Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Губернский училищный совет.



2020-02-03 340 Обсуждений (0)
Губернский училищный совет. 0.00 из 5.00 0 оценок




Губернские училищные советы были учреждены в 1874 г., при введении «Положения о народных училищах», только в тех губерниях, в которых введены земские учреждения. Совет, под председательством губернского предводителя дворянства, состоял из директора народных училищ, члена по назначению от попечителя учебного округа, члена по назначению от губернатора, члена по назначению от епархиального архиерея, двух членов от губернского земского собрания.

Совет занимался координацией деятельности разных ведомств, заведующих начальными школами в губернии (начальные школы содержались преимущественно земствами, городами и духовным ведомством, но также имелись и «министерские» начальные училища, напрямую управляемые министерством народного просвещения). Непосредственное руководство народными училищами осуществлял специальный губернский чиновник (по ведомству Министерства народного просвещения) — директор народных училищ и подчиненные ему инспекторы народных училищ, совет занимался только общим наблюдением и попечением за развитие начального образования. Совет утверждал отчеты инспекторов народных училищ, подтверждал утверждение в должности учителей и увольнял неблагонадежных учителей, распределял субсидии и т. д.

В уездах имелись аналогичные по составу уездные училищные советы.

В реальной административной практике всю работу по развитию сети и финансированию начальных училищ взяли на себя земства, города (в меньшей степени) и духовное ведомство, училищные советы собирались нечасто и выполняли формальные функции.

Общее присутствие губернских установлений.

Межведомственная комиссия, которую губернатор собирал для решения дел «особо важных и чрезвычайных», «встретив сомнение и недоразумение в смысле законов». Представляло собой совместное заседание Губернского правления, Казенной палаты и Управления государственных имуществ. В реальной административной практике не созывалось.

Отрасли, не управляемые на губернском уровне.

В приведенном выше списке административных органов отсутствуют учреждения, отвечающие за весьма важные функции, по следующим причинам:

Полиция. Единого органа полицейской власти на губернском уровне не существовало, в отличие от городов и уездов; координировал работу местной полиции непосредственно и лично губернатор.

Жандармерия. В 1827 г. Император Николай I учредил жандармский корпус. Если полиция подчинялась министерству внутренних дел, то жандармерией ведал сам Император; до 1880 г. – через Третье отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии. В каждом губернском городе было жандармское отделение во главе с жандармским офицером, обычно полковником. Жандармы охраняли особо важные государственные объекты, следили за порядком на железных дорогах.

Суд. Судебные учреждения представляли собой независимую ветвь власти и не относились к числу губернских учреждений. Судебные округа не обязательно совпадали с губерниями, и не в каждой губернии была судебная палата, низшая судебная инстанция — окружные суды, напротив, в некоторых случаях охватывали территорию менее губернии.

Здравоохранение. Государство, за редкими исключениями, не имело в губерниях лечебных учреждений; все медицинские учреждения находились в заведовании земств. По этой причине, кроме маленького врачебного отделения в составе губернского правления, никаких учреждений, заведовавших медициной, не существовало.

Среднее и высшее образование. Образование управлялось через 12 учебных округов министерства народного просвещения, на губернском уровне управление средним и высшим образованием отсутствовало.

Почта и телеграф. Управлялись через почтово-телеграфные округа Министерства внутренних дел, не совпадавшие с губерниями.

Уездные власти.

Губерния делилась на уезды, административными центрами которых были уездные города. «Городские власти и места суть: в городах С.-Петербурге, Москве, Одессе, Севастополе, Керчи, Николаеве, Ростове-на-Дону вместе с Нахичеванью и в городе Баку: градоначальник; в городах с отдельною от уездной полицией - полицмейстер; городовые врачи; городская дума; городская управа; городской староста; сиротский суд; городское по квартирному налогу присутствие и другие городские установления и чины».

