Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность государственного бюджета и его функции



2020-02-03 210 Обсуждений (0)
Сущность государственного бюджета и его функции 0.00 из 5.00 0 оценок




АЛМАТЫ, 2010г

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ   3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ   5
1.1. Сущность государственного бюджета и его функции 5
1.2. Государственный бюджет Республики Казахстан 12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА ЗА 2009 ГОД 17
2.1 Основные направления исполнения бюджета государства 17
2.2 Поступления и расходы государственного бюджета 23
2.3 Общее состояние экономики страны на сегодняшний день 34
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 36
3.1 Проблемы нецелевого использования средств государственного бюджета 36
3.2 Перспективы Государственного бюджета на 2010-2012 г.г. 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51

 

ВВЕДЕНИЕ

Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

В государственном бюджете реально воплощен принцип финансовой централизации, который осуществляется государством. Централизованные финансовые ресурсы позволяют государству обеспечивать запланированные темпы и пропорции общественного воспроизводства, добиваться совершенствования его отраслевой и территориальной структуры, формировать в необходимых размерах средства для первоначального развития прогрессивных отраслей экономики, проводить крупные социальные преобразования. Благодаря финансовой централизации денежные средства сосредотачиваются на решающих участках экономического и социального развития, подготавливая условия для успешной реализации экономической и социальной политики государства. Как особая область стоимостного распределения, государственный бюджет выполняет специфическое общественное назначение – служит удовлетворению общегосударственных потребностей.

В связи с этим изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.

Целью настоящей работы является раскрыть сущность государственного бюджета, анализ его исполнения, а так же определение проблем и перспектив государственного бюджета.

Задачами данной курсовой являются:

а) изучение государственного бюджета, как основной инструмент осуществления экономических, социальных и политических задач государства;

б) определить основные направления исполнения бюджета государства, рассмотреть его расходную и доходную части;

в) раскрыть проблемы нецелевого использования государственного бюджета и определить перспективы его организации на 2010-2012 годы.

Финансовая политика государства может влиять на экономику, оказывая на нее как положительное, так и отрицательное воздействие. Государственный бюджет является неотъемлемой частью управления финансами.

 

 

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

Сущность государственного бюджета и его функции

В огромном многообразии финансовых связей можно выделить обособленные сферы, отличающиеся отдельны­ми общими чертами. Так, особую область стоимостного распределения валового общественного продукта образу­ют финансовые отношения, складывающиеся у государ­ства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением. Этим отношениям присуще то общее, что возникают они в распределительном процессе, непремен­ным участником которого является государство, и связа­ны с формированием и использованием централизованно­го фонда денежных средств, предназначенного для удов­летворения общественных потребностей. Данная совокупность финансовых отношений составляет экономическое содержание понятия, носящего название государственный бюджет.

Государственный бюджет как совокупность экономи­ческих отношений имеет объективный характер. Его су­ществование в качестве самостоятельной сферы распреде­ления объективно предопределено самим общественным производством, развитие которого нуждается в соответст­вующих централизованных ресурсах. Централизация де­нежных средств необходима для организации бесперебой­ного кругооборота в масштабах всего народного хозяйства для обеспечения функционирования экономики в целом. Существование специфической бюджетной сферы стои­мостного распределения обусловлено также природой и функциями государства. Государство нуждается в центра­лизованных средствах для финансирования приоритетных отраслей, для проведения социально-культурных меро­приятий в масштабах всего общества, решения задач обо­ронного характера, покрытия общих издержек государст­венного управления. Таким образом, существование го­сударственного бюджета отнюдь не результат субъектив­ного желания (воли) людей, а объективная необходимость, обусловленная потребностями расширенного воспроизвод­ства, природой и функциями государства.

На современном этапе развития экономики централи­зованные финансовые ресурсы позволяют государству обеспечивать необходимые темпы и пропорции общест­венного производства, добиваться совершенствования его отраслевой и территориальной структуры, формировать в необходимых размерах средства для первоочередных про­грамм развития отраслей экономики, проводить крупные социальные преобразования.

Благодаря финансовой цент­рализации денежные средства сосредоточиваются на ре­шающих участках экономического и социального разви­тия, подготавливая условия для успешной реализации экономической и социальной политики государства.

Таким образом, как особая часть стоимостного распре­деления государственный бюджет выполняет специфичес­кое общественное назначение — служит удовлетворению общегосударственных потребностей. Являясь экономичес­кой формой существования объективных распределитель­ных отношений, выполняя специфическое общественное той части общественного продукта и национального до­хода, которая прошла известные стадии стоимостного рас­пределения и поступила государству для удовлетворения потребностей по расширенному воспроизводству, соци­ально-культурному обслуживанию населения, обороне и управлению. Формирование и использование бюджетно­го фонда выражает процесс движения стоимости в связи с ее распределением и перераспределением.

