Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проектирование бюджета на современном этапе



2020-02-03 206 Обсуждений (0)
Проектирование бюджета на современном этапе 0.00 из 5.00 0 оценок




В основу бюджета 2010 года взят базовый прогноз Министер­ства экономики на 2010 год. Он предполагает темп роста ВВП на уровне 102%, ин­фляцию - на уровне 9% .Такой вариант был принят, так как прежде всего важно, чтобы в основе бюджета лежала максималь­но реалистичная оценка раз­вития экономики. В целом консолидированный бюджет спланирован по доходам в размере 49,6 трлн. руб., по расходам – 52,3 трлн. руб. Дефицит бюджета запланирован в размере 2,7 трлн. руб., или 1,7% к ВВП.[10, с.2] Ожидания дополни­тельных расходов бюджета приводят к серьезным из­держкам и в моральном, и в материальном плане.

Говоря о предполагаемых итогах исполнения бюджета в 2009 году, Андрей Харковец отметил: «Мы имеем по-прежнему не очень хорошую динамику по доходам бюд­жета текущего года. Факти­чески за 9 месяцев не достиг­ли объема доходов бюджета за аналогичный период про­шлого года. Это отставание -2-2,5 трлн. руб. в номи­нальном выражении. Мы ожидаем, что до конца года восстановить номинальные объемы бюджета прошлого года нам не удастся. В ре­зультате получим примерно на 5 трлн. руб. доходов кон­солидированного бюджета страны меньше, чем в про­шлом году». [10, с.2]

По словам министра, зна­чительные потери связаны с тем, что сократился экспорт продукции белорусских предприятий. Задача вос­становления экспорта, вос­становления докризисных объемов продаж автомати­чески решила бы проблему наполнения бюджета. Но это является задачей всей экономики. Бюджет в данном случае – индикатор состояния эко­номики.

Расходы бюджета на здравоохранение и обра­зование в 2010 году плани­руется увеличить на 7% , на социальную политику – на 15 % . «Бюджет по расходной части сформирован таким об­разом, чтобы сохранить по­литику жестких бюджетных ограничений, аналогичных тем, которые мы реализуем в текущем году. В частности, мы прежде всего стремимся рационализовать наши бюд­жетные расходы. Не секрет, что за несколько последних лет удалось значительно увеличить финансирование бюджетного сектора эконо­мики, что позволило реали­зовать немало социальных проектов, - отметил Андрей Харковец. – Мы вышли на высокий уровень образо­вания, здравоохранения, культуры и спорта. Главная задача - сохранение достиг­нутого уровня социального развития общества. Факти­чески речь идет о том, что­бы бюджетными ресурсами обеспечить все те обязатель­ства, которые были сформи­рованы за последнее время в бюджетном секторе».[10, с.3]

Акценты господдержки будут смещены в сторону инновационных и экспорториентированных пред­приятий. Планируется под­держивать прежде всего те производства, те предпри­ятия, которые несут в себе инновационный характер, а также те, которые способ­ны выпускать экспорт ориентированную продукцию. Прямая поддержка в виде финансовой помощи и бюд­жетных кредитов будет осу­ществляться только по уже принятым решениям Пре­зидента и правительства. Новые средства на эти цели не предусматриваются. Как и в текущем году, в 2010-м бу­дет увеличено финансиро­вание расходов, связанных с возмещением процентных платежей по банковским кредитам. Если в 2009 году на эти цели предусмотрено 518 млрд. руб., то в следую­щем таких средств будет 695 млрд. руб., то есть на 177 млрд. руб. больше. Это по­зволит обеспечить предпри­ятиям получение кредитов с господдержкой на сумму 11,5 трлн. руб.

В местных бюджетах в 2010 году долж­на быть реализована поли­тика экономии расходов. В структуре консолидирован­ного бюджета доля местных бюджетов возрастает. «По местным бюджетам в 2010 году нам удастся достичь уровня расходов 2008 года. Планируем, что их рост со­ставит 106%. По республи­канскому бюджету этот по­казатель будет около 96%. В любом случае мы конста­тируем, что тех ресурсов, которые предусмотрены в проекте бюджета 2010 года, будет достаточно местным бюджетам, чтобы они выпол­нили свои обязательства», - заявил министр[8, с.3]. Но при этом будут сохранены жест­кие ограничения. В частно­сти, сокращены расходы на благоустройство регионов. Ресурсы будут направлены на те инвестиционные про­екты, которые дадут бы­струю отдачу.

