Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 1. Возникновение и развитие теории правового государства



2020-02-04 269 Обсуждений (0)
Вопрос 1. Возникновение и развитие теории правового государства 0.00 из 5.00 0 оценок




План

Введение…………………………………………………………………………...3

Вопрос 1. Возникновение и развитие теории правового государства………...5

Вопрос 2. Основные характеристики правового государства………………...15 Вопрос 3. Становление правового государства в России……………………..25

Заключение ………………………………………………………………………31

Список использованных источников…………………………………………...33

 

Введение

Актуальность темы. Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, Средневековья и современности. Разумеется, смысл и содержание идеи правового государства не были одинаковыми у различных философов, политических деятелей, юристов, историков. Все они по-разному понимали смысл правового государства: правовое государство - это государство закона, справедливости или законности. Вопросы правового государства широко обсуждаются и в наше время. Основная причина такого внимания заключается в том, что эта теория выражает идеи гуманизма. Зачатки теории правового государства в виде идей гуманизма, установление и сохранение свободы, господство права и закона прослеживаются еще в рассуждениях передовых для своего времени людей и философов Древней Греции, Рима и других стран Древнего мира. 

На сегодняшний день правовое государство является наиболее реальным типом государственного существования. В конституциях многих государств не содержится дефиниции правового государства, например в Конституции РФ, но в целом в теоретико-правовой науке сложилось некоторое единство относительно наиболее существенных признаков правового государства[1]. В то же время в понимании правового государства нет единого мнения. Поэтому определить само понятие «правовое государство», показать его трансформацию на протяжении исторического развития общества является актуальным.

Цель данной работы: изучить все составляющие теории правового государства, развитие правового государства в России.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. рассмотреть возникновение и развитие теории правового государства;

2. изучить основные характеристики правового государства;

3. рассмотреть становление правового государства в России.

Методология. В данной работе используются следующие методы: анализ, синтез, индукция, дедукция и формально-юридический метод. 

Теорию правового государства изучали многие ученые. Наибольший след оставили: М. И. Абдулаев, С. С. Алексеев, И. Ю. Козлихин, С. А. Котляревский, Е. А. Лукашева, А. В. Малько, М. Н. Марченко, В. С. Нерсесянц, В. Н. Хропанюк и др.

Вопрос 1. Возникновение и развитие теории правового государства

Становление, развитие и приведение в жизнь теории правового государства имеет долгую и интересную историю.

Представления о государстве как организации, осуществляющее свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С теорией правового государства связаны поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Философы античности, такие как Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон, пытались выявить связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи.

Значительное влияние на формирование теоретических представлений и практики правовой государственности оказали политико-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима, античный опыт демократии. Идею объединения силы власти и права в организации Афинского государства на демократиче­ских началах проводил в своих реформах уже в VI в. до н. э. древнегреческий архонт Солон.

Древнегреческий философ-идеалист Платон как ученик Сократа отталкивался от его идей в своей работе под названием «Государство». Он воплотил первый проект идеального государства как воплощение вечных идей правды и добра, а второй проект - в диалоге «Законы»[2]. Идеальное государство, по мнению Платона, это смешанное государство, которое состоит из двух противоположностей: монархии и демократии. В идеале необходимо, чтобы либо власть монарха была ограничена свободой граждан, либо власть народа была ограничена определенными рамками. Как следствие, он получил умеренную форму государства.

Аналогичные идеи, заложившие основу правового государства, развивались в работах Аристотеля, ученика и критика Платона. По его мнению, государство - это сообщество равных людей для достижения возможно лучшей жизни[3]. Таким образом, Аристотель сформулировал этическое понимание государства. Он защищал права индивида и частной собственности. Аристотель отмечал, что в любом государственном строе имеется «три элемента»: первый - законосовещательный орган о делах государства, второй - магистратуры, третий - судебные органы[4]. Именно Аристотель впервые предложил концепцию разделения властей - основу правового государства, которая в последующем была разработана другими учеными.

С идеями передовых мыслителей Древней Греции о праве, свободе, человеческом достоинстве и гуманизме перекликаются взглядами политических и общественных деятелей Древнего Рима. Особенно отчетливо это прослеживается в работах знаменитого римского оратора, государственного деятеля и мыслителя Цицерона: «О государстве», «О законах», «Об обязанностях». Цицерон, в отличие от Аристотеля, предложил юридическое понимание государства: «Итак, государство есть достояние народа, а народ - не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов»[5]. Цицерон был сторонником естественного права. Он исходил из того, что права и свободы человека не даруются и не устанавливаются по чьему-то желанию или велению, а принадлежит ему по самой природе. Благодаря Цицерону естественное право приобрело практическое значение в римском праве. Достижения Цицерона стали существенным открытиями по уяснению правового смысла государственности.

