См.: Органы и войска МВД России. С. 120.
2 См .: Таганцев Н.С. Уголовное Уложение 22 марта 1903 г.: Статьи, введенные в действие. С.-Петербург, 1911. Развитие пенитенциарного законодательства продолжало осуществляться путем внесения изменений и дополнений в Уставы о содержащихся под стражей и ссыльных, тюремные инструкции1. Очередной этап в реформе исполнения наказаний наметился после февральской революции 1917 г. Временное правительство приступило к выработке новой концепции исполнения наказания. Возглавивший центральное тюремное ведомство А.П. Жижиленко в приказе № 1 от 8 марта 1917 г. подчеркивал, что «главной задачей наказания является перевоспитание человека, совершившего преступление, для достижения этой задачи необходимо проявлять гуманность к заключенным, уважать их гражданское достоинство». Администрации мест лишения свободы предписывалось воздерживаться от применения телесных наказаний и наложения кандалов. В целях переподготовки тюремного персонала для работы «в условиях обновления государственного строя и свободной общественной жизни» (приказ № 2 от 17 марта 1917 г.) создавались пенитенциарные курсы с программой: 1) общее законоведение; 2) начала уголовного права; 3) учение о наказании в связи с тюрьмоведением; 4) уголовная политика и социология; 5) элементарные сведения по психопатологии и уголовной антропологии; 6) тюремная гигиена и санитария; 7) меры борьбы с детской преступностью; 8) тюремная статистика и отчетность; 9) товароведение; 10) практические занятия и рефераты. Чтобы успешно решать вопросы устройства освобожденных, предполагалось организовать широкую сеть обществ патронажа2. Теоретической основой преобразований советского периода стали передовые идеи пенитенциаристов, нашедшие отражение в проекте Екатерины II об устройстве тюрем, в уставе российского Попечительского о тюрьмах общества, в трудах С.В. Фойницкого, Н.С. Таганцева, С.П. Мокринского, С.В. Познышева3. Основными идеями, исходя из которых началась трансформация пенитенциарной политики в политику исправительно-трудовую, были положения об исправлении осужденных - главной цели наказания и общественно 1 См.: Гернет М.Н. Указ работа. Том 2. С. 33-80; Детков М.Г. Указ работа. С. 43-87. 2 См.: Детков М.Г. Содержание пенитенциарной политики Российского государства и ее реализация в системе исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в период 1917-1930 гг. М.: Республиканский институт повыш. квалиф. работн. МВД России, 1992. С. 5-26. См.: Фойницкий С.В. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. С.-Петербург, 1989; Таганцев Н.С. Русское уголовное право. С.-Петербург, 1902; Мокринский С.П. Наказание, его цели и предложения. М., 1902; Познышев С.В. Очерки тюрьмове-дения. М.,1915. полезном труде - ведущем средстве исправления. Именно они легли в основу нового наименования «исправительно-трудовое право». Постановлением Народного комиссариата юстиции (НКЮ) от 24 января 1918г. «О тюремных рабочих командах» в тюрьмах вводился общественно полезный труд, который провозглашался одним из основных средств исправления осужденных1. Первым крупным нормативным актом в области исполнения наказания стала Временная инструкция «О лишении свободы, как мере наказания, и о порядке отбывания такого», утвержденная.постановлением НКЮ от 23 июля 1918 г.2 Хотя задача исправления осужденных во Временной инструкции прямо не формулировалась, появившиеся в ней термины «исправительные меры», «воспитательно-трудовые методы» свидетельствовали о том, что она имелась в виду. Система мест лишения свободы состояла из: 1) общих мест заключения (тюрем); 2) воспитательно-карательных реформаториев и земледельческих колоний (в основном для молодежи); 3) испытательных заведений для лиц, в отношении которых есть основания для смягчения режима или досрочного освобождения; 4) карательно-лечебных заведений (для арестантов с заметно выраженными психическими дефектами); 5) тюремных больниц. Заведование применением уголовных наказаний возлагалось на Карательный отдел Наркомата юстиции (ст. 6), состоявший из девяти отделений: 1) по