственной деятельности или получения личного дохода налогоплательщиками. [15, с.69]

К капитальным налоговым доходамотносят налоги на капитальные акти­вы, взимаемые нерегулярно и со значительными временными  интерва­лами.

Налоговые доходы также классифицируют в зависимости от объекта обложения или в соответствии с источниками возникновения налоговых обязательств. Объектом обложения могут выступать: имущество, при­быль, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), иное экономическое обоснование, имеющее стоимостную, коли­чественную или физическую характеристики, наличием которого у на­логоплательщика законодательство о налогах и сборах предусматривает возникновение обязанности по уплате налога.

В зависимости от объекта обложения бюджетная классификация оп­ределяет следующие виды налоговых платежей:

ü прямые налоги на доходы, прибыль и прирост капитала;

ü налоги, взимаемые с фонда оплаты труда;

ü внутренние налоги на товары и услуги;

ü налоги на собственность (налоги на имущество);

ü доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций;

ü прочие налоги, сборы и пошлины.[15, с. 70]

Одним из видов доходов консолидированного бюджета государства являются неналоговые доходы. Неналоговые платежи - альтернативные источники формирования доходов бюджета. Они отражают место госу­дарства как субъекта хозяйствования в системе экономических отноше­ний, возможность его полноценного участия наравне с прочими субъек­тами при реализации объектов государственной собственности, при ока­зании государственными органами услуг. Неналоговые платежи классифицируются по характеру поступления в бюджет и включают в первую очередь возмездные операции от прямого предоставления госу­дарством услуг и продажи товаров. К ним можно отнести доходы от пред­принимательской деятельности, поступления от продажи товаров и ус­луг и случайных продаж, кассовую прибыль или проценты, получаемые от национального банка и органов денежно-кредитного регулирования в виде эмиссионного дохода. Кроме возмездных поступлений к неналого­вым платежам относятся безвозмездные поступления в виде штрафов, санкций и различного рода конфискантов, а также все добровольные не­возвратные текущие поступления в бюджет из негосударственных источ­ников от физических и юридических лиц.

Неналоговые платежи по характеру воспроизводства делятся на те­кущие и капитальные. К текущим неналоговым доходамотносятся воз­мездные, невозвратные платежи в бюджет. Капитальные неналоговые до­ходыи обязательные платежи представлены двумя группами: доходами от реализации государственного имущества, акций и продажи нематери­альных активов, а также доходами от реализации государственных ре­зервов. Первая группа объединяет различные виды доходов, образующих­ся в результате разгосударствления и приватизации государственных предприятий, средств от продажи принадлежащих государству акций, прочие поступления от приватизации государственного имущества и ре­ализации нематериальных активов (патентов, лицензий, авторских прав, и других активов).

Расходы государственного бюджета представляют собой процесс вы­деления и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы.

Специфика общественного назначения бюджетных расходов состоит в обеспечении финансирования государственной деятельности: эконо­мической, управленческой, социальной и других функций государства. Структура расходов государственного бюджета, их содержание форми­руются под воздействием множества фактора. Важнейшими из них яв­ляются уровень развития производительных сил и производственных отношений, конкретная экономическая и социальная ситуация. Сущест­венное влияние оказывает финансовая политика государства, выбран­ные приоритеты развития общества и методы реализации намечаемых задач. Общим для расходов бюджетов всех стран является их главное назначение - обеспечить выполнение государством его внутренних и внешних функций.

Расходы государства могут производиться в виде финансирования отдельных учреждений и мероприятий и путем предоставления ссуд и кредитов. Основным видом осуществления бюджетных расходов остает­ся бюджетное финансирование, т.е. безвозмездное и безвозвратное пре­доставление денежных средств из бюджета определенного уровня для осуществления государственной деятельности. Безвозмездность и без­возвратность финансирования является его основными признаками, от­личающими от выделения ссуд и кредитов. Принцип безвозмездности и безвозвратности бюджетного финансирования предполагает, что выде­ляемые на общегосударственные цели и нужды средства не нуждаются в

обязательном их возмещении. Однако это не означает отсутствие кон­троля за рациональным использованием средств со стороны государст­ва. Порядок управления бюджетными средствами должен способствовать развитию экономики и культуры, повышению производительности тру­да и росту национального дохода.

Существуют различные классификации бюджетных расходов. Наи­более крупную группу представляет деление расходов на внутренние и внешние расходыгосударства.

По общественному назначению расходы государства могут быть раз­делены на следующие группы:

ü экономические расходы;

ü расходы на соци­альные нужды;

ü расходы на управление;

ü военные расходы;

ü расходы на внешнеэкономическую деятельность;

ü расходы на создание государствен­ных запасов и резервов.

Каждый из этих видов расходов присутствует в бюджете любого го­сударства, а по выделяемым объемам государственного финансирования можно говорить о приоритетах государственного экономического и со­циального развития.

Экономические расходыиспользуются с целью государственного ре­гулирования экономики и направлены в сферу производства. По их ве­личине можно судить о степени государственного вмешательства в эко­номические процессы. В соответствии с бюджетной классификацией рас­ходы на государственное регулирование экономики рассматриваются по функциональному и отраслевому признаку и осуществляются практи­чески во всех отраслях и сферах производства. Почти во всех бюджетах предусматривается государственная поддержка нерентабельных, но име­ющих социальную значимость производств; городское благоустройство, сельское хозяйство, железнодорожный транспорт, связь, угольная промышленность, традиционные виды национальных промыслов. В странах, вступивших на путь рыночных реформ, за счет данных видов расходов может осуществляться дотирование цен на социально важную продук­цию, общественный транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, со­здание рыночной инфраструктуры и др. Большое значение имеет выде­ление расходов на научно-исследовательские разработки и программы.

Расходы на социальные нуждыпредусматривают в первую очередь финансирование сферы услуг: образование, здравоохранение, культуру, искусство. Важное  значение имеет проводимая государством социаль­ная политика, финансирование социальных учреждений и программ, выделение социальной помощи малоимущим и нетрудоспособным сло­ям населения. Расходы бюджета на социальные нужды имеют не только социальное, но и экономическое значение, так как представляют важней­шую часть затрат на воспроизводство рабочей силы, обеспечивают фи­зическое и духовное здоровье нации и служат вложениями в человечес­кий капитал.

Расходы на управлениеобеспечивают основную функцию государст­ва - управление  и предусматривают обеспечение содержания органов государственного и муниципального управления, правопорядка, судеб­ной власти. Большое значение уделяется расходам на содержание и об­служивание внутреннего и внешнего государственного долга. Он возни­кает при использовании государственных долговых обязательств  для покрытия бюджетного дефицита за счет внешних и внутренних источ­ников финансирования.

Военные расходывключают расходы на национальную оборону и от­носятся к важнейшим государственным расходам, создающим националь­ную и государственную безопасность. К ним относят расходы на содер­жание армии, научно-исследовательские разработки в области обороны, создание и закупку военной техники и другие расходы, прямо или кос­венно обеспечивающие военную мощь государства.

Расходы на внешнеэкономическую деятельностьпредусматривают осу­ществление мероприятий и финансирование программ по межгосудар­ственному сотрудничеству: содержание дипломатических представи­тельств, консульств, участие в международных общественных организа­циях, выставках, прочих международных мероприятиях, культурных и научных связях. К внешнеэкономическим расходам также можно отнес­ти государственную поддержку экспортеров и расходы по финансирова­нию внешнеторговых мероприятий.

Расходы на создание государственных запасов и резервовсоздаются на случай непредвиденных обстоятельств, стихийных и военных бедствий, являются обязательной статьей расходов государственного бюджета.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные расходы. Это определяется бюджет­ной классификацией расходов бюджетов.

Капитальные расходы бюджетов - это часть расходов бюджетов, связанных с расширенным воспроизводством, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в государствен­ной и муниципальной собственности. Капитальные расходы обеспечи­вают покрытие инновационных и инвестиционных расходов: произведе­ние капитального ремонта, закупку оборудования, техническим перево­оружением и др.

Текущие расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая те­кущее финансирование органов государственной власти, местного само­управления, бюджетных учреждений, оказание государственной под­держки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций,субсидий и субвенций.[15, с.71]

Динамика изменения доходов и расходов государственного бюджета

Республики Беларусь представлена в таблице 1.

Таблица 1-Консолидированный бюджет Республики Беларусь

 (в фактически действовавших ценах; миллиардов рублей)

  2000 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Доходы консолидированного бюджета

 в том числе:

республиканского бюджета

местных бюджетов

  3181   12211   22057   30825   38391   48049   65663
  1647   6123   14260   21293   28666   36235   49052
1808 7293 9381 12049 13904 17989 23360

Расходы консолидированного бюджета

 в том числе:

республиканского бюджета

местных бюджетов

  3236   12795   22036   31257   37256   47627   63811
  1723   6702   14320   21438   27488   35909   48131
1787 7332 9172 12274 13939 17826 23049

 Примечание – Источник:[11, с.498]

Республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприя­тий, имеющих общегосударственное значение. Через республиканский бюджет осуществляется перераспределение части финансовых ресурсов между областями и городом Минском в целях выравнивания их эконо­мического и социального развития. Из средств республиканского бюд­жета бюджетам областей и г. Минска могут выделяться дотации, субвен­ции, субсидии при недостаточности средств их бюджетов для финанси­рования отдельных расходов и мероприятий.

Распределение доходов и расходов между республиканским бюдже­том и бюджетами областей и г. Минска утверждается Законом о бюдже­те Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.

В доходы республиканского бюджета включаются:

ü  регулирующие доходы, за вычетом отчислений бюджетам областей и г. Минска;

ü доходы от внешнеэкономической деятельности;

ü поступления от разбронирования государственных запасов и резер­вов;

ü доходы государственных целевых бюджетных фондов;

ü трансферты, получаемые от других государств в соответствии с за­ключенными договорами;

ü другие доходы в соответствии с законодательством Республики Бе­ларусь.

Из республиканского бюджета финансируются:

ü  капитальные вложения в объекты, относящиеся к республиканской собственности;

ü природоохранные мероприятия, осуществляемые в соответствии с общегосударственными программами;

ü мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на Черно­быльской АЭС;

ü общегосударственные программы по социальной защите населения;

ü другие общегосударственные целевые программы;

ü затраты, связанные с внешнеэкономической деятельностью;

ü государственные учреждения и организации образования, подготов­ки кадров, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры, со­циального обеспечения;

ü затраты по закладке и обновлению государственных запасов и ре­зервов;

ü расходы на содержание республиканских государственных органов, в том числе судов, правоохранительных органов, органов государствен­ной безопасности;

ü национальная оборона, пограничные войска, таможенные органы;

ü погашение кредитов банков, выданных для покрытия бюджетных расходов, государственного долга, и оплата процентов по ним;

ü погашение внешнего долга и уплата процентов по кредитам, полу­ченным от иностранных государств и банков, международных финансо­вых организаций;

ü образование резервных и государственных целевых бюджетных фондов;

ü выдача займов, ссуд, дотаций, субвенций, субсидий юридическим и физическим лицам, областным бюджетам и бюджету г. Минска.

ü другие расходы, предусматриваемые в республиканском бюджете на соответствующий финансовый (бюджетный) год.[15, с.63]

Распределение доходов и расходов консолидированного Республики Беларусь бюджета по уровням бюджетной системы рассмотрено в приложении А.



2020-02-03 244 Обсуждений (0)
Доходы и расходы бюджета Республики Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Доходы и расходы бюджета Республики Беларусь

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (244)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)