Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблема формирования гражданских наций в странах ближнего зарубежья.



2020-02-03 242 Обсуждений (0)
Проблема формирования гражданских наций в странах ближнего зарубежья. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Специфика переживаемого периода такова, что в современных условиях основная угроза национальной безопасности России исходит не столько извне, сколько от различных деструктивных сил внутри страны. К наиболее опасным факторам, наряд с затяжным и глубоким экономическим и социальным кризисом, относится и кризис национальной политики государства в целом. Отсутствие единой концепции национальной политики по
сути дела не позволило локализовать ни один из межнациональных конфликтов, возникших как в период распада СССР, так и после него, вскрыть основные причины их возникновения и выработать механизм по раннему предупреждению и оперативному реагированию на кризисные ситуации. НАРОДНОСТЬ – НАРОД НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕНЬШИНСТВА - ЭТНИЧЕСКАЯ ГРУППА Понятия, которые используются для объяснения многообразия субъектов национальной жизни, нуждаются в более точном конкретном определении научного и полити ческого смысла каждого из них. Такой подход означал признание качественных различий между ними, что вело: 1) к стремлению приобрести более высокий статус (в советской практике отнесение к категории нациям ставило данный народ в преимущественное положение по сравнению с другими); 2) к накоплению обид в случае, когда нарюд относили к более низкой категории зрелости и развитости;
3) к ущемлению декларируемых прав (особенно политических, государственных) того или иного народа. Необходимость разобраться в ключевых понятиях привела к тому, что большее внимание было уделено нации. общей критики сталинского определения нации появились многочисленные попытки отменить, исправить, улучшить эту формулировку или дополнить чем-то новым. Если суммировать эти замечания, то они сводились к следующему: наличие государственности для нации необязательно; общественный строй
(социализм или капитализм) не меняет облик национальный характер определяется не только влиянием на личность культурных институтов, но и социально-психологическими механизмами (менталитетом, традициями и т. д.). Более детальное описание качественной определенности этноса через категории нация, народность
, этническая группа относится в большей мере к компетенции науки и научных дискуссий. В этом смысле наша позиция отличается от утверждения В.Тишкова, директора Института этнологии и антропологии РАН, признающего в качестве единственно научного понятия народ.

 

27. Специфика формирования и функционирования диаспор в странах ближнего зарубежья.

ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ в нашей стране на рубеже 90-х годов представляют собой сложную, противоречивую картину. Одним из просчетов национальной политики России является забвение фундаментального понятия науки и реальной практики - диаспоры, приобретшей чрезвычайную значимость и переживающей, на наш взгляд, ≪второе≫ рождение. Термин диаспора имеет греческое происхождение (diaspora) и обозначает
рассеяние, пребывание значительной части народа вне страны его происхождения. Что же мы имеем в настоящее время? Во-первых, мы наблюдаем процесс укрупнения и организационного укрепления старых диаспор: армянской (532,4 тыс. человек),
еврейской (536,8 тыс.), татарской (3,7 млн), греческой (91,7 тыс. человек)1. Только в Москве существует около 30 армянских организаций самой различной направленности, оберегающих и пропагандирующих культуру, язык, религию, а также содействующих развитию экономических связей и выполняющих различные социальные функции. Во-вторых, появились, и что особенно важно, организационно оформились диаспоры народов, которые возникли в основном только потому, что образовались самостоятельные государства, такие, как Украина, Казахстан, Киргизия, Молдавия и др. В рамках СССР живущие на территории России представители этих народов не испытывали особой необходимости в организационном оформлении своих национальных интересов. После же провозглашения независимости акценты серьезно изменились и приезжающие из этих республик работники стали рассматриваться уже как гастарбайтеры, т. е. как иностранные
рабочие со всеми вытекающими отсюда последствиями. Только в Москве в 1994 г. находилось 400 тыс. эмигрантов- украинцев, 100 тыс. белорусов, 80 тыс. армян, 30 тыс. узбеков, 15 тыс. казахов, по 3 тыс. человек дали Киргизия и Туркменистан. В-третьих, некоторые диаспоры на территории России появились как результат неурядиц, гражданских войн, межнациональной напряженности. В-четвертых, появились диаспоры, представляющие собственно народы России. Это характерно для Москвы, ряда других
городов или регионов страны и касается таких республик, как Дагестан, Чечня, Чувашия, Бурятия и др. Что же тогда надо иметь в виду, употребляя понятие диаспора ? Рассматривая его, мы, во-первых, исходим из того, что одним из главных признаков диаспоры является пребывание этнической общности людей за пределами страны (территории) их происхождения в иноэтническом окружении. Этот отрыв (здесь мы не касаемся причин, а фиксируем факт) от своей исторической родины и образует тот исходный отличительный признак, без которого просто бесполезно говорить о сущности данного феномена. Конечно, в социологическом исследовании наряду с признанием факта жизни вдали от своего народа очень важно выяснить причины образования диаспоры и - что особенно важно - отношение людей к своей диаспоре и истории ее появления. Во-вторых, диаспора - это не просто кусочек одного народа, живущего среди другого народа, это такая этническая общность, которая имеет основные или важные характеристики национальной самобытности своего народа, сохраняет их, поддерживает и содействует их развитию: языка, культуры, сознания. Наиболее распространенной функцией диаспоры является их активное участие в поддержании, развитии и укреплении духовной культуры своего народа, в культивировании национальных традиций и обычаев, в поддержании культурных связей со своей исторической родиной. Особое место в связи с этим занимает сохранение родного языка. Общеизвестно, что язык в полной мере реализуется в компактной среде обитания, а в условиях дисперсного проживания может утратить свою коммуникативную роль. И, как правило, полноценное функционирование языка зависит от его статуса в том или ином государстве. Формирующаяся диаспора обычно использует родной язык в неформальном общении и очень редко в преподавании в школе, в делопроизводстве, в средствах массовой информации и т. д. Как раз за достижение
этого ей и приходится бороться. Родной язык является ретранслятором национальной культуры, и утрата его оказывает прямое воздействие на некоторые ее компоненты, прежде всего в духовной сфере (на обычаи, традиции, самосознание). Способную содействовать позитивным изменениям или противостоять им. Несмотря на то что это в значительной степени объективный процесс, не исключается возможность сознательного воздействия на него и регулирования такой важной сферы межнациональных интересов, как деятельность разных типов организаций и защита национальных интересов вне ареала расселения своего народа. Данная проблема имеет большое политическое и практическое значение, ибо перед национальной политикой стоит задача организации взаимодействия усилий по решению национальных проблем не с мифическими представителями различных этнических групп, которых даже в обычной среднестатистической российской области или крае насчитывается несколько десятков, а с реальными национально-этническими образованиями, выполняющими вполне конкретные общественные функции и представляющими определенные социальные силы. Сфера национальной политики - это в значительной степени сфера согласования этнических интересов, где возможно
построение оптимальной структуры взаимодействия.

 

28. Русский язык в странах ближнего зарубежья: статус, воспроизводство, перспективы.

Русский язык был и продолжает оставаться одним из мировых языков, однако в конце XX столетия в области функционирования русского языка как мирового в ряде стран и регионов в силу различных причин обозначились тревожные тенденции. В самом сложном положении русский язык оказался на постсоветском пространстве. С 1ой стороны, по ист инерции он до сих пор там играет роль яз межнационального общения. Русским языком в ряде стран СНГ продолжают пользоваться в деловых кругах, финансовой и банковской системах, в некоторых госструктурах. В Белоруссии, Украине и Казахстане, более 70% населения свободно владеют русским яз. Около 30 % свободно говорят по-русски в Армении, Грузии, Литве и Таджикистане. В Киргизии, Латвии, Молдавии и Эстонии, несмотря на доминирование яз титульной нации, четверть населения назвала рус яз общения. Родным рус яз в СНГ и Балтии считают 23,5 миллиона человек. С др стороны, идет процесс (в посл вр замедлился, но не приостановлен) разрушения русскояз пространства, последствия которого начинают ощущаться. Особенно быстро сокращается число владеющих рус яз среди молодого поколения многих бывших сов респ. Результат внедрения яз титульных наций в качестве единственного гос - постепенное вытеснение рус яз из общест-пол и хоз жизни, области культуры, средств массовой инф. Сокращаются возможности получения образования на рус яз. Меньше внимания уделяется его изучению в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях, обучение все чаще ведется на яз титульных наций. Наиболее доступно высшее образование на рус яз в Белоруссии, Казахстане, Украине и Молдавии. Общая тенденция сужения сферы применения рус яз в национальной высшей школе. Это затрагивает права миллионов наших русских, в результате распада СССР оказавшихся за рубежом, не отвечает и нац интересам новых независимых государств. Ошибочная языковая политика может вызвать серьезные затруднения в развитии сотрудничества как в рамках СНГ (экономическая и научно-техническая интеграция, формирование единого образовательного пространства и т.д.), так и в сфере взаимных двусторонних отношений. Значение нац яз для взаимодействия культур, народов и цивилизаций резко возросло в информационную эпоху ХХI века. Развитие и удовлетворение нац-кул запросов, соблюдения гражданских прав и свобод, обеспечения равных возможностей для носителей языков — задача законодательного закрепления статуса рус яз. Особую актуальность и важность приобрела проблема в странах СНГ и Балтии русскому языку особого статуса. Это ключевой фактор сохранения его позиций.

Фонд «Русский мир» создан указом Путина 2007. Осн цели Фонда - популяризация рус яз и поддержка программ изучения рус яз в РФ и за рубежом, развития межкультурного диалога и укрепления взаимопонимания между народами. Ключевыми структурами, обеспечивающими реализацию основных проектов Фонда в странах ближнего и дальнего зарубежья являются Русские центры.

Огромную работу по поддержке и развитию русского языка на постсоветском пространстве выполняет МИД России и его загранучреждения. Постоянные контакты МИД России с рядом ведомств, учреждений и общественных организаций способствуют повышению эффективности проводимых мероприятий по продвижению рус яз..

Воссоздание в 2002 Совета по русскому языку при Правительстве РФ => складывается определенная система распространения и поддержки рус яз в зарубежных странах. Комиссия Совета «Русский язык в странах СНГ и ближнего зарубежья; русский язык как мировой; русский язык в дальнем зарубежье», объединяющая усилия различных ведомств и организаций в проведении крупномасштабных мероприятий (конгрессы Международной ассоциации преподавателей рус яз и литературы, международные конференции и семинары по проблематике рус яз и литературы, международные олимпиады школьников по рус яз). Принятие Федеральной целевой программы «Русский язык». Российскими загранучреждениями – поддержка рус яз (сбор и обобщение информации о положении рус яз, поддерживают контакты с кафедрами русистики и славистики, русскоязычными СМИ, организациями выпускников российских вузов и русскоязычной диаспоры, оказывают содействие в организации курсов). 

Государственный институт рус яз им. А.С. Пушкина имеет договоры о сотрудничестве более чем со 100 партнерами (университеты, кафедры русистики, славистики) за рубежом.

Российское общество преподавателей рус яз и литературы. Центр развития русского языка, учр в 1999, международные мероприятия.

2008 года Указом Президента Российской Федерации было создано подведомственное МИД РФ Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество). Агентство участвует в расширении и активизации межрегионального и приграничного сотрудничества со странами СНГ. Проект Концепции федеральной целевой программы «Рус язык» на 2011-2015 годы. Задачи: обеспечение эффективного функционирования рус яз как основы развития интеграционных процессов в СНГ и его поддержка в среде соотечественников, проживающих за рубежом. Один из инструментов продвижения рус яз в странах Ближнего Зарубежья - проведение международных конгрессов и симпозиумов. Принимаемые по итогам их работы декларации и решения имеют своей целью инициировать развитие культурно-языковой политики на постсоветском пространстве.

Однако принимаемые с целью интенсификации распространения рус яз государственные программы на практике часто оказываются неэффективны, что, прежде всего, связано с недостатком средств. Сложившаяся негативная ситуация вокруг рус яз в постсоветских странах в перспективе может быть исправлена, при способствовании сотрудничествf России в этом вопросе с бывшими сов респ на высшем гос уровне. РФ необходимо развивать существующие и создавать новые национальные проекты и программы, направленные на продвижение рус яз в странах Ближнего Зарубежья. Важное значение при реализации поставленной задачи имеет Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ (МФГС).



2020-02-03 242 Обсуждений (0)
Проблема формирования гражданских наций в странах ближнего зарубежья. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблема формирования гражданских наций в странах ближнего зарубежья.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (242)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)