Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В КАССАЦИОННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛА.



2020-02-04 214 Обсуждений (0)
УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В КАССАЦИОННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛА. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Особенностью кассационного производства является то, что предмет его проверки составляют важнейшие акты правосудия – приговор, определение и постановления суда, которые должны быть законными, обоснованными и справедливыми. Уголовно-процессуальное законодательство не предусматривает обязательного рассмотрения в кассационном порядке всех приговоров, постановленных судами первой инстанции. Круг уголовных дел, являющихся предметом проверки судом кассационной инстанции, ограничен теми уголовными делами, законность и обоснованность приговоров по которым оспаривает прокурор и указанные в законе лица. Только по этим уголовным делам кассационное рассмотрение является обязательной стадией уголовного процесса. “В кассационном порядке ежегодно проверяется судами в соответствии с жалобами и протестами около 30% приговоров, постановленных судом первой инстанции. Приговоры по остальным делам, т.е. по большинству уголовных дел, вступают в законную силу по истечении кассационного срока. “[10,с.318] Неправильно было бы рассчитывать на то, что обвиняемый в каждом случае, когда при решении его судьбы допущена ошибка, может усмотреть эту ошибку и обжаловать неправосудный приговор. Поэтому наступление предусмотренных законом процессуальных последствий в стадии кассационного производства в существенной мере определяется уровнем прокурорского надзора в этой стадии уголовного процесса. Именно на прокуроре лежит обязанность выявлять все судебные решения, по которым допущены нарушение закона и норм уголовного процесса, и приносить по ним кассационные или частные протесты. Это обязанность возложена на прокурора как на представителя органа, осуществляющего от имени закона и государства надзор за законностью судебных решений по уголовным делам. Установленный законом порядок кассационного производства без надлежащего прокурорского надзора за законностью постановленных судом приговоров не может в полной мере обеспечить законность и обоснованность всех без исключения приговоров.

Определяя пределы полномочий стадии кассационного производства, необходимо подчеркнуть, что надзор в этой стадии процесса нельзя сводить лишь к принесению прокурором кассационного или частного протеста. Деятельность прокурора не заканчивается поддержанием государственного обвинения, он обязан в течении кассационного срока проверить все рассмотренные судами уголовные дела и опротестовать приговоры и другие судебные решения, которые не соответствуют или противоречат закону. Прокурор не может оставить без кассационного опротестования не одного незаконного, необоснованного или несправедливого приговора. Это положение вызывает в литературе определённую дискуссию. Например, А.Мыцыков задаёт вопрос, в состоянии ли прокуратура обеспечить государственное обвинение по всем без исключения делам, либо хотя бы проверку обоснованности вынесенных по ним судебных решений. Он говорит, что ни первая, ни вторая часть задачи в настоящее время выполнить не возможно по причине кадровой и ресурсной необеспеченности. А также указывает и на такую причину, как некорректность самой задачи: “обеспечить в кассационные сроки проверку 100% рассмотренных дел. По сути, речь идёт о презумпции незаконности каждого приговора.”[34,с.6] А.Мыцыков заявляет о необходимости серьёзного и тщательного пересмотра системы стимулов, обеспечивающих заинтересованность и ответственность прокурорских работников. Нужна новая шкала моральных и материальных ценностей, а также существенные изменения как в установках прокурорам, так и в критериях оценок их деятельности на этом участке, так как главным должны стать не количественные показатели участия в судах, принесения протестов и т.п., а качество надзора. “Прокуратура пусть наиболее действенный, но не единственный инструмент, способствующий предотвращению и устранению незаконных судебных решений.”[34,с.7]

В ответ на статью А.Мыцыкова В.Рохлин говорит о том, что он соглашается, что вряд ли сейчас можно ставить вопрос об участии прокурора, особенно в качестве государственного обвинителя по всем делам. Однако, что касается кассационной инстанции, он полагает,”что невозможно устранить и освободить прокурора от обязанности проверять законность судебных постановлений в судебные сроки.”[43,с,22] только такой надзор прокурора будет конкретным, целеустремлённым и достигнет своей цели.