Как экономическая категория государственный бюджет выражает денежные отношения, возникающие между госу­дарством и другими участниками общественного производ­ства в процессе распределения и перераспределения стоимос­ти общественного продукта путем образования централизо­ванного фонда денежных средств государства и его исполь­зования на цели расширенного воспроизводства и удовлетво­рения общественных потребностей. Государственный бюд­жет как экономическая категория выполняет функции, соответствующие категории финансов в целом, — распре­делительную и контрольную. Действие данных функций определяется рассмотренной спецификой бюджетных от­ношений.

Бюджет воздействует на экономику через бюджетный механизм. В этом проявляется роль бюджета как инстру­мента влияния на экономику в целом. Бюджетный меха­низм — это совокупность форм и методов образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Регулирование экономики осуществляется путем установления количественных размеров централи­зованного фонда денежных средств, регламентации форм и методов его образования и использования, перераспре­деления финансовых ресурсов в процессе исполнения бюджета.

Государственному бюджету как определенной совокуп­ности финансовых отношений присуще прежде всего те же черты, которые отличают категорию финансов в це­лом: бюджетные отношения имеют распределительный ха­рактер, осуществляются всегда в денежной форме, сопро­вождаются формированием и использованием целевых де­нежных фондов. Вместе с тем бюджетным отношениям присуща определенная специфика, которая, однако, не выходит за рамки общих с финансами черт. Государствен­ный бюджет как специфическая сфера стоимостного рас­пределения характеризуется следующими чертами:

- представляет особую экономическую форму распреде­лительных отношений, связанную с обособлением части стоимости валового общественного продукта у государст­ва и ее использованием на удовлетворение общественных потребностей;

- предназначен для перераспределения стоимости меж­ду отраслями народного хозяйства, территориями, секто­рами экономики, сферами общественной деятельности в отличие от финансов материального производства, опос­редствующих процесс создания и производительного по­требления стоимости, и финансов непроизводственной сферы, обслуживающих потребление стоимости;

- выражает такую стадию стоимостного распределения, которая непосредственно не связана с движением общест­венного продукта в его товарной форме и осуществляется в известном отрыве от нее, в то время как в материальном производстве и непроизводственной сфере финансовые отношения тесно переплетаются с товарно-денежными.

Государственный бюджет, как и любая другая эконо­мическая категория, выражает производственные отноше­ния и имеет соответствующее им материально-веществен­ное воплощение: бюджетные отношения материализуют­ся (овеществляются) в централизованном фонде денеж­ных средств государства — в бюджетном фонде. В резуль­тате этого реальные экономические (распределительные) процессы, происходящие в обществе, получают свое вы­ражение в потоках мобилизуемых и используемых госу­дарством денежных средств. Бюджетный фонд — это объ­ективно обусловленная экономическая форма движения той части общественного продукта и национального до­хода, которая прошла известные стадии стоимостного рас­пределения и поступила государству для удовлетворения потребностей по расширенному воспроизводству, соци­ально-культурному обслуживанию населения, обороне и управлению. Формирование и использование бюджетно­го фонда выражает процесс движения стоимости в связи с ее распределением и перераспределением.

Роль государственного бюджета в общественном вос­производстве определяется в первую очередь тем, что с помощью государственного бюджета распределяется и перераспределяется около 30% национального дохода и от 10 до 15% валового общественного продукта (расход­ная часть). Он распределяет денежные средства между раз­личными отраслями народного хозяйства, секторами про­изводства, сферами общественной деятельности, эконо­мическими районами и территориями страны.

Государственный бюджет активно воздействует на эко­номику в целом, так как он выступает в качестве бюджета всего народного хозяйства. Большую роль играет государ­ственный бюджет в сфере материального производства, выступая в качестве стимулятора его роста. Средства бюд­жета используются для обеспечения как индивидуально­го (в рамках отдельных предприятий), так и обществен­ного (в масштабе всего народного хозяйства) кругооборо­та фондов. Бюджетное финансирование капитальных вло­жений и оборотных средств на действующих и вновь вво­димых предприятиях, обеспечение операционных и других расходов позволяет бюджету включаться в индивиду­альный кругооборот фондов на отдельных предприятиях, способствуя его бесперебойности и равномерности.

Бюджетные ассигнования в непроизводственной сфере являются основным источником ее функционирования и дальнейшего развития. Основная часть учреждений и ор­ганизаций этой сферы не имеет собственных источников доходов и находится на бюджетном финансировании. Рас­ходы государства на просвещение и здравоохранение, со­циальное обеспечение, науку, культуру и искусство яв­ляются той финансовой базой, без которой невозможно проведение социально-культурных мероприятий общего­сударственного масштаба. Большое значение имеет бюд­жет в формировании рациональной структуры отраслей непроизводственной сферы. Обеспечивая финансовыми ресурсами функционирование непроизводственной сфе­ры, государство через бюджет может формировать окон­чательные размеры фонда потребления, влиять на терри­ториальные пропорции в его использовании.

Сущность и значение бюджета наиболее полно проявляются в его функциях, важнейшими из которых являются распределительная (перераспределительная) и контрольная. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей, а также для воздействия на различные стороны хозяйственной жизни: на повышение нормы накопления, ускорение темпов экономического роста, стимулирование научно-технического прогресса, развитие отдельных наиболее перспективных отраслей экономики, регулирование темпов обновления и расширения основного капитала.

Контрольная функция позволяет узнать, насколько своевременно и полно поступают финансовые ресурсы в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Ее смысл заключается в том, что бюджет объективно - через формирование и использование фонда денежных средств государства - отображает экономические процессы, происходящие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому бюджет может "сигнализировать" о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы, соответствует ли размер централизуемых средств государства объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

Следовательно, государственный бюджет, как и вся система финансов, выполняет распределительную и контрольную функции. Вместе, с тем, поскольку бюджет является особенной категорией по отношению к категории «финансы», то ему присуще выполнение также следующих основных функций:

- перераспределение национального дохода;

-    финансовое обеспечение социальной политики;

-    регулирование и стимулирование экономики;

-    контроль формирования и использования централизованного фонда денежных средств.

В этих функциях получает непосредственное выражение экономическая сущность государственного бюджета как инструмента стоимостного распределения валового внутреннего продукта и национального дохода. Благодаря распределительной, функции происходят централизация денежных средств в масштабе госу­дарства и их использование на удовлетворение общегосударственных потребностей. Контрольная функция позволяет судить о том, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как складываются пропорции в распределении централизованных средств, экономно и эффективно ли они используются.

К особенностям распределительной функции бюджета относятся также многогранность ее влияния на общественное производство, и высокая степень действенности в достижении конкретных результатов. Бюджетное финансирование широко используется государством для регулирования стоимостных про­порций в экономике, для обеспечения сбалансированности распределения финансовых ресурсов. Распределительная функция бюджета позволяет направлять денежные средства на решающие участки экономического и социального развития; она содействует достижению высоких темпов роста экономики и повышению его эффективности. Распределительная функция бюджета достаточно широко используется для регулирования стоимостной структуры экономики, совершенствования отраслевых и территориальных пропорций, усиления интеграционных процессов, в том числе на межгосударственном уровне.

Основу контрольной функции составляет движение бюджет­ных ресурсов, которое отражается в соответствующих показате­лях бюджетных поступлений и расходных назначений. Несвое­временное или неполное внесение налогов и платежей в бюджет свидетельствует, например, о замедлении темпов развития отде­льный отраслей экономики. Если предусмотренные бюджетные ассигнования используются не в полном объеме, то имеет место не совсем благополучная экономическая конъюнктура в отраслях экономики и сферах деятельности. Сигнализируя о тех или иных неполадках в экономике, бюджетные показатели одновременно служат основанием для выработки или принятия конкретных мер, направленных на ликвидацию выявленных недостатков, устране­ние нарушений финансовой дисциплины.

Распределительная и контрольная функции государственного бюджета осуществляются не изолированно, а в единстве, одновременно, поскольку в них находят отражение все стороны бюджетных отношений.

Государственный бюджет; как и другие экономические категории, активно используется государством для практического решения перспективных и текущих социально-экономических задач. Государство, применяя бюджет в качестве важного средства реализации своей организаторской функции, превращает его в действенный инструмент управления экономикой. Применение бюджета в качестве инструмента управления экономикой обусловлено важными характерными чертами: он имеет силу закона; в нем находят непосредственное отражение программы, направленные на развитие общественного производства, повышение его эффективности, удовлетворение потребностей членов общества. Бюджет имеет огромное мобилизующее и организующее значение, что связано с правовой формой использования бюджетных отношений.

Таким образом, государственный бюджет активно используется государством для управления экономикой. Он играет существенную роль в усилении концентрации денежных средств на важнейших направлениях социально-экономического развития, в совершенствовании отраслевой и территориальной структуры экономики в соответствии с социально-экономическим развитием, в ускорении интенсификации производства, в проведении режима экономии в использовании всех видов ресурсов. При этом государственный бюджет во всех формах своего проявления и использования высту­пает в качестве инструмента управления экономикой и оказывает интегрированное воздействие на общественное производство и как финансовый документ, экономический рычаг, и как стимул.



2020-02-03 210 Обсуждений (0)
Сущность государственного бюджета и его функции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность государственного бюджета и его функции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (210)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)