Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 2. Основные характеристики правового государства



2020-02-04 209 Обсуждений (0)
Вопрос 2. Основные характеристики правового государства 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Характеризуя правовое государство, следует отметить, что несмотря на специфические особенности данного института, оно остается государством. Это означает, что оно не отождествляется и не растворяется в обществе или в системе других общественно-политических организаций и помимо своих собственных признаков и черт, оно обладает общеродовыми признаками и чертами. Правовое государство - многомерное и развивающееся явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, существующим конкретным условиям существованиям общества и уровню его развития. Постоянным признаком любого правового государства является его связанность с правом.

Существует большое количество определений термина «правовое государство». Например, согласно кандидату юридических наук, доценту С. А. Комарову, правовое государство - это форма осуществления народовластия, политическая организация граждан, функционирующая на основе права, инструмент защиты и обеспечения прав, свобод, обязанностей каждой личности[25].

Профессор А. В. Малько считает, что правовое государство - это организация политической власти, которая создает условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений[26].

В. Н. Хропанюк считает, что правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во 

взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе права[27].

Большая юридическая энциклопедия дает следующее определение: «Правовое государство - государство, в центре деятельности которого поставлены человек, его благо и свобода»[28].

А. А. Иванов именует правовое государство организацией юридической власти, которая создает условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также с помощью правовых законов не допускает злоупотреблений со стороны самого государства[29].

Общественным сознанием правовое государство воспринимается как такой тип государства, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него регулируется, но это лишь часть многогранной и сложной теории правового государства.

В идеи правового государства можно выделить два главных аспекта:

1) свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав;

2) ограничение правом государственной власти.

В философском смысле свобода понимается, как способность человека действовать в соответствии со своими интересами. В правовом государстве в отношении человека создаются условия для его юридической свободы, реализуется механизм правового стимулирования, в основе которого лежит принцип «не запрещенное законом дозволено»[30].

Сущность правового государства заключается в связанности, ограничении правом государства. Правовые ограничения необходимы для того, чтобы недостатки властной личности не трансформировались в пороки государственной власти. В условиях демократии право как бы «меняется местами» с государством - утверждается верховенство первого и право возвышается над государством.

Теперь необходимо рассмотреть основы правового государства: экономическую, социальную, нравственную и политическую.

Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, частной и других). В правовом государстве собственность принадлежит производителям и потребителям материальных благ[31].

Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса. Через систему социальных институтов создаются необходимые условия для реализации гражданами свои творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Правовое государство - это одновременно и социальное государство[32].

Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, ее чести и достоинства. Режим правовой государственности утверждает высшие нравственные ценности человека, исключает произвол и насилие над личностью. Конкретно это выражается в демократических методах управления, справедливости правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, терпимости к различны религиозным воззрениям и т. п[33].

Политическая природа правового государства наиболее четко проявляется в его суверенитете. Правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений[34]. 

Принципами правового государства, отличающими его от государства неправильного, являются:

1) господство права во всех сферах общественной жизни и верховенство правового закона;

2) незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод человека и гражданина;

3) наиболее последовательное связывание с помощью права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения;

4) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

5) взаимная ответственность государства и личности;

6) принцип правовой экономики;

7) высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе;

8) наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права и др[35].

Правовое государство - это прежде всего власть закона, которому в равной степени подчиняются все - от высших должностных лиц государства до рядовых граждан. В правовом государстве должны быть созданы все условия правовой свободы личности. Таким образом, процесс образования правового государства состоит в распространении принципа суверенности на право, приоритете права по отношению к власти[36].

Право и государство – это относительно самостоятельные явления общественной жизни. Между правом и государством существует функциональная связь, которая означает: государство не может нормально функционировать без права, а право без государства[37].

Среди правоограничивающих мер особое место занимает разделение властей. Ее главное требование, выдвинутое Д. Локком и Ш. Л. Монтескьё, заключалось в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельной личности необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов) и судебную (выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных)[38].

