Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема № 8: Дворцовые перевороты. Внешняя и внутренняя политика России во второй половине XVIII века



2020-02-04 350 Обсуждений (0)
Тема № 8: Дворцовые перевороты. Внешняя и внутренняя политика России во второй половине XVIII века 0.00 из 5.00 0 оценок




После смерти в 1725 году Петра I реформы резко замедлили ход. При неограниченной абсолютной власти, системе, созданной Петром, многое зависело от личности самодержца. Такой личности больше не было. Очевидно. Это была плата за мощный рывок, который осуществила страна в петровское время.

 

В 1725 году на престол восходит Екатерина I (1725-1727), вторая жена Петра. Взойдя на престол, она обошла законных наследников Петра I - Петра Алексеевича и Елизавету Петровну. Екатерина I предавалась развлечениям, подлинным правителем при ней стал А.Д. Меншиков. После смерти Екатерины его судьба висела на волоске.

 

В 1727 году после смерти бабушки императором был провозглашен Петр II (внук Петра I, годы правления - 1727-1730). Опекуном при нем стал ненадолго Меншиков. Но при первой же возможности он был отстранен от власти князьями Голицыным и Долгоруким, а затем сослан в Сибирь, в село Березово, где и умер. В 1730 году скончался и сам император Петр II, заболев в день своей свадьбы.

 

Со смертью законного наследника вновь встал вопрос о власти. В 1730 г. на престол восходила родная племянница Петра I Анна Иоанновна(дочь его брата Ивана Алексеевича, правила с 1730 по 1740 гг.). Нужно сказать, что она стала императрицей благодаря интриге все тех же Голицыных и Долгоруких. Именно они возвели ее на престол. Однако, как только стало возможным, Анна Иоанновна постаралась о них избавиться, что ей и удалось. Анна Иоанновна не была своей в собственной стране. Всю жизнь она опасалась козней русского дворянства, поэтому всю власть отдала в руки иностранцев во главе со своим фаворитом Э. Бироном. Эпоха Анны войдет в историю как бироновщина и будет означать засилье иностранцев при русском дворе. Не нужно даже упоминать о том, что каждый из этих иностранцев больше заботился о судьбе своего кармана, чем о судьбе России. Попытки реформ при Анне Иоанновне угасли, едва начавшись. Все свое правление она посвящала пирам и развлечениям. Например, на содержание царского двора в год уходило 260 000 руб., на конюшни Бирона - 100 000 руб., на мелкие нужды императрицы - 42 622 руб., в то время как на народное образование - 45 000 руб. В среде русского дворянства и всего русского общества исподволь зрело недовольство таким правлением. Вскоре после смерти Анны Иоанновны оно вылилось в новый переворот.

 

Правителем страны в 1740 году был провозглашен двоюродный племянник Анны Иоанновны Иван VI Антонович (правнук Ивана V, брата Петра 1, правил с 1740 по 1741 гг.). Регентом при младенце был назначен сначала Бирон, а после его ссылки в Пелым - мать Ивана VI Анна Леопольдовна, которая не имела никаких способностей к государственному управлению, была ленива, небрежна, настроив против себя не только русских, но и иностранцев. В результате дворцового переворота Иван Антонович и его родители были сосланы в ссылку, а в 1756 г. Иван VI был посажен в одиночную камеру Шлиссельбургской крепости, где в 1764 году убит при попытке к бегству по приказу императрицы Елизаветы Петровны.

Елизавета Петровна (1741-1761)имела шанс стать императрицей после смерти Екатерины I, так как был совершеннолетней дочерью Петра I. Однако, она вынуждена была ждать своего часа 14 лет, так как ей постоянно мешали те, кто был против продолжения реформ, и, главное, против руководства страной птенцами гнезда Петрова.

В 1741 г. Елизавета стала императрицей с помощью гвардии и дипломатической поддержке Франции и Швеции. Елизавете предстояло выровнять курс страны, прекратить распри в верхах, обеспечить стабильность и реализацию национальных интересов. Историк В.О. Ключевский назвал ее «русской барыней», соединявшей «новые европейские веяния» с благочестивой отечественной стариной.

