Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Литва: 1992-2008 гг. Политика, экономика, внешняя политика.



2020-02-03 443 Обсуждений (0)
Литва: 1992-2008 гг. Политика, экономика, внешняя политика. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Литва – крупнейшее гос Балтии. Гос строй. Парламентская Республика. Конституция, принятая на всенародном референдуме 1992. Во гл - президент, изб гражданами Литвы путем тайного голосования на 5 лет на основании всеобщего, равного и прямого избирательного права. Президент Литовской Республики может быть досрочно отрешен Сеймом от должности в случае грубого нарушения им Конституции или присяги, в случае выявления факта совершения преступления. 2009 в Литве прошли 5е президентские выборы, 1ые в истории стр победила женщина – Даля Грибаускайте. Парламент Литвы — однопалатный Сейм в составе 141 депутата, избираемый на 4 года. Важнейшие вопросы решаются на всенародных референдумах, участие в которых принимают все совершеннолетние граждане Литвы. Лица, лишенные гражд прав на основании своего происхождения, родственных связей или деятельности до 1991 г., от участия в референдумах отстранены. Крупн городами являются Вильнюс, Каунас, Клайпеда, Шяуляй. Осн пол партии. Победившая на последних парламентских выборах партия Союз Отечества (Консерваторы Литвы) - самая (объединена с Союзом политзаключенных и ссыльных 2004). Правая партия, национально-патриотической ориентации. 2000-2008 - в парламентской оппозиции. В Евр парламенте представлена двумя членами, входит в крупнейшую фракцию Евр народной партии (христианские демократы) и Европейские демократы. Партия национального возрождения – своеобразное явление в пол жизни. Основана в 2008 популярным телеведущим и шоуменом Арунасом Валинскасом и насчитывает среди членов многих известных телеведущих, актеров, звезд эстрады. На выборах выборах 2008 партия стала второй по популярности. После выборов партия объединилась с Союзом Отечества и Движением либералов Литвы, создав правящую коалицию. Социал-демократическая партия. Многолетний лидер – Альгирдас Бразаускас, бывший деятель реформистского крыла КПЛ. Партия труда –Осн 2003 литовским миллионером рус происхождения, насчитывает среди членов еще десять офиц миллионеров. Левоцентристская. Осн поддержка партии-малообеспеченные слои населения. 2004 Партия труда добилась успеха на выборах в Европарламент, заняв пять из 13 выделенных Литве мест.

История независимой Литвы 1988 общ-пол объединение демокр сил "Саюдис". Цели - культурное возрождение, демократизацию, эконом самостоятельность республики, заботу об охране окружающей среды. Саюдис сотрудничал с реформаторским крылом Коммунистической партии Литвы во главе с Альгирдасом Бразаускасом. 1989 года руководство Саюдиса провозгласило гл целью движения - восстановление гос независимости Лит Респ. 1989 Верховный Совет Литовской ССР принял закон, по которому в Литвы действовали только законы, им принятые или им ратифицированные. 1990 Верховным Советом были признаны юридически недействительными решения "Народного сейма" 1940 года о вступлении Литвы в состав СССР. 1990 Акт восстановления независимости Литвы. 3ий Съезд народных депутатов СССР 1990 постановил объявить недействительными "односторонние решения Верховного Совета Литовской ССР, противоречащие статьям 74 и 75 Конституции СССР" и поручил Президенту СССР, Верховному Совету СССР, Совету Министров СССР обеспечить "до принятия соответствующих решений по данному вопросу защиту законных прав каждого человека, проживающего в Литве, равно как и соблюдение на территории Литовской ССР прав и интересов СССР, а также союзных республик". Руководство Литвы неоднократно предлагало СССР начать переговоры об урегулировании отношений. Сов руководство, игнорируя эти предложения, требовало отмены Акта о восстановлении независимости Литвы и всех последовавших правовых актов. Вооруженное противостояния. Экономические санкции. На время борьба за независимость была приостановлена. 1991 движение вспыхнуло с новой силой, спровоцированное действиями коммунистов и сторонников единства СССР. 1991 восстановленная Литовская Республика была признана Исландией. Затем Россией и СССР, стала полноправным членом ООН. 1ый президент - Альгирдас Бразаускас.

