Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


История крестных ходов на Руси.



2020-02-04 245 Обсуждений (0)
История крестных ходов на Руси. 0.00 из 5.00 0 оценок




В России крестные хода были приняты от греческой Церкви и существовали на всем протяжении ее истории. Сама церковная история Руси начиналась крестным ходом на Днепр для крещения киевлян. Летописцы сохранили многочисленные примеры крестных ходов во все последующее время - начиная от великих князей русских Ярослава I, Изяслава I, Владимира Мономаха, торжественно переносивших мощи святых князей Бориса и Глеба, крестные ходы совершались по самым разнообразным поводам по обычаю Церкви Константинопольской. Кроме постоянных и общецерковных (в Пасху, Богоявление) на Руси было много специальных крестных ходов, вызванных различными обстоятельствами ее исторической жизни. С особой торжественностью и особым благолепием совершались они при непременном участии патриархов и царей всея Руси.

Уже в XII веке мы видим благочестивую традицию совершать крестные хода при перенесении мощей святых. 2 мая 1115 года в правление Владимира Мономаха состоялось перенесение мощей святых Бориса и Глеба из старой церкви в новый каменный вышегородский храм. Собрались воеводы, бояре, духовенство и бесчисленное множество народа, которые при пении псалмов со свечами сопровождали останки святых[27].

Еще один пример: «По благословению новоизбранного царя, Василия Шуйского, митрополит Ростовский Филарет отправился в город Углич для обретения и перенесения мощей истинного царевича Димитрия. Святитель сподобился снова лицезреть убиенного царевича и приложиться к его ручке. По великой милости Божией мощи Димитрия оказались почти полностью нетленны, лишь в некоторых местах часть земле отдана. Сразу же по открытии мощей начались от них исцеления. В первый день от них исцелилось 13 человек, а на другой - 12. Торжественным крестным ходом мощи понесли в Москву. Маленький гробик несли сами архиереи с благоговением и молитвою, благодаря Господа, что он сподобил их участием в столь великом деле. 3 июня 1606 года мощи царевича с большим торжеством встречали в Москве, причём и здесь от них совершилось множество исцелений»[28].

Другой пример совершения крестного хода при перенесении мощей. В 1903 году, когда торжественно праздновалось 600-летие со дня кончины святого князя Даниила, в Москве состоялся крестный ход из Кремля в Данилов монастырь. Рано утром многочисленная толпа наполнила Красную и Кремлевскую площади, люди стояли и на всем пути от Кремля к Даниловой обители. В крестном ходе принимали участие все московские церкви, несли хоругви из всех кремлевских соборов и монастырей, Храма Христа Спасителя, Покровского и Казанского соборов.

Поле молебствия в Успенском соборе крестный ход при торжественном колокольном звоне двинулся в путь. Выйдя из Кремля через Спасские ворота, ход остановился у Лобного места, где возглавлявший его епископ Можайский Парфений совершил чтение Евангелия. После этого крестный ход направился через Москворецкий мост, по Балчугу, Пятницкой, через Серпуховскую площадь, по Серпуховской улице, мимо Павловской больницы - к монастырю. Все попутные храмы сопровождали шествие колокольным звоном, а из храмов навстречу выходило духовенство с хоругвями и храмовыми иконами. В Даниловом монастыре в двух храмах была совершена Божественная литургия, после чего крестный ход в том же порядке отправился обратно в Кремль.

По случаю торжества мощи святого князя Даниила были покрыты древним покровом, шитым жемчугом, а сверху другим покровом - даром императрицы Екатерины II. Многочисленным богомольцам насельники обители раздавали жизнеописание святого князя Даниила и изображения святого князя с видом монастыря. В течение целого дня в монастыре у мощей святого князя Даниила совершались непрерывные молебствия[29].

Во время общественных бедствий, когда люди не знали, что им делать, то они прибегали к помощи Божьей и для этого совершали крестные хода. В 1352 году моровая язва начала опустошать Россию, прежде всего город Псков. Архиепископ Новгородский Василий облекся в священные ризы и, сопровождаемый духовенством, всеми гражданами, даже младенцами, обошел вокруг города с крестом и святыми мощами при громогласном пении и усердных всеобщих взываниях: “Господи помилуй!”

