Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Бюрократия и государство



2020-02-03 223 Обсуждений (0)
Бюрократия и государство 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Чаще всего теория бюрократии сводится к трем основным типам: 1) Макса Вебера, или теория рациональной бюрократии; 2) марксистской; 3) восточной (имперской, азиатской, китайской).

Наибольшую разработку получила веберовская теория, которая составила фундамент современной практики государственного управления во многих западных странах.

Основные положения этой теории состоят в следующем:

1) бюрократы являются профессиональными управленцами, без которых не может существовать ни одно общество в государственно организованной форме. Иначе говоря, это слой профессионально подготовленных людей, назначение которых - компетентное управление государственными делами. Они представляют собой абсолютно необходимую часть государственного аппарата и хотя сами не создают никаких материальных ценностей, тем не менее выполняют социально полезные функции;

 

2) бюрократическая организация - это рациональное институциональное устройство для решения сложных задач управления в обществе и характеризуется ведением дел компетентными и бесстрастными исполнителями в полном соответствии с законом;

3) упорядоченность делопроизводства, т.е. наличие обязательных регламентированных процедур, соблюдение которых строго необходимо для каждого чиновника и отступление от которых расценивается как должностной проступок;

4) иерархическая организация, основанная на строго установленной должностной субординации;

5) внутриорганизационная деятельность, осуществляемая в форме письменных документов, которые подлежат длительному хранению;

6) все чиновники должны быть хорошими специалистами в сфере не только собственных обязанностей, но и

норм права;

7) свобода от субъективных влияний при принятии решений, т.е. обезличенность функционирования, что дает гарантии от произвола конкретных исполнителей.Основные черты этого явления.

Следует различать бюрократию и бюрократизм. Последний порожден негативными чертами бюрократической организации, которые состоят в следующем:

1) отрыв аппарата управления от общества, в результате чего исполнительная власть становится фактически независимой и безответственной;

2) чиновники превращаются в самостоятельную силу, которая стремится подчинить правила управления собственному сохранению и использует свое положение для распоряжения общественными делами;

3) чиновник не может быть абсолютно беспристрастным при выполнении управленческих полномочий (как полагал Вебер), поскольку у него есть собственный интерес и он стремится навязать его обществу;

4) в бюрократической организации заложен антидемократизм, так как чиновник считается единственно компетентным лицом, а все другие - непрофессионалы, вынужденные подчиняться власти чиновника;

5) бюрократическая модель ведет к бессмысленному формализму, поскольку чиновник следит за соблюдением процедуры, хотя ее требования нередко формальны. В результате содержание управленческой деятельности подменяется соблюдением формы;

6) расширение деятельности государственного аппарата, увеличение его штатов осложняют контроль над ним. Следовательно, снижается ответственность чиновников, растет их безнаказанность. Достаточно сослаться на такие факты:, в нынешней России общая численность работников аппарата составляет 1 млн 130 тыс. чиновников. Для сравнения укажем, что в царской России на одну тысячу жителей приходилось до 0,3 чиновника, в СССР в 1991 г. - 4,8, а в современной России - 7,9. Таким образом, за последние десять лет аппарат власти вырос более чем в полтора раза;

7) желание скрыть свои дела под видом секретности и посредством закрытия каналов коммуникации. Это направлено на стремление выйти из-под контроля общества и обеспечить монополию власти. Отсюда бюрократизм работает на себя вместо того, чтобы работать на общество. Кроме того, чиновники охраняют свои привилегии, используют свое положение в ущерб управляемым.

Бюрократия - это явление общественное, социальное, присущее только социуму (обществу).

Во-вторых, бюрократия, как и демократия, - это явление, неразрывно связанное с таким социальным явлением, как власть. Не случайно в составе обоих слов содержится указание на власть. Бюрократия и демократия - это два различных, а точнее - противоположных, способа организации власти в социальном коллективе.

В-третьих, бюрократия, как и демократия, может касаться не только власти государственной, но и власти в любой общественной организации (например, в партии). Однако бюрократия, в отличие от демократии, может иметь ме­сто только в том случае, когда субъект власти и ее объект разделены, отчуждены друг от друга (что как раз и характерно для государственной власти). В этой разделенности субъекта и объекта власти и состоит объективная основа бюрократии, постоянно таящая в себе ее ростки.

Полностью искоренить бюрократию (как в рамках конкретной властно-управленческой системы, так и в масштабе общества) можно, только лишив ее названной объективной основы путем перехода на принципиально иной способ управления, а именно - на самоуправление, которое предполагает совпадение (полное или частичное) субъекта и объекта власти.

 

 

Типология государства

Теоретические основы типологии государства. Закономерности смены типов государств.

Исторический тип гос-ва – это совокупность общих признаков, характеризующих гос-во на определенном этапе его развития. Типология – способ научного познания, заключающийся в поиске и систематизации общих признаков тех или иных явлений.

В ТГП сущ. неск-ко подходов к типологии, т.к. различные школы признают существенными различные приз-ки. Формационный и цивилизационный подход, западно-европейская наука классифицирует гос-ва в зависимости от отношений между гос. вл. и индивидом. Поэтому признаку выделяют 2 типа гос-ти: демократия и автократия (наоборот). В первую группу он включает «классово-контролируемые гос-ва» (империи), а также псевдодемократические гос-ва, в которых правительства образуются привилегированной частью общества. Ко второй группе – те современные гос-ва, в которых отношения между властью и гражданином строятся на началах справедливости и взаимной ответственности.

формационный подход.

Суть его в том, что выяснение типа гос-ва основывается на понимании истории как естественно-исторического процесса смены общественно-экономических формаций, каждой из которых в условиях существования классов соответствует определенный тип гос-ва.

Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как важнейшая ступень в развитии человека.

Признаки общественно-экономической формации.

1. осн. существенным приз-ком яв. такой признак, как способ производства. Выделяют 4 способа произ-ва: рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический. Новое гос-во базируется на общественной собст-сти на орудия и сред-ва произ-ва, предполагающей сотрудничество свободных от эксплуатации людей. На основании формационного подхода, и перечисленных способах производства выделяют 5 типов гос-в: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое и т. н. восточное.(отсутствие ч.с. на землю, община, бюрократический аппарат, застойность)

 Дополнительные признаки 2. уровень развития производительных сил, 3. характер производственных отношений, кот. в свою очередь определяют харак-р Г. Переход от одной общественно экономической формации к др. происходит в рез-те смены отживших форм производственных отнош-й и замены их новым экон-м строем. Изменение экон-го базиса влечет за собой изменения в гос-пр. явлениях.

Цивилизационный подход ориентирован на познание прошлого через все формы деятельности человека: трудовую, политическую, социальную. Концепция цивилизации позволяет различать не только противостояние классов и соц. групп, но и сферу их взаимодействия на базе общечеловеческих ценностей

Цивилизационный подход. Какие признаки яв. существенными – неустоявшаяся позиция. Существует 2 основных направления в этом подходе. Это технологическое направление, согласно которому тип гос-ва связывается с той стадией НТП и жизненного уровня населения, определяемого потреблением и оказанием услуг, которой соответствует данное гос-во.

Концепция цивилизации, под которой понимает замкнутое локальное состояние общества, отличающееся общностью редигиозных, психологических, культурных, географических и др. признаков. В соответствии с ним он выделяет в мировой истории более 20 цивилизаций.

Некот-е авторы считают, что ни одно гос-во не похоже на другое, следов-но сущ. цивилизации Китай, Яп., Рос.. Большинство берут в основу выделения цивилизации ценностный подход. Общественная ценность – это то, что для определенного общества значимо и охраняется в определенном порядке гос- вом. Исходя из содержания ценностей выделяют два типа цивилизаций: восточные и европейские. И цивилизационный и формационный подходы объективно характеризуют закономерности развития г. и п. Объективно любая цивилизация обладает такими свой-ми, кот. позволяют ей развивать ценности до определенного этапа – предел роста. Достигнув своего апогея и начав падение могут в определенных изменившихся усл-ях снова начать развиваться, но исчерпав ресурсы цивилиз-я может исчезнуть или подчиниться др. более развитым цивилиз-ям. Например, ацтеки. Восток и запад идут параллельно.

 

Правопорядок

Правопорядок есть система упорядоченности общественных отношений, складывающийся в результате реализации правовых норм.

Это состояние урегулированности общественных отношений, в которых поведение субъектов является правомерным.

В формировании правопорядка участвуют все элементы механизма правового регулирования. Нормативной основой правопорядка являются нормы права.

Содержанием правопорядка является правомерное поведение субъектов права, т.е. достигающее целей правового регулирования. Особенности правопорядка как системы общественных отношений состоят в том, что он поддерживается на основе постоянной реализации правовых норм, обеспечивается и защищается государством, является итогом законности, создает условия для организации и самоорганизации общества.

Правопорядок является сложной социально-правовой структурой, где переплетены элементы правового и не правового характера. Правопорядок нельзя отожествлять с совокупностью общественных отношений, с правом и законностью, с государственным порядком. Он во многом является результатом итогового действия права и всей системы отношений, основанных на праве.

Основными признаками правопорядка являются следующие: он основан на нормах права, в нем отражаются социально-экономические, культурные и другие отношения и нормы, он является формой реализации социальной нормативности и упорядоченности, он формируется при активном участии всех субъектов права, основан на законах, от которых приобретает соответствующие юридические качества и свойства, является завершающей формой всех юридических процессов, он формирует образцы правомерного поведения и оказывает обратное воздействие на законодательство.

Структура правопорядка - это единство и упорядоченность элементов системы общественных отношений, урегулированных правом в соответствии с целями правового регулирования. Правопорядок структурно обозначает реализованную систему права и включает в себя различные виды общественных отношений (конституционные, административные, семейные и др.), урегулированные нормами права. В структуре правопорядка в соответствии с элементами системы права выделяют определенные группы общественных отношений, урегулированных институтами, подотраслями и отраслями права.

В структуру (систему) правопорядка включаются также участники правопорядка, акты реализации права, взаимодействие составляющих правопорядок элементов.

Сложный состав правопорядка связан с единством его структуры, содержания и функций. В структуру правопорядка включают также правовую структуру общества (государственные и негосударственные образования), которая закрепляет фактическую конституцию (устройство) общества, где каждый элемент структуры выполняет свою определенную функцию, правовые отношения и связи и атрибутивные элементы правопорядка (методы, процедуры, формы регулирования и т.д.).

Структурные отношения - это отношения между элементами правопорядка (в статическом и динамическом выражениях) на всех уровнях.

Правопорядок - это не застывшая в своем развитии система отношений и связей, а постоянно изменяющаяся система, в том числе по содержанию и форме. Правопорядок в динамике основывается, прежде всего, на системе процессуальных норм, т.е. задача правопорядка - упорядочивать юридические процедуры, действия субъектов и юридических форм. Правопорядок может быть общим, отраслевым, специальным, сложным, элементарным и т.д. Совокупность классификационных признаков в итоге образуют единый правопорядок.

Под содержанием правопорядка понимается система правовых структур, элементов, процессов, существенных свойств и признаков.

Выделяют, прежде всего, материальное содержание (закономерности функционирования, реальные отношения и связи) и юридическое содержание правопорядка (как итог реализации права и законности, как систему действия правоотношений и упорядоченности правовых элементов, отношений, процессов).

Под формой правопорядка понимается его внутренняя структура, функционирование во времени, в пространстве, по кругу лиц, по объектам регулирования. Форма правопорядка связана с его содержанием.

Функции правопорядка, прежде всего, обозначают назначение его элементов и их связей между собой, которые проявляются в функционировании общества и государства. К ним относятся следующие функции:

функция упорядочения и стабилизации общественных отношений;

функция определенности и стабильности внутренних связей и отношений (между составными элементами правопорядка);

функция защиты и совершенствования правопорядка.

Принципы правопорядка являются той основой, на которой он формируется и функционирует. К принципам правопорядка принято относить следующие:

принцип демократизма правопорядка;

принцип конституционности;

принцип правовой нормативности;

принцип законности;

принцип структурной целостности;

принцип соподчиненности связей и отношений правопорядка;

принцип упорядоченности и взаимозависимости уровней правопорядка;

принцип справедливости и гарантированности;

принцип простоты и универсальности;

принцип подконтрольности отношений правопорядка и др.

Данные принципы являются основой для поддержания и совершенствования системных связей и отношений между структурными элементами правопорядка. Эти принципы должны учитываться в процессе правотворческой, правореализационной, правоприменительной и правоохранительной деятельности.

Состав правонарушения

Под правонарушением понимается предусмотренное нормой права общественно опасное деяние (действие или бездействие), причиняющее или создающее угрозу причинения вреда общественным отношениям, охраняемым з-ном.

Юридический состав правонарушения

 

Под составом правонарушения понимают совокупность признаков, которые характеризуют согласно российскому законодательству как правонарушение конкретное общественно вредное деяние. Состав любого правонарушения включает в себя:

1) характеристику объекта правонарушения, объективной стороны;

2) субъективной стороны и субъекта правонарушения.

Обязательным признаком состава правонарушения считают объект правонарушения. Объект правонарушения – одно из важных понятий теории правонарушений. Каждое преступление, проявляется ли оно в действии или бездействии, всегда является посягательством на конкретный объект. Нет преступления, которое ни на что не посягает. Данное положение можно применить ко всем видам правонарушений. В современной правовой литературе широкое распространение получило мнение, что объектом правонарушения являются общественные отношения, которые регулируются нормами права. Правонарушение является определенным социальным явлением, которое воздействует на всю систему общественных отношений.

Субъект правонарушений – необходимый элемент состава правонарушения. Субъект производит все действия, преступления и поступки. Тем самым он воздействует на объект и собственными действиями привносит изменения во внешний мир. Таким образом, если объект – это внешнее явление, которое существует независимо от субъекта, то субъект является носителем действия. Субъект и объект находятся постоянно в таком взаимодействии между собой, когда на одном полюсе расположен субъект, а на другом – объект. Учитывая общефилософское понимание взаимодействия субъекта и объекта как единства двух противоположностей в правовых взаимоотношениях, субъект и объект постоянно должны быть вместе, так как:

1) субъект и объект определяют наличие или отсутствие правонарушения;

2) в правонарушении объект не существует без субъекта, носителя действия, как и субъект не будет субъектом, пока не повлияет своими действиями на объект правонарушения.

Субъектом правонарушения могут быть только вменяемые физические лица.

Субъективную сторону правонарушения считают еще одним нужным признаком состава правонарушения:

1) в ней обнаруживается вредность противоправного деяния для общества;

2) характер субъективной стороны правонарушений отличает собственно правонарушения от объективно противоправных проступков;

3) субъективную сторону правонарушения составляют элементы, которые показывают правонарушение с точки зрения внутреннего состояния человека при совершении им данного деяния.

Психологи делят деяние человека на два этапа:

1) принятие решения, а именно деятельность человеческого мозга;

2) поведение человека, которое выражено внешне, а именно связано с осуществлением решения под руководством сознания.

Таким образом, внешняя и внутренняя стороны поведения человека находятся в очень тесной взаимосвязи, и противопоставлять или отрывать одну сторону от другой невозможно.

Вина – это определенное психическое отношение человека к своему конкретному внешнему поведению и его следствию, а не состояние психики этого лица вообще. В соответствии с данным определением право выделяет две главные формы вины: 1) умысел; 2) неосторожность.

Объективную сторону правонарушения составляют все элементы деяния, которыми можно охарактеризовать правонарушение как конкретный акт внешнего поведения лица.

 

Государство и церковь

В период распада первобытно-общинного общества и возникновения государства присходит разделение социальных норм на религию и правовую мораль. Огромное влияние религия оказала на рабовладельческое общество. Все древние народы дают божественное объяснение и обоснование святым законам. Переход к феодальной эпохе был связан с четким оформлением мировых религий. Развивается каноническое право, все прочнее утверждаются нормы шариата.

В России эпизодические попытки православной церкви усилить свое влияние на государство вначале особого успеха не имели. Создание государственной системы управления церковью существенно ограничивало свободу православной церкви. В дореволюционной России реформой начала XVIII в. была установлена гос. церковность в лице православия. Будучи частью гос. аппарата церковь пользовалась особыми привилегиями: владела недвижимостью, получала субсидии. С приходом Сов. власти церковь отделилась от государства, упразднились все формы союза церкви и государства.

В настоящее время в России конституцией каждому гражданину гарантируется свобода вероисповедования, включая право не исповедовать никакой.

Закон «О свободе вероисповедования» реализует право на реализацию убеждений, религиозные объединения и религиозную деятельность. Религиозные объединения определяются как добровольные объединения совершеннолетних граждан, образованные в целях совместного осуществления прав граждан на свободу вероисповедования.

 



2020-02-03 223 Обсуждений (0)
Бюрократия и государство 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Бюрократия и государство

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (223)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)