Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Категория рода имен существительных



2020-02-04 601 Обсуждений (0)
Категория рода имен существительных 0.00 из 5.00 0 оценок




Упражнение 1

Данные ниже существительные во множественном числе распределите на 2 группы: имеющие категорию рода и не обладающие такой категорией. По каким показателям (формальным, семантическим) вы определили род существительных из первой группы?

Опилки, туманы, сплетни, часы, дожди, сутки, цветы, села, бури, шахматы, музеи, семьи, сливки, ясли, попытки, занятия, модели, сани, запахи, моря, звери, полосы, чувства, числа, брюки, юбки, сапоги, ворота, прятки, стены, сессии, станции, условия, рыбины, лебеди, сказки, сумерки.

Упражнение 2

Из данных форм множественного числа существительных выберите только имена, имеющие категорию рода, определите это грамматическое значение в каждом случае.

Сны, тростники, штаны, мечты, гости, объедки, шашки (игра), кроссовки, глубины, рукава, люди, цветники, жидкости, правила, ходики, спутники, умения, кандалы, ножны, итоги, веснушки, крошки, окна, яблоки, ягоды, намерения, скрепки, сумерки, ворота, расходы, бриджи, кассеты, обиды, кеды.

 

Упражнение 3

Распределите данные ниже существительные в группы в зависимости от их родового значения, определите род и назовите принцип распределения существительных по родам:

а) Мощь, слуга, служанка, невежда, мораторий, домище, неряха, стиль, решение, начальство, юноша, пальтишко, спортсмен, малышня, супруга, врач;

б) Жизнь, редактор, мозоль, житель, жительница, невежа, свидетель, голосище, творчество, вельможа, платьице, мямля, заводишко, декан, успех;

 

Упражнение 4

Определите род данных существительных и назовите средства его выражения:

а) Мощь, слуга, музей, хлебушко, коллега, бригадир, кольцо, соболь, армия, судья, юноша, акация, осадки, сынишка, ртуть, детина, агроном;

б) Пламя, недотрога, старшина, дело, тропики, дворишко, воля, вояка, янтарь, скворушка, дождище, тезка, семья, магистраль, подмостки, вихрь;

в) Потемки, зеркало, зайчишка, чистюля, фасоль, пластырь, умница, ущелье, народище, тиски, подпись, стремя, мачеха, техник, ветошь, слуга;

 

Упражнение 5

Из данного текста выпишите все существительные и определите их род, выделив формальный показатель. Какими принципами можно руководствоваться при определении рода этих существительных?

а) Роса смыла с деревьев ночную тьму, и в зелени, седой от росы, стали улыбаться розовые яблоки анис, засверкала злотом пахучая антоновка, а вскоре прилетели щеглята в алых колпаках, осыпаясь, падали на землю желтые листья, и порою нельзя было понять – лист или щегленок мелькнул. (М.Горький);

б) В такие дни впервые отворяют окна, сметая с подоконников дохлых  

мух; в такие дни, блаженно улыбаясь, часами сидят у ворот на лавочках; в такие дни кажется, что счастье – это просто солнце, просто воздух, просто жизнь сама по себе. (Ю.Поминов);

Упражнение 6

Определите род у несклоняемых существительных. Назовите приемы определения значения рода:

а) Ассорти, пони, портье, кенгуру, алоэ, такси, миссис, харчо, эскимо, крупье, хобби, сэр, ООН, лото, падре, резюме;

б) Пончо, конфетти, пани, кепи, Токио, маэстро, пенальти, трюмо, пюре, торнадо, ВТО, безе, фламинго, салями, колье, пресс-атташе;

 

Упражнение 7

Выпишите из примеров существительные, значение рода которых выражается аналитически. Определите это значение и средства его выражения в каждом случае

Растяпа, журнал, торнадо, ходики, холодище, пани, сосед, пюре, тихоня, нытик, уродина, желе, сторож, трусишка, Токио, пейзаж, детина, крупье, тезка.

 

Упражнение 8

Распределите существительные с флексиями –а, -я в зависимости от их рода: мужской, женский и общий род:

а) Земля, Алеша, плакса, вата, красотуля, пилюля, дядя, родня, тайга, домина, дедушка, награда, слуга, Валя, аудитория, недотрога, сынишка, семья;

б) Махина, сынуля, возня, Саша, коллега, симфония, львица, тихоня, вояка, дочка, заря, жадина, старушка, сетка, судья, администрация, старшина;

 

Упражнение 9

Распределите данные существительные по типам склонения, сделайте вывод о связи формального показателя рода и типа склонения существительных:

а) Теплота, везение, настойчивость, талант, коллега, май, баловень, мямля, пальтецо, махина, акварель, сердечко, секретарь, банкнота, гербарий;

б) Знание, дикция, капель, детина, мораторий, лидер, очередь, кисель, маслице, успех, победа, воробьишко, достижение, неженка, нежность;

 

Упражнение 10

Укажите тип склонения данных существительных: субстантивное (его виды), разносклоняемые, смешанное склонение, адъективное склонение:

а) Радость, удача, дитя, знание, соловей, Бунин, аллея, заведующий, семя, лес, голосишко, совесть, голубь, мороженое, зерно, пламя, ковыль, мастерская, Кутузов, молодежь, луч, поле, путь, запятая, край, ягода, дедушка, подлежащее, грусть, защита, санаторий, юноша, пустырь;

б) Здание, трамвай, обида, числительное, имя, дерзость, свобода, путь, определение, Толстой, набережная, аффикс, номинация, емкость, заливное, песня, пламя, профилакторий, Чехов, молодость, ученик, учащийся, человечишко, надежда, мостовая;

 

Упражнение 11

Из данных во множественном числе существительных выпишите те, которые склоняются только по парадигме множественного числа.

Дебри, мысли, джунгли, события, чистюли, успехи, подмостки, пейзажи, морозы, осадки, заросли, брюки, стихи, тиски, лужи, списки, сплетни, дети, роды, тропики, щипцы, ножницы, отрасли, компании, слухи, надежды, радости, споры, котлеты, щепки, друзья, характеры, строки, команды.

 

Упражнение 12

Выпишите из данных примеров существительные, не входящие в субстантивный тип склонения.

Партия, рагу, Демченко, сирень, знамя, сладкое, Ауэзов, эскимо, куплет, гороно, февраль, гостья, столовая, слой, семейство, ТОО, мадам, мораль, ведущий, линия, общение, шоу, Никитин, случай, радость, досье, Алеша, уровень, высь, будущее, время, положение, кофе, заведующий, пальто.

 



2020-02-04 601 Обсуждений (0)
Категория рода имен существительных 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Категория рода имен существительных

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (601)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)