Идеи античных мыслителей оказали значительное и заметное влияние на сущность теории правового государства. Древние государственно-правовые взгляды и идеи прогрессивных философов того времени стали первоосновой всего последующего процесса развития теории правового государства. Рост производительных сил, изменение социальных и политических отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных дел. Главное место занимают проблемы правовой организации государственной жизни.

В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности с позиции историзма изложили мыслители XV-XVI веков Никколо Макиавелли и Жан Боден.

Макиавелли видел главной целью государства в возможности свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности для каждого. Рассматривая формы государства, он отдавал предпочтение республике, которая в большей мере отвечает требованиям равенства и свободы. По мнению Ж. Бодена, «государство - это правовое управление семьями и тем, что у них общее, суверенной властью»[6]. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы человека.

Огромный вклад в развитие теории правового государства внесен мыслителями XVIII - XX вв. Ряд положений теории правового государства разработаны такими мыслителями, как Г. Гроций, Б. Спиноза, Д. Дидро, П. Гольбах, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Л. Монтескьё, Т. Джефферсон и другие. Я рассмотрю только некоторых из них.

Б. Спиноза был одним из первых, кто дал теоретическое обоснование демократического государства, связанного законами и обеспечивает действительные права и свободы человека. Он утверждал, что государство могущественно тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только право на жизнь, но и удовлетворение его интересов[7].

Государство, по мнению Джона Локка, было создано для преодоления недостатков естественного состояния людей. Это произошло путем заключения общественного договора: «Люди вступают в соглашение с другими людьми об объединении в сообщество для того, чтобы удобно, мирно совместно жить, спокойно пользуясь своей собственностью и находясь в большей безопасности, чем кто-либо не являющийся членом общества»[8]. В трактовке Локка, жизнь, свобода и собственность - это триада естественных прав человека, которые и составляют основу правового государства. Для обеспечения триады естественных и неотчуждаемых прав человека, считал Локк, необходимо ограничить объем законодательной власти и разделить государственную власть. Локк выделяет три власти, которые должны действовать в государстве: законодательная, исполнительная и федеративная. Он считал, что разделение властей - это соподчинение властей, причем законодательная власть является верховной по отношению к исполнительной и федеративной.

Концепция неотчуждаемых естественных прав человека, разработанная Локком, была использована в проекте Декларации независимости США (1776), но в несколько другой редакции (жизнь, свобода, стремление к счастью)[9].

Монтескьё объяснял причины установления правовой государственности необходимостью политической свободы в гражданском обществе. Для предотвращения злоупотреблений властью необходимо строгое соблюдение законов всеми. Политическая свобода у Монтескьё означает установление законности и безопасности. Достигается это путем разделения властей на законодательную, исполнительную и, в отличие от Д. Локка, судебную, сосредоточенных в различных органах и взаимно ограничивающих и уравновешивающих друг друга. Его учение о разделении властей сыграло существенную роль в становлении концепции правового государства и конституционализма в форме конституционной монархии. В этой теории разделения властей, речь шла прежде всего о правовом ограничении монарха, по мнению Монтескьё, власть должна быть распределена между различными социальными слоями и представляющими их интересы государственно-властные институты[10]. Монтескьё отрицательно относился к абсолютной монархии. Он считал, что абсолютная монархия и свобода граждан, - взаимоисключающие понятия. Монтескьё ценил больше всего свободу граждан. Для него свобода - это право делать все, что дозволено законами.

Политические и правовые идеи Монтескьё оказали огромное влияние на многие поколения теоретиков права, законодателей и политиков. Мысли Монтескьё о федеративной республике, о разделении власти на законодательную, исполнительную и судебную были осуществлены создателями Конституции Америки 1787 года (Раздел 4 статьи 4)[11].

Значительный вклад в разработку основополагающих элементов правовой государственности внесли также И. Кант, Ж. Ж. Руссо, Гегель.

Кант выступил с философским обоснованием теории правового государства, в котором центральное место занимает человек, личность. Он понимал государство как объединение множества людей, подчиненных законам. Государство, утверждал Кант, это правовая организация, организационное и материальное выражение и средство обеспечения правил правомерного поведения, совокупность средств, институтов, обеспечивающих правовое регулирование[12]. Важнейшим принципом публичного права философ считал прерогативу народа требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятия конституции, выражающей его волю. Верховенство народа обуславливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве. Там, где государство действует на основе конституционного права, отвечает общей воли народа, там государство правовое, там не может быть ограничения прав граждан в области личной свободы, совести, мысли. В правовом государстве гражданин должен обладать возможностью принуждения властвующих к точному исполнению закона[13]. Возможность правовой организации Кант связывал с разделением властей на законодательную, принадлежащую парламенту, исполнительную - правительству, и судебную, осуществляемую судом присяжных, избранных народом. В соответствии с наличием или отсутствием принципа разделения властей он различает две формы правления: республику (это и есть правовое государство) и деспотию[14].