Экономика. осн эк цель - движение к стабильной рыночной экономике. Нац валютой - лит. Приватизация и реформы цен, создание новой банковской и финансовой системы, пересмотр экономического законодательства с 1991. 1992 либерализация большинства цен, кроме цен на основные продукты питания и квартплату. Чтобы смягчить последствия реформ, правительство препятствовало закрытию заводов и выдавало государственные субсидии. Это позволило удержать на приемлемом уровне качество жизни путем индексации зарплат, увеличения пособий пенсионерам и другим малоимущим слоям населения. Повышался ур безработицы, с 2002 безработица стала значительно сокращаться (из-за ухудшения демографической ситуации). Современная экономика Литвы, преодолев период структурной перестройки, является стабильной и конкурентноспособной. В Промышленность - 31 % ВВП, сельское хозяйство 6%, наиболее успешно развивается сфера услуг и туристическая отрасль, а также строительство. Темпы инфляции очень низкие для постсоветского пространства (1,2% в год).

Промышленность. Приватизация - два этапа. Государство сохранило контроль над стратегическими отраслями. Из-за финансовой нестабильности ВВП Литвы в первые годы независимости был самым низким в Прибалтике. В период 1989—1992 годов он сократился на 50 %, но в 1993 году стабилизировался, а в 1994 году даже вырос на 0,6 % и продолжал стабильно расти до 14 % в год. Быстрее других развиваются - химическая и нефтехимическая, деревообрабатывющая, текстильная промышленность, приборостроение отрасли. Россия - осн торг партнером, затем - Германия.

Внешнеторговый баланс остается отрицательным. Экспорт - минералы, транспортные средства и оборудование, текстиль, машины, электрооборудование, продукция химической промышленности. Осн направления экспорта– страны ЕС, Эстония и Латвия, страны СНГ . Импорт очень обширен и включает в себя прежде всего сырье и энергоресурсы (уран, нефть и др.), промышленное оборудование и большую часть потребительских товаров. С/х развивается успешно.

Внутренняя и этнолингвистическая политика. Разрыв с советским прошлым в современной Литве выразился в принятом в 2008 парламентом законе, уравнивающем нацистскую и советскую символику и запрещающем ее публичное использование на собраниях. В период независимости в стране не наблюдался такой всплеск неофашизма, как в других прибалтийских государствах, что объясняется наличием в городах значительной доли рус населения и слабой включенностью литовского села в пол жизнь. Литва оказалась единств из госв Балтии, где практически нет "неграждан". В Литве достаточно демократично отношение к польскому и русскому языкам. Рус яз остается самым популярным иностр яз в литовских и польских школах. Распространен билингвизм.

 

Внеш пол. 2003 договор о вступлении Литвы в ЕС, который подтвердили граждане Литвы на референдуме. 2004 вступила в ЕС и в НАТО. Как член НАТО, участвует в различных операциях альянса в мире. геополит задача - всегда оставалось сохранение добрососедских отношений с Россией, Белоруссией, со странами Балтии и СНГ, желание служить мостом между вост соседями и Евр. Проблема в отношениях между Россией и Литвой - диплом война по вопросу калининградского транзита. Литовская сторона выражает готовность идти на различные уступки по вопросу грузового транзита в Калининград, однако "не за счет суверенитета Литвы". Литва отказывается от принятия специальных договоров в отношении грузового транзита через свою территорию, в то же время заявляя, что вопрос о скоростном поезде будет решен в соответствии с позицией Евросоюза. 2004 в результате импичмента был снят с поста президента Литовской Республики Роландас Паксас, обвиненный в пророссийской ориентации. Но по сравнению со своими балтийским соседями, Литва, достаточно дружественна к постсоветским странам, если не считать нынешнего охлаждения с Украиной. Литовская армия - 13 тыс.

Религия: 79 % населения – католики, 4 % – православные, около 15 % – неверующие.

 

20. Латвия: 1992-2008гг. Политика, экономика, внешняя политика.

 

Второе по величине гос Балтии. Гос строй. Парламентская унитарная республика. Основа пол устройства – Конституция 1922 г., прекратившая действовать в 1934 г. и восстановленная в 1990 –1993. Латвия считает себя преемницей Латвийской Респ 1918–1940. Глава гос – Президент, избир Сеймом на 4 г (сейчас Валдис Затлерс). Законодат власть - однопалатн Сейм, изб на 4 г гражданами Латвии в составе 100 депутатов. С 1990 у власти в стране непрерывно находятся правые ("латышские") партии. В правящ коалиции - 5 из 8 представленных в Сейме партий. 3 из них были в прежней коалиции: Народная партия, Союз "зеленых" и крестьян, а также объединение "Отечеству и свободе/Движение за национальную независимость Латвии". В правительство вошли представители правых "Нового времени" и "Гражданского союза". Правая парламентская оппозиция представлена партией Латвийская первая партия/Латвийский путь, рус оппозиция – партиями "Центр согласия" и "ЗаПЧЕЛ – За права человека в единой Латвии". Правительство Латвии – Кабинет министров. Гл правительства – президент министров (с 2009 – Валдис Домбровскис). Важн вопросы решаются путем всенародных референдумов по решению Сейма. Важна в политич жизни гос Рижская дума, среди депутатов которой присутствуют и представители непарламентских партий.

История независимой Латвии С нач перестройки в 1987 в столицах Прибалтики начались массовые выступления. Крупнейшее пол движения – Народный фронт Латвии – пришло к власти в 1989–1990, призывая к независимости и рыночным реформам. Противостоящий Нар фронту Латвии Интерфронт, выступавший за интернационализм и сохранение Латвии в СССР, не имел широкой поддержки. 1990 новоизбранным Верховным Советом ЛССР была принята Декларация о восстановлении независимости Латв Респ. Созван Конгресс Граждан Латвийской Респ, в его выборах участвовали только лица, бывшие гражданами Латвии до ее присоединения к СССР и их потомки. 1991 на референдуме большинство жителей Латвии высказались за демократию и независимость. Реально независимость была восстановлена 21 авг 1991, принят Конституционный закон о гос статусе. Жители Латвии, кот. были гражданами Латвии до ее присоединения к СССР 1940, и их потомки восстановили латв гражданство. Граждане ЛССР, прибывшие в Латвию во время ее нахождения в составе СССР - статус "неграждан". 1991 РСФСР признала восстановления независимости Латв Респ, Латвия и Россия возобновили дипл отношения. Независимость Латвии была признана президентом СССР Горбачевым. Латвийская Республика получила международное признание, стала полноправным членом ООН. До 1993 пост главы государства занимал Анатолий Горбунов, председатель парламента. 1ым избранным президентом стал Гунтис Ульманис. Действовала "Комиссия по подсчету убытков от советской оккупации", сейчас работу комиссии постановлено прекратить, что не снимает претензий Латвии к России по поводу признания факта оккупации и принятия его последствий.

Экономика. Серьезные эк реформы. Нац валютой – «лат» в 1992, в наст вр привязанный к курсу евро. Воссоздан Центральный Банк, приватизация и реституция национализированной в сов период собственности. Эк стабильно поднималась на 5-7 % в год, в 2006 темпы роста ускорились до 12,6 %, в 2007 – 10,3 %. По итогам 2007 Латвия по темпам роста ВВП находилась на 3ем месте на постсоветском пространстве. Рост ВВП шел прежде всего за счет бурного развития сектора услуг. Доля сектора услуг в ВВП Латвии - 70,6 %, промышленность — 24,7 %, с/х — 4,7 % (в плохом состоянии). С нач. мир эк кризиса рост ВВП прекратился, экономика оказалась в критическом положении. Гл проблемой Латвии остается отсутствие собственных сырьевых запасов. Значительна гос задолженность.

Промышленность. После 1991 падение производства в промышленности происходило катастрофическими темпами. Значит иностранные инвестиции, но обновление технической базы предприятий не производилось. Зависимость от поставок сырья. Латвия признается одной из беднейших Евр стр, потеряла ведущую роль среди стран Балтии. Большую часть промышленной продукции и оборудования Латвия импортирует, в том числе из Литвы, Эстонии и Белоруссии. Осн экспортные товара Латвии: железо и металл в брусках, электрические машины и оборудование, пиломатериалы , трикотажные и текстильные изделия , фармацевтическая продукция, лес-кругляк, деревянные изделия . 1999 Латвия вступила в ВТО. Латвия вместе с Литвой и Эстонией входят в единый таможенный союз. Осн торг партнеры – страны ЕС, Россия, Белоруссия, страны Балтии. Латвия делится на четыре региона – Латгале, Земгале, Курземе, Видземе по ист и культ различиями, в некоторой степени рельефом и климатом. Крупнейшие гор: Рига, Даугавпилс, Лиепая, Елгава, Юрмала. Большое значение имеют для экономики рижский и вентспилский морские порты (транзит российских грузов и нефти).

