Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Полный морфологический анализ имени существительного



2020-02-04 413 Обсуждений (0)
Полный морфологический анализ имени существительного 0.00 из 5.00 0 оценок




Сделайте полный морфологический анализ существительных из данного текста (пользуйтесь данной ниже схемой разбора).

Весной

 

Весна. Уже подсохли пригорки, и мы, пацанва, играем на них в лапту. На приусадебных участках хозяева жгут скопившийся за зиму мусор, прошлогоднюю картофельную ботву, остатки ненужной соломы. Голубые сумерки. Плывет по совхозным улицам сизоватый дымок… Еще не тепло, но уже и не холодно. Душу переполняет ни с чем не сравнимое светлое чувство. Хорошо, сам не знаешь отчего. До сладких слез хорошо.

Нигде больше и никогда не бывало так безмятежно и светло на душе, как в те уже теперь далекие весенние совхозные вечера с плывущим по улицам слоистым ароматным дымом. (Ю.Поминов).

 

Схема разбора имени существительного

Имя существительное обязательно выписывается в контексте: существительные в Им. пад. – в составе грамматической основы, (если есть), существительные в косвенных падежах выписываются так, чтобы они были зависимым компонентом словосочетания:

1) Существительное - начальная форма, обоснование частеречной принадлежности;

2) Семантические признаки: определение лексико-грамматических разрядов, к которым относится имя существительное: одушевленное- неодушевленное, личное - неличное, собственное – нарицательное; для нарицательных – конкретное, отвлеченное, вещественное, собирательное;

3) Морфологические признаки: постоянные – род, тип склонения, средство выражения грамматического значения рода; непостоянные признаки – число и его особенности: имеет /не имеет противопоставления по числу; если не имеет, определить, Pluralia tantum / Singularia tantum; падеж и его описание (приглагольный/приименный, предложный, беспредложный), семантическая модель словосочетания и падежное значение; грамматическое средство и способ выражения грамматических значений данной словоформы;

4) Синтаксические признаки: в какую синтаксическую связь вступает и каким членом предложения является;

Образец разбора имени существительного

 

  В окна зала и гостиной мягко краснел между ветвями сосен закат, слышались голоса и смех работников, собиравшихся к ужину. (И.А.Бунин).

Смех (работников) – 1. Смехимя существительное, т.к. имеет категориальное значение предметности; в начальной форме. 2. Неодуш., неличное, нарицательное, отвлеченное. 3. Постоянные признаки: муж. род, 1 склонение по вузу, 2-е – школьное склонение; средство выражение грамматического значения рода – флексия, способ синтетический; непостоянные признаки: в форме ед. числа, противопоставления по числу не имеет, Им. падеж, независимый, « действие и его субъект», субъектное значение; средство выражения грамматических значений числа и падежа – флексия, способ - синтетический. 4. Координирует с глаголом-сказуемым, в предложении – подлежащее.

(В окна) гостиной – 1. Гостиной - имя существительное, т.к. имеет категориальное значение предметности; начальная форма - гостиная. 2. Неодуш., неличное, нарицательное, конкретное (2 гостиных). 3. Постоянные признаки: жен. род, адъективный тип склонения; средство выражение грамматического значения рода – флексия, способ синтетический; непостоянные признаки: в форме ед. числа, имеет противопоставление по числу; Род. падеж, приименный, беспредложный «предмет и его признак», определительное значение; средство выражения грамматических значений числа и падежа – флексия, способ - синтетический. 4. Управляется существительным, в предложении – несогласованное определение.

Контрольная работа по теме «Имя существительное»

 

Цель:

Закрепить и систематизировать знания по теме «Имя существительное как часть речи».

Закрепить умение морфологического разбора имени существительного.

 

Выполните следующие письменные задания:

 

1. Все существительные распределите в таблицу по разрядам: одушевленные/неодушевленные, собственные/нарицательные. Укажите все деления внутри нарицательных существительных;

2. Приведите по 10 примеров существительных, имеющих и не имеющих противопоставления по числу. Во второй группе существительных приведите примеры существительных только единственного и только множественного числа;

3. Выпишите из текста существительные всех субстантивных типов склонения, существительные, изменяющиеся по адъективному типу, по парадигме множественного числа, разносклоняемые существительные. В случае отсутствия каких-либо примеров в тексте, приведите дополнительные примеры;

4. Выпишите 20 словосочетаний с существительными, укажите падеж и падежное значение данных существительных. Примеры должны быть максимально разнообразными;

5. Для 5-ти существительных (их не нужно включать в предыдущие задания) сделайте полный морфологический разбор по схеме. ( см. схему морфологического анализа существительного);

Каждое задание оценивается по пятибалльной системе.

Максимум – 25 баллов. Зачетной считается работа, набравшая не менее 18 баллов.

Тексты для выполнения контрольной работы по теме

 «Имя существительное»

Текст 1

Соседние хозяйства двух районов – Купинского и Железинского – всегда помогали друг другу техникой, семенами, обменивались опытом, выручали в трудную минуту…

Горячим поборником сохранения связей с соседями-россиянами выступает и Манап Шарапиденович Кубенов, зная, что подчас тем же местным фермерам проще и дешевле заполучить горючее на посевную или уборку у купинцев, чем у собственных коммерсантов. А соседи, кстати, могут порой дать в долг – и ГСМ, и семена.

Главам районов приходится решать самые неожиданные проблемы. От Озерного и Джамбула до Купино путь втрое ближе, чем до Железинки. Куда повезут казахстанцы тяжелого больного в случае острой нужды? Конечно, к соседям. Но ведь не положено: у нет ни страховых полисов, ни направления… Наконец, они граждане другого государства. Соколов своим медикам сказал: «Берите – под мою ответственность».

Когда-то из Павлодара в Купино и обратно ходили три-четыре автобуса в день. Теперь остался один. И тот, по правде говоря, ходит не совсем законно. По существующим правилам его пассажиры должны проходить таможенный контроль. А ближайшая таможня в Карасуке, за сто километров от Купино, что пассажирам окрестных деревень по обе стороны границы совсем не по пути. Со своей стороны купинский глава сделал все, чтобы сохранить важную ниточку, связывающую простых людей в Казахстане и России. (Ю.Д.Поминов.)

 

Текст 2

Джасыбай – второе по величине озеро в районе Баянаульских гор. И, пожалуй, самое любимое в народе за свою красоту, за прозрачность и чистоту воды. Вокруг озера, охраняя его покой, высятся горы Кикше, Атсалган, Джамбек, Кюйгенбет, Акбет. Они довольно высокие и издалека кажутся темно-зелеными. Такую окраску им придают сосновые и березовые рощицы. Может быть, поэтому вода в озере кажется не синей, а зелено-голубой. Неяркие краски окружающего меня осеннего мира изменчивы. Пейзаж меняется с каждой минутой, потому что все выше поднимается солнце. Еще недавно под гранитной скалой напротив, в кустах шиповника лежали темно-синие, почти черные, клочки ночи. А сейчас кустарник высветился, и стали отчетливо видны темно-красные точки ягод. Потемневшие листья отливают под яркими утренними лучами солнца червонным золотом.

     Солнечный свет и тени придают скалам и горам самых неожиданных фигур и построений. Можно увидеть здесь и многобашенные замки, и трехглавые чудовища, и космические корабли, и какие-то абстрактные нагромождения непонятных, оплывающих форм.

     Чуть заметная колея ведет нас через густой тальник к горам. Когда кустарник кончился, сразу открылась небольшая поляна. За ней поднимались невысокие утесы с круглыми, словно булки, вершинами. В одном месте они как бы образовали чашу.

Удивительная тишина пронизывала все вокруг! Такая тишина, что хотелось даже разговаривать шепотом. В чаше поднималась одинокая березка. Ее тонкий ствол нежно белел на фоне темно-коричневых скал. Желтые листья излучали нежное, тонкое сияние.

Пейзаж вокруг «чаши» словно написан размытыми акварельными красками. Желтая полянка. Темно-коричневые скалы с зелеными пятнами лишайников. Низкая осиновая роща с густо растущими деревцами. Гибкий тальник у крохотной речушки.