выработке воспитательно-трудовых методов и карательных мер; 2) распределительное; 3)техническое; 4) сельскохозяйственное; 5) врачебно-санитарное; 6) снабжения; 7) строительное; 8)конвойное; 9) помощи отбывшим наказание. Из приведенной структуры отдела видны основные направления его деятельности. Предполагалось изучение проблем применения режима в местах лишения свободы, труда, профессионального и общего обучения, воспитательного воздействия, условий досрочного освобождения, мер к нарушителям установленных для осужденных правил и т. д. В целях оказания помощи освобожденным предписывалось образование патронатов при местных советах. Наиболее жизнеспособными оказались трудовые колонии. Первая земледельческая колония была создана в 1918 г. в Московской губернии, в 1919 г. См.: СУ РСФСР. 1918. № 19. Ст. 284. ' См.. СУ РСФСР. 1918. № 53. Ст. 598. была открыта первая Петроградская сельскохозяйственная колония. В 1919 г. насчитывалось уже 9 сельскохозяйственных колоний, а в 1920 г. - 151. В условиях гражданской войны и интервенции постановлением СНК РСФСР от 5 сентября 1918 г. «О красном терроре» определялась необходимость защитить Советскую республику от классовых врагов путем изолирования их в концентрационных лагерях2. Существование этих мест лишения свободы было оформлено декретом ВЦИКот 15 апреля 1919 г. и постановлением ВЦИК от 17 мая 1919 г. «О лагерях принудительных работ»3. Постановлением ВЦИК от 17 мая 1919 г. предусматривалось функционирование двух разновидностей лагерей принудительных работ: 1) обычных; 2) особых, на время гражданской войны, где надлежало изолировать наиболее опасных противников советской власти. Одним из лагерей особого назначения стал организованный в 1920 г. Соловецкий лагерь. Режим в лагерях принудительных работ был близок к тюремному. В то же время крайне сурово карались побеги. За первый побег грозило десятикратное увеличение срока лишения свободы, а за повторный - рассмотрение дела революционным трибуналом с наказанием «вплоть до применения высшей меры» (расстрела). Крупным нормативным актом, регламентирующим исполнение наказаний, стало утвержденное постановлением НКЮ от 15 ноября 1920 г. Положение об общих местах заключения РСФСР, которое представляло собой инструкцию о деятельности и управлении общими местами заключения*. Положение подробно регламентировало применение общественно полезного труда, учебно-воспитательной и культурно-просветительной работы, продовольствия, вещевого довольствия, лечения и других элементов быта заключенных, определяло правовой статус администрации общих мест заключения. Окончание гражданской войны и интервенции позволило перейти к более интенсивному государственному строительству. В 1922 г. вводится в действие Уголовный кодекс РСФСР, исходя из которого начинается разработка проекта первого Исправительно-трудового кодекса. Он прошел предварительную общественную экспертизу. Так, 18-24 октября 1923 г. проект обсуждался на Всероссийском съезде работников пенитенциарного дела, где получил положительную оценку Е.Г. Ширвиндта, В.Р. Якубсона и других специалистов5. • См.: Советское исправительно-трудовое право. Общая часть: Учебник. Рязань: Рязанская высшая школа МВД СССР, 1987. С. 94. 2 См.: СУ РСФСР. 1919. №65. Ст. 710. 3 См.: Советское исправительно-трудовое право: Учебник. Л.: ЛГУ, 1989. С. 25. 4 См.: СУ РСФСР. 1921. №№23-24. Ст. 141. 5 См.: Всероссийский съезд работников пенитенциарного дела в Москве 18-24 октября 1923 г.: Стенографический отчет. М., 1923. 