Уездным или другим негубернским городом (так называемым заштатным) управлял городничий – полицейский чиновник, распоряжавшийся всеми делами города. Городничий – это полновластный хозяин города: в его подчинении – все чиновники уездного правления, он отвечает за такие, казалось бы, далекие от полиции учреждения, как народные училища или богоугодные заведения, то есть больницы, приюты, богадельни.

Между тем еще с 1785 г. в губернских и уездных городах существовал и выборный орган – шестигласная дума (из шести «гласных», то есть депутатов от разных сословий), руководимая городским головой. Но власть городской думы и городского головы до реформы 1870 г. была совершенно призрачной и неощутимой. Реальной властью обладали не выбранные лица, а назначенные правительственными органами чиновники. В уездном городе это был городничий.

В уездном городе заседал уездный суд, служивший до 1863 г. первой судебной инстанцией для дворян. Он решал мелкие уголовные и гражданские дела, чаще всего – споры о землевладениях. Уездный судьябыл после городничего вторым лицом в уездном городе. При судье состоял заседатель.

Власть городничего, как показывает и само название должности, ограничивалось территорией города. «Уездные места и власти суть: уездный исправник; уездный съезд или уездное по крестьянским делам присутствие; уездное по воинской повинности присутствие; уездные врачи; уездные комитеты общественного здравия и оспенные; дворянская опека; уездный распорядительный комитет; уездное земское собрание; уездная земская управа; уездный комитет и уездная управа по делам земского хозяйства».

Главой административно-полицейской власти уезда (без городов) до 1862 г. был капитан-исправник. При нем было два-три помощника – земские заседатели. Исправники и заседатели избирались местным дворянством из своей среды, должности были платными. С 1837 г. помощниками уездного исправника вместо земских заседателей стали становые пристава, каждый из которых ведал станом – полицейским округом. Уезд разделялся на два-три округа.

До 1863 г. капитан-исправник стоял во главе низшего земского суда – уездного административно-полицейского органа, ведавшего всеми сословиями, кроме дворян. Его не надо смешивать с уездным судом.

В 1863 г. низший земский суд был упразднен, так же как и должность городничего. Власть уездного, или земского, исправника с той поры распространилась и на уездный город. Исправники, назначаемые правительством – начальники уездной полиции, – просуществовали вплоть до 1917 г.

В 1878 г. становые пристава получили в свое распоряжение урядников – сельских полицейских. Их не надо путать с урядниками – унтер-офицерами казачьих войск, к которым они не имели никакого отношения.

В 1889 г. правительство ввело в уездах 40 губерний Европейской России должность земского начальника, назначаемого из дворян, призванного осуществлять надзор за деятельностью органов крестьянского сословного самоуправления. Он объединял в своих руках как административную, так и судебную власть над крестьянством всего уезда, утверждал в должности избранных крестьянами старост. Сельская территория уезда делилась на земские участки, подведомственные соответствующим земским начальникам.

Городская полиция.

Полиция в городах отличалась от полицейских органов в сельской местности. До 1917 г. более или менее крупный город разделялся на части, то есть своего рода районы. Во главе полиции каждой части стоял частный пристав. Небольшие уездные города на части не разделялись. Тем не менее, и в них был частный пристав, ближайший помощник городничего. Частный пристав со своей канцелярией помещались в «частном доме». При каждом частном доме было арестантское отделение – съезжая, которую в народе иногда называли «холодной» или «сибиркой» из-за стоявшего в ней холода.

Полицейские части разделялись на кварталы во главе с квартальными надзирателями, помощники которых назывались квартальными поручиками. В народе квартальных надзирателей называли просто квартальными. На одну полицейскую часть приходилось 4-5 кварталов. Самой мелкой полицейской территорией был околоток во главе с околоточным надзирателем, но они были не везде, а только в крупных городах. Рядовые постовые полицейские в городах до 1862 г. именовались будочниками – от слова «будка». Вооруженный алебардой, то есть длинным копьем с топориком, будочник пребывал на посту в будке, окрашенной полосами. Но чаще будка имела вид жилого дома, окруженного огородом, зимой деревянная или каменная будка отапливалась. Будочник не просто стоял на посту, но и жил в будке вместе с семьей. «Будочник» было словом неофициальным. Низшим полицейским чином был и хожалый – рассыльный при полиции, исполнявший разные поручения.