 

Внутренняя политика. Нынешний латв гос аппарат – один крупнейших среди всех стран Европы. Система управления Латвии является нестабильной –с 2004 по 2009 по разным причинам уходили в отставку 4 премьер-министра. Правительство в Латвии всегда коалиционное, и за последн десять лет в правительственной коалиции ни разу не была представлена ни одна партия, представляющая интересы русскояз населения. Причинами постоянных правительственных кризисов называют недостаток специального образования у представителей власти, высокий уровень коррупции и нецелевые траты бюджетных денег.

Угроза дефолта и девальвации национальной валюты официально не признается властями, хотя обсуждается на встречах с представителями МВФ (в стране – законы против распространения информации об этом). Обострние национал ситуации: В канун празднования Дня Победы 2009 мэр Риги Янис Биркс призвал ограничить празднование. Одновременно латышская националистическая партия Visu Latvijai! пожелала провести митинги протеста у Памятника Освободителям в Риге, но и ей было отказано. Непоследовательность властей Риги привела к тому, что в июле на пост мэра столицы был впервые избран рус пол Нил Ушаков, лидер объединения политических партий "Центр согласия".

Положение "неграждан". Гл феномен постсоветской Латвии - институт "неграждан". Неграждане Латвии имеют лишь право состоять в партиях (но не основывать их), занимать в них выборные должности и делать им пожертвования, но не участвовать в парламентских и иных выборах. 2009 неграждане - 16 % населения. 1994 закон о гражданстве (получение гражданства после прохождения процедуры натурализации - экзамен по латышскому языку, истории, основам конституции и гимну Латвии). Натурализация "неграждан" происходит постоянно, но часть неграждан принципиально не желают проходить данную процедуру, т. к. не признают официальной версии Латвийской Респ о незаконности включения Латвии в состав СССР и считают, что имеют право на получение гражданства автоматически. Рус яз считает родным 37 % населения, острый вопрос – отсутствие у него гос статуса. Острый пол вопрос, вызвавший массовые протесты в нач XXI в — перевод части предметов в общеобразовательных школах с рус яз обучения на преподавание на латышском яз. Положение русских, получивших гражданство, благоприятно.

Внешняя политика и вооруженные силы. С самого начала была ориентирована на дезинтеграцию с постсоветским пространством и интеграцию с Зап Евр и НАТО. Движение навстречу друг другу. 1995 член Совета Европы. 2004 полноправная страна-член ЕС, а в дек 2007 вошла в шенгенскую зону. 2004 официально вступила в Североатлантический альянс. Как член НАТО, участвовала в военных конфликтах в Косово, Ираке, Афганистане. Численность сухопутных ВС - 16 тыс чел.

Религия. Лютеране и др ветви протестантства, на вост широко распространен католицизм. Большая православная община и большая старообрядческая община. Церковь отделена от государства.

 

21. Эстония: 1992-2008гг. Политика, экономика, внешняя политика.

Государственный строй. Конституция 1992, Эстония - парлам респ. Законодат власть - Гос собр – однопалатный парламент,101 депутат, изб на 4 года. Глава гос – президент, изб на 5 лет депутатами парламента. Полномочия президента сильно ограничены для обеспечения независимости и полит беспристрастности президента. Президент - Томас Хендрик Ильвес с 2006. Правительство возглавляет премьер-министр (лидер победившей на выборах в парламент партии либо лидер парламент коалиции). Кабинет министров утверждается президентом по представлению кандидата в премьер-министры, получившего одобрение парламента. Административно - 15 уездов.

 

Основные политические партии:

Партия реформ – праволиберальная партия, член Либерального Интернационала, член Евр либер-демократ и реформистской партии. Правит совместно с националист Союз Отечества и Res Publica и социал-демократами. ее влияние на пол и экон жизнь страны значительно.

Центристская партия – левоцентристская, социально-либеральная партия. Коллективный член Евр либерально-демократической и реформистской партии. 2ая по величине.

Союз Отечества и Res Publica – консервативно-националистическая пол партия. В Евр парламенте представлена одним депутатом.

Русская партия – пол национально-демократическая партия в Эстонии, защита интересов рус меньшинства. Участник Федерации русских партий Европы. После парлам выборов в 1995 партия представлена в парламенте. В Европарламенте не представлена. 