В правление Елизаветы Петровны был учреждён ежегодный крестный ход из центра города на Пороховые, в ознаменование необычного события, произошедшего в 1730 г. В тот год случилась страшная засуха, вокруг Петербурга горели леса, над почти полностью деревянным городом возникла угроза большого пожара. Казалось, трагедия была неминуема, и спасения ждать было неоткуда. Вот тогда был совершён крестный ход из центра города к Ильинскому храму с совершением молебна, после которого, по преданию, начались дожди, спасшие город. Традиция совершения этого хода просуществовала около сорока лет[30].

25 сентября 1830 года, в день памяти преподобного Сергия, этого древнего молитвенника о России, в Успенском соборе Московского Кремля митрополит Филарет совершил молебен о прекращении холеры. После молебна был крестный ход из Успенского собора около всех кремлевских церквей и дворца к Лобному месту. Здесь была произнесена первая коленопреклонная молитва, вторая в часовне Иверской Божией Матери, третья после возвращения крестного хода в Успенский собор[31]. Митрополит так говорит об этом: «Более ста таковых молебствий с крестными хожениями совершалось в окрестностях разных храмов и на открытых местах, среди благоговеющего многолюдства, не опасавшегося и суровости воздуха в болезненное время»[32].

Также во время войны – люди осознавая свое бессилие, прибегали к помощи Божией и Его угодников, совершая крестные хода. Для жителей Южного края, особенно же Одессы, чудотворная икона Касперовской Божией Матери является Святыней исторической, ибо с ней связано радостное воспоминание о чудесном избавлении города и всего края от вражеского посещения во II пол. XIX столетия. Всеобщая вера в силу заступления Богоматери, желание иметь среди себя видимый залог милости Божией Матери побудили перенести святой чудотворный образ из Касперовки в Одессу 6 августа 1854 года. “От всего сердца веруем в чудную помощь Богоматери и уповаем, что пребывание её лика в нашем городе будет непреоборимым оплотом против вражеских нападений и надежнейшим залогом нашего спасения”[33], - так писали граждане города Одессы, прося преосвященного Иннокентия о перенесении к ним святого чудотворного образа. «В эту тяжелую для Одессы пору, - пишет священник С.Петровский, - в молитве пред чудотворным образом все находили ободрение, утешение и надежду на безопасный исход войны. Причиной внезапного ухода неприятельского флота явилось заступничество Царицы Небесной, которая в лице своего чудотворного образа Касперовского явилась видимой защитницей города, тем более, что благочестивые жители Одессы в эти тяжелые дни непрестанно, день и ночь, совершали моления перед образом Пречистой, устраивали крестные ходы и осеняли образом город, им осеняли устроенные на морском берегу батареи и благословляли приставленные к ним отряды, а так же носили по госпиталям и лазаретам»[34].

Крестные хода совершались также при перенесении святых икон. Во времена правления Василия Дмитриевича (XIV в.), князь он отправился со своим войском к Оке для того, чтобы сразиться с Тамерланом. Перед отъездом из Москвы, великий князь, по совету митрополита Киприана, послал во Владимир на Клязьме за чудотворной иконой Владимирской Божией Матери. Десять дней двигалось священное шествие с чудотворной иконой от города Владимира до Москвы. 26 августа 1395 года митрополит встретил икону со всем духовенством и с великим множеством народа на Кучковом поле. В этот день Тамерлан возле Ельца повернул обратно. Изливая благодарность в молитве перед иконой, князь дал обет построить на том месте, где москвичи встретили чудотворный образ, храм и монастырь, в память сретения чудотворной иконы Божией Матери. Сретенский монастырь вскоре был построен, и с тем вместе, установлен и крестный ход в него, в благодарность за чудесное избавление от Тамерлана.

В первопрестольной Москве сверх крестных ходов, совершаемых по уставу церковному, в дни: Богоявления, Преполовения, 1-го августа и с плащаницей, на Утрени Великой Субботы и в Светлого Воскресения - бывают особые крестные хода большие и малые.

Малыми называются крестные хода после Утрени, в последние семь дней Успенского поста. Из одного из соборов, малый крестный ход, обыкновенно, направлялся к Успенскому собору. С этим соединено особое чествование праздника Успения Пресвятой Богородицы и воспоминание о том, что апостолы с разных концов земли пришли в Иерусалим ко дню успения Матери Господа.

Большие, торжественные, крестные хода соединены с воспоминаниями о помощи Божьей, оказанной Москве, а с ней и всей России, в тяжелые времена для Отечества. Они выходили из Большого Успенского собора, первенствующего храма первопрестольной столицы, и направлялись туда, где совершалось торжество, а потом опять возвращались в Кремль.

Из описания крестных ходов, которые имели место в Москве, мы узнаем, с достоверной точностью как они совершались в XIX веке. Крестные хода в Москве отличались многолюдством и особым благолепием. Множество богатых, большей частью литых из серебра, хоругвей двигалось из кремлевских ворот. По три человека несли каждую из них и часто на пути сменялись. Усердие граждан образовало особое общество хоругвеносцев, исполняющих эту обязанность с точностью и с соблюдением очереди. Общество это поставляет достаточное число людей для перенесения многочисленных хоругвей из Кремля в отдельные загородные монастыри, куда, иногда, направлялся крестный ход. Хоругвеносцам присвоены особого покроя и цвета кафтаны.

За многочисленными хоругвями, двигающимся медленно в густой толпе народа, шествовали попарно диакона, за ними шли священники, протоиереи и архимандриты. После них следовал большой фонарь, запрестольный крест и святые иконы, которые несли старшие из священников, а иногда и народом. Певчие предшествовали архиерею, замыкающему шествие вместе с сослужащими ему духовенством. Из церквей, лежащих по пути шествия, выступали, на встречу крестному ходу, хоругви и иконы, при звоне во все колокола. Крестный ход, обычно, выходил из Большого Успенского собора и к началу поздней Литургии приходит на место назначения, где совершалось церковное торжество и откуда, после Литургии, крестный ход, в том же порядке и по тому же пути, возвращался в Кремль, в Успенский собор[35].

Другой пример того, как совершались крестные хода, видим в традиции города Киева. Для Киева, где совершилось крещение Руси, это был особый праздник. По традиции, восходящей к 1861 году, 15 (28) июля все городские храмы принимали участие в крестном ходе и выходили к Набережному шоссе. Там в основании «колонны Магдебургского права» были устроены часовня и небольшой водоем, куда свели воду из ближайших подземных ключей. Именно здесь происходила кульминация празднества — обряд малого освящения воды, потому что когда-то именно на этом месте князь Владимир окрестил двенадцать своих сыновей.

«Заблаговременно в прессе публиковался подробный распорядок будущего крестного хода, составленный с благословения митрополита. Согласно тогдашним газетным отчетам, с утра в Софийском соборе началась праздничная литургия. Часам к одиннадцати, к ее окончанию, сюда подтянулся крестный ход из причтов церквей Старого Киева и Лукьяновки. У Софийской колокольни состоялась лития (общее моление), затем крестный ход по Владимирскому проезду двинулся к Михайловской колокольне и вышел на Владимирскую горку, к монументу святого Владимира. Оттуда все спустились на Царскую площадь. Сюда же прибыли шествия от Лавры и Печерских храмов, от Владимирского собора. И все эти крестные ходы, как полноводная река, по лестнице от Владимирского спуска направились к колонне над источником Крещения, около которой уже дожидались представители подольских храмов. Там и произошел торжественный чин водоосвящения с окроплением святой водой начальствующих лиц (генерал-губернатора, и. о. губернатора, командующего округом, городского головы и прочих). По окончании обряда провозгласили «Многая лета» жителям богоспасаемого града Киева.

Параллельно с распорядком церковного шествия до всеобщего сведения доводился приказ по войскам гарнизона. Расквартированные в Киеве войска тоже принимали заметное участие в празднике. Так, в 1910 году предписывалось «вывести на парад Киевское военное училище, войска Сырецкого лагеря, по одной знаменной роте, в 36 рядов каждая, от 5, 6, 7, 14 и 21 саперных батальонов при хоре музыки». Войска выстроились вдоль направлений крестного хода. Обеспечивая беспрепятственное прохождение священников и богомольцев. 300 нижних чинов при холодном оружии под командой двух офицеров на всякий случай поступили в распоряжение городской полиции. 33-я артиллерийская бригада предоставила четыре орудия, которые разместились на набережной, и, пока священнослужители погружали крест в водоем под колонной Крещения, салютовали 101 выстрелом. Расходясь по приходам, участники крестного хода щедро брызгали на солдатиков святой водой. После всего на Софийской площади был произведен смотр войск, участвовавших в торжествах.

Надо ли говорить, что эти мероприятия вызывали широчайший интерес среди пришедших просто посмотреть. На пути крестного хода были открыты все окна, забиты все балконы. Толпы зрителей усыпали склон Владимирской горки и набережную. Ведь подобное зрелище представлялось не так уж часто: летом на св. Владимира да зимой на Крещение»[36].

Начало XX в. стало периодом бурного расцвета традиции совершения крестных ходов. Огромное организующее и воспитательное воздействие оказывали на народ крестные ходы по перенесению мощей святых, ставшие чрезвычайными событиями в народной жизни. Великим примером для подражания явился крестный ход высшего духовенства с участием Государя императора Николая II и членов императорской семьи в связи с обретением в 1903 г. мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Подобное большое значение имел и крестный ход с мощами свт. Иоасафа, епископа Белгородского, в 1911г. В память 100-летия Отечественной войны 1812 г. был проведен благодарственный крестный ход от Смоленска до Москвы по старой Смоленской дороге.

По данным справочника “Православные русские обители” за 1910 год в России в 171 монастыре совершалось 505 ежегодных крестных ходов. Из этого числа не менее 19 включали в себя длительные многонедельные и даже многомесячные обхождения окрестных сел и городов с чудотворными иконами. Это были и благодарственные крестные ходы в память о чудесном избавлении от холеры или чумы. Так было под Архангельском, Псковом, Новгородом, Ярославлем, Владимиром, Москвой, Воронежем, на Верхней Волге, Рязанщине, Орловщине, под Нижним Новгородом (с Оранской иконой Богородицы) и Симбирском. Крестные ходы всегда собирали огромное количество народа.

28 января 1918 года в Москве состоялся крестный ход. Святейший Патриарх Тихон в сопровождении архипастырей и пастырей вышел на Лобное место и оттуда благословил свою паству. Во время службы на площади была прочитана принятая на Соборе молитва о спасении Церкви Христовой. В Казани на крестный ход 2 февраля собралась большая часть православных жителей города, грандиозным был крестный ход в Орехово-Зуеве, небольшом фабричном городке, который революционеры считали своим оплотом; но не везде крестные ходы проходили мирно. Столкновения произошли в Нижнем Новгороде, Саратове, Вятке, Владимире. Красногвардейцы стреляли в процессии, были раненые и убитые в Харькове, Воронеже, Шацке. 2 февраля состоялся не разрешенный властями крестный ход в Туле. Шествие двинулось из кремля, впереди несли икону Казанской Божией Матери, а перед иконой шел старик-рабочий с крестом в руках. Красногвардейцы стреляли из пулеметов, на мостовой остались десятки раненых и 13 человек убитых[37].

В 1917 - 1918 годах политическая обстановка в России изменилась. Крестные ходы были запрещены, но паломники, следуя древней традиции, продолжали ходить на место явления чудотворных икон, памятных мест и др.



2020-02-04 245 Обсуждений (0)
История крестных ходов на Руси. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: История крестных ходов на Руси.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (245)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)