Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПРОКУРОР В СТАДИИ ПЕРЕСМОТРА ПРИГОВОРОВ, ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПОСТАНОВЛЕНИЙ, ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ.



2020-02-04 391 Обсуждений (0)
ПРОКУРОР В СТАДИИ ПЕРЕСМОТРА ПРИГОВОРОВ, ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПОСТАНОВЛЕНИЙ, ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Производство в надзорной инстанции – самостоятельная стадия уголовного процесса.. Оно возникает, когда выясняется, что приговор незаконен, необоснован или не справедлив и судебная ошибка не исправлена в кассационном порядке. Такой приговор, а также вступившее в законную силу судебное определение или постановление могут и должны быть пересмотрены, отменены или изменены.

Сущность и значение пересмотра приговоров , определений и постановлений судов, вступивших в законную силу, выражается прежде всего в том, что он является весьма важной гарантией осуществления правосудия в строгом соответствии с законом. Суды надзорных инстанций устраняют значительное число ошибок, допускаемых как судами первой, так и судами других инстанций. В этом отражается сходство данной стадии с кассационным производством. Разница же между ними состоит прежде всего в том, что в порядке судебного надзора, в отличии от кассационного, пересматривается уже вступившее в законную силу судебное решение, которое возможно обращены к исполнению либо даже частично либо полностью исполнены. Другое различие между этими стадиями заключается в том, что в кассационном порядке соответствующее судебное решение может быть пересмотрено неоднократно, поскольку судебно-надзорных инстанций несколько и вышестоящее обладает правом пересмотра решений нижестоящей. И, наконец, очень важным отличием является то, что кассационная жалоба или процесс влекут за собой обязательное рассмотрение дела в суде второй инстанции, тогда как судебно-надзорное производство возбуждается только при наличии усмотрения соответствующих должностных лиц судебных или прокурорских органов.”Таким образом, судебно-надзорное производство является важным средством исправления ошибок и восстановления законности и справедливости, нарушенной не только при рассмотрении уголовного дела по существу в суде первой инстанции, но и при пересмотре его в кассационной или нижестоящей судебно-надзорной инстанции.”[13,с.325] Следует отметить, что таких судебных ошибок допускается немало. Как отмечает заместитель Генерального прокурора А.Ивановский, только за 9 месяцев 2000 года по протестам прокуроров отменено и изменено 687 приговоров, вынесенных судами республиками. “И это при применении законодательства, имеющего сорокалетний “стаж”.[22,с.17] Он замечает, что с введением нового уголовно-процессуального законодательства ошибок не избежать и, возможно, их количество даже возрастёт. Но поскольку за каждым уголовным делом, каждым приговором стоит чья-то судьба, необходимо сделать всё зависящее от прокуратуры, чтобы ошибок было как можно меньше, а уже допущенные были исправлены и впредь не повторялись.

Прокурору, проверяющему дело необходимо предвидеть реальную возможность без ущерба для установления истины, полно, объективно и всесторонне дополнительно расследовать дело или повторно провести по нему судебное разбирательство. По делу могут наступить необратимые изменения: доказательства по делу и их источники могут исчезнуть; иногда оказывается уничтоженным за истечением срока хранения и само уголовное дело. Прокуроры, проверяя законность, обоснованность и справедливость приговоров, вступивших в законную силу, должны исходить из того бесспорного положения, что всякая отмена приговора должна быть обоснована вескими мотивами, дающими ясную перспективу по делу, с тем, чтобы избежать необходимости отмены вновь постановленного приговора. Когда, например, ставится вопрос о принесении протеста в порядке надзора в связи с неправильной юридической оценкой преступления спустя длительное время после вступления приговора в законную силу, в особенности уже после отбытия осужденным назначенного судом наказания, прокурор не может не учитывать характера и степени общественной опасности преступления, а также данных о личности осуждённого, имеющих значение при назначении ему наказания. Он исходит из того, что изменить или отменить раннее принятое решение по делу суд может лишь при наличии весьма существенных оснований. В соответствии со ст.406 Уголовно-процессуального Кодекса Республики Беларусь пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, определения, постановления в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, за мягкостью наказания или по иным основаниям, влекущим ухудшение положения осуждённого, а также пересмотр оправдательного приговора либо определения, постановления суда о прекращении производства по уголовному делу допускаются только в течении одного года по вступлении их в законную силу. В этих случаях законодатель исходит из того бесспорного положения, что подлежащий опротестованию приговор, хотя не соответствует закону и является не правосудным и при иных условиях подлежал бы изменению или отмене, однако фактор времени в данной ситуации имеет решающее значение. “Такие приговоры не должны висеть до бесконечности “дамокловым мечом”над головой осуждённого [10,с.326]

Уголовно-процессуальный закон подробно регламентирует как порядок рассмотрения дело судом надзорной инстанции, так и порядок истребования дела и принятия по нему решения. Пределы надзорного производства как самостоятельной стадией уголовного процесса определяется моментом начала проверки жалобы и истребования уголовного дела и заканчиваются рассмотрением протеста в надзорн6ой инстанции. Сюда включаются действия должностных лиц органов прокуратуры по проверке жалобы и материалов уголовного дела, а также деятельность судебных органов по рассмотрению протеста и участие прокурора в заседании суда. Учитывая важность проверки жалоб и приговоров, вступивших в законную силу, Генеральный прокурор требует от подчинённых прокуроров в целях устранения судебных ошибок обеспечить тщательное и своевременное рассмотрение поступающих в органы прокуратуры жалоб на судебное решение по уголовным делам. Решения по жалобам на приговоры судов, вступивших в законную силу, принимаются только прокурорами, имеющими по закону право на принесение протеста. Он также указывает, что не учитывается как разрешённое с нарушением установленного срока жалоба, по которой исполнителем своевременно истребовано для проверки уголовное дело, однако оно поступило из суда по окончании срока.[5,с.77] Лица, имеющие право принесения протеста, в праве истребовать в пределах своей компетенции любое уголовное дело для разрешения вопроса о принесении протеста на вступившее в законную силу приговор, определение, постановление суда. Право истребование уголовных дел из районных (городских), межгарнизонных военных судов принадлежит также районным (городским) и приравненным к ним прокурорам, которые в необходимых случаях вносят вышестоящим прокурорам представления о принесении протеста в порядке надзора. В целях совершенствования организации проверки уголовных дел и жалоб в порядке надзора прокурорам необходимо проверять жалобы на вступившие в законную силу приговоры с обязательным истребованием и проверкой уголовного дела. До вступления в силу нового Уголовно-процессуального Кодекса исключение составляли дела, которые уже проверялись в кассационном или надзорном порядке и в жалобах не было дополнительных доводов, требующих его изучение. В этих случаях жалобы проверялись по заключениям прокуроров, участвовавших в этих судебных инстанциях. Проверить жалобу может как тот прокурор, который по закону правомочен принести протест в порядке надзора, так и подчинённые ему прокуроры. В последнем случае окончательное решение по делу принимает прокурор, уполномоченный законом на принесение надзорного протеста. Не допускается направление жалоб тем должностным лицам, действие которых обжалуется. Проверка дела в порядке надзора не может быть поручена и прокурору, который поддерживал в суде государственное обвинение.

Некоторые прокуроры для проверки отдельных обстоятельств, указанных в жалобе, поручают следователям выполнить определённые процессуальные действия. Производство каких бы то ни было процессуальных действий в стадии надзорного производства недопустимы. Если в жалобе идёт речь о заведомой ложности показания свидетеля или заключения эксперта, о подложности вещественного доказательства, о преступных злоупотреблениях судей или лиц, производивших расследование по уголовному делу, то необходимо возбудить производство по вновь открывшимся обстоятельствам и прекратить производство в порядке надзора. Руководители органов прокуратуры должны строго смотреть за соблюдением установленных законом сроков рассмотрения надзорных жалоб. Следует отметить, что в соответствии с новым уголовно-процессуальным законом жалоба должна быть рассмотрена не позднее одного месяца со дня её поступления, а в случае истребования уголовного дела – не позднее одного месяца со дня поступления дела. Отсутствие в прежнем законе таких сроков не редко порождало волокиту. Проверить своевременно жалобу и уголовное дело особенно важно тогда, когда речь идёт о подготовке протеста на оправдательный приговор, на постановление о прекращении дела, на мягкость наказания, а также протеста в связи с необходимости применить закон о более тяжком преступлении. “При решении вопроса о принесении протеста по этим основаниям прокурорам надлежит иметь ввиду, что годичный срок для пересмотра в порядке судебного надзора приговора, по мотивам, ухудшающим положение осуждённого или оправданного, исчисляется со дня вступления приговора в законную силу по день принятия решения судом надзорной инстанции, а не по день принесения протеста, как полагают некоторые прокуроры.”[10,с.329]

В соответствии со ст.404 Уголовно-процессуального Кодекса Республики Беларусь протесты в порядке надзора на вступившие в законную силу приговор, определение, постановления суда вправе приносит на приговоры , определения, постановления районного (городского) суда и определения судебной коллегии по уголовным делам областного, Минского городского судов, рассматривавших дело в кассационном порядке – прокуроры соответственно областей, г. Минска, Белорусский транспортный прокурор в пределах своей компетенции. Что касается Генерального прокурора и его заместителей, то они вправе приносить протесты в порядке надзора на приговоры, определения, постановления любого суда Республики Беларусь, за исключением постановлений Президиума Верховного Суда Республики Беларусь.

Новый Уголовно-процессуальный Кодекс Республики Беларусь перечисляет субъектов подачи кассационной жалобы. Данным правом обладают осуждённые, оправданный, их защитники и законные представители, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик или их представители. Раньше круг этих субъектов не оговаривался. Здесь, пожалуй, следует согласиться с Л.Л.Зайцевой, которая утверждает, что “поскольку подача жалобы не влечёт обязательного возбуждение надзорного производства путём принесения протеста, ограничения круга её субъектов представляется неоправданным и противоречит принципам гражданского общества.”[19,с.29]

При принесении протеста в порядке надзора Генеральный прокурор и его заместители в соответствии с их компетенцией вправе приостановить до разрешения дела в порядке надзора исполнение опротестованных решений любого суда Республики Беларусь, кроме постановлений Президиума Верховного Суда. Прокуроры областей, г. Минска, Белорусский транспортный прокурор, Белорусский военный прокурор вправе приостановить исполнение опротестованных решений районного (городского) суда, межгарнизонного военного суда и определения судебной коллегии по уголовным делам соответственно областного, Минского городского судов, Белорусского военного суда. А при наличии данных свидетельствующих о явном нарушении закона, названные лица вправе одновременно с истребованием уголовного дела приостановить исполнение судебных решений до их опротестования на срок не свыше трёх месяцев.

При поступлении жалобы и после изучения уголовного дела прежде чем принять окончательное решение, прокурору следует ответить на следующие вопросы: соответствует ли приговор и последующие судебные решения имеющимся доказательствам по делу; правильно ли квалифицировано преступление; соответствует ли назначенная мера наказания тяжести содеянного и данным о личности осуждённого; соблюдены ли требования в законности об обеспечении права обвиняемого на защиту; исполнены ли предписания закона об обеспечении обвиняемого переводчиком; не допущено ли нарушение уголовно-процессуального закона в ходе производства по делу с момента возбуждения уголовного дела до вынесения определения кассационной инстанцией; достаточно ли полно и объективно проведено расследование и судебное разбирательство уголовного дела .

Принесение прокурором протеста в порядке надзора должно во всех случаях являться поводом для выяснения причин допущенных нарушений закона и отсутствия своевременного реагирования на них со стороны нижестоящих прокуроров.

Если прокурор, изучив уголовное дело и рассмотрев поступившую жалобу, придёт к выводу, что приговор, определение, постановление суда являются незаконными или необоснованными, он приносит протест и направляет дело с протестом в соответствующую надзорную инстанцию. В случае же, если прокурор, истребовав дело, не обнаружит в нём оснований для принесения протеста, он сообщает об этом лицу, в государственный орган, на предприятие, в учреждение, организацию или объединение, по ходатайству которых дело было истребовано для проверки, с указанием мотивом его возврата, а дело возвращается в суд, из которого оно было истребовано. В сообщении об отказе в принесении протеста прокурор должен указать все исходные данные самого уголовного дела, максимально полное изложение сущности обвинения, доводы, указанные в жалобе и их опровержение, а также решение об оставлении жалобы без удовлетворения и прекращении производства по делу в порядке надзора. Вынесение соответствующего решения вовсе не означает, что повторное истребование уголовного дела исключается, но это происходит не во всех случаях. Прокурор не может ограничиваться пределами жалоб, в особенности тогда, когда речь идёт о существенных нарушениях закона, допущенных в отношении лица, обратившегося с жалобой. Например, если осуждённый подаёт жалобу, то он может и не знать о нарушениях закона в отношении других привлечённых по делу лиц. Уголовное дело должно проверяться прокурором в полном объёме и по нему приниматься решения в отношении всех осуждённых. В этом состоит реализация ревизионного начала в уголовном судопроизводстве

Этот принцип должен соблюдаться не только тогда, когда прокурор отказывает в принесении протеста, но и тогда, когда прокурор приносит протест. В протесте необходимо дать подробное описание нарушений закона и их последствий. Недостаточно ограничиться указанием на те или иные нарушения закона, допущенные органами расследования или судом, надо доказать, что они являются существенными и повлекли за собой постановление незаконного, необоснованного или несправедливого приговора и привели к существенному ограничению прав и законных интересов участников процесса. Прокурор, принёсший протест, вправе отозвать его с рассмотрения суда надзорной инстанции. Этого права по действующему уголовно-процессуальному законодательству лишены вышестоящие прокуроры. Отзыв протеста допускается только до начала судебного заседания, в котором протест подлежит рассмотрению. При отзыве протеста в порядке надзора наступают те же последствия, что и при отзыве кассационного протеста: прекращение надзорного производства по уголовному делу.

Уголовно-процессуальное законодательство подробно регламентирует порядок рассмотрения дела в суде надзорной инстанции. Протест подлежит рассмотрению в судебном заседании не позднее 15 суток, а в Президиуме Верховного Суда Республики Беларусь – не позднее месячного срока со дня поступления уголовного дела с протестом. В рассмотрении уголовных дел судами надзорной инстанции участие прокурора является обязательным. В случае неявки прокурора слушание дела откладывается. О дате и времени рассмотрения принесённого протеста надзорная инстанция заранее извещает прокурора. В рассмотрении уголовного дела в порядке надзора в президиумах областного, Минского городского судов принимает участие прокуроры области, г. Минска, Белорусский транспортный прокурор либо их заместители; в судебной коллегии по уголовным делам и военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь – прокурор, уполномоченным Генеральным прокурором; в Президиуме Верховного Суда Республики Беларусь – Генеральный прокурор или его заместители.