Откуда-то из узкого ущелья набежал ветерок, упруго ударился о бок утеса, тряхнул березку. Светло-желтый лист сорвался с тонкой ветки и, покачиваясь, начал опускаться к земле. Эти места – родина народного артиста СССР, режиссера кино и театра Шакена Айманова.

Текст 3

В начале ХХ века павлодарские купцы вели бойкую торговлю, скупая на левобережье Иртыша скот, сало, кожи, овчины, шерсть, волос, а в европейской части России – мануфактуру, бакалейные товары и т.д. Иными словами, город представлял собой «обменный пункт» степного сырья на европейские товары. Но главной статьей вывоза грузов вниз по Иртышу была соль (63,8%). На хлеб приходилось всего 15,2 процента.

Промышленность в городе была развита мало: шесть кирпичных заводов, пивоваренный, мыловаренный, салотопенные, маслобойня, скотобойня, паровые мельницы купцов Тиссена и Герцена, солемельницы известного солепромышленника Осипова да ряд примитивных мастерских по ремонту сельхозинвентаря. Главной достопримечательностью города оставались ветряные мельницы, их крылья высоко вздымались в небо и были видны издали. Сам же город выглядел не ахти – пыльный, лишенный зелени, с высокими заборами вокруг домов состоятельной части населения и с низкими, подслеповатыми окнами, домишками городских низов. Нынешняя улица Фрунзе тогда носила название Самарской (на ней селились переселенцы из Самары), и как писал очевидец, с наступлением сумерек окна богатых домов захлопывались ставнями, не пропуская на темные пустынные улицы ни луча света, а с цепей спускали собак…

Помните строки замечательного поэта Павла Васильева о Павлодаре: «…Когда-то только мельницы одни махали деревянными крылами»? Павлодарец Х. Бекхожин, казахский поэт и современник Васильева дополняет картину: «Лежал наш город по уши в пыли. Пески и нашу избу занесли. Землянки на окраинах пестрели. Там вечерами свечки лишь горели…».

Купцы вели крупную торговлю, участвовали в ярмарках (в те годы особенно славились Куяндинская и Ботовская). Из двухсот торговых заведений наиболее крупными были пятнадцать. Главные статьи торговли – соль, сельскохозяйственная продукция.

Торговцы помельче, всякого рода коробейники, торговали ходовым товаром, по-нынешнему, ширпотребом. В Павлодаре было два базара, но особо выделялся своим размахом тот, что расположился на берегу Иртыша (его торговые ряды сохранились и до сего дня, это территория завода «Октябрь»), и другой – на нынешней Первомайской площади. Торговали там сеном, щепой, скотом. Как вспоминает бывший директор нашего краеведческого музея Иван Лагутин, «сено взвешивали на весах»…

Главная надежда на осуществление предрекаемого нашему городу «блестящего будущего» связывалось с богатыми месторождениями каменного угля, а также меди, золота и других ископаемых, но, прежде всего, с Экибастузскими каменноугольными копями Воскресенского горнопромышленного общества.

Наиболее знаменитыми были купцы Осиповы, Суриковы, Кондратьевы, Баландины, Зайцевы, Деров, Пятков, Тумашевы, Халимовы, Айтыкины. Многие из них занимали видные посты в думе, городской управе (одноэтажное здание на берегу Иртыша по ул. 40 лет ВЛКСМ, ныне модернизированное). Солепромышленник Осипов был городским головой.

Текст 4

Один из путешественников, проезжая через Павлодар в 1901 году, писал об этом так: «Общественной жизни, поскольку она выражается в различного рода общественных учреждениях (просветительных, благотворительных, ученых и т.п. обществах), пока нет». Однако не хлебом единым жив человек! – у каждого сословия павлодарцев были и духовные потребности, которые и удовлетворялись в меру возможностей.

