Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие и признаки правового государства



2020-02-04 267 Обсуждений (0)
Понятие и признаки правового государства 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Статья 1 Конституции Российской Федерации гласит: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

Правовое государство не есть просто государство, соблюдающее законы. Это общество и государство, признающее право как исторически развивающуюся меру свободы и справедливости, выраженную именно в законах, подзаконных актах и практик реализации прав и свобод человека. Государство, становясь правовым, превращается из аппарата властвования, прежде всего в социальную службу для человека и общества, выражающую их волю и действующую под их контролем. Так характеризуется государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека. Для создания правового государства недостаточно одного его провозглашения, оно должно фактически сложиться как система гарантий от беспредельного административного вмешательства в саморегулирующееся гражданское общество, от попыток кого бы то ни было прибегнуть к неконституционным методам осуществления власти. Общественным сознанием правовое государство воспринимается как такой тип государства, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. Следовательно, правовое государство - это такая форма организации деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. Но такое представление, хотя и верно, по сути, недостаточно для адекватного понимания феномена правовою государства, представляющего собой сложную, многофакторную систему. Основой концепции правового государства выступают основные принципы - гуманистические идеи, исходящие из незыблемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина. Правовое государство должно строиться на двух основных принципах (две стороны сущности правового государства):

1. Наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования.

. Наиболее последовательное связывание с помощью права государственной власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения.

В правовом государстве в отношении человека создаются условия для его юридической свободы, реализуется механизм правового стимулирования, в основе которого лежит принцип «не запрещено законом - дозволено». Р.Х. Макуев сделал вывод о том, что правовое государство - это государство, которое осуществляет свои властные веления в пределах правовых запретов и дозволений. В условиях демократии право как бы «меняется местами» с государством - утверждается верховенство первого и право возвышается над государством.

Следовательно, правовое государство - это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.

В наши дни правовое государство характеризуют следующими словами: «Правовое государство - это всеохватывающая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона. Форма осуществления народовластия, функционирующая на основе права, инструмент защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности».

В научной литературе нет четкого разграничения понятий «принципы» и «признаки» правового государства, как правило, фигурируют сходные понятия в разных сочетаниях. Многие авторы отмечают, что принципы и признаки правового государства обнаруживают заметное сходство.

К основным признакам правового государства относятся следующие:

1. Верховенство права.

Его теоретическое обоснование и эмпирическое подтверждение имеет историю в несколько тысяч лет.

Данный признак нашел свое отражение в п. 2 ст. 4 Конституции Российской Федерации: «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации». Поскольку суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию, неизбежно конституционное закрепление принципа верховенства Конституции и федеральных законов на всей территории Российской Федерации. Это обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей правовой системы России.

В свою очередь понятие «верховенство права» имеет собственные принципы. К ним относят: правительство народа, разделение властей, представительную демократию, ограниченное правительство и федерализм, судебное разбирательство независимой системой судебных органов.

2. Уровень обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Обеспечение прав человека и гражданина следует считать конечной целью правового государства.

. Признак связанности личности и государства правом.

На современном этапе речь идет о создании механизма его упрочения в многосложной структурно-функциональной государственной системе.

. Взаимная ответственность государства и личности. Вполне возможно, что признаки «связанность личности и государства правом», «взаимная ответственность государства и личности» следует отнести к способам обеспечения прав и свобод человека и гражданина, это - во-первых. Во-вторых, видимо, было бы верным эти признаки считать характерными чертами одного признака - сосуществования личности и государства на основе права и взаимной ответственности.

5. Разделение ветвей власти. Сущность его заключается в том, что государственная власть делится на три самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Отдельные авторы предпринимают попытку выделить в самостоятельную ветвь власти - контрольную. В настоящее время важное значение приобрело обеспечение равновесия между функционально разделенными властями. Следует подчеркнуть, что противостояние и противоборство властей должны быть сведены к созданию механизма «сдержек и противовесов», исключающего бесконтрольное своеволие какой-то ветви власти.

. Плюрализм политических взглядов и многопартийность является важным признаком, выдвинутым практикой строительства в Российской Федерации демократического государства, сориентированного на правовое будущее.

В то же время недопустимо многопартийность оценивать лишь количественными показателями. Когда в стране действуют 200 и более партий, это говорит не о плюрализме теоретически осмысленных политических взглядов, мнений, а о господстве противоречивых версий людей, разделенных на мелкие группы.

. Закрепление общепризнанных норм международного права в отечественной правовой системе. Приближение международного права к основополагающей содержательной стороне правового государства становится одним из важных международных условий практического осуществления идеи становления и развития правового государства. Отечественная правовая система развивается на основе признания принципа закрепления общепризнанных норм международного права, примата международного права над внутригосударственным.

. Господство правового закона - данный признак также связан с древним признаком верховенства права.

Он, прежде всего, предполагает утверждение взгляда на право как на нормативно закрепленную справедливость. Правовое государство - это, прежде всего государственная гарантия обеспечения свободы, прав человека на основе справедливости. Свою регулятивную и охранительную функцию государство осуществляет в рамках права, с помощью норм права. Поэтому важно, чтобы мы имели все основания сказать о праве: это нормативно закрепленная справедливость.

. Всеобщее избирательное право - основа народной государственной власти - признак не исключительно только правового государства. Однако с уверенностью можно сказать, что без развитой системы избирательного права и институтов, гарантирующих реализацию этого права каждым гражданином, обладающим избирательным правом, функционирование правового государства не только проблематично, но и невозможно.

. Наличие высокоорганизованного гражданского общества. Данный признак также можно отнести к одному из условий построения правового государства. К признаку правового государства относят высокий уровень правового сознания и правовой культуры. Он вполне может быть отнесен и к условию построения правового государства. Признаки последней группы, как отмечает Малько А.В., в той или иной мере вытекают из предыдущих и создают для них обеспечивающий фон.

Отдельные авторы в качестве признаков правового государства также отмечают формирование эффективного режима ограничения государственной власти правами человека, федерализм.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для правового государства характерны кроме традиционных признаков государства собственные признаки, характеризующиеся особенностью его назначения, степенью направленности его функций на обеспечение прав и свобод конкретного человека и гражданина исключительно на основе права, сущность которого понимается как нормативно закрепленная справедливость.

принцип перспектива развитие правовое государство

 




2020-02-04 267 Обсуждений (0)
Понятие и признаки правового государства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие и признаки правового государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (267)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)