Проектом бюджета – 2010 предусмотрено увеличение ставки НДС с 18% до 20%. Как подчер­кнул министр финансов, это не приведет к ухудше­нию финансового состояния предприятий. Даже с учетом увеличения ставки НДС в распоряжении предприятий останется около 900 млрд. руб. Это произойдет за счет отмены сбора в фонд под­держки производителей сельхозпродукции, налога с продаж товаров в рознич­ной торговле. Вместе с тем министр признает, что по­вышение ставки НДС может привести к необходимости поиска дополнительных оборотных средств отдельными предприятиями. Минфин предложил несколько инструментов вы­хода из этой ситуации. Во-первых, отмена двух указан­ных налогов высвобождает ресурсы для предприятий. Но их может оказаться недо­статочно для того, чтобы по­крыть возрастающую ставку НДС. Поэтому вторым ша­гом является сокращение срока возврата НДС с 1 ме­сяца до 5 дней. Кроме того, Минфином в ходе анализа было выявлено несколько групп предприятий, на ко­торые решение по увеличе­нию НДС оказывает разное влияние.

Первая группа - экспор­теры. Для них это решение наиболее эффективно. Они имеют нулевую ставку по этому налогу.

Вторая группа - предпри­ятия, которые раньше име­ли льготы по уплате сбора в фонд поддержки произво­дителей сельхозпродукции и фактически этот налог не уплачивали. Для них реше­ние об отмене этого сбора не добавляет ресурсов. Для та­ких предприятий возника­ет проблема с пополнением оборотных средств. Поэтому, помимо сокращения срока возврата НДС, предлагается реализовать механизм рас­срочки уплаты суммы по­вышенной ставки. В тече­ние двух месяцев с момента возникновения потребности в таких ресурсах им будет предоставлена отсрочка и в течение четырех последую­щих месяцев - беспроцент­ная рассрочка платежа рав­ными частями.

Третья группа - предпри­ятия, которые имеют очень высокую долю добавленной стоимости (парикмахерские, прачечные, химчистки и др.). Речь идет о небольшом бизнесе, и предлагается та­кие предприятия освободить от уплаты НДС.

Беларусь имеет высо­кую степень готовности к выходу на внешние рын­ки заимство­ваний. Ситуация на рынках позволяет Беларуси выйти на них, но возмож­ная цена заимствований значительно превышает среднюю стоимость кредитов, которую мы сегодня имеем в собственном долго­вом портфеле. При этом у нас нет острой потребности в привлечении таких до­рогих ресурсов. Мы долж­ны еще подождать более комфортных условий для нашей страны. В целом министр со­общил, что в 2010 году не планируется значительно увеличивать внешний долг. Естественно, заимствова­ния будут. Они будут связа­ны главным образом с реа­лизацией договоренностей, которые наша страна имеет в рамках программы прави­тельства и МВФ. Также Бе­ларусь планирует привлечь ресурсы Всемирного банка на цели развития. Ожида­ется и кредит Китая.

И как было подчеркнуто министром Андреем Харкавцом, что бюджет – это основной финансовый план государ­ства, и он должен содержать в себе реальные обязатель­ства страны, которые госу­дарство будет выполнять пе­ред обществом в очередном финансовом году.

Мы видим, что как и в других странах в Беларуси так же уделяется особое внимание государственному бюджету и его распределению. Из приведенных данных мы можем наблюдать, что доходы государства увеличиваются с каждым последующим годом, но так же и государственные расходы увеличиваются. И это формирует дефицит либо профицит, в зависимости что над чем превышает. Важнейшей проблемой государственных финансов является проблема бюджетного дефицита. И государство ведет бюджетную политику по улучшению состояния бюджетной системы в стране. Таким образом, бюджет является универсальным инструментом реализации предназначения развитого государства. Постоянно ведется политическая борьба в органах государственной власти при рассмотрении или утверждении бюджетов. Главная задача состоит в том, чтобы бюджет через оптимальные расходы централизованных финансовых ресурсов обеспечивал реализацию финансовой политики государства.[10, с.5]

В бюджете концентрируется преобладающая часть финансо­вых ресурсов, что позволяет централизованно направлять их на решение стратегических задач государства. Важнейшими задачами в сфере межбюд­жетных отношений являются укрепление доходной базы местных бюджетов, разработка механизма бюджетного вы­равнивания доходов регионов посредством оказания им фи­нансовой помощи, распределение расходных функций меж­ду уровнями власти с целью создания объективной основы бюджетной самостоятельности административно-территори­альных единиц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе приведенной выше информации можно сделать следующий вывод: бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является основным инструментом экономической политики государства.

Государственный бюджет - это важнейший плановый и контрольный инструмент. Бюджет возникает и действует там, где существует государство и развитые товарно-денежные отношения. Через государственный бюджет правительство реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов зависит реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны. Он может активно влиять на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы. Все элементы бюджетного устройства функционируют в их единстве и взаимосвязанности и обеспечивают проведение единой бюджетной политики государства через республиканский и местные бюджеты.

Однако как в теории, так и в практике формирования бюд­жета возникает ряд проблем, решение которых позволило бы усилить его воздействие на выход страны из затянувшегося кризиса. Это требует реформирования бюджета и бюджетного процесса с учетом особенностей рыночных преобразований.

Усиление роли бюджета Беларуси в регулировании об­щественных процессов происходило одновременно с разви­тием белорусского государства. Это дает нам право более глубоко изучить данный процесс, рассмотреть бюджет как исто­рическую категорию, проследить его зарождение и развитие на различных этапах государства, трансформацию в финансовую категорию.

Бюджетное корректирование в современ­ных условиях становится неотъемлемой частью бюджетного планирования, а повышение обоснованности макроэкономических показателей следует рассматривать как важнейшее условие повышения качества бюджетного планирования.

Анализ показал, что для эффективного проведения бюджетной политики в области выработки и реализации подходов по формированию основных доходных источников необходимо совершенствование налоговой политики, сокращение налоговой нагрузки, максимальное использование резервов для пополнения доходной части бюджета. Таким образом, необходимо добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет и по возможности – снизить налоговое давление на экономику и ограничить его негативное воздействие на темпы роста производства, инвестиций и экспорта.

 

 

                       Список использованных источников

 

1 Актуальные проблемы социально-экономического развития Республики Беларусь: сборник научных статей. Часть 2/ Гродно: ГрГУ, 2006, - 349 с.

2 Бюджетная полттика РБ// Вестник БГЭУ . – 2008. - №2.

3 Галицкая С.В. Деньги. Кредит. Финансы./С.В.Галицкая. – М.: Экзамен, 2002.-224 с.

4 Государственный бюджет: учебное пособие под ред. М.И.Ткачук, Мн.,1995

5 Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. – М.,1997

6 Закон Республики Беларусь «О бюджете на 2009 год»

7 Макроэкономика:социально ориентированный подход / Э.А.Лотухина[и др.];под ред. Э.А.Лотухиной. – Мн.:ИВЦ Минфина,2005. – 400 с.

8 Национальная экономика Беларуси / В.Н. Шимов [и др.] ; под ред. В.Н. Шимова. – 3-е изд. – Минск:БГЭУ, 2009. – 751 с.

9 Основы теории финансовпод ред. Л.А Дробозиной, М.: - 1995

10 Проект бюджета 2010// Финансы.Учет.Аудит. – 2009. – №10. – 81 с.

11 Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2009

12 Теория финансов:Учеб.пособие/Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.В. Сорокина и др.;Под ред. проф. Н.Е.Заяц, М.К. Фисенко. – Мн.:БГЭУ,2005. – 351с.

13 Устойчивое развитие экономики Беларуси: теоретические и организационные аспекты: моногр./под ред. В.Н. Шимова, Г.А. Короленко. – Минск: БГЭУ, 2006. – 427 с.