Генеральный прокурор в приказе №22 от 27.12.1993 года, определяя позицию прокуроров при опротестовании незаконных и необоснованных приговоров, определений и постановлений, указывает на необходимость усиления требований к полноте и качеству проверок в кассационные сроки дел, рассмотренных без участия прокурора с тем, чтобы кассационный порядок пересмотра незаконных судебных решений по уголовным делам стал главной формой прокурорского реагирования на судебные ошибки. При этом имеется ввиду, что кассационное производство является обычной обязательной стадией процесса, которая позволяет прокурору опротестовать, а обвиняемому его защитнику, потерпевшему, его представителю, гражданскому истцу и гражданскому ответчику обжаловать постановленный судом, по их мнению, неправосудный приговор. В то же время надзорное опротестование является порядком исключительным, обусловленным многими обстоятельствами процессуального характера. Поэтому необходимо не допускать смещение акцента, чтобы надзорное опротестование не становилось порядком обычным, а кассационное – исключительным.

Кассационное опротестование неправосудных приговоров, определений и постановлений суда является наиболее оперативной и эффективной формой устранения нарушений закона. Предотвратить вступление в законную силу незаконных и необоснованных судебных решений – одна из важнейших задач прокурора.

Генеральный прокурор Республики Беларусь обращает внимание прокуроров на необходимость усиление прокурорского надзора за законностью в стадии кассационного производства по уголовным делам. Он требует от всех прокуроров неуклонно исполнять требования закона об опротестовании в кассационном порядке каждого приговора, определения и решения, вынесенных в нарушения закона; возложить персональную ответственность за исполнение этого требования как на лицо, участвовавшее в судебном разбирательстве или проверившее дело, так и лично на руководителя соответствующей прокуратуры; принимать меры к улучшению качества подготовки кассационных, частных и надзорных протестов, чтобы их содержание строго соответствовало закону, а излагаемые требования были тщательно аргументированы и носили конкретный характер; усилить надзор за соблюдением закона при кассационном рассмотрении дел; незамедлительно опротестовывать незаконные и необоснованные кассационные определения судов в порядке надзора.

При решении вопроса о принесении кассационного или частного протеста прокурор не должен допускать необъективности, односторонности и ведомственного подхода. Независимо от того в пользу или в ущерб обвиняемому приносится кассационный протест, прокурор обязан стремиться содействовать устранению допущенного по делу нарушения закона и способствовать установлению истины. Между тем, надзор прокурора нередко носит односторонний характер. Прокуроры не редко обращают внимание только на необоснованные оправдание и прекращение судами уголовных дел производством, на мягкость назначенного судом наказания и по этим основаниям приносят кассационные протесты. Необоснованная суровость наказания или применение судом закона о более тяжком преступлении в одинаковой мере является кассационным поводом, также как и применение судом чрезмерно мягкого наказания или осуждение по закону о менее тяжком преступлении. В качестве примера можно привести протесты прокурора Центрального района г. Минска Позняка, которым был принесён протест в связи с мягкостью наказания на приговор суда Центрального района г. Минска по делу N 946999 по обвинению Лапуцкого Д.Ф, Логунова И.С, Воронько А.Е. по ст.201 ч.2 Уголовного Кодекса Республики Беларусь на основании того, что суд при постановлении приговора не учёл такие квалифицирующие признаки, как совершение преступление группой лиц, а также глумление над личностью. Им же были принесены протесты на приговоры суда по делу N 1119999 по обвинению Коршунова В.Н. по ст.87 ч.2 Уголовного Кодекса Республики Беларусь, а также по делу N 254900 по обвинению Алехнович Е.А. по ст.87 ч.1 Уголовного Кодекса Республики Беларусь в связи с отсутствием в их действиях состава оконченного преступления.[7]

