Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация учебного процесса



2020-02-04 225 Обсуждений (0)
Организация учебного процесса 0.00 из 5.00 0 оценок




Учебный процесс строится в соответствии с графиком учебного процесса, составленным на основе утвержденных планов.

Расписание учебных занятий составляется в соответствии с графиком учебного процесса с соблюдением нормативов учебной нагрузки и требований СанПин. Стабильное расписание на семестр утверждается директором техникума.

Контроль учебно-воспитательного процесса осуществляется в соответствии с планом внутритехникумовского контроля, который отражает направления, цель, содержание, цикличность и формы контроля. План контроля охватывает весь учебно-воспитательный процесс, обсуждается на совещаниях и педагогических советах, утверждается директором техникума.

Расписание промежуточной аттестации и итоговой государственной аттестации составляется за 15-30 дней и утверждается директором техникума.

Итоговая государственная аттестация студентов проводится в форме итогового междисциплинарного экзамена по специальности. Вопрос о допуске студентов к итоговой государственной аттестации, а также результаты итогового междисциплинарного экзамена обсуждаются на педагогическом совете. Программа итоговой государственной аттестации доводится до сведения студентов за 6 месяцев до проведения.

Согласно пояснению к учебному плану в техникуме имеется следующий перечень учебных кабинетов и лабораторий:

 

Перечень кабинетов, лабораторий и др.

 

Специальность 080110 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

 

Кабинеты:

1

 Cоциально - экономических дисциплин, этики и психологии профессиональной деятельности

2

 Литературы, русского языка и культуры речи

3

 Математики

4

 Иностранного языка

5

 Биологии и экологии

6

 Экономики организации (предприятия)

7

 Менеджмента и маркетинга

8

 Анализа финансово-хозяйственной деятельности и статистики

9

 Аудита

10

 Бухгалтерского учета

11

 Налогов, банковского дела и финансов

12

 Безопасности жизнедеятельности

13

 Основ права

14

 Методический

 

 

 

Лаборатории:

1

 Информатики, компьютерной обработки информации

2

 Информационных технологий в профессиональной деятельности

3

 Документационного обеспечения управления

 

 

 

Спортивно-оздоровительный комплекс:

1

Спортивный зал

2

Спортивная площадка

3

Тир

 

 

                Перечень кабинетов, лабораторий и др.

 

Специальность 030503 Правоведение

 

Кабинеты:

1

 Литературы, русского языка и культуры речи

2

 Cоциально - экономических дисциплин, этики и психологии профессиональной деятельности

3

 Математики

4

 Иностранного языка

5

 Экономики организации (предприятия)

6

 Менеджмента

7

 Нотариата, работы с кадрами

8

 Бухгалтерского учёта

9

 Трудового, семейного права, права социального обеспечения

10

 Безопасности жизнедеятельности

11

 Гражданского права, теории государства и права, арбитражного и гражданского процесса

12

Уголовного права, уголовного процесса

13

 Методический

 

 

 

Лаборатории:

1

 Информационных технологий в профессиональной деятельности

2

 Информатики, компьютерной обработки информации

3

 Документационного обеспечения управления

 

 

 

Спортивно-оздоровительный комплекс:

1

Спортивный зал

2

Спортивная площадка

3

Тир

 

Имеющаяся учебно-лабораторная база в основном соответствует образовательным программам, обучение по которым осуществляется в техникуме. 

Тематика и объем выполняемых лабораторных и практических работ соответствуют учебным программам соответствующих дисциплин и позволяют реализовать квалификационные требования к уровню практической подготовки студентов. В техникуме приняты единые требования к оформлению практических работ. Выборочная проверка отчетов студентов по практическим работам показала, что шире стали использоваться информационно-образовательные ресурсы, возможности сети Интернет.

Педагогический коллектив работает над совершенствованием организации работы со студентами с целью максимального раскрытия и развития активного, преобразовательного, творческого потенциала каждого студента, его качеств личности как субъекта деятельности. Одним из главных условий повышения качества образования является изучение и внедрение современных технологий и приемов обучения, внедрение инновационных методик преподавания для формирования профессионально и социально значимых компетенций студентов, обучение студентов методам творческой деятельности, навыкам самостоятельной работы.

При организации учебного процесса педагогами используются как традиционные, так и инновационные педагогические технологии. Для активизации мыслительной деятельности студентов применяются методы активного обучения. При проведении теоретических занятий преподаватели используют метод проблемного изложения, что помогает развивать логическое мышление студентов, формировать умение целостно воспринимать материал и систематизировать его. При проведении практических занятий преподаватели широко используют алгоритмический метод, частично поисковый метод, нестандартную организацию учебной деятельности. Для реализации таких форм работы применяются:

- работа малыми группами при решении ситуационных задач;

- ролевые дидактические игры;

- пресс-конференции, круглые столы, экскурсии.

Проводимые преподавателями нестандартные уроки, уроки-экскурсии, деловые игры, семинары, учебно-исследовательские конференции, викторины, посещение выставок и музеев, экскурсии на производственные объекты, организация самостоятельной работы, тестирование, обеспечивают выпускнику необходимый уровень квалификации, готовность к успешному творческому труду, достойную и успешную жизнь в обществе, социально-трудовой среде региона.

В учебных планах техникума предусмотрены дисциплины по выбору студента, тематика и содержание которых направлены на развитие профессионального стиля мышления студентов, на обеспечение конкурентоспособности выпускников в соответствии с запросами регионального рынка труда.

Так, для специальности 080110 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) введен курс «Социальная психология», предусматривающий  изучение  психологии межличностных отношений, овладение навыками социальной коммуникации, активное профессиональное становление.

Для специальности 030503 Правоведение введен курс «Основы экономики», который способствует углублению знаний студентов по экономическим основам государства.

Анализ посещённых уроков и внеклассных мероприятий за последние три учебных года показал, что особое внимание уделяется совершенствованию форм и методов организации урока.  К примеру, преподаватель учетных дисциплин Давыдова Г.А. провела мастер-класс «Формирование профессиональной компетенции студентов на уроках бухгалтерского учета» (тема урока «Учет расходов по управлению и обслуживанию производства»); преподаватель экономических дисциплин Аброськин Н.И. подготовил урок-исследование «Мотивация и потребности»  по дисциплине «Менеджмент»; преподаватели общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин Кожина Т.Е. и Кобзева С.В. организовали проведение бинарного урока «Место и роль СМИ в политике» по дисциплинам «Социология и политология» и «Иностранный язык»; преподаватель юридических дисциплин Ложникова М.Н. подготовила урок в виде имитационной игры «Судебное разбирательство» (дисциплина «Уголовный процесс»). Преподаватель Хохлова Н.А. к практическим занятиям «Работа в СПС «КонсультантПлюс» по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» привлекает  представителей СПС «КонсультантПлюс», использует раздаточный материал, предоставленный консультантом системы; начинающий преподаватель информатики Кузнецова О.А. на практическом занятии «Создание рисунка с помощью копирования элементов» развивает творческие способности студентов младших курсов и др..

В рамках работы областного методического объединения преподавателей иностранного языка Кожина Т.Е. и Кобзева С.В. представили презентацию культурологического подхода в преподавании иностранного языка и организации внеклассной работы. В докладе «Иностранный язык как средство воспитания толерантного отношения к иноязычной культуре» Кожина Т.Е. поделилась опытом проведения бинарных уроков, рассказала о развитии личностной активности студентов средствами иностранного языка, показала, что внеклассная работа является неоспоримым фактором повышения мотивации студентов при обучении иностранному языку.