В помощь полиции в дореформенное время выделялись десятские из мещан – от каждого десятого двора.

Полицмейстер, – так назывался начальник полиции губернского города. В Петербурге и в Москве их было несколько, и подчинялись они главному – обер-полицмейстеру, а с 1905 г. – градоначальнику. Полицией в столицах, вплоть до 1884 г., ведала управа благочиния.

В 1862 г. будочники были упразднены, уступив свое место городовым.В 1881 г. полицейские кварталы были переименованы в участки во главе с участковыми приставами. Изменилась и форма – полицейские стали носить черные шинели и мундиры темно-синего сукна.

Волость и село.

Самой мелкой административно-территориальной единицей Царской России была волость, объединяющая несколько сел и деревень. Во главе ее стоял волостной старшина, избираемый на три года сельским сходом. Волостной старшина вместе со своим помощником волостным (или земским) писарем возглавлял волостное правление, состоявшее из сельских старост и других выборных должностных лиц. Старшиной был, как правило, состоятельный, знавший грамоту крестьянин. После реформы 1861 г. волостной старшина получил большую власть над крестьянами. После реформы кандидатура волостного старшины утверждалась мировым посредником, а с 1889 г. – земским начальником.

В отдельных селах (одном или нескольких) судебно-полицейской властью обладал сельский сход во главе с выбранным старостой. Еще при крепостном праве сельский сход избирал из своей среды для выполнения различных общественных и административных обязанностей десятских и сотских. Названия обеих должностей – от числа выделявших их дворов. Десятские определяли пришлых людей на ночлег, исполняли обязанности курьеров и т.п. После крестьянской реформы сотские, как и десятские, превратились в низших полицейских служителей на селе. Сотские и десятские формы не носили – об их должности свидетельствовала особая медная бляха, повешенная на груди.

Судебной инстанцией в волости после 1864 г. был ежегодно избираемый волостным сходом волостной суд. Он разбирал мелкие гражданские и уголовные дела, имея право приговорить крестьянина к штрафу, кратковременному заключению, телесному наказанию. В 1903 г., в связи с ростом стихийных выступлений крестьян, был учрежден новый низший полицейский чин – стражники, подчиненные урядникам. Вызвано это было тем, что десятские и сотские утратили доверие начальства, так как часто присоединялись к восставшим крестьянам.

Земские учреждения.

На момент издания «Положения о губернских и уездных земских учреждениях» 1890 г. таковые учреждения существовали в 34 губерниях Европейской России.

В 1903 г. было принято «Положение об управлении земским хозяйством в губерниях Витебской, Волынской, Киевской, Минской, Могилевской, Подольской», по которому в указанных неземских губерниях вводился модифицированный порядок земского управления, с назначением всех членов земских управ и земских гласных от правительства. Данный порядок был признан неудачным, после чего с 1910 г. разрабатывался законопроект о введении в этих губерниях выборных земских учреждений, но также с исключениями из общего порядка, направленными на отстранение от участия в земствах польских землевладельцев. Принятие данного закона в 1911 г. сопровождалось острым политическим кризисом. Выборное земство в этих шести губерниях действовало с 1912 г.

В 1912 г. были приняты законы о введении с 1913 г. выборных земств в Астраханской, Оренбургской и Ставропольской (административно относилась к Кавказскому краю) губерниях.

Городское самоуправление (городские думы и городские управы) Санкт-Петербурга, Москвы и Одессы имели статус независимых уездных земских собраний и управ, таким образом, одноименные уездные собрания и управы управляли только пригородными уездами, а территории городов были от них независимы.

На момент переписи 1897 г. в 34 земских губерниях проживало 65 910 тыс. человек, что составляло 70,5 % от населения Европейской России, 52,5 % от населения Империи (без Финляндии). На 1 января 1914 г. в 42 земских губерниях Европейской России проживало 111 708 тыс. человек, что составляло 88,9 % от населения Европейской России, а всего в 43 земских губерниях проживало 113 020 тыс. человек, что составляло 64,9 % от населения Империи (без Финляндии).

Полномочия земских учреждений распространялись на следующие предметы:

*Сбор губернских и уездных земских повинностей и заведование собственными капиталами;

* Попечение о развитии народного образования и установленное законами участие в заведовании содержимыми за счет земства учебными учреждениями;

*Содержание в исправности состоящих в ведении земства дорог, дорожных сооружений, а также пристаней вне поселений;

* Заведование земскими лечебными и благотворительными заведениями, попечение о призрении (то есть комплексной социальной помощи) бедных, неизлечимых больных и умалишенных;

* Заведование взаимным земским страхованием имуществ;

* Оказание продовольственной помощи населению;

*Участие в санитарно-эпидемиологических и ветеринарно-полицейских мероприятиях;

* Предупреждение и тушение пожаров;

* Устройство и содержание земской почты;

* Воспособление местному земледелию, торговле и промышленности.

Уездные земские собрания также выбирали мировых судей (до отмены института мировых судей при введении земских начальников).

Практически сложившаяся схема распределения полномочий выглядела следующим образом:

1. Медицина. Земства содержали все медицинские учреждения в уездах и подавляющее большинство больниц в губернских городах, государственные больницы существовали только в столицах и самых крупных городах. Земства оплачивали содержание бедных, неизлечимых и психиатрических больных в государственных больницах и больницах других земств.

2. Образование. Земства содержали (с государственным пособием) начальные школы; при этом земские школы находились под методическим руководством Министерства народного просвещения. Параллельно существовала независимая от земств сеть церковно-приходских школ Духовного ведомства. Министерские (полностью государственные) начальные школы были редки. Начальные школы повышенного типа (уездные и городские училища, высшие начальные училища) содержались преимущественно государством. Начальные школы в городах содержались как земствами, так и городскими самоуправлениями. Специализированные неполные средние учебные заведения (сельскохозяйственные, технические училища и т. п.) содержались частично земствами, частично государством (разными ведомствами) без сложившейся системы. Среднее и неполное среднее образование (гимназии, прогимназии, реальные училища), а также высшее образование были государственными.

3. Социальная помощь. Земства в обязательном порядке содержали на свой счет подкидышей и сирот. Социальная помощь остальным категориям населения оказывалась бессистемно.

4. Дорожное хозяйство. Основные транзитные дороги содержались государством. Малозначительные дороги, соединяющие губернии, и все дороги внутри губерний содержались земствами.

5. Санитарно-эпидемиологическая и ветеринарная служба. Участие государства было минимальным - на уровне губернских врачебных и ветеринарных инспекторов с несколькими помощниками. Вся остальная работа выполнялась земствами.

6. Охрана правопорядка. Полностью осуществлялась государством, при участии сельской полиции в волостях. Земства содержали арестные дома, для подвергнутых аресту по постановлениям земских начальников и городских судей.

7. Благоустройство населенных пунктов. Благоустройство городов было полностью возложено на городские самоуправления, благоустройство в сельской местности — на сельские общества.

8. Агрономическая помощь. Все виды агрономической помощи (консультирование, содержание опытных хозяйств, торговля сельскохозяйственными орудиями, специальное образование для крестьян) почти полностью оказывались населению земствами. Государство предпочитало субсидировать эту деятельность земств, а не вести ее самостоятельно.

9. Мелкий кредит. Система учреждений мелкого кредита была предназначена для льготного кредитования крестьян, преимущественно через кооперативы и товарищества. Государство самостоятельно занималось мелким кредитом без участия земств.