Одним из оснований принесения протеста является и нарушение норм уголовного процесса, несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам дела, односторонность или неполнота судебного следствия. Прокурором Бабкиной, например, был принесён кассационный протест на приговор суда Центрального района г. Минска по делу N 1161999 по обвинению Соцкого С.Н. по ст.94 Уголовного Кодекса Республики Беларусь в связи с существенными нарушениями норм уголовного процесса на основании того, что судом был нарушен трёхдневный срок со дня вручения обвинительного заключения обвиняемому и до судебного заседания. Ею же также по делу N 988999 по обвинению Бурова А.В, Мухина Л.В. по ст.201 ч.2 Уголовного Кодекса Республики Беларусь был принесён протест с требованием изменить приговор в отношении Бурова А.В. в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам дела, исключив квалифицирующий признак “сопротивление гражданам, пресекающим хулиганские действия”.[8]

Эффективность прокурорского надзора в стадии кассационного производства во многом зависит от своевременности и глубины проверки прокурором уголовных дел, рассмотренных судом без участия государственного обвинителя. Проверка рассмотренных судами уголовных дел является исходным моментом при осуществлении прокурорского надзора за законностью судебных решений по уголовным делам. Уголовные дела с приговорами, не вступившими в законную силу, проверяет, как правило, помощник, или заместитель прокурора района (города), на которого возлагается соответствующая обязанность, что однако не исключает обязанности прокурора района (города) самому проверять дела, в особенности, когда он поддерживал по ним государственное обвинение. В этом ему помогает учёт поступивших и рассмотренных судом уголовных дел, который он систематически ведёт. В соответствии с уголовно-процессуальным законом прокурор обязан опротестовать в кассационном порядке каждый приговор, постановленный с нарушением уголовного или уголовно-процессуального закона. Своевременным принесением кассационного и частного протеста прокурор предупреждает вступление в законную силу незаконного или необоснованного приговора суда, а также способствует единообразному применению закона в судебной практике, улучшению предварительного расследования и повышению эффективности прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве. По общему правилу протест приносит тот прокурор на кого Генеральным прокурором возложен надзор за соблюдением законности в деятельность того или иного суда. На приговоры городских и районных судов протест приносит прокурор района или города; на приговоры областных судов, г. Минска – прокурор области, г. Минска . Вышестоящий прокурор в праве перенести протест в любой суд, находящийся в пределах области, республики, за исключением изъятие, установленного ст.370 ч.6 Уголовно-процессуального Кодекса Республики Беларусь, в соответствии с которым приговоры Верховного Суда Республики Беларусь обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежат. Прокурор обязан принести протест независимо от того, поддерживалась ли в суде по уголовному делу государственное обвинение. Прокуроры, выступавшие по делам в качестве государственных обвинителей, - помощники прокуроров, прокуроры отделов и управления, независимо от занимаемого ими служебного положения, - также в праве принести кассационный или частный процесс по делам, рассмотрение которых проводилось с их участием. Это положение, положение о праве принесения протеста прокурором, участвовавшем в рассмотрении дела в качестве государственного обвинителя, полностью соответствует принципу равноправия сторон, поскольку участвовавший в деле защитник также имеет право на обжалование.

Однако, как правильно отмечает Л.Л.Зайцева, это положение полностью обесценивается следующим положением ст.370 ч.3 Уголовно-процессуального Кодекса Республики Беларусь, которое устанавливает перечень должностных лиц прокуратуры, которые в праве опротестовать приговор независимо от участия в судебном разбирательстве уголовного дела. “Вряд ли это можно назвать последовательным проведением принципа равенства сторон.”[19,с.27]

Кассационный протест прокурора служит установлению истины по уголовному делу. Однако эту задачу сможет выполнить только такой протест, который соответствует требованиям закона и указаниям Генерального прокурора Республики Беларусь, протест, в котором оспаривается действительно незаконный или необоснованный приговор, а не такой протест, который направлен на отмену законного и обоснованного приговора. Задача прокурора при составлении протеста состоит в том, чтобы убедить кассационную инстанцию в обоснованности его позиции по уголовному делу и помочь принять законное и обоснованное определение. Небрежно составленный протест, в котором допущены юридические и стилистические ошибки, вызывает у состава судей предубеждение в обоснованности и справедливости предложений прокурора. Такой протест не сможет оказать необходимой помощи суду кассационной инстанции. Только тот протест, в котором приведена убедительная аргументация, где требования прокурора юридически обоснованы, способен помочь кассационной инстанции разобраться в законности и обоснованности приговора. В ряде случаев, только по причине некачественного составления протестов, они откланяются судом второй инстанции. “Изучение и обобщение кассационных протестов показывает, что порой авторы протестов смешивают процессуальные понятия отмены или изменение приговоров, не предлагают или не правильно указывают, с какой стадии уголовного судопроизводство по делу. Не всегда прокуроры представляют себе чётко полномочий кассационной инстанции, и тогда в протестах прокуроры предлагают принять суду такие решения, которые законом не предусмотрены.”[10,с.323]