Преподаватели экономических дисциплин Кнутова Л.Н. и Мокроусова Г.П. систематизировали учебно-методические материалы по дисциплине «Экономика организации (предприятия)», преподаватель Новгородова О.А. занималась систематизацией материалов по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для специальности 080110 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям). Учебно-методические комплексы данных преподавателей были представлены в 2007 году на втором областном смотре-конкурсе «Лучший УМК». Преподаватель Новгородова О.А. была награждена Почётной грамотой Управления образования и науки Липецкой области за интересное содержание и качественное представление подготовленного материала.

Неординарно организовала проведение практического занятия преподаватель экономики Кнутова Л.Н. по теме «Законы спроса и предложения. Формирование равновесной цены», используя большое количество наглядного материала, форму диалога студент-студент, применяя мультимедиа-презентацию для составления графика равновесной цены.

Преподаватели предметной (цикловой) комиссии юридических дисциплин продолжают сотрудничество с преподавателями юридического факультета Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина, план работы согласован и утверждён заведующими кафедр уголовного права и процесса, гражданского права и процесса, конституционного и муниципального права университета. Так,  в декабре 2008 года, преподаватели кафедр гражданского права и процесса Т.Н. Балашова и В.В. Бочарова организовали заседание круглого стола для преподавателей юридических дисциплин техникума и студентов специальности 030503 Правоведение по проблемным вопросам права социального обеспечения.

В рамках Дня науки преподаватели Пашковская Т.В., Крапивина Л.М., Ложникова М.Н., Татаринова И.В. организовали работу секции юридических дисциплин в форме конференции «Государственная политика в области профилактики и защиты прав несовершеннолетних и её реализация органами муниципальных образований». В конференции приняла участие заведующая отделением специальной психолого-педагогической помощи семьям и детям отдела социального обеспечения Лебедянского района Демянкова Е.Г.

Преподаватели юридических дисциплин обеспечили проведение уроков-экскурсий в Лебедянский районный суд, где цикл лекций «Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних», «Органы судейского сообщества», «Особый порядок судебного разбирательства» был прочитан судьями Дёминой Л.И. , Исаевой Л.В., Зарецким С.В..

Взаимопосещение уроков показало, что преподаватели техникума уверенно, профессионально владеют учебным материалом, ставят цели развития личных качеств студентов  и  успешно реализуют их на уроке в рамках  учебной  дисциплины. В работе используют разноуровневые домашние задания, поощряют инициативу и самостоятельность, предлагают задания, развивающие интуицию, творческое воображение.

Методический кабинет выступает организатором внутритехникумовских смотров-конкурсов методической работы и профессионального мастерства преподавателей, классных руководителей, смотров работы кабинетов.

 Подготовка и проведение таких мероприятий - важное средство повышения мотивации педагогической деятельности преподавателей, позволяющее выявить талантливых, творчески работающих педагогов, пропагандировать их профессиональный опыт, способствовать повышению престижа социального и нравственного труда педагога-воспитателя, формировать общественное представление о педагоге-новаторе.

В техникуме проводятся смотры-конкурсы «Учитель года», в подготовке и проведении которых активное участие принимают студенты. Это активизирует деловое сотрудничество педагогов и студентов.

 Важное место в учебном процессе отводится учебно-исследовательской деятельности студентов, которая направлена на приобщение студентов к профессиональной деятельности, овладение навыками самостоятельной работы, формирование качеств исследователя. Участие студентов в учебно-исследовательской работе способствует самореализации личности, развитию творческих способностей, практических умений и навыков, что в конечном итоге соответствует  реализации требований Государственного образовательного стандарта, становлению грамотного, способного принимать самостоятельные решения специалиста.

Для многих студентов приобщение к учебно-исследовательской работе начинается с первой вводной лекции, с первого практического занятия, с первого самостоятельного реферата. На этом этапе студенты под руководством преподавателей приобретают один из важнейших навыков исследования - умение работать с первоисточниками, самостоятельно находить и анализировать информацию, систематизировать материал.

Основные формы учебно-исследовательской работы, применяемые в  техникуме, это - проведение исследовательских и лабораторных работ,  подготовка рефератов, курсовых работ, проведение студенческих конференций, конкурсов «Студент года», выставок лучших учебно-исследовательских работ.

Следует отметить, что учебно-исследовательской работой охвачены все студенты  техникума, обучающиеся как на очном, так и на заочном отделении. Преподаватель учетных дисциплин Давыдова Г.А. организовала учебно-практическую конференцию «Развитие агропродовольственного рынка и тенденции инвестиционных процессов в сельском хозяйстве Липецкой области» для студентов старших курсов очного отделения. Преподаватель юридических дисциплин  Крапивина Л.М. провела экологическую конференцию «Правовое обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности»» с привлечением студентов специальности 030503 Правоведение, материалы которой знакомят участников с проблемой регулирования охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, позволяют проанализировать существующую экологическую обстановку в  регионе с целью выработки практических рекомендаций по совершенствованию правового регулирования экологических правоотношений, способствуют формированию экологического сознания, мышления будущих специалистов.

Таким образом, деятельность педагогов в техникуме направлена на создание образовательной и информационной среды, в которой: участники учебно-воспитательного процесса могут слышать, видеть, понимать друг друга, формируется доступный каждому язык общения, рефлексивная культура всех участников образовательного процесса. В процессе усвоения учебного материала студент переводится в субъектную, авторскую позицию.

Образовательный процесс в техникуме ориентирован на последующую практическую деятельность выпускников. Практическими навыками студенты овладевают при выполнении лабораторных, практических  и курсовых работ,  а также во время производственной практики. В техникуме разработана система практик, предусмотренных учебными планами на весь период обучения, которая включает следующие виды: практика по получению первичных профессиональных навыков, практика по профилю специальности и стажировка (практика квалификационная).

Все виды практик в техникуме проводятся в соответствии с Положением о производственной (профессиональной) практике студентов, разработанном на основе Положения о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального, утвержденного приказом Минобразования от 21.07.99 №1991.

Содержание всех видов практик определяется на основе имеющихся рабочих программ практик. Программы разработаны преподавателями специальных дисциплин, одобрены на заседаниях предметных (цикловых) комиссий и утверждены заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Ежегодно производится корректировка программ с учетом изменяющихся условий. Сроки прохождения практики соответствуют учебным планам и отражаются в графике учебного процесса на каждый учебный год.

Практика по получению первичных профессиональных навыков по всем специальностям  проходит в учебных кабинетах, кабинетах информатики техникума.

Целью практики по профилю специальности является совершенствование практических навыков,  а стажировки (практики квалификационной) - обобщение и систематизация всех полученных знаний по специальности, совершенствование практических навыков и сбор материала для отчета.

Практики по профилю специальности и стажировки (практики  квалификационные) преимущественно проводятся на предприятиях и организациях города и области на основании заключенных договоров о социальном партнерстве, а также индивидуальных договоров.

Руководители практик от техникума консультируют студентов, а также осуществляют контроль выполнения индивидуальных заданий.

К руководству производственной практикой на предприятиях привлекаются опытные специалисты, которые планируют и организуют работу практикантов в соответствии с утвержденным графиком, помогают в сборе информации для дневников и отчетов, по окончании практики составляют развернутую профессиональную характеристику студентов, проходивших практику.

По завершении каждого вида практики студенты представляют отчет. Выборочный анализ представленных отчетов показал, что в них в основном отражаются все вопросы, предусмотренные программой прохождения практики. Отчеты студентов по практике сохраняются в течение установленного срока. Итогом производственной практики является оценка, которая выставляется руководителем практики от техникума на основании выполнения индивидуального задания с учетом личных наблюдений за самостоятельной работой практиканта, а также характеристики, составленной руководителем практики от предприятия. Качество теоретической и практической подготовки практикантов подтверждается положительными отзывами руководителей практики от предприятий и организаций.

