Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные принципы деятельности



2020-02-04 236 Обсуждений (0)
Основные принципы деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

Уполномоченный право свердловский

Современный уровень защиты прав и свобод человека и гражданина в России не может удовлетворить ни кого. Не смотря на совершенствование инструментов защиты, появления новых институтов, степень защищенности прав и свобод остается низкой.

Очевидно, что юридическая защита прав и свобод человека связана с необходимостью получения профессиональной юридической помощи. На это требуются значительные материальные затраты. Поэтому рост защищенности граждан связан с достижением ими определенного уровня благосостояния.

Данное исследование является актуальным, т.к. Создание института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации значительный шаг к реализации защиты прав и свобод человека в нашей стране.

Объектом представленной работы является законодательство и деятельность Уполномоченного по правам человека в Карачаево-Черкесской республике и Свердловской области, а также Российской Федерации. Я выбрала данные субъекты Федерации, т.к. они уникальны и различны по таким показателям общественной жизни как климат, вероисповедание, уровень жизни, образование, менталитет и др. А значит, деятельность их омбудсменов должна быть настолько же различна.

Целью данной работы является сравнительный анализ деятельности институтов Уполномоченных по правам человека. Для достижения данной цели необходимо выполнение следующих задач:

)   Глубокое исследование законодательства по правам человека, регулирующее деятельность в выбранных субъектах федерации

)   Анализ деятельности Уполномоченных по правам человека, на примере судебной практики и статистических данных.

)   Формирование собственных выводов и возможных рекомендаций законодателю.

Проблема защиты и реализации прав и свобод человека не перестает быть актуальной не только в России, но и за рубежом. Существует множество литературных и учебных изданий, но на мой взгляд научные труды Денисова С.А., Глушковой С.И., Кравчук В.Н. проникают в глубь проблем и раскрывают их суть.

 


 

Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

История развития

 

Развитие института Уполномоченного по правам человека в России условно можно разделить на несколько этапов, в течение которых этот институт развивался от идеи до создания действующей системы.

Предварительный этап - 1991-1992 годы.

Первый этап - 1993-1995 годы.

Второй этап - 1996-2003 годы.

Третий этап - 2004 год и по настоящее время.

Предварительный этап связан с принятием в России 22 ноября 1991 года Декларации о правах и основных свободах человека, в которой говорится также о необходимости создания в стране должности Парламентского Уполномоченного по правам человека. Идея, получившая юридическое оформление в виде декларации, находит широкую поддержку среди политических деятелей, ученых, правозащитников. Но для ее реализации требовалось внести изменение в законодательство, в первую очередь в действующую Конституцию, что в условиях серьезных разногласий между Верховным Советом Росси Президент России делать было невозможно.

Можно с уверенностью констатировать, что до появления института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Комиссия по правам человека при Президенте РФ была на территории России единственной специальной правозащитной организацией для содействия всеобщему соблюдению основных прав и свобод человека. Комиссия выступила как организация, способствующая началу конструктивного диалога между государством и обществом по проблемам обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Как отмечал председатель Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации В.А. Карташкин: «Строительство правового государства - это сложный, длительный и многообразный процесс. В него должны быть вовлечены все органы законодательной и исполнительной власти, правительственные и неправительственные организации»

Первый этап. В 1993 году была принята новая Конституция РФ, в которой декларация о создании должности Уполномоченного по правам человека получила конституционный статус. С первых дней своего назначения Уполномоченный по правам человека стал главным критиком исполнительной власти за серьезные просчеты по защите прав миллионов граждан, потерявших свои сбережения и за действия федеральных войск в Чеченской Республике, нарушающих, по его мнению, права мирных граждан. В итоге, через год, оставшись без поддержки политического центра, и по настоянию депутатов ряда левых и радикальных фракций, которые, напротив, поддерживали действия российских войск в Чечне, он был освобожден от занимаемой должности, причем по словам некоторых депутатов, «за поддержку чеченских боевиков».