При этом каждая из них является самостоятельной и взаимосдерживающей властью и должны осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах. Система сдержек и противовесов, установленная в конституции и законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной ветви государственной власти[39].

Принцип разделения властей определяется, с одной стороны, верховенством законодательной власти, а с другой - подзаконность исполнительной и судебной властей.

Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, определяет правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Пределы ее действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных органов[40].

Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Ее деятельность осуществляется на основе и в рамках закона. Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке[41].

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от нарушений. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. Судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей[42].

Создание правового государства невозможно без формирования еще одного основного принципа правового государства - развитого гражданского общества - общества, в котором граждане свободно реализуют свои интересы и потребности, являющегося воплощением свободы человека и справедливости[43]. Гражданское общество неотделимо от правового государства.

Согласно юридической энциклопедии, гражданское общество - это совокупность частных лиц, классов, групп, сословий, институтов, взаимодействие которых регулируется гражданским правом и которые прямо не зависят от самого государства[44].

А. А. Иванов считает, что гражданское общество - это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, обеспечивающих условия для реализации интересов и потребностей индивидов и коллективов для жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер[45].

Сущность гражданского общества состоит в том, что оно объединяет и выражает прежде всего интересы граждан, их свободу и интересы, их потребности, а не волю правящих элит, власти или государства[46]. Государство призвано выступать доверенным представителем общества.

Существует ряд принципов и идей, лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся следующие основы:

1) экономическая: экономическая свобода, разнообразие форм собственности, регулируемые рыночные отношения;

2) политическая: децентрализация властных полномочий, разделение властей, политический плюрализм, доступ граждан к участию в государственных и общественных делах, верховенство закона и равенство всех граждан перед ним;

3) духовная: отсутствие монополии одной идеологии и мировоззрения, свобода совести, цивилизованность, высокая духовность и нравственность[47].

Гражданское общество - не государственно-политическая, а экономическая и частная сфера жизнедеятельности людей, реально складывающиеся отношения между ними. Гражданское общество начинается с гражданина и его свободы.

Гражданское общество - это открытое, демократическое, антитоталитарное, саморазвивающееся общество, в котором центральное место занимает человек[48].

Таким образом, гражданское общество выступает в качестве противовеса государству, оно следит за тем, чтобы действия государства не выходили за рамки законности и конституционности. Поэтому гражданское общество рассматривается не только как гарант последовательного и непрерывного развития цивилизации, но и как условие существования и развития самого правового государства.

Из всего выше сказанного можно выделить следующие основные признаки правового государства:

1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. В системе правовых ценностей высшей формой выражения, организации и защиты свободы людей является закон. В законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны учитывать потребности общественного развития на началах равенства и справедливости. Именно поэтому закон обладает высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны соответствовать закону[49].

Основной закон правового государства - конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой должно существовать все текущее законодательство. Приоритет конституции- неотъемлемая черта правового государства. Поэтому правовое государство - это конституционное государство[50].

2. Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития. Правовое государство признает за индивидом определенную сферу свободы, за пределы которой вмешательство государства недопустимо. В случае нарушения данного права оно обеспечивается судебной защитой. Правовой характер свободы индивида проявляется в различных сферах общественной жизни. В современном демократическом государстве право свободы разнообразно по своему содержанию: право индивида на положительные действия государства в его интересах - право на неприкосновенность личности, право на образование, социальное обеспечение, судебную защиту, свободное передвижение и т. д[51].

3. Взаимная ответственность государства и личности. Отношения между государством и гражданином должны строится на началах равенства и справедливости. Государство берет на себя обязательство обеспечивать справедливость в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушение и невыполнение этих обязанностей[52].

Таковы основные характеристики правового государства. В них концентрируются общечеловеческие ценности, сформированные в процессе длительного развития государственно-организованного общества.    

 

 


 



2020-02-04 209 Обсуждений (0)
Вопрос 2. Основные характеристики правового государства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 2. Основные характеристики правового государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (209)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)