 

История независимой Эстонии. Массовое движение за независимость в 1987, протест общественности против варварской добычи фосфоритов, наносившей стране серьезный экологич ущерб. 1988 создан Народный фронт Эстонии, ряд др полит организаций (включая Партию независимости), требование отделения от СССР. 1988 - Верховный Совет Эстонии, глава - коммунисты-реформаторы, принял Декларацию о суверенитете Эстонской ССР. 1989 Комитет эстонских граждан провел кампанию по регистрации граждан Эстонии. 1990 вновь избранный Верховный Совет Эстонии объявил о начале перехода к полной независимости, и 8 мая 1990 г. была провозглашена Эстонская Республика. 1991 Председатель Верховного Совета РСФСР Ельцин - визит в Таллин, подписал с Председателем Верховного Совета Эстонской Республики Арнольдом Рюйтелем Договор об основах межгосударственных отношений РСФСР и Эстонской Республики. Стороны признали друг друга независимыми государствами. 1991 Президент СССР Горбачев подтвердил конституционное право выхода Эстонской ССР (и остальных союзных республик) из СССР. Верховный Совет Эстонии принял резолюцию "О гос независимости Эстонии". Гос Совет СССР официально признал независимость Эстонии. 1992 - президентские выборы, 1ый президент независимой Эстонии - Леннарт Мери. К к 1991 дипл отношения с Эстонией установили многие страны, Эстония стала полноправным членом ООН.

 

Внешн пол. С 1993 Эстония - член Совета Евр, 2004 - полноправный член Евросоюза. 2004 в НАТО, принимает участие в делах альянса, участвует в военных миссиях НАТО в Ираке и Афганистане. Регулярные вооруженные силы - около 4 500 человек.

 

Экономика. После обретения независимости - быстрая либерализация эк-ки, внешне выражавшаяся в полном расстройстве и переустройстве привычного уклада. Пережила ценовой шок и резкий спад производства. Серьезные перемены происходили и в соц сфере. Подъем экономики начался благодаря значит междунар помощи. 1991-2001 получила значит прибыль за счет оплаты Россией пошлин за транзит нефти и иных грузов через таллинский порт. В 1999 принята в ВТО. В 2003 по объему ВВП Эстония достигла уровня 1989 г. 2004 вступила в Евросоюз, что позволило интенсифицировать эк развитие за счет привлечения иностранных инвестиций, а также участия в технологических и производственных цепочках, экспортируя товары, произведенные с участием высококвалифицированных специалистов. В наст вр - развивающаяся индустриально-аграрная стр с постиндустриальной рыночной экономикой, 68,5 % ВВП составляет сфера услуг, около 24 % ВВП – сектор строительства и недвижимости. Экономика базируется на использовании собственных сырьевых и топливных ресурсов, а также выгодном эконом-географ положения. Осн отрасли промышленности: топливно-энергетический комплекс, химическая, текстильная, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленность, машиностроение. Эстония располагает крупнейшими в Европе месторождениями горючих сланцев и фосфоритов. Сланцы являются основным источником энергии, на них работают Эстонская и Балтийская ГРЭС, некоторые электростанции частично используют торф. Благодаря большим запасам горючих сланцев Эстония на протяжении последних лет является экспортером электроэнергии.

Уровень безработицы в промышленности все годы независимости держался в районе 9–12 % трудоспособного населения. С точки зрения экономики в Эстонии выделяют 3 региона.

Сев Эстония – промышленно развитый регион, около ¾ промышленной продукции выпускается в этом районе,промышл центры: Таллин, Кохтла-Ярве, Нарва. Половина ВВП Эстонии создается в Таллине.

Юж Эстонии – с/х, развита перерабатывающая пр-сть, промцентр – Тарту.

Зап Эстония - рыболовство и переработка рыбы, животноводство и туризм, промышл центры: Пярну, Хаапсалу, Курессааре. Офиц валюта Эстонии -эстонская крона, курс привязан к евро.

 

Внешняя торговля. Одна из гл характеристик эстон эк – высокая степень ее открытости. При этом экспортируемые и импортируемые товары практически принадлежат к одним группам. Дефицит внешней торговли посл годы стабильно держится на уровне 4 млрд крон - одна из наиболее труднопреодолимых проблем эстонской экономики. Гл торг партнеры – Финляндия, Швеция, Германия и Россия.