 

О дальнейшем продвижении в сторону европейского уклада свидетельствуют следующие факты:

§ В 1744 г. была отменена смертная казнь;

§ В 1755 г. усилиями графа П.И. Шувалова и М.В. Ломоносова создан Московский университет;

§ В 1757 г. - создана Академия художеств;

§ В 1741 г. облегчена рекрутская повинность, рекрутов стали брать с одного из пяти округов, на которые была поделена страна, что позволило оставлять крестьян на земле;

§ В 1741 г были прощены крестьянские недоимки за 17 лет, что дало возможность оживить сельское хозяйство;

§ В 1741 г. в Академии наук появились национальные кадры, впервые стало поощряться изучение иностранных языков.

Заметно активизировалась внешняя политика.

 

После смерти Елизаветы Петровны на престол взошел ее племянникПетр III(Карл Петр Ульрих), правивший с 1761 по 1762 годы. Русские историки называют его «случайным гостем» на русском престоле. Император был крайне непредсказуем, что и сыграло с ним недобрую шутку. 28 июня 1762 годы был совершен последний в России ХVIII века дворцовый переворот. Император Петр III был убит по негласному приказу его собственной жены, в скором будущем - императрицы Екатерины II.

Екатерина II (1762-1796) пришла к власти в результате переворота, однако закрепилась на престоле довольно быстро, обретя чисто русские черты характера. Находилась на престоле 34 года.

Чем же прославилась Екатерина и почему в истории она получит прозвище Великая? Сравним начало ее правления и его завершение. В начале правления императрицы страна находилась в неблагоприятном внешнеполитическом положении: Швеция начиналась недалеко от Петербурга, Польша стояла на Днепре, в Причерноморье господствовала Турция. В конце ХVIII века картина изменится: Польша исчезнет как государство и часть ее войдет в состав России. Крым и Причерноморье станут Российской территорией, Россия утвердится на берегах Черного моря, в состав Российского государства войдет Западная Украина, Белоруссия, большая часть Литвы. Усиление России станет столь заметным, что Фридрих II назовет ее «страшным могуществом», от которого через полвека будет трепетать вся Европа, однако Фридрих ошибется, Россия заставит трепетать Европу гораздо раньше.

Можно четко выделить два этапа в правлении Екатерины Великой. Первый - либеральный, с попытками реформ европейского типа на русской почве, вплоть до желания отменить крепостное право в России. Второй - после Пугачевского бунта, менее либеральный, но более результативный.

 

Европейские реформы Екатерины II:

1. Несмотря на горячее поначалу желание, положение крестьян Екатерина II не улучшила, наоборот, права помещиков в отношении крепостных расширились. Площадь дворянского землевладения увеличилась, число крепостных выросло. Крестьяне оказались на положении рабов, не имея никаких гражданских прав. Время Екатерины II стало апогеем крепостного права в России.

2.  При Екатерине II заметно развивался западный уклад к экономике: выросло число мануфактур, к концу ХVIII века их стало около 2 тысяч, в 1775 году был издан манифест о свободе предпринимательства, разрешивший крестьянам заниматься предпринимательской деятельностью, шло развитие рынка рабочей силы.

3.  Шли изменения в духовной сфере. Приняв в России православие, Екатерина II не отличалась набожностью. Ее сознание было рациональным. Церковь она считала лишь одним из рычагов власти над обществом. Императрица отобрала в казну обширные монастырские имения. Вместе с крестьянами, сами монастыри перевела на государственное финансирование. В России до этого было 954 монастыря, штаты предусматривали только 200. Екатерина II секуляризировала монастырские земли, вызвав недовольство церкви, но уменьшив его влияние на общество.

4.  В 1775 г. после Пугачевского бунта была проведена административная реформа. Разукрупнены губернии (при Екатерине II их стало 50).

5.  Россия продвинулась к разделению властей. Суд был отделен от администрации и полиции и получил самостоятельность. Была создана разветвленная система гражданских, уголовных и других судов.

