Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 3. Становление правового государства в России



2020-02-04 206 Обсуждений (0)
Вопрос 3. Становление правового государства в России 0.00 из 5.00 0 оценок




 У каждой страны свой путь к правовой государственности, своя конструкция и свои формы правовой организации государства. Это обусловлено множеством факторов, в том числе характером социально-исторического развития каждой страны, национальными и духовными традициями, опытом государственной жизни, геополитическими обстоятельствами и т. д.

 На своеобразие российского пути к правовой государственности заметное влияние оказали особенности дореволюционной и после революционной истории огромной многонациональной страны, многовековые традиции деспотизма, самодержавия и тоталитаризма.

 В истории российской государственности (особенно отчетливо - после монголо-татарского ига и становления Московского царства) соотношение трех основных компонентов государственности (население, территории и власти) складывалось в пользу власти и территории - в ущерб и за счет интересов населения[53]. В России бесправное положение представителей всех сословий, в том числе и дворянского, продолжалось в плоть до второй половины XVIII в. Бесправие населения сочеталось с традиционным в России нигилистическим отношением к правам и свободам личности, к правовым ценностям и к праву вообще.

В XX в. Россия вошла как абсолютная монархия. Законодательная власть, как и исполнительная, находилась в руках царя. Жизненные потребности общества требовали модернизации сложившейся государственной системы, ограничения полномочий монарха, формирование представительных органов. Определенные шаги были сделаны: учреждение Государственной Думы, призванная ограничить власть царя в законодательной сфере; издание Манифеста от 17 октября 1905 г., в котором были закреплены незыблемые основы гражданской свободы на началах неприкосновенности личности, свободы совести, слова и т. д[54].

Этап развития идей правового государства в России с 1917 по 1985 г. не отличался особой позитивной активностью. Скорее наоборот, в практическом отношении, в плане не только теоретической разработки, но и практического внедрения в жизнь идей правового государства данный период в российской государственно-правовой истории был, несомненно, шагом назад. В советский период развивались идеи «государства законности» и конституционности, уделялось значительное внимание повышению жизненного уровня трудящихся масс, гарантиями их социально-экономических прав и свобод. Но многие теоретические разработки идей, созвучных идеям правового государства в рассматриваемый период, так и остались лишь теоретическими разработками[55].

Значительный шаг в развитии теории правового государства в России был сделан за период с 1985 г. по настоящее время. Именно в этот период были расширены политические права и свободы российских граждан, упразднена политическая цензура, сняты все ограничения с так называемых запретных тем. Затем была создана Конституция РФ 1993 г., в которой закрепились основные права и свободы человека и гражданина.

Если рассматривать Конституцию РФ, то в ней закреплено, что: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (ч. 1 ст. 1). 

Процесс становления правового государства в Российской Федерации в настоящее время только продолжается. Государство совершенствуется и требует целенаправленных усилий от населения РФ и от должностных лиц.

Правовое государство - это государство, которое связано правом. Однако помимо урегулированности правом деятельности государственных органов понятие «правовое государство» также имеет другое значение - это государство, обеспечивающее права личности. Как было отмечено в Постановлении Конституционного Суда РФ от 21 ноября 2002 г. № 15-П, «правовое государство по своей сути может признаваться таковым лишь при условии, что оно обеспечивает безопасность граждан, охрану и защиту их прав и законных интересов, эффективное восстановление в правах. Поэтому в Российской Федерации как правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства»[56].

В Конституции РФ нашли свое признание и нормативное закрепление все три основных компонента (характеристики) правовой государственности- гуманитарно-правовая (права и свободы человека и гражданина), нормативно-правовая (конституционно-правовая природа и требования ко всем источникам действующего права) и институционально-правовой (система разделения и взаимодействия властей)[57].

Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации по Конституции (п. 1 ст.3), является ее многонациональный народ. Суверенитет РФ распространяется на всю территорию, а сама российская Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ (ст. 4).

Для утверждения начал правовой государственности определяющее значение здесь имеют прежде всего положения Конституции о высшей ценности человека, его прав и свобод (ст. 2), о разделении властей (ст. 10), о прямом действии Конституции и конституционно-правовых характеристиках источников действующего права (ст. 15).

Основы формирования в стране гражданского общества закреплены в конституционных нормах о признании и защите в РФ равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (в том числе на землю и другие природные ресурсы), о едином экономическом пространстве, поддержке конкуренции, свободе экономической деятельности и т.д. (ст. 8, 9).