«Отцы города» – купцы, торговцы, духовенство, судьи, крупные землевладельцы, казачьи атаманы – проводили свой досуг в Общественном собрании, которое, для пущей важности, и по образу и подобию крупных российских городов называли «дворянским». Городская элита объединялась в партию монархического толка – «Михаил-архангел». Представителем от мещан в нее входил известный всему городу Иван Фомич Курцев. Входил он и в другие партии и группы, не брезгуя и религиозными сектами, и был своего рода «ходячей энциклопедией» общественно-политической жизни Павлодара и информатором для представителей элиты о настроениях низов.

Павлодарцы рангом пониже в свободное время посещали Народный дом, открытый в 1902 году (здание на углу улиц Естая и Ленина). В нем находились читальный и чайный зал на 150 мест со сценой, где демонстрировались фильмы и читались лекции, а заезжие группы артистов ставили отрывки из опер. Особняком проводили свой досуг приказчики торговых домов: у них был свой Приказчичий клуб. Ныне здание снесено.

О том, чем занимались в редкие часы отдыха павлодарские рабочие, история умалчивает... Вероятно, если случался лишний грош, народ спешил увидеть «чудо века» - кино! Немые фильмы шли в кинотеатре «Заря», стоявшем на берегу Иртыша (здание снесено) или в «Фуроре» (кирпичное здание на углу Ленина-Луначарского).

Сохранился кинорепертуар тех лет: красочные афиши зазывали – «Спешите, спешите! Только один день!» Также «подавались» фильмы с душещипательными сюжетами – «Сонька-Золотая Ручка» (об известной авантюристке), «Пегая красавица», «Мой костер в тумане светит», «Замрите, проклятые струны» и т.д. Еще одним местом для развлечения горожан был цирк.

Красочную картину быта и нравов Павлодара того времени нарисовал наш земляк, писатель Всеволод Иванов: «... Масленичное гулянье идет кругом по двум улицам, похожим на крендель, мимо базара, прогимназии, купеческих дворов и двух гостиниц. Улицы наполняются кошевками, санками, розвальнями. Иные убраны коврами, а победнее хозяин – расшитыми кошмами. Экипажи идут тесной толпой. Деревянные тротуары наполнены мещанами, казаками, киргизами (казахов до 1925 года называли киргизами)... Люди вытащили все свои лучшие одежды. Здесь хвастаются конями, шубами, количеством детей, иные семьи выехали сразу на нескольких санях. Некоторые вместо сидений ставят громадные сундуки с добром.

Вечером город до изнеможения ест блины и пьет водку. Утром город встает с тяжелой головой, с трудом натягивают мохнатую шубу, падает в сани и опять кружится по этим двум улицам. Опухшие, заспанные лица! Я знаю, у кого сколько съели блинов, кто сколько настряпал пельменей. Возле цирка артисты с почтением любуются этим катящимся мимо них степным обжорством...»

...Каждый город имеет свою, неповторимую историю. Он, как живое существо, растет, страдает, иногда замирает в оцепенении, но и тогда живет какой-то невидимой жизнью, накапливая силы… Таков и Павлодар: выгоревший почти дотла в мае 1901 года, он затем восстал из пепла, выдержал взлеты и падения, был свидетелем многих политических трагедий и комедий, заблуждений и откровений людей, его населяющих. Каков он будет в следующем столетии – судить не нам. Но знать историю своего города мы просто обязаны.

Текст 5

Мне кажется, нерядовой, интересной была и наша семья. Мне много внимания уделяла бабушка – мать отца, неграмотная, но очень глубокая, мудрая женщина, пережившая 13 из 14 своих детей. Что-то у меня от нее, Марии Петровны Поминовой. Что-то от моей матери – человека с ярким, сильным, самобытным характером.

Матери пришлось немало пережить в детстве и юности, и всю свою жизнь она посвятила нам, ей детям. Помимо всего прочего, у матери сочная, образная речь, которую она пересыпает пословицами и поговорками.

Много повидал в жизни отец, был начитан, несмотря на свое четырехклассное образование, безусловно, умен, много читал, что было примером для нас, детей.

Читал я много и без разбору – всё, что попадалось: от Льва Толстого и Аркадия Гайдара до Майн Рида, Жюль Верна, Стивенсона. Любил книги про путешествия, приключения.