6.  Сфера демократии при Екатерина II расширилась: в 1785 году была утверждена «Грамота на права и вольности и преимущества благородного дворянства». Дворянство получило гражданские права, какие в западном обществе были закреплены за элитным сословием уже давно. Городам тоже была дарована грамота. Но с точки зрения прав она была скупа. Вводилось городское самоуправление, однако городское общество оставалось под контролем губернатора, сохранились цехи и гильдии.

7. В социальной сфере тоже шли изменения. Вводилось широкое общее образование. Екатерина мечтала воспитать новых людей, нравственно совершенных, которые в таком же духе воспитывали своих детей, что привело бы к изменениям в обществе. С этой целью создавались воспитательные дома в Москве, Петербурге, закрытые институты для дворянок, горожанок, кадетские корпуса. Большое внимание уделялось иностранным языкам и гуманитарному образованию.

8.  Большое внимание уделялось организации медицинской помощи. Каждый город обязан был иметь врачей не только для города, но и для уезда, а также заводить больницы, госпитали, приюты для неизлечимых больных и сумасшедших. Екатерина II вместе с сыном в свое время первой решилась на пробную прививку от оспы, подавая тем самым пример.

9.  В каждой губернии был создан Приказ общественного призрения, который занимался школами, госпиталями, больницами, богадельнями и сиротскими домами. Этот же приказ занимался нищими. В таких домах был полутюремный режим. Такие же дома широко распространялись и в Европе, но вряд ли надолго и качественно решали вопросы нищенства.

 

В итоге можно сказать, что Екатерина II больше хотела, чем смогла. Но все же она оставила государство в значительно более благоприятном состоянии, чем получила:

§ Численность населения увеличилась с 19 млн. в середине ХVIII века до 36 млн. к концу ХVIII (присоединение новых территорий и естественный прирост населения);

§ Сумма государственных доходов увеличилась с 16 млн. руб. до 69 млн. руб., т.е. возросла более чем вчетверо;

§ Число фабрик и мануфактур выросло с 500 до 2000;

§ Создана банковская система;

§ Увеличилось число собственников, в том числе из крестьян.

 

Но все же Россия двигалась по пути прогресса медленно и противоречиво. Сохранялась многоукладность экономики (т.е. существовало несколько общественно-экономических типов хозяйства одновременно: феодальный, капиталистический и др.), усилилась цивилизационная неоднородность общества: западный уклад получал более благоприятные условия для развития, но корпоративность (замкнутость хозяйства) не ослабла. Изменить страну сильнее, чем это сделал Петр I, Екатерина не могла. Впрочем, столь кардинальные изменения вряд ли принесли пользу стране. Зато Екатерине II удалось подготовить почву для кардинальных изменений, которые произойдут в ХIХ веке.

Внешняя политика России со второй четверти ХVIII века.

Сложная, нестабильная ситуация внутри страны отразилась и на внешней политике государства. Основными ее направлениями в ХVIII веке оставались западное и южное направления: борьба со Швецией и укрепление позиций в Центральной Европе и войны с Турцией за выход к Черному и Средиземному морям. Попытки России активно проводить свою внешнюю политику натолкнулись на противодействие крупных европейских государств: Франции, Англии, Австрии.

 

Из внешнеполитических событий середины века наибольшее значение имели Семилетняя война (1756-1763), в которой участвовали две коалиции европейских держав. Россия в этой войне блеснула победами и достижениями военного искусства, прославились русские полководцы, чьи имена были вписаны в историю военных побед на века.

 

Развивающееся русское купечество стремилось к портам Черного моря и к свободному экспорту товаров в порты Европы и Азии. Нигде интересы России не сталкивались так остро с Англией и Францией, как в Турецком вопросе. В 1768-1774 годах Россия была втянута в русско-турецкую войну. В 1774 году успех русской армии был убедительным. Это была первая большая победа здесь. А в 1783 году Россия присоединила Крым к себе. Это стало поводом для новой войны. Заключенный в декабре 1791 годы в Яссах мирный договор подтвердил присоединение Крыма к России, а также территорий между Бугом и Днестром.

При Екатерине II произошел первый раздел Польши. Это случилось в 1773-1775 годах. К России в результате этого раздела отошли восточные провинции Речи Посполитой. В 1793 году был сделан второй раздел, а в 1795 - третий.