Впервые в Уголовно-процессуальном Кодексе указаны требования к содержанию уголовного протеста, выработанные многолетней практикой. Среди них следует подчеркнуть требование излагать доводы принёсшего процесс прокурора, с указанием на то, в чём заключается неправильность приговора или иного решения и в чём состоит его просьба. Если протест не соответствует необходимым требованиям или не содержит указание на обстоятельства, относящиеся к предмету кассационного рассмотрения, что препятствует рассмотрению уголовного дела, то он считается поданным, но возвращается судьёй и назначается срок для его пересоставления. Прокурор вправе приобщить к протесту дополнительные материалы в подтверждение или обоснование приведённых в нём доводов, однако они не должны быть добыты следственным путём в период после постановления приговора. Поэтому прокурор, предоставляя суду дополнительные материалы, обязан указать, каким путём они получены и в связи с чем возникла необходимость их представления. Дополнительные материалы могут быть представлены прокурором как до рассмотрения уголовного дела, так и во время его рассмотрения. Прокурор при принесении протеста должен тщательно изучать и анализировать материалы уголовного дела, чтобы выявить саму необходимость, а также источники получения дополнительных материалов, так как они могут сыграть решающее значение при разрешении уголовного дела, могут послужить основанием для изменения приговора или его отмены с прекращением производства по уголовному делу. А в случае, когда содержащееся в дополнительных материалах сведения требуют проверки и оценки судом первой инстанции, приговор может быть отменён, а уголовное дело направлено на новое судебное разбирательство.

На практике иногда возникает необходимость представления в кассационную инстанцию дополнительного протеста действующий Уголовно-процессуальный Кодекс такую возможность прокурору предоставляет и определяет, что дополнительный протест или заявление об изменении протеста должны быть поданы не позднее чем за трое суток до начала судебного заседания. При этом, если они подаются по истечении срока опротестования приговора, в них не может быть поставлен вопрос об ухудшении положения обвиняемого, если такое требование не содержалось в первоначальном протесте.

Закон О прокуратуре Республики Беларусь лишил вышестоящих прокуроров права отзыва кассационных и частных протестов, приносимых нижестоящими прокурорами. Такое право сохранено лишь за прокурорами, являющимися авторами кассационных и частных протестов. Уголовно-процессуальный Кодекс говорит о том, что лицо принявшее протест, вправе отозвать его до начала судебного заседания суда кассационной инстанции. Это не только обеспечивает процессуальную самостоятельность этих прокуроров, но и значительно повышает их ответственность за законность, обоснованность и качество приносимых протестов. Прокурор, принёсший протест, вправе сам поддерживать его в суде кассационной инстанции. Если же в рассмотрении уголовного дела по протесту прокурора участвует прокурор отдела (управления) вышестоящей прокуратуры, он не связан в процессуальном плане с доводами, приведёнными в протесте, и оценивает законность и обоснованность приговора, определения и постановления суда по материалам уголовного дела, руководствуясь законом и своим внутренним убеждениям. Если прокурор, участвующий в суде кассационной инстанции, усматривает, что кассационный или частный протест принесены необоснованно, он вправе обратить на это внимание автора протеста и предложить ему отозвать протест с рассмотрения суда кассационной инстанции. Следует отметить, что прокурор, принёсший протест, вправе отозвать его до начала заседание суда кассационной инстанции.