16 октября 1924 г. первый в истории России Исправительно-трудовой кодекс был принят1. Его задачей провозглашалось осуществление уголовной политики путем организации исполнения лишения свободы и принудительных работ без содержания под стражей, целью которых было общее и специальное предупреждение преступлений. Исполнение наказаний соединялось с применением мер исправительно-трудового воздействия. В Кодексе отмечалось, что исправительно-трудовое воздействие должно проводиться путем дальнейшего развития сети трудовых колоний и исправительно-трудовых домов. Все места заключения входили в единую систему исправительно-трудовых учреждений. Таким образом, был провозглашен принцип: от тюрем - к исправительно-трудовым учреждениям. Подробную регламентацию получили режим, труд, культурно-просветительная работа среди заключенных. При местах заключения учреждалась наблюдательная комиссия, контролировавшая исполнение лишения свободы. Исполнение принудительных работ без содержания под стражей возлагалось на соответствующие бюро при губернской инспекции мест заключения, которые осуществляли учет этой категории осужденных, распределение их на работы, надзор за соблюдением правил отбывания наказания. При губернских инспекциях создавались распределительные комиссии, которые обладали обширными полномочиями в распределении заключенных по местам исполнения наказания, досрочному освобождению и т. д. Работали они на демократических началах с широким привлечением специалистов пенитенциарного дела и общественности. На практике некоторые положения Кодекса оказались нежизнеспособными. Так, в связи с переполненностью тюрем и отсутствием необходимых социально-экономических предпосылок не была реализована прогрессивная система отбывания лишения свободы2. Постановлением ВЦИК и СНК от 30 октября 1929 г. были ликвидированы распределительные комиссии (с передачей их основных функций наблюдательным комиссиям)3. 30 октября 1924 г. были приняты Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик*, оказавшие существенное влияние на уголовное и исправительно-трудовое законодательство РСФСР. 22 ноября 1926 г. принимается новый Уголовный кодекс РСФСР, развивший положения союзного закона5. 29 марта 1928 г. было принято постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О карательной политике и состоянии мест заключения»6, которое подвело • См.: СУ РСФСР. 1924. №86. Cr. 870. См.: Второй Всероссийский съезд административных работников 23-30 апреля 1929 г. М„ 1929. 3 См.: СУ РСФСР. 1929. №81. Ст. 795. * См.: СЗ СССР. 1924. №24. Ст. 205. 5 См.: СУ РСФСР. 1926. №80. Ст. 600. э См.: Ежемесячник советской юстиции. 1928. №14. определенные итоги в проведении карательной (уголовной) и исправитель-но-трудовой политики. В постановлении отмечалась необходимость развития дифференцированного подхода к преступникам, исправительного начала в деятельности мест лишения свободы, намечался ряд мер по устранению имеющихся недостатков. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 6 ноября 1929 г. было введено лишение свободы в исправительно-трудовых лагерях в отдаленных местностях СССР на срок от 3 до 10 лет1. Постановлением СНК СССР от 7 апреля 1930 г. объявляется Положение об исправительно-трудовых лагерях2, которое ставило перед ними задачу охраны общества от особо социально опасных правонарушителей путем их изоляции, соединенной с общественно полезным трудом, приспособление их к условиям социалистического общежития. Лагеря находились в ведении Объединенного Государственного Политического Управления (ОГПУ). Постановлением ВЦИК и СНК от 1 августа 1933 г. в действие был введен новый Исправительно-трудовой кодекс РСФСР3, согласно которому задачей уголовной политики считалась защита диктатуры пролетариата от посягательств классово враждебных элементов и нарушений как со стороны деклассированных, так и неустойчивых элементов из среды трудящихся (ст. 1). Исходя из этого, были выделены цели исправительно-трудовой политики: 1) ставить осужденных в условия, которые не дают им возможность совершать действия, наносящие ущерб социалистическому строительству; 2) перевоспитывать и приспосабливать к условиям трудового общежития путем направления их труда на общеполезные цели. Средствами перевоспитания признавались труд и политико-воспитательная работа, а основным типом мест лишения свободы - трудовая колония. Помимо исполнения лишения свободы на срок до 3 лет, Кодекс регламентировал исполнение исправительно-трудовых работ без лишения свободы и ссылки, соединенной с исправительно-трудовыми работами. Исполнение лишения свободы на срок от 3 до 10 лет продолжало регламентироваться Положением об исправительно-трудовых лагерях. В 30-х годах набирает силу тенденция к росту строгости наказаний и отступлению от судебного порядка их применения. Так, 5 ноября 1934 г. постановлением ЦИК и СНК СССР при Народном комиссаре внутренних дел СССР было создано Особое совещание, получившее право без суда назначать ссылку и высылку на срок до 5 лет, заключение в исправительно-трудовой лагерь4. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 г. расширялась уголовная ответственность несовершеннолетних, за отдельные ' См.: СЗ СССР. 1929. № 72. Ст. 686. 2 См .: СЗ СССР. 1930. № 22. Ст. 248. 3 См .: СУ РСФСР. 1933. № 48. Ст. 208. 4 См.: СЗ СССР. 1935. nb 11. Ст. 84. деяния она устанавливалась с 12-летнего возраста1. 8 августа 1936 г. постановлением ЦИК и СНК СССР было восстановлено упраздненное ранее тюремное заключение2, максимальный срок лишения свободы был увеличен с 10 до 25 лет. В период с конца 30-х по начало 50-х годов Исправительно-трудовой кодекс РСФСР фактически перестает действовать, законодательная регламентация исполнения наказаний вытесняется ведомственными нормативными актами. В начале 50-х годов начинается отход от жесткой диктатуры власти и восстановление демократических начал исправительно-трудовой политики. В 1954 г. Советом Министров СССР было одобрено Положение об исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД СССР, которое отменило действие многочисленных ведомственных нормативных актов, 25 декабря 1958 г. Верховный Совет СССР утвердил Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик и поручил привести уголовное законодательство союзных республик в соответствие с ними3. 27 октября 1960 г. на базе Основ был принят Уголовный кодекс РСФСР*. В качестве целей наказания Кодексом назывались: исправление и перевоспитание осужденных в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов, уважения к правилам социалистического общежития, а также предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. В систему наказаний вошли: 1) лишение свободы; 2) ссылка; 3)высылка; 4) исправительные работы без лишения свободы; 5) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; 6) штраф; 7) увольнение от должности; 8) возложение обязанности загладить причиненный вред; 9) общественное порицание; 10) конфискация имущества; 11) лишение воинского или специального звания; 12) направление военнослужащих в дисциплинарный батальон. Предстояло обеспечить регулирование исполнения этой более гуманной системы наказаний новым исправительно-трудовым законом. 29 августа 1961 г. утверждено республиканское Положение об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах5 как временный (до принятия соответствующего законодательства) документ. См.: Советское исправительно-трудовое право. Общая часть. М., 1977. С. 69. 2 См.: СЗ СССР. 1936. № 44. Ст. 370. 3 См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1959. № 1. Ст. 6. 4 См.: Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1960. № 40. Ст. 591. 5 См.: Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1961. №37. Ст. 556. 11 июля 1969 г. были введены в действие Основы исправительно-трудово-го законодательства Союза ССР и союзных республик1, а 10 декабря 1970 г. принят Исправительно-трудовой кодекс (ИТК) РСФСР2, регламентирующий исполнение лишения свободы, ссылки, высылки и исправительных работ без лишения свободы. С принятием кодекса завершилась направленная на восстановление законодательной базы регламентации исполнения наказаний, связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных, реформа исправительно-трудового права. Исполнение остальных видов наказаний оставалось неурегулированным до 1983 г. 15 марта 1983 г. этот пробел был ликвидирован принятием союзного Положения о порядке и условиях исполнения уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных3, на основе которого в 1984 г. было принято соответствующее республиканское Положение4, которое регламентировало исполнение: лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; штрафа; общественного порицания; конфискации имущества; лишения воинского или специального