Я благодарен Березовской средней школе, которую закончил в 1970 году. Здесь всегда была атмосфера высокой нравственности, чистоты, порядочности. Может быть, более всего нас учили здесь не столько наукам, сколько тому, чтобы мы всегда оставались людьми.

В краю, где я вырос, особая природа – здесь сходятся Казахстан и Сибирь, Павлодарская и Новосибирская области и Алтайский край. Лесостепь, березовые колки, грибы, ягоды – все это наполняло наше детство неповторимыми красками, впечатлениями, формировало романтическое мировоззрение.

После окончания школы был принят на работу в качестве литературного сотрудника газеты «Ленинское знамя». Ездил по району, встречался с людьми, писал заметки, корреспонденции, зарисовки. Работа в районе имела для меня как положительное, так и отрицательное последствия. С одной стороны она приучала к дисциплине, точности (ведь люди, о которых пишешь, - вот они, рядом), трудолюбию («районка» – страшно прожорлива). Но с другой стороны, в творческом плане – это опыт отрицательный: скорописание (тут не до работы над стилем, словом, образами, композицией и т.д.), приниженная требовательность к текстам, заражение такой болезнью, как районные штампы, схематизм и примитивизм в изложении описываемых событий, а тем более в описании характеров героев.

С 1972 года по 1977 год учился на факультете журналистики КазГУ. К сожалению, практической журналистике нас в университете учили мало. Зато он много дал для расширения кругозора, помог пополнить знания в области литературы, истории журналистики. Много было неформального творческого общения с преподавателями.

После окончания университета поступил на работу в редакцию Павлодарской областной газеты «Звезда Прииртышья». Работаю в этой газете с 1977 года по настоящее время. Восемь лет был корреспондентом сельхозотдела, ездил по области, писал о селе, его людях, сельскохозяйственных кампаниях. Работая корреспондентом, стал лауреатом премии Союза журналистов Казахстана.

В 1980 -1986 годах были написаны первые литературные вещи – новеллы о детстве «По ягоды» и «Пора сенокосная», которые позднее увидели свет в казахстанских сборниках «Лик земли».

В 1985 – 1987 годах, исподволь, понемногу стали складываться циклы о родных и близких, так называемые «Блестки» – короткие новеллы о людях с изюминкой, нестандартных ситуациях и т.д. (Ю.Д.Поминов).

2.9 Контрольные вопросы по теме «Имя существительное»

 

1 Каково общекатегориальное значение имени существительного? Можно ли считать его универсальным для существительных во всех языках?

2 На чем основано выделение лексико-грамматических разрядов имен существительных? Назовите эти разряды.

3 В чем заключается противопоставление имен собственных и нарицательных? В каких случаях возможен взаимный переход существительных из этих разрядов?

4 Какие подразряды выделяются внутри нарицательных существительных? Перечислите их и дайте краткую характеристику.

5 Почему категорию рода считают важнейшей категорией имени существительного?

6 На чем основано распределение существительных по родам в русском языке? 

7 В чем особенности существительных общего рода и каковы их лексико-грамматические показатели?

8 Как решается вопрос о значении рода существительных типа «доктор, референт»?

9 Какова методика определения значения рода у несклоняемых существительных?

10 Как связаны категория рода имен существительных и понятия тип склонения, морфологический тип, категория падежа?

11 Охарактеризуйте субстантивное склонение в русском языке.

12 Какие еще типы склонения, кроме субстантивного, присущи русским существительным?

13 Что такое падеж? Какой характер имеет эта категория?

14 Как формируется падежное значение имени существительного?

15 Каково значение субъектного значения и какие падежные формы его реализуют?

16 Как складывается объектное значение и каким падежным формам оно присуще?

17 От чего зависит формирование обстоятельственного значения и в каких падежных формах оно выражается?

18 Почему определительное (атрибутивное) значение возникает только в именных словосочетаниях и в каких падежных формах оно выражается?

19 В чем специфика комплетивных отношений? Каким падежам оно присуще?

 

Имя прилагательное

 



2020-02-04 413 Обсуждений (0)
Полный морфологический анализ имени существительного 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Полный морфологический анализ имени существительного

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (413)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)