Основные федеративные черты и свойства российской правовой государственности выражены в конституционных положениях о равноправии субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ, о едином гражданстве РФ, ее государственной целостности и единстве системы государственной власти, о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов (ст. 5, 6, 11).

Идеологические и политические характеристики конституционного строя включают в себя признание идеологического и политического плюрализма, многопартийности, равенства общественных объединений перед законом (ст. 13).

Правовое начало и право вообще в концентрированном виде и в человеческом измерении представлено прежде всего и в конечном счете в виде прав и свобод человека и гражданина[58]. Одно из важных достоинств новой российской Конституции состоит в том, что основные характеристики всего конституционно регулируемого пространства в целом и правовой государственности в особенности даются в ней с позиции и под углом зрения прав и свобод человека и гражданина, их признания и защиты.

Принцип разделения властей сформулирован в Конституции (ст. 10) следующим образом: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Дальнейшая конкретизация этих общих положений о разделении властей в соответствующих главах Конституции, определяющих статус и полномочия Президента Российской Федерации (гл. 4), Федерального Собрания (гл. 5), Правительства Российской Федерации (гл. 6), судебной власти (гл. 7), свидетельствуют о конституционном закреплении российской модели президентской республики.

Конституция наделяет Президента весьма широкими правами, которые охватывают все сферы и направления организации и осуществления в стране государственной власти.

Президент РФ является главой государства и гарантом Конституции. В соответствии с Конституцией и ФЗ он «определяет основные направления внутренней и внешней политики государства» (п. 3 ст. 80). Согласно Конституции (ст. 83, 111-112, 116-117), Президент обладает широкими решающими полномочиями как в сфере исполнительной власти в целом, так и в вопросах формирования и отставки Правительства. Из содержания и характера конституционной регламентации полномочий Президента и Правительства можно сделать вывод о том, что президентская власть, помимо исключительных прав Президента, включает в себя и весь комплекс решающих правомочий исполнительной власти.

Федеральное Собрание, по Конституции, не участвует в формировании Правительства, за исключением того, что в отношении назначаемого Президентом Председателя Правительства требуется согласие Государственной Думы. В области контрольных функций парламент обладает лишь правом контроля за исполнением Правительством федерального бюджета. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству. При этом Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласится с решением Госдумы.

Судопроизводство, согласно Конституции (ст. 123), осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. Конституция (ст. 125-128) определяет основные полномочия и порядок формирования Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Конституционная модель российской правовой государственности остается еще не сформированной до конца. Поэтому первоочередной является задача доведения до конца процесса формирования всех конституционных институтов и принятия всех предусмотренных Конституцией законов, словом, довершения конституционной модели правовой государственности на всех уровнях (общефедеральном, на уровне субъектов Федерации и на местном уровне).

 

Заключение

Важной тенденцией мирового политического процесса является движение по пути создания правовой государственности. При всей несхожести этого процесса для разных регионов характерно стремление упразднить авторитарные режимы, создать правовое государство, которое обеспечивает верховенство закона, соблюдение прав и свобод граждан, разделение властей, развитие местного самоуправления.

В ходе данной работы были сделаны следующие выводы:

1. Теория правового государства развивались на протяжении многих веков во всем мире, начиная с античных времен. За это время теория успела обогатиться ценным багажом терминов, которые используются до сих пор. Идеи правовое государство получили большую популярность на Западе, а отечественные правоведы и философы основывались на работах европейских мыслителей. Идеи теоретиков правового государства были взяты в основу конституций и законодательства многих стран мира.

2. В основных характеристиках правового государства концентрируются общечеловеческие ценности, сформированные в процессе длительного развития государственно-организованного общества.

3. В России конституционная модель правовой государственности остается еще не сформированной до конца. Поэтому первоочередной является задача доведения до конца процесса формирования всех конституционных институтов и принятия всех предусмотренных Конституцией законов, словом, довершения конституционной модели правовой государственности на всех уровнях (общефедеральном, на уровне субъектов Федерации и на местном уровне).

 В своей курсовой работе я рассмотрела все составляющие теории правового государства: изучила идею возникновения правового государства, рассмотрела процесс развития теории правового государства, изучила основные характеристики правового государства, рассмотрела процесс становления и развития правового государства в России.

 



2020-02-04 206 Обсуждений (0)
Вопрос 3. Становление правового государства в России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 3. Становление правового государства в России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (206)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)