Деятельность С. Ковалева вызвала негативную реакцию в президентских и правительственных структурах. В то время Министр обороны П. Грачев назвал его «врагом России». И это при том, что при поддержке общества «Мемориал» и ряда других общественных организаций С. Ковалев создал Миссию Уполномоченного по правам человека на Северном Кавказе. По высказыванию различных СМИ, С. Ковалев был одним из немногих источников информации для российских СМИ об истинном положении дел в Чеченской Республике, о ходе боевых действий, в частности, о боях в Грозном и его бомбардировках.

Следует отметить, что спустя несколько месяцев после освобождения от должности С. Ковалев сыграл важную роль в спасении, заложников захваченных чеченской военизированной группировкой в одной из больниц г. Буденновска Ставропольского края в июне 1995 года. Бывший Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации вместе с несколькими депутатами и журналистами стал добровольным заложником, взамен захваченных граждан.

Второй этап. В конце декабря 1996 года Государственная Дума нового созыва приняла Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», который после одобрения Советом Федерации и подписания Президентом России вступил в силу после его официального опубликования. Выборы и назначение первого всероссийского Уполномоченного после принятия ФКЗ об Уполномоченном по правам человека в российской Федерации состоялись лишь 22 мая 1998 года. В результате новых фракционных договоренностей Уполномоченным по правам человека из многих кандидатов был избран и утвержден в должности профессор, доктор юридических наук, депутат Государственной Думы, представитель фракции КПРФ О. Миронов. Несмотря на указанные проблемы, за пять лет работы О. Миронову все же удалось создать первый российский национальный институт для защиты прав человека. В иерархии государственных должностей должность Уполномоченного стала сравнима с должностью Председателя Конституционного суда. Значительно выросло количество работников аппарата Уполномоченного, улучшилось его материально-техническое состояние. Вместе с тем, так и не был определен статус работников самого аппарата Уполномоченного в системе государственных должностей. Забегая вперед, отметим, что этот вопрос был решен лишь при следующем Уполномоченном. О. Миронов стал более активно участвовать в публичных мероприятиях, в том числе международных, с выездом за пределы России, как сообщала его пресс-служба, для обмена опытом. Правда, некоторые из таких поездок - в страны, которые вряд ли можно назвать образцовыми с точки зрения соблюдения в них прав человека, становились поводом для критики Уполномоченного по правам человека со стороны журналистов и других оппонентов.

Третий этап. В начале 2004 года третьим Уполномоченным в России становится кандидат, предложенный Президентом Путиным, В. Лукин, один из основателей партии «Яблоко», бывший депутат Государственной Думы Российской Федерации. Новый Уполномоченный - известная в России и за ее пределами личность с богатым профессиональным и политическим опытом. В отличие от своего предшественника, новый Уполномоченный имеет историческое образование. В том же году Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации была преобразована в Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.

Сейран Давтян в своих работах констатирует следующий факт: до конца февраля 2004 года, то есть до официального вступления в должность Уполномоченного в России В. Лукина, институт Уполномоченного был создан лишь в 27 субъектах РФ. Кроме того, более чем в 20 субъектах функционируют специализированные уполномоченные по правам ребенка с разными полномочиями и уровнем независимости от Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ и органов власти.

Из анализа истории развития института омбудсмена в Российской Федерации, очевидно, что становление системы защиты прав и свобод человека процесс долгий и трудоемкий. При рассмотрении данных трех исторических этапов замечена положительная динамика, необходимо продолжать работу. Хотелось бы отметить, что должность Уполномоченного по правам человека всегда занимали и продолжают занимать великие люди, которые не останутся равнодушными к проблемам своих соотечественников.

 

Основные принципы деятельности

 

Должность Уполномоченного по правам человека учреждена Конституцией Российской Федерации.

Не смотря на то, что Уполномоченный назначается и освобождается от должности Государственной думой Российской Федерации, он является независимым и неподотчетен перед государственными органами. Однако, как исключение из данного правила стоит выделить ежегодный доклад Уполномоченного, который является результатом его работы.

У специалистов есть некоторые сомнения по поводу того, насколько эффективным может быть контроль над исполнительной властью, если сам контролер формально зависим от исполнительной власти. С другой стороны, в некоторых политических системах факт непосредственного назначения главной исполнительной власти может придавать омбудсмену дополнительный авторитет и вес при взаимодействии с чиновниками и гражданами. Так, например, Сейран Давтян выявляет явную тенденцию к отождествлению института Уполномоченного в России с государственным органом исполнительной власти: Можно сделать вывод о том, что главы исполнительных органов субъектов стремятся выдвигать на эту должность наиболее опытных «аппаратчиков». С одной стороны, эти люди лучше знают все недостатки государственного регионального администрирования и, в случае необходимости, могут быстро найти решение по восстановлению нарушенных прав; но, с другой стороны, учитывая «аппаратный» менталитет, есть сомнение в том, что они станут «не удобным» для власти, каковыми принято считать омбудсманов во всем мире.»

Институт Уполномоченного по правам человека провозглашен дополнительным механизмом защиты прав и свобод человека и гражданина. Существование данного института не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Что подчеркивает Президент Российской Федерации В.В. Путин на встрече с уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации. 16 августа 2012 года: «…Далеко не всегда у нас получается то, что мы хотели бы видеть как результат нашей работы. К сожалению, много бюрократии, много формального отношения к людям. И в этой связи ваша работа, как работа людей абсолютно не зависимых от государственной или муниципальной власти, безусловно, является очень и очень важной».

Основная задача Уполномоченного по правам человека: рассмотрение обращений граждан о нарушениях их прав и законных интересов, расследование и проверка таких фактов.

Для реализации выше обозначенной задачи в Федеральном Конституционно Законе «Об Уполномоченном по правам человека РФ» закреплен принцип безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами расположенных на территории Российской Федерации органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, руководителями общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, администрацией мест принудительного содержания.

Приоритетным принципом работы омбудсмена, является доступность обращения. Возможность обратиться к защитнику без платы, является реальным шансом восстановления нарушенного права, особенно малоимущих граждан.

Значительное место в деятельности Уполномоченного занимает работа по правовому просвещению в сфере прав человека, форм и методов их защиты.

Гражданам разъясняются те формы защиты, которые они могут использовать, в частности, в какие административные, судебные и другие органы они вправе обратиться, оказываются юридические консультации.

Уполномоченный оказывает консультационную помощь гражданам, желающим реализовать свое конституционное право обратиться в международные органы по правам человека (Европейский Суд, Комитет ООН по правам человека и другие).

Жалобы Уполномоченному не подвергаются цензуре и не должны просматриваться какими-либо государственными органами и чиновниками. Данный факт, несомненно, является положительным. Для примера в Великобритании прямого доступа к омбудсмену нет.

В те годы, когда институт был введен (в 1967 году) было решено, что отсутствие «парламентского фильтра» может отрицательно сказаться на образе Парламента, что это может понизить значимость депутатов в глазах избирателей. Эта модель работы омбудсмена доказала свое право на существование, однако на данный момент она не считается оптимальной.

Реальным недостатком в деятельности аппарата Уполномоченного является тот факт, что Жалобу гражданин может подать, только когда все существующие способы защиты уже использованы или недоступны. Есть и ограничения временными рамками: не более года с момента нарушения прав и свобод или с момента или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении..

Но мой взгляд, проблему нарушения прав и свобод проще предупредить на ранних стадиях, нежели восстанавливать нарушенные права.

«Как показывает опыт, во многих случаях нарушенные права и свободы могут быть оперативно восстановлены на месте события. Не происходит же этого зачастую потому, что органы государственной власти и местного самоуправления просто не ощущают присутствия независимого должностного лица, уполномоченного оценить их действия без скидки на «круговую поруку», «телефонное право» и другие распространенные «житейские понятия».

Институт уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации идеально приспособлен для выполнения таких функций. Конечно, при условии его подлинной независимости. Но это уже вопрос качества, а не организации государственной защиты прав и свобод человека», - резюмирует Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.

Примечательно то, что деятельность омбудсмена охраняется законодательством Российской Федерации. Препятствие законной деятельности Уполномоченного, или осуществление каких-либо действий с целью повлиять на его решение влечет наложение административного штрафа.

 

 


 



2020-02-04 236 Обсуждений (0)
Основные принципы деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные принципы деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (236)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)