 

Внутренняя политика и положение "неграждан". Пересмотр истории 2ой МВ. Вопрос о героях войны стал катализатором раскола общества по нац признаку. Перезахоронения, акции Эстонского правительства. Протесты ветеранов сов армии и русскоязычного населения. Фактически положительная оценка фашизма была оставлена без внимания евр сообществом. 2005 Европарламент осудил "сталинскую оккупацию" части Европы. Сенат и Конгресс США потребовали признания Россией факта оккупации прибалтийских стран. Парламентская ассамблея Совета Европы - резолюция по вопросу выполнения Россией условий членства в этой организации, требование скорейшей выплаты компенсации жертвам оккупации прибалтийских государств. 2007 массовые акции гражданского неповиновения в Таллине и городах уезда Ида-Вирумаа, спровоцированные действиями правительства Эстонии по переносу памятника "Воину-освободителю" и "археологическими раскопками" с переносом на кладбище воинского захоронения. Массовые беспорядки, участие наиболее активная часть русскояз молодежи, информац война в СМИ. Был достигнут некоторый компромисс.

В сов период отношение к рус в Эстонии было традиционно негативным. В постсоветский период положение рус в Эстонии стало сложным, билингвистическое общение оказалось резко затруднено. Постоян рус население Эстонии - около 25 %. Безработица среди русяз населения вдвое выше, чем среди эстонцев. Правительство применило несколько гос программ для интеграции неэстонцев в общество Эстонии. Проблема получения гражданства (получили те, кто были гражданами Эстонии до 1940 г). 2007 г. председатель Парламентской ассамблеи Совета Европы Рене ван дер Линден заявил, что страна слишком медлит с принятием в свое гражданство проживающего в стране русскояз меньшинства. ООН распространило заявление о своем предложении Эстонии сделать рус яз 2ым гос и учитывать интересы русскояз граждан. Рус яз не признан официальным, но используется различными правител учреждениями Эстонии. Положение русских в Эстонии более благоприятно, чем в соседней Латвии. Религия – лютеранство, распространено православие, в Причудском регионе есть общины старообрядцев.

 

22. Союзное государство России и Беларуси. История создания. Проблемы и перспективы развития.

История. 1990-2000-е - Россия и Беларусь предпринимают попытку интеграции в Союзное государство. 1995-2005 разработана законодательная база нового государства. Затруднение: период пер пол 1990-х рос-белорус эк и торг связи были в значител степени нарушены, в сфере промышленного взаимодействия доминировали дезинтеграционные тенденции, шло сокращение объемов совместного производства (причина: несовпадение эк моделей двух стран: РФ - приватизация и форсированный переход к рыночным механизмам управления эк-кой, Беларусь сохранила адм рычаги в организации промышлен производства, планирование, госзаказ), преодоление к нач 2000-х - устойчивый рост производства и укрепление интеграцион связе. 1992 «Соглашения о создании межгосударственных хоз структур различных организационно-правовых форм» (т. о. были сохранены от разрушения многие промышлен предприятия, имевшие базы в Беларуси и в России, в подавляющем большинстве созданные в СССР). 1995 «Соглашение о сотрудничестве в области культуры, образования и науки», «Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве ». 1ые шаги к объединению на уровне повседневной жизни граждан. Режим свобод торговли без изъятий и ограничений, «Соглашение о Таможенном союзе между» (экономич объединение гос-в). На 1начальном этапе создания Союзного государства в сер 1990-х центростремительные тенденции доминировали, формирование нового гос-пол объединения казалось близким. 1996 президенты Ельцин и Лукашенко: «Договор об образовании Сообщества Беларуси и России» (образование глубоко интегрированного пол-ки и экон-ки Сообщество в целях объединения эк, пол, интеллектуал ресурсов). «Соглашение о Парламентском Собрании Сообщества Беларуси и РФ». Сформированы рабочие органы Сообщества, приступившие к формированию механизма интеграции. Гл орган - Высший Совет, в него вошли руководители гос-в, правительств и парламентов. Исполнительный Комитет-постоянно действующий орган для налаживания практической стороны реализации Договора. Высший Совет Сообщества утвердил решение о создании Таможенного Комитета Сообщества с образованием коллегии с равным представительством стран.

Созданием Сообщества завершился 1ый этап рос-белорус интеграции. 1997 «Договор о Союзе» - Новая фаза строительства Союзн гос-ва, развитие его институциональной основы, структуризацией функций, определением перспективных задач. ООН зарегистрировала «Договор о Союзе Беларуси и России» и «Устав Союза» – важнейшие основополагающие документы второго этапа формирования Союзного государства. 1998 «Декларация о дальнейшем единении», «Договор о равных правах граждан» и «Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования» - развертывание дальнейшей углубленной интеграции. 1999 соглашение о создании Союзного государства. Идея единения получила поддержку граждан России и Беларуси. Разработана «Программа действий по реализации положений Договора о создании Союзного государства». Приоритетн стратегическ цель на 1начальном этапе - формирование ед эк пространства.

2000 г «Договор о Союзном государстве» создал новые условия для взаимоотношений. Учредительный акт, опред-ий статус создаваемого межгосударственного образования – Союзного гос-ва. Цели и принципы, структура органов, порядок их формирования и деятельности, соотношение компетенции государств – участников, юридическая сила актов органов Союзного государства, принципы реализации его целей. В перспективе конфедеративный Союз мог стать мягкой федерацией. Предусматривалось, что участником Союза может стать другое государство — член ООН. 2007 «Газовая проблема» между РФ и Беларусью – помеха (Нежелание Белоруссии перейти к рыноч ценам на поставки рос газа, попытки введения таможенных пошлин, не предусмотренных международной практикой). Газовый конфликт приобрел пол харр =>вопрос о будущем Союзного государства. Затем «молочные войны». К 2007 отсутствие общего вектора развития общ-пол и экон систем, ед принципов во внутр и внеш пол-ке, общности эконом моделей, законодательства и гос-пол устройства России и Республики Беларусь привело к тому, что потенциал реализующейся интеграционной модели оказался исчерпан. Разница в видении партнерами смысла и концепции интеграции: белорус – как тесное хоз-эк взаимодействие, сохранение гос суверенитета, РФ - как гос-пол объединение, с доминир ролью РФ. Вопрос о ед валюте – отложен.

 

Структура органов Союзного государства Россия и Белоруссии: Высший Государственный совет, Парламент, Совет министров, Постоянный комитет, Суд, Счетную палату, отраслевые и функциональные органы и создается для эффективной реализации целей Договора с четко определенной компетенцией каждого из органов. Строилась система управления, более характерная для государства, чем для международной организации. Принцип паритетности - равное представительство каждого из государств-участников. 

Образование Союзного государства вызвало заметный международный резонанс, привлекло внимание мировой общественности как уникальный эксперимент по созданию гос-пол образования новейшего типа.

Существуют межгосударственные финансово-промышленные группы в различных отраслях промышленности («Интерагроинвест», «Точность», «БелРусАвто», «Формаш», «Интернавигация», «Межгосметиз», «Электронные технологии», «Оборонительные системы», «Аэрокосмическое оборудование»). Особое место - вопрос о единой валюте.

Эк сотрудничество Беларуси и России дает обеим странам множество косвенных преимуществ. В рамках СГ Беларусь получает доступ к эк пространству РФ, сопоставимый с возможностями рос субъектов хозяйствования. Белорусские нефтепроводы - стратегическое значение для РФ, как и газопроводной системе.

Вопрос о принятии новых стран-участников. Предложения о вхождении в Союз рассматривали, но отклонили парламенты Армении, Киргизии, Молдавии. 1999 президент Югославии заявил о желании присоединения на правах наблюдателя. Заявление Сербских политиков. Госсекретарь Союзного государства П.Бородин заявил, что к концу 2008 года признанные Россией республики Абхазия и Южная Осетия присоединятся к Союзному государству, этого пока не произошло. Также желание о самостоятельном вступлении в Союз изъявляли власти непризнанной самопровозглашённой республики Приднестровье. 2008 г парламенты Абхазии и Южной Осетии получили статус постоянных наблюдателей при Парламентском собрании Союза России и Белоруссии. 2008 процесс интеграции усилился. Но Ряд экон и пол противоречий => процесс интеграции двух республик идёт неровно. Социол опрос в Белоруссии - 54,8 % опрошенных против Союзного гос-ва. «За» 20,4 %. Результаты этого опроса ставятся под сомнение в российских СМИ. В 2010 году из-за значительных осложнений в отношениях Российской Федерации и Республики Беларусь, разногласий между главами государств, интеграция практически остановилась.

 



2020-02-03 443 Обсуждений (0)
Литва: 1992-2008 гг. Политика, экономика, внешняя политика. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Литва: 1992-2008 гг. Политика, экономика, внешняя политика.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (443)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)