14 Финансы и кредит: Учеб. пособие/ Под ред. проф. А.М. Ковалевой. – М.:Финансы и статистика, 2004. – 512 с.

15 Финансы и кредит: учебное пособие// Под редакцией Н. И. Плотницкого «Книжный дом» «Мисанта» 2005. – 336 с.

16 Шуляк П.Н., Белотелова Н.Л. Финансы: Учебное пособие ( с применением структурно-логических схем). – 3-е изд., испр. и доп. – М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К» , 2002. – 456 с.

17 Экономическая наука: современные проблемы развития. Сб. науч. ст./Центр исслед. ин-тов рынка, ГГУ им. Ф. Скорины. Под ред. Б.В. Сорвирова. – Гомель: ЦИИР, 2005. – 242 с.

 


Приложение А.1

Таблица А. 1Структура распределения доходов и расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь по уровням бюджетной системы

(в процентах от консолидированного бюджета)

  2000 2005 2007 2008

Республиканский бюджет

Доходы – всего

в том числе:

налоговые доходы

из них:

налоги на доходы и прибыль

из них налоги на прибыль

 налоги на товары(работы, услуги)

из них:

налог на добавленную стоимость

акцизы

экологический налог

налоговые доходы от внешнеэкономической деятелиности

взносы на государственное

 социальное страхование

неналоговые доходы

51.8 69.1 75.4 74.7
51.1 53.3 67.3 67.0
40.1 36.1 30.6 31.7
65.3 64.9 56.9 54.8
55.5 60.8 75.8 73.7
65.7 69.7 70.0 70.8
72.2 81.7 94.7 95.6
- 3.6 80.0 79.5
100.0 100.0 100.0 100.0
- 100.0 100.0 100.0
56.1 69.3 75.3 73.2

Расходы – всего

в том числе на:

общегосударственные расходы

из них на:

государственные органы общего                   назначения

международную деятельность

национальную экономику

из них на

промышленность, энергетику, строительство и архитектуру

сельское хозяйство, рыбохозяйственную деятельность

транспорт, дорожное хозяйство и связь

жилищные и коммунальные услуги

социально-культурные мероприятия

 

48.8 60.7 62.6 63.9
44.1 48.3
50.3 52.2 49.6 48.3
100.0 100.0 100.0 100.0
... 80.8 85.8
48.9 18.0 98.1 98.9
31.5 26.8 65.7 70.2
2.5 5.2 74.5 73.5
0.2 0.2 0.4 0.7
26.3 31.3 60.1 34.2

 

 

Местные бюджеты

Доходы – всего

в том числе:

налоговые доходы

из них:

налоги на доходы и прибыль

подоходный налог

налог на прибыль

налоги на собственность

налоги на товары и (работы, услуги)

из них:

налог на добавленную стоимость

акцизы

экологический налог

неналоговые доходы

 

48.2 30.9 24.6 25.3
48.9 46.7 32.7 33.0
59.9 63.9 69.4 68.3
100.0 100.0 100.0 100.0
34.7 35.1 43.1 45.2
100.0 100.0 100.0 100
44.5 39.2 25.0 26.3
34.3 30.3 30.0 29.2
27.8 18.4 5.3 4.4
100.0 96.4 20.0 20.5
43.9 30.7 24.7 26.8

Расходы – всего

в том числе на:

общегосударственные расходы

из них на:

государственные органы общего назначения

национальную экономику

из них на:

промышленность, энергетику, строительство и архитектуру

сельское хозяйство, рыбохозяйственную деятельность

транспорт, дорожное хозяйство и связь

жилищные и коммунальные услуги

социально-культурные мероприятия

 

55.2 39.3 37.4 36.1
55.9 51.7
49.7 47.8 50.4 51.7
19.2 14.2
51.1 82.0 1.9 1.1
68.5 73.2 34.3 29.8
97.5 94.8 25.5 26.5
99.8 99.8 99.6 99.3
73.7 68.7 39.9 65.8

 

Примечание – Источник: [11, с. 498]

 

 



2020-02-03 206 Обсуждений (0)
Проектирование бюджета на современном этапе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проектирование бюджета на современном этапе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему молоко имеет высокую усвояемость?
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (206)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)