Практическое разделение полномочий между земствами и городскими самоуправлениями. Закон однозначно относил все мероприятия по благоустройству городов к сфере деятельности городских самоуправлений. Разграничение в вопросах образования, медицины и социальной помощи законом не устанавливалось, и в каждом случае было предметом индивидуального соглашения между земствами и городами. В целом, более крупные и обеспеченные города содержали школы (чаще) и больницы (реже) за свой счет, а более мелкие — пользовались земскими (в некоторых случаях компенсируя земствам расходы).

Устройство, функции и полномочия земских учреждений. Земские собрания и управы.

Земские учреждения (как на губернском, так и на уездном уровне) состояли из периодически собираемого выборного представительного органа — земского собрания и постоянно действующего исполнительного органа — земской управы. Этим выборным органам были подчинены все земские служащие и организации.

Члены земских собраний от короны (предводители дворянства, представители ведомств, епархиальные депутаты) в просторечии назывались «первым элементом», выборные земские гласные и состав земских управ — «вторым элементом», наемные земские служащие — «третьим элементом».

В земских собраниях участвовали выборные гласные и члены от правительства по должности. Обязанности гласных исполнялись безвозмездно. Земские собрания по закону должны были быть как минимум ежегодными, при наличии необходимости могли собираться и более часто. Распоряжение об открытии земских собраний исходило от губернатора. Как правило, земские собрания заседали 5-10 дней в году.

К особой компетенции уездных собраний относилось раскладка на налогоплательщиков внутри уезда земских сборов. К особой компетенции губернских собраний относился более широкий круг вопросов: раскладка сборов между уездами; распределение недвижимости в ведение уездных и губернского земства; разрешение ярмарок, торгов и базаров; дела по взаимному земскому страхованию; разрешение займов на нужды земства.

И губернские, и уездные собрания, в пределах своих бюджетов и учреждений, решали следующие вопросы: проверка действий и отчетов управ; выборы в управы и установление денежного содержания членам управ; рассмотрение земских смет и раскладок; определение размеров земских сборов; списание недоимок по земским сборам; переложение натуральных повинностей в денежные; определение правил заведования специальными капиталами земств; покупка и продажа недвижимых имуществ. Все прочие вопросы не подлежали в обязательном порядке обсуждению в собраниях и могли решаться земскими управами.

Участники уездного земского собрания: в собрании участвовали, под председательством уездного предводителя дворянства:

* выборные гласные (раздельно выбранные крестьянами, цензовыми собственниками — дворянами, цензовыми собственниками — недворянами);

* представители ведомств земледелия и землеустройства, удельного ведомства (если в уезде имелись государственные или удельные земли);

* депутат от духовного ведомства (если епархиальное начальство сочтет полезным его назначить);

* городской голова;

* инспектор сельского хозяйства (по приглашению председателя, с совещательным голосом).

Участники губернского земского собрания: в собрании участвовали, под председательством губернского предводителя дворянства:

* выборные гласные (от уездных земских собраний);

* уездные предводители дворянства;

* председатели уездных земских управ (c 1899 г.);

* начальники губернских Управлений земледелия и государственных имуществ, управляющие Удельными округами (там, где они были);

* депутат от духовного ведомства (если епархиальное начальство сочтет полезным его назначить);

* представитель министерства торговли и промышленности (там, где существуют казенные горные или соляные промыслы);

* инспектор сельского хозяйства (по приглашению председателя, с совещательным голосом).

Земские управы состояли из председателя и двух членов, по решению земского собрания число членов могло быть увеличено до четырех, а по разрешению министра внутренних дел — до шести. Срок службы этих лиц был трехлетним.

Председатели и члены управ могли не быть гласными, но обязательно должны были иметь избирательное право в этом земстве. Если они еще не были гласными, то получали право членства в соответствующих земских собраниях.

Председатели губернских управ утверждались в должности министром внутренних дел, председатели уездных управ и члены управ — губернатором. Если эти лица не утверждались в должностях, собрания могли, либо сразу выбрать запасных кандидатов, либо провести повторные выборы. При неутверждении второго выбранного кандидата должность замещалась лицом, назначенным министром внутренних дел.