звания; увольнения с должности; возложения обязанности загладить причиненный вред. Таким образом, в 1983-1984 гг. образовались две отрасли законодательства, регулирующего исполнение уголовных наказаний: 1) исправительно-трудовое; 2) законодательство об исполнении наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных. Встал вопрос о создании единого уголовно-исполнительного законодательства. После распада СССР Законами РСФСР от 18 февраля, 29 февраля и 6 июля 1993 г. были отменены наказания в виде ссылки, высылки, условное осуждение к лишению свободы и условное освобождение из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду, направление в воспитательно-трудовой профилакторий, упразднены колонии усиленного режима. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г.5 потребовало приведения российского законодательства в соответствие с ее нормами. В ст. 71 Конституции содержалось положение о том, что в ведении Российской Федерации находится уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполни-тельное законодательство. Указанный подход предполагал осуществление перехода от исправительно-трудового к угояовно-исполнительному закону. Это 1 См .: Ведомости Верховного Совета СССР. 1969. № 29. Ст. 247. 2 См .: Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1970. № 51. Ст. 1220. 3 См : Ведомости Верховного Совета СССР. 1983. № 12. Ст. 175. 4 См .: Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1984. Ns 29. Ст. 991. 5 См .: Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 1993. активизировало проводимую одновременно с формированием проекта нового Уголовного кодекса России работу над проектом Уголовно-исполнигельного кодекса. Значительное влияние на законотворческую деятельность в этой области оказали конференции, семинары, дискуссии, направленные на выработку идей о реформировании законодательства, регламентирующего исполнение наказаний. 13 января 1996 г. Президент Российской Федерации одобрил прошедшую обсуждение на различных уровнях Концепцию реорганизации уголовно-ис-полнительной системы МВД России на период до 2005 г.1, содержавшую комплекс организационно-правовых, социально-экономических, психолого-педагогических и иных мер по приведению деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, в соответствие с требованиями Конституции Российской Федерации, потребностями обеспечения прав осужденных. В ней нашла отражение идеология реформирования уголовно-исполнитель-ной системы России на ближайшую и отдаленную перспективу. Поскольку процедура прохождения представленного в Федеральное Собрание Российской Федерации проекта Уголовно-исполнительного кодекса затягивалась, в то время как Уголовный кодекс был принят и введен в действие с 1 января 1997 г., то 15 декабря 1996 г. был принят федеральный закон, который внес изменения и дополнения в Исправительно-трудовой кодекс в связи с принятием Уголовного кодекса Российской Федерации2. В законе излагались вытекающие из содержания Уголовного кодекса России, согласованные с текстом проекта Уголовно-исполнительного кодекса положения, адаптирующие Исправительно-трудовой кодекс к действию в условиях реализации нового уголовного законодательства. 8 января 1997 г. Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон о введении в действие с 1 июля 1997 г. Уголовно-исполнительного кодекса3. Так завершился период перехода от исправительно-трудового к уголовно-исполнительному законодательству. Значительный вклад в развитие теории пенитенциарного, исправительно-трудового и уголовно-исполнительного права внесли в конце XIX — начале XX вв. известные правоведы Н.С. Таганцев, НД. Сергиевский, А.А. Жи-жиленко, С.П. Мокринский, И.Я. Фойницкий, С.В. Познышев, М.М. Исаев, М.Н. Гернет, Е.Г. Ширвиндт, Б.С. Утевский. В середине и во второй половине XX в. их труды продолжили профессора В.П. Артамонов, ЗА Астемиров, Л.В. Багрий-Шахматов, Н.А. Беляев, М.П. Журавлев, А.И. Зубков, Л.Г. Крахмальник, А.С. Михлин, М.П. Ме-
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (260)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |