Проектирование бюджета на современном этапе
В основу бюджета 2010 года взят базовый прогноз Министерства экономики на 2010 год. Он предполагает темп роста ВВП на уровне 102%, инфляцию - на уровне 9% .Такой вариант был принят, так как прежде всего важно, чтобы в основе бюджета лежала максимально реалистичная оценка развития экономики. В целом консолидированный бюджет спланирован по доходам в размере 49,6 трлн. руб., по расходам – 52,3 трлн. руб. Дефицит бюджета запланирован в размере 2,7 трлн. руб., или 1,7% к ВВП.[10, с.2] Ожидания дополнительных расходов бюджета приводят к серьезным издержкам и в моральном, и в материальном плане. Говоря о предполагаемых итогах исполнения бюджета в 2009 году, Андрей Харковец отметил: «Мы имеем по-прежнему не очень хорошую динамику по доходам бюджета текущего года. Фактически за 9 месяцев не достигли объема доходов бюджета за аналогичный период прошлого года. Это отставание -2-2,5 трлн. руб. в номинальном выражении. Мы ожидаем, что до конца года восстановить номинальные объемы бюджета прошлого года нам не удастся. В результате получим примерно на 5 трлн. руб. доходов консолидированного бюджета страны меньше, чем в прошлом году». [10, с.2] По словам министра, значительные потери связаны с тем, что сократился экспорт продукции белорусских предприятий. Задача восстановления экспорта, восстановления докризисных объемов продаж автоматически решила бы проблему наполнения бюджета. Но это является задачей всей экономики. Бюджет в данном случае – индикатор состояния экономики. Расходы бюджета на здравоохранение и образование в 2010 году планируется увеличить на 7% , на социальную политику – на 15 % . «Бюджет по расходной части сформирован таким образом, чтобы сохранить политику жестких бюджетных ограничений, аналогичных тем, которые мы реализуем в текущем году. В частности, мы прежде всего стремимся рационализовать наши бюджетные расходы. Не секрет, что за несколько последних лет удалось значительно увеличить финансирование бюджетного сектора экономики, что позволило реализовать немало социальных проектов, - отметил Андрей Харковец. – Мы вышли на высокий уровень образования, здравоохранения, культуры и спорта. Главная задача - сохранение достигнутого уровня социального развития общества. Фактически речь идет о том, чтобы бюджетными ресурсами обеспечить все те обязательства, которые были сформированы за последнее время в бюджетном секторе».[10, с.3] Акценты господдержки будут смещены в сторону инновационных и экспорториентированных предприятий. Планируется поддерживать прежде всего те производства, те предприятия, которые несут в себе инновационный характер, а также те, которые способны выпускать экспорт ориентированную продукцию. Прямая поддержка в виде финансовой помощи и бюджетных кредитов будет осуществляться только по уже принятым решениям Президента и правительства. Новые средства на эти цели не предусматриваются. Как и в текущем году, в 2010-м будет увеличено финансирование расходов, связанных с возмещением процентных платежей по банковским кредитам. Если в 2009 году на эти цели предусмотрено 518 млрд. руб., то в следующем таких средств будет 695 млрд. руб., то есть на 177 млрд. руб. больше. Это позволит обеспечить предприятиям получение кредитов с господдержкой на сумму 11,5 трлн. руб. В местных бюджетах в 2010 году должна быть реализована политика экономии расходов. В структуре консолидированного бюджета доля местных бюджетов возрастает. «По местным бюджетам в 2010 году нам удастся достичь уровня расходов 2008 года. Планируем, что их рост составит 106%. По республиканскому бюджету этот показатель будет около 96%. В любом случае мы констатируем, что тех ресурсов, которые предусмотрены в проекте бюджета 2010 года, будет достаточно местным бюджетам, чтобы они выполнили свои обязательства», - заявил министр[8, с.3]. Но при этом будут сохранены жесткие ограничения. В частности, сокращены расходы на благоустройство регионов. Ресурсы будут направлены на те инвестиционные проекты, которые дадут быструю отдачу. Проектом бюджета – 2010 предусмотрено увеличение ставки НДС с 18% до 20%. Как подчеркнул министр финансов, это не приведет к ухудшению финансового состояния предприятий. Даже с учетом увеличения ставки НДС в распоряжении предприятий останется около 900 млрд. руб. Это произойдет за счет отмены сбора в фонд поддержки производителей сельхозпродукции, налога с продаж товаров в розничной торговле. Вместе с тем министр признает, что повышение ставки НДС может привести к необходимости поиска дополнительных оборотных средств отдельными предприятиями. Минфин предложил несколько инструментов выхода из этой ситуации. Во-первых, отмена двух указанных налогов высвобождает ресурсы для предприятий. Но их может оказаться недостаточно для того, чтобы покрыть возрастающую ставку НДС. Поэтому вторым шагом является сокращение срока возврата НДС с 1 месяца до 5 дней. Кроме того, Минфином в ходе анализа было выявлено несколько групп предприятий, на которые решение по увеличению НДС оказывает разное влияние. Первая группа - экспортеры. Для них это решение наиболее эффективно. Они имеют нулевую ставку по этому налогу. Вторая группа - предприятия, которые раньше имели льготы по уплате сбора в фонд поддержки производителей сельхозпродукции и фактически этот налог не уплачивали. Для них решение об отмене этого сбора не добавляет ресурсов. Для таких предприятий возникает проблема с пополнением оборотных средств. Поэтому, помимо сокращения срока возврата НДС, предлагается реализовать механизм рассрочки уплаты суммы повышенной ставки. В течение двух месяцев с момента возникновения потребности в таких ресурсах им будет предоставлена отсрочка и в течение четырех последующих месяцев - беспроцентная рассрочка платежа равными частями. Третья группа - предприятия, которые имеют очень высокую долю добавленной стоимости (парикмахерские, прачечные, химчистки и др.). Речь идет о небольшом бизнесе, и предлагается такие предприятия освободить от уплаты НДС. Беларусь имеет высокую степень готовности к выходу на внешние рынки заимствований. Ситуация на рынках позволяет Беларуси выйти на них, но возможная цена заимствований значительно превышает среднюю стоимость кредитов, которую мы сегодня имеем в собственном долговом портфеле. При этом у нас нет острой потребности в привлечении таких дорогих ресурсов. Мы должны еще подождать более комфортных условий для нашей страны. В целом министр сообщил, что в 2010 году не планируется значительно увеличивать внешний долг. Естественно, заимствования будут. Они будут связаны главным образом с реализацией договоренностей, которые наша страна имеет в рамках программы правительства и МВФ. Также Беларусь планирует привлечь ресурсы Всемирного банка на цели развития. Ожидается и кредит Китая. И как было подчеркнуто министром Андреем Харкавцом, что бюджет – это основной финансовый план государства, и он должен содержать в себе реальные обязательства страны, которые государство будет выполнять перед обществом в очередном финансовом году. Мы видим, что как и в других странах в Беларуси так же уделяется особое внимание государственному бюджету и его распределению. Из приведенных данных мы можем наблюдать, что доходы государства увеличиваются с каждым последующим годом, но так же и государственные расходы увеличиваются. И это формирует дефицит либо профицит, в зависимости что над чем превышает. Важнейшей проблемой государственных финансов является проблема бюджетного дефицита. И государство ведет бюджетную политику по улучшению состояния бюджетной системы в стране. Таким образом, бюджет является универсальным инструментом реализации предназначения развитого государства. Постоянно ведется политическая борьба в органах государственной власти при рассмотрении или утверждении бюджетов. Главная задача состоит в том, чтобы бюджет через оптимальные расходы централизованных финансовых ресурсов обеспечивал реализацию финансовой политики государства.[10, с.5] В бюджете концентрируется преобладающая часть финансовых ресурсов, что позволяет централизованно направлять их на решение стратегических задач государства. Важнейшими задачами в сфере межбюджетных отношений являются укрепление доходной базы местных бюджетов, разработка механизма бюджетного выравнивания доходов регионов посредством оказания им финансовой помощи, распределение расходных функций между уровнями власти с целью создания объективной основы бюджетной самостоятельности административно-территориальных единиц. ЗАКЛЮЧЕНИЕ На основе приведенной выше информации можно сделать следующий вывод: бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является основным инструментом экономической политики государства. Государственный бюджет - это важнейший плановый и контрольный инструмент. Бюджет возникает и действует там, где существует государство и развитые товарно-денежные отношения. Через государственный бюджет правительство реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов зависит реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны. Он может активно влиять на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы. Все элементы бюджетного устройства функционируют в их единстве и взаимосвязанности и обеспечивают проведение единой бюджетной политики государства через республиканский и местные бюджеты. Однако как в теории, так и в практике формирования бюджета возникает ряд проблем, решение которых позволило бы усилить его воздействие на выход страны из затянувшегося кризиса. Это требует реформирования бюджета и бюджетного процесса с учетом особенностей рыночных преобразований. Усиление роли бюджета Беларуси в регулировании общественных процессов происходило одновременно с развитием белорусского государства. Это дает нам право более глубоко изучить данный процесс, рассмотреть бюджет как историческую категорию, проследить его зарождение и развитие на различных этапах государства, трансформацию в финансовую категорию. Бюджетное корректирование в современных условиях становится неотъемлемой частью бюджетного планирования, а повышение обоснованности макроэкономических показателей следует рассматривать как важнейшее условие повышения качества бюджетного планирования. Анализ показал, что для эффективного проведения бюджетной политики в области выработки и реализации подходов по формированию основных доходных источников необходимо совершенствование налоговой политики, сокращение налоговой нагрузки, максимальное использование резервов для пополнения доходной части бюджета. Таким образом, необходимо добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет и по возможности – снизить налоговое давление на экономику и ограничить его негативное воздействие на темпы роста производства, инвестиций и экспорта.
Список использованных источников
1 Актуальные проблемы социально-экономического развития Республики Беларусь: сборник научных статей. Часть 2/ Гродно: ГрГУ, 2006, - 349 с. 2 Бюджетная полттика РБ// Вестник БГЭУ . – 2008. - №2. 3 Галицкая С.В. Деньги. Кредит. Финансы./С.В.Галицкая. – М.: Экзамен, 2002.-224 с. 4 Государственный бюджет: учебное пособие под ред. М.И.Ткачук, Мн.,1995 5 Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. – М.,1997 6 Закон Республики Беларусь «О бюджете на 2009 год» 7 Макроэкономика:социально ориентированный подход / Э.А.Лотухина[и др.];под ред. Э.А.Лотухиной. – Мн.:ИВЦ Минфина,2005. – 400 с. 8 Национальная экономика Беларуси / В.Н. Шимов [и др.] ; под ред. В.Н. Шимова. – 3-е изд. – Минск:БГЭУ, 2009. – 751 с. 9 Основы теории финансовпод ред. Л.А Дробозиной, М.: - 1995 10 Проект бюджета 2010// Финансы.Учет.Аудит. – 2009. – №10. – 81 с. 11 Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2009 12 Теория финансов:Учеб.пособие/Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.В. Сорокина и др.;Под ред. проф. Н.Е.Заяц, М.К. Фисенко. – Мн.:БГЭУ,2005. – 351с. 13 Устойчивое развитие экономики Беларуси: теоретические и организационные аспекты: моногр./под ред. В.Н. Шимова, Г.А. Короленко. – Минск: БГЭУ, 2006. – 427 с. 14 Финансы и кредит: Учеб. пособие/ Под ред. проф. А.М. Ковалевой. – М.:Финансы и статистика, 2004. – 512 с. 15 Финансы и кредит: учебное пособие// Под редакцией Н. И. Плотницкого «Книжный дом» «Мисанта» 2005. – 336 с. 16 Шуляк П.Н., Белотелова Н.Л. Финансы: Учебное пособие ( с применением структурно-логических схем). – 3-е изд., испр. и доп. – М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К» , 2002. – 456 с. 17 Экономическая наука: современные проблемы развития. Сб. науч. ст./Центр исслед. ин-тов рынка, ГГУ им. Ф. Скорины. Под ред. Б.В. Сорвирова. – Гомель: ЦИИР, 2005. – 242 с.
Приложение А.1 Таблица А. 1Структура распределения доходов и расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь по уровням бюджетной системы (в процентах от консолидированного бюджета)
Доходы – всего в том числе: налоговые доходы из них: налоги на доходы и прибыль из них налоги на прибыль налоги на товары(работы, услуги) из них: налог на добавленную стоимость акцизы экологический налог налоговые доходы от внешнеэкономической деятелиности взносы на государственное социальное страхование неналоговые доходы | 51.8 | 69.1 | 75.4 | 74.7 | |||||||||||||||||||
51.1 | 53.3 | 67.3 | 67.0 | ||||||||||||||||||||
40.1 | 36.1 | 30.6 | 31.7 | ||||||||||||||||||||
65.3 | 64.9 | 56.9 | 54.8 | ||||||||||||||||||||
55.5 | 60.8 | 75.8 | 73.7 | ||||||||||||||||||||
65.7 | 69.7 | 70.0 | 70.8 | ||||||||||||||||||||
72.2 | 81.7 | 94.7 | 95.6 | ||||||||||||||||||||
- | 3.6 | 80.0 | 79.5 | ||||||||||||||||||||
100.0 | 100.0 | 100.0 | 100.0 | ||||||||||||||||||||
- | 100.0 | 100.0 | 100.0 | ||||||||||||||||||||
56.1 | 69.3 | 75.3 | 73.2 | ||||||||||||||||||||
Расходы – всего в том числе на: общегосударственные расходы из них на: государственные органы общего назначения международную деятельность национальную экономику из них на промышленность, энергетику, строительство и архитектуру сельское хозяйство, рыбохозяйственную деятельность транспорт, дорожное хозяйство и связь жилищные и коммунальные услуги социально-культурные мероприятия
| 48.8 | 60.7 | 62.6 | 63.9 | |||||||||||||||||||
… | … | 44.1 | 48.3 | ||||||||||||||||||||
50.3 | 52.2 | 49.6 | 48.3 | ||||||||||||||||||||
100.0 | 100.0 | 100.0 | 100.0 | ||||||||||||||||||||
... | … | 80.8 | 85.8 | ||||||||||||||||||||
48.9 | 18.0 | 98.1 | 98.9 | ||||||||||||||||||||
31.5 | 26.8 | 65.7 | 70.2 | ||||||||||||||||||||
2.5 | 5.2 | 74.5 | 73.5 | ||||||||||||||||||||
0.2 | 0.2 | 0.4 | 0.7 | ||||||||||||||||||||
26.3 | 31.3 | 60.1 | 34.2 |
Местные бюджеты | ||||
Доходы – всего в том числе: налоговые доходы из них: налоги на доходы и прибыль подоходный налог налог на прибыль налоги на собственность налоги на товары и (работы, услуги) из них: налог на добавленную стоимость акцизы экологический налог неналоговые доходы
| 48.2 | 30.9 | 24.6 | 25.3 |
48.9 | 46.7 | 32.7 | 33.0 | |
59.9 | 63.9 | 69.4 | 68.3 | |
100.0 | 100.0 | 100.0 | 100.0 | |
34.7 | 35.1 | 43.1 | 45.2 | |
100.0 | 100.0 | 100.0 | 100 | |
44.5 | 39.2 | 25.0 | 26.3 | |
34.3 | 30.3 | 30.0 | 29.2 | |
27.8 | 18.4 | 5.3 | 4.4 | |
100.0 | 96.4 | 20.0 | 20.5 | |
43.9 | 30.7 | 24.7 | 26.8 | |
Расходы – всего в том числе на: общегосударственные расходы из них на: государственные органы общего назначения национальную экономику из них на: промышленность, энергетику, строительство и архитектуру сельское хозяйство, рыбохозяйственную деятельность транспорт, дорожное хозяйство и связь жилищные и коммунальные услуги социально-культурные мероприятия
| 55.2 | 39.3 | 37.4 | 36.1 |
… | … | 55.9 | 51.7 | |
49.7 | 47.8 | 50.4 | 51.7 | |
… | … | 19.2 | 14.2 | |
51.1 | 82.0 | 1.9 | 1.1 | |
68.5 | 73.2 | 34.3 | 29.8 | |
97.5 | 94.8 | 25.5 | 26.5 | |
99.8 | 99.8 | 99.6 | 99.3 | |
73.7 | 68.7 | 39.9 | 65.8 |
Примечание – Источник: [11, с. 498]
2020-02-03 | 206 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Проектирование бюджета на современном этапе |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы