Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 3. Правовое государство как цель российского общества



2020-02-04 218 Обсуждений (0)
Глава 3. Правовое государство как цель российского общества 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Правовое государство - наша безусловная цель, к которой мы в последние годы, несомненно, очень серьезно продвинулись. Российская Федерация за короткое время существования своей государственности предприняла впечатляющие шаги в области укрепления институтов правового государства. Но это - фрагменты, которые пока не могут соединиться и составить функционирующее правовое государство. Движутся и государство, и общество - к полноценному правовому состоянию слишком медленно. Это обстоятельство тормозит реальное развитие России, создает риски и угрозы.

Для того чтобы Россия, наконец «взяла правовой барьер», т.е. полностью состоялась как правовое и одновременно справедливое государство, необходимо проведение в стране правовой реформы. В отличие от судебной реформы, правовая реформа еще никогда не провозглашалась в российской истории.

Наше время - подходящий момент для ее начала. Если не форсировать в стране правовую реформу, то и все остальные реформы, прежде всего создание правовой, конституционной экономики, с очень большой долей вероятности начнут давать сбой.

Правовая реформа должна рассматриваться как составная часть всего реформаторского процесса в стране, поскольку она имеет важное значение для стимулирования и легализации всестороннего развития, для поддержания равновесия в государстве и обществе. Она является инструментом проведения необходимых реформ и примирения противоборствующих сторон, обновления и поддержания экономики и развития гражданского общества.

Следует выделить три основные задачи и направления правовой реформы:

· правовая трансформация российского общества;

·   трансформация и стабилизация системы права;

·   реализация жесткой и устойчивой системы правоприменения, гарантирующей доступ граждан к правосудию и обеспечению своих прав и свобод.

Это триединая, системная задача, которую по всем направлениям надо решать комплексно и одновременно.

Правовая реформа в свою очередь включает в себя:

§ судебную реформу;

§ реформу системы законодательства и совершенствование его содержания;

§ вопросы юридического образования, правосознания населения и корпоративного самосознания юридического сообщества.

Правовая реформа должна готовиться и проводиться комплексно, с разбивкой на этапы, определяемые политическими циклами и экономическими возможностями, а также развитием административной реформы.

Следует подчеркнуть, что правовая реформа должна решать в первую очередь вопросы экономического развития страны и создания гражданского общества.

Россия - не только правовое государство, но и согласно статье 7 Конституции - социальное государство. И практическая реализация этой статьи Основного Закона, которая относится к разделу «Основы конституционного строя» и которую мы категорически не имеем права не выполнять, является непростой проблемой. Это и проблема права, и проблема справедливости, и проблема экономики.

Конечно же, необходимо совершенствовать и законодательство.

Три крупные проблемы российского законодательства, которые необходимо решить:

Первая проблема - качество, современность и последовательность законодательства.

Вторая проблема - нестабильность законодательства. Конечно, это одно из неизбежных последствий тех «послереволюционных» форсированных реформ, которые проводятся в России. Например, только что принятые кодексы - Налоговый, Уголовный, Уголовно-процессуальный и т.д. - через два-три года изменены чуть ли не наполовину. Все кодексы плохо увязаны между собой, что создает взаимные правовые лакуны или коллизии.

И, в связи с этим, третья проблема - юридические кадры. Высококвалифицированные юристы - в острейшем дефиците. Юридическая наука как таковая не обеспечена специалистами той квалификации, которая позволяет решать грандиозную задачу создания новой правовой системы.

Для государственной устойчивости и целостности необходимо точное соответствие трех граней пирамиды власти - законодательной, исполнительной и судебной. По своей форме действия всех властей должны существовать в виде ступенчатой правовой системы - пирамиды, вершиной которой является конституция и заложенный в ней принцип правового государства (или, что то же самое, принцип господства права). Пирамида государственной власти в ее статике и динамике существует лишь в форме пирамиды права (правовой системы).

Правовая реформа должна осуществляться силами не только государства, но и самого юридического сообщества, а также широкой общественности. Необходимо поощрять корпоративное самосознание юридического сообщества, особенно судейского, но нужно и требовать внедрения им в своих рядах самых высоких профессиональных стандартов. Особо следует подчеркнуть важность повышения правосознания, заключающегося в безусловном уважении к правовым ценностям (в первую очередь конституционным) со стороны всех государственных органов. Применение ими права (добровольное, без судебного воздействия) можно считать индикатором правовой культуры государства, показателем уровня его правового и особенно конституционного развития.

Программа правовой реформы должна включать все параметры и стандарты развитой правовой системы: от численности юристов в стране и кадровых решений обеспечения судов до решения всех организационных и финансовых вопросов, в том числе широкого действия суда присяжных.

 


Заключение

 

Таким образом, правовое государство - это такой тип государства, в котором функционирует режим конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая правовая система, и эффективная судебная власть, при одновременном наличии реального разделения властей с их эффективным взаимодействием и взаимным контролем, с развитым социальным контролем политики и власти. Это, что называется, «тело» правового государства. «Душой» же является правовая культура.

В основу правового государства заложено равенство власти, гражданина, общества и права, их правовое равенство перед законом. Высшая власть в правовом государстве - власть закона, которому в равной мере подчиняются все: от высших должностных лиц государства, органов государственной власти до рядовых граждан. Человек как субъект права свободен распоряжаться своими силами, способностями, имуществом. Право же, являясь формой и мерой свободы, призвано максимально раздвинуть границы, сковывающие личность, прежде всего в экономике.

Современное российское государство - переходное. Становление правового государства в России - процесс длительный и сложный. Его специфика состоит в том, что он не будет, подобно западному, разделен на два этапа: правовой и социальный, а должен представлять единый, целостный, по возможности органичный процесс.

Правовое государство является не просто удачной моделью или навязанной идеологией. Оно давно уже стало принципом культуры и структуры современного общества.

Главным выводом как результатом данной работы будет следующий: перспективы развития правового государства в России реальны, при наличии и планомерном развитии следующих условий:

§ улучшение жизненного уровня всех слоев населения;

§ проведение эффективных социальных реформ;

§ выведение из кризиса промышленности, стабильный рост определяющих экономических показателей;

§ верховенство права;

§ совершенствование механизма правового регулирования;

§ ликвидация остатков административно-командного мышления;

§ улучшение правопорядка;

§ совершенствование правосознания, правового воспитания, повышение правовой культуры населения.

§ проведение правовой реформы

Таким образом, можно сделать вывод, что поставленные цеди и задачи выполнены.

 


Список литературы

 

1. Авцинова Г.И. Социально-правовое государство: сущность, особенности становления // Социально-гуманитарные знания.- 2000. - №3. с.90-104.

. Аринин А.И. Государство для человека: новая стратегия развития России // общественные науки и современность. - 2004. - № 6.с.48-61.

. Аристотель. Политика. М., 1956. С. 165.

. Бородин С.В., Кудрявцев В.Н. О разделении властей в России // Государство и право, - 2002. - №5, с.13-16.

. Гаврилов В.В. Развитие концепции правовой системы в отечественной доктрине права: общетеоретический и международно-правовой подходы //Журнал российского права - 2004. - №1. - с.76-87.

. Гражданское общество, правовое государство и право: Круглый стол // Государство и право. 2002. - №1, с.12-50.

. Кант И. Соч. Т.4. Ч.II .

. Краснов М.А. Перспективы правового государства в России // Общественные науки и современность. - 2003, - № 2, с. 56-66.

. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. - М.: Издательство ЭКСМО ,2011.- 78с.

. Макуев Р.Х. Теория государства и права. Учебник. - Орел: Издательство ОРАГС, 2003.- 674с.

. Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах: Учебно-методическое пособие.- М.: Юристъ, 2002, 414с.

. Мамитова Н.В. Соотношение правового и конституционного государства в теоретических концепциях России XX века // История государства и права - 2002, № 3, с. 13-15.

. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. - М.: Юристъ, 2002. - 512с.

. Основы права: Учебн. пособие для высших учебных заведений. - 2-е изд., перераб. и доп./ Под ред. В.В. Лазарева. - М: Юристъ, 2001. - 480с.

. Основы права: Учебн. пособие для высших учебных заведений. - 2-е изд., перераб. и доп./ Под ред. В.В. Лазарева. - М: Юристъ, 2001. - 480с.

. Павленко В.В. Комментарии к Конституции Российской Федерации. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001. - 220с.

. Федеральный закон от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, №42.

. Федеральный закон от 11 июля 2001 года «О политических партиях»// Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 29.

. Хропанюк В.Н.Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. проф. Стрекозова В.Г.. - М.: «ДТД», 1995, 286с.

. Шелестов Ю.И. К вопросу о генезисе концепции правового государства //Вестник Московского университета. Серия 12. - 1997 - №2 (март-апрель). с.75-83.



2020-02-04 218 Обсуждений (0)
Глава 3. Правовое государство как цель российского общества 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 3. Правовое государство как цель российского общества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (218)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)