Под влиянием его идей в Германии сформировались направления, сторонники которого сосредоточили свое внимание на разработке теории правового государства. К числу наиболее интересных представителей этого течения можно отнести Роберта фон Моля, Карла Теодора Велькера, Отто Бэра и многих других. Благодаря их работе идеи правового государства обрели терминологическую определенность. Термин «правовое государство» (по-немецки - Rechtsstaat) ввел в оборот Р. Моль[15].

Ж. Ж. Руссо - французский политически и правовой мыслитель. В своей работе «Об общественном договоре» (1762), он развивает теорию договорного происхождения государства[16]. Согласно общественному договору верховная власть в государстве принадлежит всему народу. Смысл правового государства, по мнению Руссо, в том, чтобы власть не являлась извне[17]. Идеал Руссо - непосредственная демократия без политических партий. Он считал, что единственно разумная форма правления - это республика. Позднее он конкретизировал свои взгляды на республику в проектах конституций для Корсики и Польши. Руссо написал «Проект Конституции для Корсики», предусматривающий учреждение республики, основанной на имущественном равенстве. Также сочинения Руссо содержат первую и самую точную характеристику проблемы человека в гражданском обществе. Она состоит в том, что человек гражданского общества не является чем-то единым и целым. С одной стороны он частный человек, а с другой - гражданин государства, так как отношение гражданского общества к государству представляет собой достаточно серьезную проблему[18].

Идеи Ж. Ж. Руссо оказали большое влияние на многих политико-правовых деятелей. В Декларации прав человека и гражданина, Конституции 1791 г., Конституции 1793 г. есть прямые ссылки на положения, сформулированные Руссо. Его идеи повлияли на возникновение новых демократических институтов, как референдумы, народная законодательная инициатива, и такие политические требования, как возможное сокращение срока депутатских полномочий, обязательный мандат и отзыв депутатов избирателями[19].

Учения раннебуржуазных мыслителей прежде всего о неотчуждаемых правах и свободах человека и разделении властей оказали заметное влияние на конституционное законодательство и государственно-правовую практику многих европейских государств. Это влияние отчетливо проявилось во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., в американском Билле о правах. Статья 16 французской Декларации гласит: «Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции»[20]. Билль о правах (1789-1791 гг.) закрепляет право народа на охрану личности, жилища и имущества от необоснованных обысков или арестов, презумпцию невиновности и др[21].

Значительное освещение и развитие идея правового государства нашла в произведениях современных западных юристов, политологов и социологов. В прямой и косвенной форме она закрепляется в законодательстве и конституциях ряда стран.

Большое значение для совершенствования теории правового государства имеют работы отечественных авторов. Идеи правового государства излагались в трудах Д. И. Писарева, А.И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, А. И. Радищева, П. И. Пестеля, Н. М. Муравьева и других мыслителей, подвергавших критике беззакония феодализма[22].

Теоретическую завершенность русская концепция правового государства получила в произведениях правоведов предоктябрьского периода: Н. М. Коркунова, С. А. Котляревского, П. И. Новгородцева, В. М. Гессена, Г. Еллинек, Р. Иеринга, Г. Ф. Шершеневича и других[23].

Гессен определяет правовое государство, опираясь на воззрения западной политико-правовой мысли. Он считал, что правовое государство - это государство, которое признает обязательным для себя, как правительства, создаваемые им же, как законодателем, юридические нормы. Правовое государство в своей деятельности, в осуществлении своих правительственных и судебных функций связанно и ограниченно правом, стоит под правом, а не вне и над ним.  

В послеоктябрьский период в СССР в силу ряда объективных и субъективных причин идеи правового государства не развивались.

Современная отечественная наука использует знания прошлого и настоящего, практический опыт построения и функционирования правовой государственности в современных цивилизованных странах и намечает контуры построения правового государства в условиях современного общества. Концепции формирования и развития правового государства в России излагаются в трудах С. С. Алексеева, В. С. Нерсесянца, З. М. Черниловского и других[24].

Из всего выше изложенного можно сделать вывод о том, что теория правового государства развивались на протяжении многих веков во всем мире, начиная с античных времен. За это время теория успела обогатиться ценным багажом терминов, которые используются до сих пор. Идеи правовое государство получили большую популярность на Западе, а отечественные правоведы и философы основывались на работах европейских мыслителей. Идеи теоретиков правового государства были взяты в основу конституций и законодательства многих стран мира.

 

 



2020-02-04 269 Обсуждений (0)
Вопрос 1. Возникновение и развитие теории правового государства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 1. Возникновение и развитие теории правового государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (269)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)