Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 3. Формы осуществления государственной власти



2020-02-03 391 Обсуждений (0)
Глава 3. Формы осуществления государственной власти 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Функции государства реализуются в конкретных действиях, совершаемых субъектами государственной власти. Внешнее практическое выражение деятельности по реализации функций государства в конкретных условиях получило наименование форм осуществления государственной власти.

Выделяются правовые и неправовые формы реализации функций государства. Правовые формы представляют собой деятельность, связанную с совершением юридически значимых действий в строго определенном законом порядке. Существуют различные классификации правовых форм реализации государственной власти. Наиболее распространено деление этих форм на правоустановительные (правотворчество), правоисполнительные и правоохранительные. Первая представляет собой деятельность субъектов государственной власти по созданию правовых норм, их изменению и отмене, вторая - по реализации предписаний правовых норм, наконец, третья - это деятельность по охране правовых норм от нарушений.

Организационные формы осуществления государственной власти в Российской Федерации конструируются на основе принципа разделения властей (статья 10 Конституции РФ). В соответствии со статьей 11 Конституции РФ в России государственную власть осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство России, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов осуществляется Конституцией России, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Конституция в статье 3 фиксирует четкий принцип: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону».

Суверенитет народа - это первоисточник власти. Воля народа, выраженная в юридически релевантных формах, является подлинным и единственным базисом государства, от нее исходит мандат на устройство и любые изменения формы государственной власти.

Осуществление власти народа происходит в двух формах: непосредственно или через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Прямое волеизъявление граждан, как это вытекает из части 2 статьи 130 Конституции РФ, возможно и в других формах, хотя они в Конституции РФ не раскрываются. Такими формами являются собрания избирателей, собрания граждан какой-то территориальной единицы (села, района), петиции, индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Референдум - это всенародное голосование граждан России по вопросам государственного значения. Он проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при тайном голосовании[23]. Наряду с общегосударственными референдумами, возможны референдумы на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления. Порядок проведения референдумов в Российской Федерации установлен Федеральным конституционным законом «О референдуме в Российской Федерации»[24].

Другая форма непосредственного волеизъявления народа – свободные выборы. Под выборами понимается участие граждан в осуществлении власти народа посредством выделения из своей среды путем голосования представителей для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления принадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на выборах[25]. Выборы имеют смысл только тогда, когда являются свободными, предоставляют гражданам возможность выбрать одного из нескольких кандидатов, а их результаты не фальсифицируются. Совокупность правовых норм, регулирующих порядок проведения выборов образует избирательное право, являющееся составной частью (институтом) конституционного права.

Формой опосредованного осуществления власти народа являются органы государственной власти и органы местного самоуправления. Эти органы прямо или косвенно формируются с участием граждан, т.е. на основе выборности или подчиненности выборным органам. Возможность для граждан России выражать свою волю в процессе как формирования этих органов государства, так и их работы закрепляется несколькими конституционными нормами. Конституция устанавливает право граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, право обжаловать действия органов власти в суде, равный доступ к государственной службе и ряд других норм служат конкретными гарантиями суверенитета народа в рассматриваемой области.

Народное волеизъявление служит базисом деятельности всех ветвей государственной власти, оно интегрировано в право. Разумеется, народ более непосредственно определяет законодательную власть, поскольку представительные органы напрямую избираются гражданами. Однако воля народа остается системообразующим фактором также для исполнительной и судебной властей, поскольку они формируются выборными представительными органами или выборным главой государства. Это, разумеется, косвенная форма выражения воли народа, но она тем не менее достаточно легитимна.

Таким образом, предусмотренная Конституцией РФ реализация суверенитета народа через органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляется как прямо, так и косвенно. Она носит многоплановый характер и гарантируется закрепляемыми в Конституции РФ правами граждан, а также соответствующими полномочиями выборных органов государства.

 

 

Заключение

 

Подводя итог проведенному исследованию, можно прийти к следующим выводам:

1. Под основами конституционного строя Российской Федерации понимаются устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить России характер конституционного государства. Значение основ конституционного строя весьма велико для понима­ния иных положений и глав Конституции РФ в целом.

2. Основы конституционного строя, согласно Конституции РФ, составляют, прежде всего, демократизм, выражающийся в народном суверенитете, разделении властей, идеологическом и политическом многообразии, признании и гарантировании местного самоуправления; правовое государство, воплощением которого и является конституционное государство; признание государством человека, его прав и свобод высшей ценностью. С этими основами, характерными для правового государства, сегодня неразрывно связаны и такие основы, как социальное государство, главной задачей которого является претворение в жизнь закрепленных правом принципов социального равенства, а также светское государство, дополняющее принцип идеологического и политического многообразия многообразием духовным. К основам конституционного строя, закрепленным Конституцией РФ, относятся также федерализм, суверенность Российского государства и республиканская форма правления. Основы конституционного строя, будучи набором фундаментальных принципов, представляют собой своеобразную конституцию в конституции. Эти принципы нуждаются в особой юридической и процессуальной защите, чему служит, в частности, усложненный порядок пересмотра положений главы первой Конституции РФ.

2. Одной из важнейших основ конституционного строя признается принцип суверенитета Российской Федерации как федеративного правового государства. Суверенитет, предполагающий верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении, представляет собой необходимый качественный признак Российской Федерации как государства, характеризующий ее конституционно-правовой статус. Признание Конституцией Российской Федерации суверенитета только за Российской Федерацией воплощено также в конституционных принципах государственной целостности и единства системы государственной власти, верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, которые имеют прямое действие и применяются на всей территории Российской Федерации, включающей в себя территории ее субъектов.

3. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, согласно Конституции РФ, является ее многонациональный народ, который, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов и возрождая суверенную государственность России, принял Конституцию РФ. Осуществление власти народа происходит в двух формах: непосредственно или через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа, - как указывается в Конституции РФ, - являются референдум и свободные выборы. В демократическом государстве организация и осуществление власти базируются на принципе разделения властей, который сочетается с принципом местного самоуправления. Участие населения в «осуществлении» власти на всех ее уровнях дает возможность создать новые формы диалога власти и общества, государства и человека, «встроить» гражданина в процесс принятия решений по управлению социальными и экономическими процессами. Главное, чтобы сам человек, сам гражданин сознавал себя частью современного устройства государства и общества.

Конституционный строй и его основы имеют принципиально важное значение для существования государства и общества. Закрепление данного поло­жения в Конституции РФ является гарантом стабильности. Однако, ясно, что непо­средственно применить положения Конституции РФ для регулирования любого про­цесса не представляется возможным, иначе можно было бы ограничиться одной только Конституцией РФ, и не принимать других законов. Положения Конституции РФ носят общий характер и поэтому необходимо более широкая их детализация и интерпретация в законодательных актах более низкого уровня, что вызывает необходимость дальнейшей активизации научных исследований в данной области.

Список литературы

 



2020-02-03 391 Обсуждений (0)
Глава 3. Формы осуществления государственной власти 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 3. Формы осуществления государственной власти

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (391)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)