Участвующий в судебном заседании прокурор поддерживает принесённый им или вышестоящим прокурором протест или даёт заключение по делу, рассматриваемому по протесту председателя суда или его заместителя. Эффективность деятельности прокурора в суде надзорной инстанции во многом зависит от его подготовленности к участию в судебном заседании, от его способности занять правильную позицию по делу. Квалифицированное, основанное на законе и материалах дела заключение прокурор может дать лишь в тех случаях, когда в совершенстве изучит материалы уголовного дела, тщательно проверит доводы протеста и исследует доказательства, которыми подтверждаются доводы протеста. Своим заключением прокурор способствует формированию у состава судей внутреннего убеждения об обоснованности или необоснованности протеста. Участвуя в работе суда при рассмотрении дела в порядке надзора, прокурор, независимо от того, кем вынесен протест, всегда должен исходить из задачи укрепления законности. С.С.Москвин, касаясь вопроса о компетенции прокурора, выступающего в суде надзорной инстанции, пишет о праве нижестоящего прокурора “изложить своё мнение по рассматриваемому делу, отличное от выраженного в протесте мнения вышестоящего прокурора.”[33,с.91] Говорить в данном случае лишь о праве прокурора иметь своё мнение, отличное от мнения вышестоящего прокурора, и изложить его суду представляется недостаточным. Если в ходе рассмотрения судом надзорной инстанции уголовного дела у прокурора сложится мнение, отличное от мнения, изложенного в протесте вышестоящим прокурором, то он не только вправе иметь это мнение, но и обязан доложить его суду.

Это не сколько не умоляет предписание закона о том, что указание вышестоящего прокурора обязательны к исполнению подчинёнными ему прокурорами. Поскольку прокуратура представляет собой единое целое прокурор не может отказаться по даче заключения по делу на том основании, что он не согласен с протестом. “Но указание вышестоящего прокурора, содержащиеся в самом поручении выступить в суде по делу, по которому им вынесен протест, не означают и не могут означать, что прокурор идёт в суд с заключением, не подлежащим изменению ни при каких условиях.”[31,с.82]

После выступления докладчика, а также объяснений лиц, участвующих в судебном заседании, слово предоставляется прокурору. Прокурор излагает свои соображения по всем поставленным в протесте вопросам, в необходимых случаях даёт анализ доказательствам, положенным судом в обоснование приговора, показывает, в чём логическая или фактическая ошибка суда, вынесшего приговор, излагает требование протеста, направленное на исправление судебной ошибки, и, наконец, разъясняет, почему предложенные протестом меры являются необходимыми для исправления судебной ошибки. Прокурор должен дать заключение с учётом тех данных, которые он получил в ходе рассмотрения дела в суде надзорной инстанции. Его заключение может совпадать с тем мнением, которое у него сложилось при изучении дела до суда и с которым он пришёл в суд, но оно может отличаться от сложившегося ранее мнения. И это естественно, ибо прокурор, как бы глубоко он ни изучал дело до суда, не может предвидеть и учесть все обстоятельства, которые могут быть установлены в ходе изучения и обсуждения дела в судебном заседании. Заключение даётся в устной форме, его основные положения находят отражение в определении или постановлении суда.

В случае несогласия прокурора, участвующего в рассмотрении дела, с определением (постановлением) суда надзорной инстанции он вправе вновь начать надзорное производство, включив в предмет опротестования и определения (постановления) суда надзорной инстанции, если оно не соответствует закону и материалам уголовного дела. Как пример здесь можно привести следующее дело. М. Был осуждён по ст.120 Уголовного Кодекса Республики Беларусь. Он признан виновным в злостном уклонении от уплаты алиментов. Определением судебной коллегии по уголовным делам Витебского областного суда от 5 апреля 2000 года приговор и постановление о возбуждении уголовного дела отменены и дело направлено на дополнительное расследование. Постановлением президиума Витебского областного суда от 28 апреля 2000 года протест прокурора об отмене кассационного определения и направлении дела на новое кассационное рассмотрение оставлен без удовлетворения. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда, рассмотрев 20 июня 2000 года дело по протесту заместителя Генерального прокурора Республики Беларусь об отмене кассационного определения и постановления президиума, протест удовлетворила.[6,с.46]

Что касается сегодняшней ситуации в надзорной инстанции, то, как известно новый Уголовный Кодекс Республики Беларусь реализовал такую общемировую тенденцию развития как смягчение ответственности за преступления, не представляющее большой общественной опасности м совершённые впервые. А в связи с этим сейчас развернулась большая работа по пересмотру уголовных дел, связанных с применением более мягкого уголовного закона. Однако, как отмечает В.Сукало, “разворачиваемся крайне медленно. Из 1884 представлений и жалоб по состоянию на 1 февраля 2001 года областными судами в порядке надзора рассмотрено только 139.” [48,с.9]

Будем надеяться, что в ближайшее время ситуация измениться к лучшему.

 


ВЫВОДЫ.

 

Следует обратить внимание на несоответствие первой и второй частей ст.25 Уголовно-процессуального Кодекса Республики Беларусь, а также на необходимость устранения этого несоответствия, либо представления соответствующего разъяснения данных положений о прокурорском надзоре в уголовном процессе. Представляется, что прокурор осуществляет надзор и за законностью деятельности самого суда во всех стадиях уголовного процесса, а не только за соответствием закону судебных решений.

Хотелось бы ещё раз отметить сложность задач, стоящих перед прокуратурой сегодня. Увеличилась нагрузка на прокуроров – по подавляющему большинству уголовных дел бремя доказывания возложено на государственного обвинителя. Большинство функций, ранее выполняемых судом, сейчас осуществляется прокуратурой. К сожалению, до сих пор определённая часть прокурорских работников не в полной мере осознала всю глубину происшедших в системе правосудия изменений, степень своей ответственности за проведение в жизнь нового законодательства и успешной реализации его задач. Однако, следует отметить, что иногда уровня подготовки и энтузиазма прокурорских работников недостаточно для успешной работы по обеспечению отправления правосудия. Необходима переподготовка прокуроров с тем, чтобы профессионально и психологически настроить их на работу в новых условиях реформы. Для этого требуется решение ряда задач.

Первая связана с формированием у прокуроров высокой общей и правовой культуры, что включает в себя гуманистическое правопонимание, чёткое уяснение правовых и нравственных начал своей деятельности, место и роли прокурора в уголовном процессе, преодоление наследия старого мышления и, прежде всего нигилистического отношение к юридическим гарантиям неприкосновенности личности, её экономических и политических свобод, а также преодоление стереотипов, непосредственно сказывающихся на позиции государственных обвинителей по делам о преступлениях в хозяйственной сфере.

Вторая задача заключается в обретении специальных профессиональных знаний, и в первую очередь – в глубоком освоении закона и практики его применения, в умении использовать тактические приёмы исследования доказательств, в понимании логических основ оценки доказательств и квалификации преступления, в овладении навыками ораторского искусства.

Третья задача – формирование специальных психологических качеств. Сюда можно отнести творческое отношение к работе и осознание её общественной значимости, независимость, способность противостоять внешнему давлению, умение слушать и вникать в доводы оппонента, корректно и грамотно вести полемику, аргументировано излагать свою точку зрения, способность переносить стрессовую ситуацию, снимать психологическое перенапряжение, противостоять профессиональной деформации.

Для этих целей представляется целесообразным дальнейшее проведение областных и республиканских семинаров по проблемам поддержания государственного обвинения, более широкое проведение совместных занятий, конференций работников прокуратуры, адвокатуры и суда по вопросам уголовного и уголовно-процессуального права.




2020-02-04 391 Обсуждений (0)
ПРОКУРОР В СТАДИИ ПЕРЕСМОТРА ПРИГОВОРОВ, ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПОСТАНОВЛЕНИЙ, ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПРОКУРОР В СТАДИИ ПЕРЕСМОТРА ПРИГОВОРОВ, ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПОСТАНОВЛЕНИЙ, ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (391)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)