Правовая регламентация деятельности суда кассационной инстанции позволяет ему в достаточно короткий срок проверить уголовное дело и принять решение по существу, отменив или изменив незаконный или необоснованный приговор или оставив приговор без изменения, если он соответствует закону и обоснован материалами уголовного дела. Одной из существенных гарантий успешного выполнения судом второй инстанции стоящих перед ним задач является участие прокурора в кассационном рассмотрении уголовных дел. Участвуя в судебном заседании прокурор высказывает своё мнение по поданным другими участниками жалобам и их объяснениям по ним, а если дело рассматривается по протесту прокурора, обосновывает принесённый протест. Генеральный прокурор в своём приказе N 22 от 27.12 1993 указывает на необходимость участия прокуроров в суде второй инстанции по всем делам о тяжких преступлениях и преступлениях несовершеннолетних. Указание в законе на возможность, а не необходимость участия прокурора в кассационном рассмотрении уголовных дел позволяет сделать вывод, что по всем остальным категориям дел, необходимость участия определяется самим прокурором, участвующем в суде кассационной инстанции.

Генеральный прокурор предоставляет прокурорам, участвующем в кассационной инстанции, процессуальную самостоятельность при обосновании принесённого протеста и высказывании своего мнения по жалобам других лиц и, вместе с тем повышает их персональную ответственность за правильность совершаемых ими действий. Прокурор, принимающий участие в кассационной инстанции, следит и отвечает за то, чтобы каждый незаконный и необоснованный приговор был отменён или изменён. Вместе с тем, он осуществляет надзор за законностью рассмотрения уголовного дела и самой кассационной инстанцией. При этом важно указать и на то, что уголовно-процессуальный закон, исходя из ревизионного начала уголовного судопроизводства, возлагает на прокурора проверку дела в полном объёме, в отношении всех обвиняемых, независимо от того, подана ли ими жалоба и принесён ли в отношении их кассационный протест.

Если раньше прокурор участвующий в кассационной инстанции, давал заключение о законности и обоснованности приговора, то сейчас он только высказывает своё мнение по кассационной жалобе или обосновывает доводы поданного кассационного протеста, а лица, подавшие жалобы дают свои объяснения по ним. Это положение закрепляет принцип равенства сторон в уголовном процессе.

Следует отметить также в ведение законодателем некоторых элементов апелляции в кассационное производство, что”в силу консервативности проверочных стадий процесса можно назвать своеобразным переворотом.”[19,с.28] В соответствии с новым Уголовно-процессуальным Кодексом свидетели, эксперты, допрошенные в суде первой инстанции, могут быть вызваны в суд кассационной инстанции для дачи разъяснений по существу данных ими показаний или заключений, если их вызов по ходатайству сторон или по своей инициативе суд признает необходимым. При подготовке уголовного дела к рассмотрению суд по ходатайству сторон в праве назначить судебно-психиатрическую экспертизу; повторную или дополнительную экспертизу, если её проведение возможно по имеющимся в деле материалам, а также истребовать документы, связанные с состоянием здоровья, семейным положениям и данными о прошлых судимостях осуждённого.

Выступая в кассационной инстанции прокурор может не согласиться с кассационной жалобой, может принести предложение, не совпадающее с мнением государственного обвинителя, т.е. прокурор обладает всей полнотой процессуальной самостоятельности.

Уголовное дело по кассационным жалобам и протестам прокурора рассматривается коллегией судей в составе трёх профессиональных судей, один из которых является председательствующим. После совершения подготовительных действий, доклада одного из судей, а также объяснения лиц, подавших кассационные жалобы, слово предоставляется прокурору.

В связи с заслушанными объяснениями прокурор высказывает своё мнение по ним или обосновывает принесенный протест.”Он излагает свои соображения по вопросам, которые подлежат разрешению судом, высказывает своё мнение по жалобе.”[25,с.189] При этом он исходит из собственной оценки обстоятельств дела и не связан с позицией прокурора, опротестовавшего приговор.

 




2020-02-04 214 Обсуждений (0)
УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В КАССАЦИОННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛА. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В КАССАЦИОННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛА.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)