Председатели и члены земских управ считались состоящими на государственной службе и носили мундир, их работа оплачивалась. Председатели губернских управ состояли в V классе (статский советник), председатели уездных управ и члены губернских управ — в VI классе (коллежский советник), члены уездных управ — в VII классе (надворный советник). Те, кто не имел права государственной службы (до 1906 г. — крестьяне и мещане без гимназического образования, с 1906 г. государственная служба была открыта для всех), не производились в чины и числились в них зауряд (то есть только на время нахождения в должности).

На управы возлагалось непосредственное заведование всеми делами земского хозяйства и управления.

Разделение полномочий между губернскими и уездными земскими учреждениями.

Закон не устанавливал никаких требований по разделению, как земских сборов, так и обязанностей между губернским и уездными земствами. В каждой губернии распределение устанавливалось индивидуально. В среднем, губернские земства расходовали 20-30 % от совокупного бюджета земств, остальное распределялось между уездными земствами.

Как правило, уездные земства содержали второстепенные земские дороги, начальные земские школы, богадельни в уездах, участковые врачебные пункты и больницы в уездах, ветеринарную службу в уездах, а также организовывали небольшую часть агрономической помощи.

Губернские земства содержали более значимые дороги, специализированные учебные заведения, губернские больницы, губернскую часть ветеринарной службы, организовывали основную часть мероприятий агрономической помощи, управляли специальными капиталами земств.

Взаимодействие земских и правительственных учреждений. Участие государственной власти в земских учреждениях.

Закон предполагал активный контроль государственной власти над деятельностью земских учреждений, прежде всего через губернаторов и специальный межведомственный орган — губернское по земским и городским делам Присутствие.

Полномочия губернатора и министерства внутренних дел.

Губернаторы управляли всем процессом выборов в земские учреждения, назначая время открытия всех избирательных собраний и съездов, утверждая списки избирателей и проверяя результаты выборов. Губернаторы отдавали распоряжение об открытии очередных и внеочередных земских собраний.

Губернатор получал все решения земских собраний и рассматривал их на соответствие законам, если губернатор находил решения неправовыми, «а также не соответствующими общегосударственным пользам и нужда, либо явно нарушающими интересы местного населения», он выносил их на рассмотрение Присутствия, которое могло отменить эти решения. Существенным в данной правовой норме было то, что губернаторы имели право инициирования отмены земских постановлений не только по причине незаконности, но также и по причине нецелесообразности, то есть, де-факто произвольно.

Определенные решения земских собраний не вступали в силу до утверждения их губернатором, а именно: о разделении земских путей сообщения на губернские и уездные; об изменении направления земских дорог, обращении местных дорог в проселочные и наоборот; об открытии ярмарок, торгов и базаров; о таксах вознаграждения за убытки от потрав, за лесные порубки, за тушение пожаров; о дорожных сборах; об установлении такс для извозчиков.

Ряд более важных постановлений земских собраний подлежал обязательному утверждению министром внутренних дел, а именно: о разделении имуществ и заведений общественного призрения на губернские и уездные; о переложении натуральных земских повинностей в денежные; о займах земств.

Губернатор утверждал в должностях председателей и членов земских управ (председатели губернских управ утверждались министром внутренних дел). Губернатор имел право ревизии земских управ и всех подведомственных им земских учреждений. Губернатор рассматривал жалобы частных лиц на действия земских учреждений, и мог делать распоряжения земским управам об удовлетворении жалоб.

«Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» от 14 августа 1881 г., введенное вскоре после убийства Императора Александра II, предоставляло губернатором и градоначальником в отдельных, указанных специальными временными постановлениями местностях, устранять от должности, по своему усмотрению и без объяснений, наемных служащих земских и городских самоуправлений. Эта мера, задуманная как постоянная, немедленно была распространена на всю территорию империи и действовала без перерыва (продлеваясь особым распоряжением каждый год) вплоть до Февральской революции. Из всех мер контроля государства над земствами именно право губернаторов немотивированно увольнять земских служащих воспринималось земской общественностью наиболее болезненно.

Устройство и полномочия губернского по земским и городским делам присутствия.

Присутствие представляло собой межведомственную комиссию, состоящую из губернатора, губернского предводителя дворянства, вице-губернатора, управляющего Казенной палатой, прокурора Окружного суда, председателя губернской Земской управы, непременного члена (название особенной должности), городского головы губернского города, представителя губернского Земского собрания, представителя городской Думы губернского города. Единственным штатным сотрудником присутствия был непременный член, специальный чиновник министерства внутренних дел, который и отвечал за ведение документации присутствия.

При расхождении мнений присутствия и губернатора дела передавались на решение министра внутренних дел, при согласии мнений губернатора и присутствия отменить решения присутствия мог только Сенат.

Основной задачей присутствия было обсуждение правильности и законности постановлений земских учреждений. Также присутствие рассматривало жалобы на составление списков избирателей и могло, по представлению губернатора, принимать решение об отмене выборов в земские учреждения (при нарушениях законной процедуры). По представлению губернатора, присутствие отменяло постановления земских собраний.

Участие представителей земств в государственных учреждениях.

Представители земств принимали участие в работе многочисленных межведомственных комиссий губернского и уездного уровней, а именно:

1. Член от губернского земского собрания входил в Губернское по земским и городским делам присутствие, занимавшееся урегулированием взаимоотношений между государством и земскими и городскими самоуправлениями.

2. Председатель губернской земской управы входил в Губернскую землеустроительную комиссию, а председатели уездных управ — в уездные землеустроительные комиссии (учреждены в 1906 г.).

3. Председатель губернской земской управы входил в Губернский распорядительный комитет (учреждены в 1874 г.).

4. Член от губернской земской управы входил в Губернское по воинской повинности присутствие, от уездной земской управы — в уездное по воинской повинности присутствие (учреждены в 1874 г.).

5. Председатель губернской земской управы входил в Губернское по промысловому налогу присутствие (учреждены в 1899 г.).

6. Член от губернской земской управы входил в Губернское по фабричным и горнозаводским делам присутствие (учреждены в 1886 г.).

7. Два члена от губернского земского собрания входили в Губернское присутствие по делам страхования рабочих (учреждены в 1912 г.).

8. Два члена от губернского земского собрания входили в Губернскую оценочную комиссию (учреждены в 1899 г.).

9. Два члена от губернского земского собрания (избранные из местных лесовладельцев) входили в Губернский лесоохранительный комитет (учреждены в 1888 г.).

10. Два члена от губернского земского собрания входили в Губернский училищный совет (учреждены в 1874 г.).

11. Председатели уездных земских управ входили в административные присутствия уездных съездов (учреждены в 1899 г.).

Члены Государственного Совета от губернских земских собраний.

В 1906 г., одновременно с учреждением Государственной Думы, был реформирован Государственный Совет, превратившийся из единственного законосовещательного учреждения в одно из двух законодательных учреждений. Половина членов Совета с этого момента назначалась монархом, а половина — выбиралась по сложным правилам. Среди прочих учреждений и сословий, губернские земские собрания получили право выбирать члена Государственного Совета, по одному члену от каждого собрания.

Члены Государственного Совета от земств должны были удовлетворять особому имущественному цензу, в три раза большему, чем ценз для личного участия в губернском избирательном собрании (то есть недвижимое имущество в 45 000 руб. или земельное владение соответствующей стоимости). Лица, прослужившие два срока в должностях предводителей дворянства, председателей земских управ, почетных мировых судей должны были удовлетворять цензу, в два раза большему, чем ценз для личного участия в губернском избирательном собрании.

Земские выборы.

Земские выборы были сословными (все избиратели разделялись на сословия крестьян, дворян и на всех прочих совместно), цензовыми (для всех избирателей, кроме крестьян, существовали требования к минимальному размеру имущества — ценз) и куриальными (сословия собирались и голосовали раздельно, по избирательным куриям). Если какое-либо собрание выбирало кого-либо, то кандидатом мог быть только участник этого собрания. Все земские учреждения избирались на три года.

Процедура выборов в уездные земские собрания была двухступенчатой.

На первом этапе собирались земские избирательные съезды (для мелких собственников, имевших 1/10 полного ценза), для выборов уполномоченных на земские избирательные собрания. Съездов одновременно созывалось два — в первом, под председательством уездного предводителя дворянства, участвовали только потомственные и личные дворяне. Во втором, под председательством городского головы, — все прочие. Съезды выбирали часть гласных в уездные земские собрания. В тех уездах, где совсем не было дворян—землевладельцев, вместо двух съездов собирался один. Количество уполномоченных, выбираемых каждым из съездов, было равно количеству полных избирательных цензов, которое составляло все цензовое имущество участников съезда.

На втором этапе собирались земские избирательные собрания, состоящие из уполномоченных от земских избирательных съездов и лиц с полным имущественным цензом, имеющих право личного участия в этих собраниях. Собраний одновременно созывалось два — в первом, под председательством уездного предводителя дворянства, участвовали только потомственные и личные дворяне. Во втором, под председательством городского головы, — все прочие. Собрания выбирали часть гласных в уездные земские собрания. В тех уездах, где совсем не было дворян—землевладельцев, вместо двух собраний собиралось одно.

Одновременно собирались избирательные волостные (то есть крестьянские) сходы, которые выбирали другую часть гласных в уездные земские собрания. До 1905 г. каждая волость выбирала по одному кандидату в гласные, из этих кандидатов губернатор выбирал установленное законом число гласных в уездное земское собрание, а остальные оставались запасными на случай выбытия действующих гласных. С 1905 г. участие губернатора было устранено, и кандидаты в гласные от волостных сходов составляли особый избирательный съезд, выбирая из своей среды установленное законом число гласных.

Общее количество гласных, а также количество гласных от крестьян, от первого избирательного собрания (то есть от собственников—дворян), от второго избирательного собрания (то есть от собственников—недворян) определялось законом. В различных уездах было от 15 до 40 уездных гласных (в среднем, 24-30).

Количество гласных от крестьян и от первого избирательного собрания зависело от наличия в уездах частных землевладельцев. В уездах, полностью лишенных частного землевладения (например, Олонецкая губерния), крестьянам принадлежало 12 мест гласных из 15. В уездах с развитым дворянским землевладением гласным от крестьян принадлежало от четверти до трети мест. Количество гласных от собственников—дворян колебалось от нулевого (в четырех губерниях, где таких дворян просто не было) до 55-60 % в губерниях с развитым дворянским землевладением. В тех 30 губерниях, где дворяне имелись, им принадлежало 57 % мест гласных, собственникам—недворянам принадлежало 13 %, крестьянам — 30 %.

Всего в 34 земских губерниях было 10 229 гласных уездных земских собраний, один гласный представлял в среднем около 6 400 человек.

Процедура выборов в губернские земские собрания.

Выборы гласных в губернские земские собрания производились уездными земскими собраниями и были прямыми. Каждое уездное собрание из числа своих гласных выбирало гласных в губернское собрание, в количестве, установленным законом для каждого уезда. Количество гласных, избираемых в губернское собрание от уездов, было приблизительно пропорционально населенности уездов. В губернских собраниях различных губерний было от 15 до 62 гласных. Всего в 34 земских губерниях было 1 576 гласных губернских земских собраний.

Избирательное право.

Для личного участия в выборах гласных уездного земского собрания избиратель должен был состоять в русском подданстве и не менее года владеть (на выбор) следую<



2020-02-03 340 Обсуждений (0)
Губернский училищный совет. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Губернский училищный совет.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (340)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)