Таковы были основные шаги России во внешней политике со второй четверти ХVIII века до конца правления Екатерины II.

Контрольные вопросы к теме № 8:

1.  Каковы причины дворцовых переворотов, захвативших более чем полувековую эпоху?

2.  Кому из правителей эпохи дворцовых переворотов удалось стабилизировать положение в стране после целого ряда кризисов?

3.  Что такое Бироновщина?

4.  Почему Екатерине II в истории дано прозвище Великая?

5.  В чем Великая императрица стала продолжательницей идей Петра I?

6.  В чем она не была похожа на Петра I?

7.  Каковы основные направления внешней политики России в ХVIII веке? Почему?

8.  Какова была цель русско-турецких войн?

9.  Какое значение имеет ХVIII век для истории России? Чем отличается России ХVII века от России конца ХVIII века?

 

Рекомендуемая литература к теме № 8:

1.  Анисимов Е.В. Россия в середине ХVIII века: борьбе за наследие Петра I. М., 1986.

2.  Безвременные и временщики: воспоминания об эпохе дворцовых переворотов (1725-1762). М., 1991.

3.  В борьбе за власть: страницы политической истории России ХVIII века. М., 1988.

4.  Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописании ее главнейших деятелей. М., 1995.

5.  Леванов Б.В., Чунаков А.В. История России. Курс лекций. Учебное пособие. М., 2002.

6.  Литвок Б.Г. Переворот 1861 г. в России. М., 1991.

7.  Милов Л.В. Цимбаев Н.И. История России XVII-XIX веков. М., 2006 - 760c.

8.  Миронов Г.Е. История государства Российского: Хрестоматия. М., 1996.

9.  Мунчаев Ш.М. История России: учеб. для вузов. / Устинов В.М. - М.: НОРМА, 2003.

10. Орлов А.С. История России: учеб. для вузов. / Георгиев В.А., Георгиева Н.Г. и др - М.: Проспект, 2006.

11. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. Ростов н/Д, 1999.

12. Стариков Н.В. История России. Ростов н/Д, 2000.

13. Судьба реформ и реформаторов в России. М., 1995.

 

Тест к теме № 8

1.  Что общего между политическим курсом Петра I и Екатерины II:

А. Вмешательство государства в сферу экономики;

Б. Борьба с областной автономией и самостоятельностью церкви;

В. Внутриполитическая стабильность.

2.  Основная административно-территориальная единица Российской империи, появившаяся в ХVIII в.

А. Уезд;

Б. Волость;

В. Губерния.

3.  При какой императрице был создан первый в России университет:

А. Екатерина II;

Б. Елизавета;

В. Анна Иоанновна.

4.  Кого можно считать первым российским революционером:

А. А.Н. Радищева;

Б. Н.И. Новикова;

В. М.М. Сперанского.

5.  «Манифест о вольности дворянства» был принят в царствование:

А. Петра III;

Б. Екатерины II;

В. Петра I.

6.  Назовите цель создания Верховного тайного совета:

А. Помощь Екатерине I в управлении государством;

Б. Продолжение реформ Петра I;

А. Стремление соперничающих группировок укрепить свою власть.

7. Укажите годы царствования Анны Иоанновны:

А. 1730-1740;

Б. 1741-1761;

В. 1761-1762.

8.  Что стало проявлением «просвещенного абсолютизма»:

А. «Кондиции» тайного совета;

Б. Наказ Екатерины II Уложенной комиссии;

В. Раскрепощение дворянства, расширение его прав и привилегий.

9.  Назовите первое высшее учебное заведение России:

А. Московский университет;

Б. Славяно-греко-латинская академия;

В. Смольный институт.

10. Назовите первого Российской императора:

А. Петр I;

Б. Петр III;

В. Александр I.



2020-02-04 350 Обсуждений (0)
Тема № 8: Дворцовые перевороты. Внешняя и внутренняя политика России во второй половине XVIII века 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема № 8: Дворцовые перевороты. Внешняя и внутренняя политика России во второй половине XVIII века

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (350)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)