Таким образом, при переходе от одного вида практики к другому происходит последовательное расширение круга формируемых у студентов компетенций, а также закрепление теоретических знаний и применение их при решении конкретных производственных задач. Объем получаемых во время практик навыков соответствует необходимому минимуму, установленному ГОС СПО. 

Техникум нацелен на обеспечение гарантированного качества профессионального образования выпускников. Этого можно добиться только через социальное партнерство. Социальное партнерство является основанием для обеспечения своевременно реагирования на внешние изменения социальных и экономических условий, как возможности обеспечения и совершенствования качества профессионального образования.

Основными направлениями социального партнерства в техникуме являются:

- Организация производственной практики и стажировки студентов – выпускников на предприятиях – партнерах: ЗАО «Агрофирма 15 лет Октября», ООО «Агроном», ЗАО СХПК «Мокрое», ООО «Первомайское», ЗАО Агрофирма «Русь», ЗАО Агрофирма «Родина», ОАО «Лебедянский молочный завод», ОАО «Лебедянский», МУП «Жилищно – управляющая компания»;

- Организация учебной практики и практических занятий по специальным дисциплинам на архивном материале предприятий – партнеров: ЗАО СХП «Мокрое», ЗАО Агрофирма «Русь»;

- Написание курсовых работ, учебно-исследовательских работ в рамках СНО на основании отчетности предприятий – партнеров;

- Трудоустройство выпускников после прохождения производственной практики и стажировки на предприятиях – партнерах: ОАО «Лебедянский», МУП «Жилищно-управляющая компания», ЗАО СХП «Мокрое», ЗАО Агрофирма «Русь», ООО «Первомайское»;

- Проведение встреч, учебно-практических конференций, круглых столов с главными бухгалтерами предприятий, представителями налоговой службы, банков, администрации района по вопросам подготовки конкурентоспособных специалистов и адаптации их на рабочих местах;

- Повышение профессионального уровня преподавателей специальных дисциплин через стажировку на предприятиях-партнерах: ЗАО Агрофирма «Родина» приняла на стажировку преподавателя бух. учета Калачеву Н.Л. по автоматизированной обработке учетной информации;

- Участие преподавателей, студентов-выпускников в семинарах, проводимых налоговой службой, администрацией района по вопросам совершенствования бухгалтерского и налогового учета.

Политика социального партнерства техникума включает в себя следующие направления:

1. Прогнозирование образовательной деятельности, направленной на формирование рынка труда специалистов через регулярные встречи студентов – выпускников, администрации техникума с представителями службы занятости района.

2. Адаптация образовательного процесса к изменению внешней среды через семинары, конференции на уровне администрации района.

3. Отражение в содержании профессионального образования региональных особенностей в производстве через учебно-практические конференции по линии работы кабинетов, проведение в рамках Дней науки встреч с преподавателями высшей школы, представителями администрации района, директорами предприятий.

4. Совершенствование преподавательской деятельности и внедрение инновационных технологий обучения через овладение компьютерными программами обработки экономической информации.

5. Подготовка специалистов под конкретные рабочие места, согласно предложениям главных бухгалтеров предприятий.

6. Психологическая поддержка выпускников при трудоустройстве и помощь в их адаптации в роли специалиста через консультации с преподавателями техникума, обеспечении специальной литературы.

7. Участие представителей предприятий в образовательном процессе и выдвижение своих требований к выпускнику.

       Многообразие направлений социального партнерства делает его выгодным как техникуму, так и предприятиям.

Вывод: организация учебного процесса соответствует учебным планам; преподаватели техникума осуществляют внедрение новых форм и методов обучения, информационных технологий в образовательный процесс; организация практического обучения взаимосвязана с заинтересованными организациями – социальными партнерами;  условия реализации образовательного процесса достаточны для ведения образовательной деятельности по специальностям в техникуме.




2020-02-04 225 Обсуждений (0)
Организация учебного процесса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организация учебного процесса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (225)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)