Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


См.: Органы и войска МВД России. С. 120.



2020-02-04 260 Обсуждений (0)
См.: Органы и войска МВД России. С. 120. 0.00 из 5.00 0 оценок




2 См .: Таганцев Н.С. Уголовное Уложение 22 марта 1903 г.: Статьи, введенные в дей­ствие. С.-Петербург, 1911.

Развитие пенитенциарного законодательства продолжало осуществлять­ся путем внесения изменений и дополнений в Уставы о содержащихся под стражей и ссыльных, тюремные инструкции1.

Очередной этап в реформе исполнения наказаний наметился после фе­вральской революции 1917 г. Временное правительство приступило к выра­ботке новой концепции исполнения наказания. Возглавивший центральное тюремное ведомство А.П. Жижиленко в приказе № 1 от 8 марта 1917 г. под­черкивал, что «главной задачей наказания является перевоспитание челове­ка, совершившего преступление, для достижения этой задачи необходимо проявлять гуманность к заключенным, уважать их гражданское достоинст­во». Администрации мест лишения свободы предписывалось воздерживать­ся от применения телесных наказаний и наложения кандалов. В целях пе­реподготовки тюремного персонала для работы «в условиях обновления государственного строя и свободной общественной жизни» (приказ № 2 от 17 марта 1917 г.) создавались пенитенциарные курсы с программой:

1) общее законоведение;

2) начала уголовного права;

3) учение о наказании в связи с тюрьмоведением;

4) уголовная политика и социология;

5) элементарные сведения по психопатологии и уголовной антропологии;

6) тюремная гигиена и санитария;

7) меры борьбы с детской преступностью;

8) тюремная статистика и отчетность;

9) товароведение;

10) практические занятия и рефераты.

Чтобы успешно решать вопросы устройства освобожденных, предпола­галось организовать широкую сеть обществ патронажа2.

Теоретической основой преобразований советского периода стали пере­довые идеи пенитенциаристов, нашедшие отражение в проекте Екатери­ны II об устройстве тюрем, в уставе российского Попечительского о тюрьмах общества, в трудах С.В. Фойницкого, Н.С. Таганцева, С.П. Мокринского, С.В. Познышева3.

Основными идеями, исходя из которых началась трансформация пени­тенциарной политики в политику исправительно-трудовую, были положе­ния об исправлении осужденных - главной цели наказания и общественно

1 См.: Гернет М.Н. Указ работа. Том 2. С. 33-80; Детков М.Г. Указ работа. С. 43-87.

2 См.: Детков М.Г. Содержание пенитенциарной политики Российского государства и ее реализация в системе исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в период 1917-1930 гг. М.: Республиканский институт повыш. квалиф. работн. МВД Рос­сии, 1992. С. 5-26.

См.: Фойницкий С.В. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. С.-Петербург, 1989; Таганцев Н.С. Русское уголовное право. С.-Петербург, 1902; Мокринский С.П. Наказание, его цели и предложения. М., 1902; Познышев С.В. Очерки тюрьмове-дения. М.,1915.

полезном труде - ведущем средстве исправления. Именно они легли в ос­нову нового наименования «исправительно-трудовое право».

Постановлением Народного комиссариата юстиции (НКЮ) от 24 января 1918г. «О тюремных рабочих командах» в тюрьмах вводился общественно по­лезный труд, который провозглашался одним из основных средств исправле­ния осужденных1.

Первым крупным нормативным актом в области исполнения наказания стала Временная инструкция «О лишении свободы, как мере наказания, и о порядке отбывания такого», утвержденная.постановлением НКЮ от 23 ию­ля 1918 г.2 Хотя задача исправления осужденных во Временной инструкции прямо не формулировалась, появившиеся в ней термины «исправительные меры», «воспитательно-трудовые методы» свидетельствовали о том, что она имелась в виду. Система мест лишения свободы состояла из:

1) общих мест заключения (тюрем);

2) воспитательно-карательных реформаториев и земледельческих коло­ний (в основном для молодежи);

3) испытательных заведений для лиц, в отношении которых есть основа­ния для смягчения режима или досрочного освобождения;

4) карательно-лечебных заведений (для арестантов с заметно выражен­ными психическими дефектами);

5) тюремных больниц.

Заведование применением уголовных наказаний возлагалось на Кара­тельный отдел Наркомата юстиции (ст. 6), состоявший из девяти отделений:

1) по выработке воспитательно-трудовых методов и карательных мер;

2) распределительное;

3)техническое;

4) сельскохозяйственное;

5) врачебно-санитарное;

6) снабжения;

7) строительное;

8)конвойное;

9) помощи отбывшим наказание.

Из приведенной структуры отдела видны основные направления его де­ятельности. Предполагалось изучение проблем применения режима в мес­тах лишения свободы, труда, профессионального и общего обучения, вос­питательного воздействия, условий досрочного освобождения, мер к нарушителям установленных для осужденных правил и т. д. В целях оказа­ния помощи освобожденным предписывалось образование патронатов при местных советах.

Наиболее жизнеспособными оказались трудовые колонии. Первая земле­дельческая колония была создана в 1918 г. в Московской губернии, в 1919 г.

См.: СУ РСФСР. 1918. № 19. Ст. 284. ' См.. СУ РСФСР. 1918. № 53. Ст. 598.

была открыта первая Петроградская сельскохозяйственная колония. В 1919 г. насчитывалось уже 9 сельскохозяйственных колоний, а в 1920 г. - 151.

В условиях гражданской войны и интервенции постановлением СНК РСФСР от 5 сентября 1918 г. «О красном терроре» определялась необходи­мость защитить Советскую республику от классовых врагов путем изолиро­вания их в концентрационных лагерях2. Существование этих мест лишения свободы было оформлено декретом ВЦИКот 15 апреля 1919 г. и постанов­лением ВЦИК от 17 мая 1919 г. «О лагерях принудительных работ»3.

Постановлением ВЦИК от 17 мая 1919 г. предусматривалось функцио­нирование двух разновидностей лагерей принудительных работ:

1) обычных;

2) особых, на время гражданской войны, где надлежало изолировать на­иболее опасных противников советской власти. Одним из лагерей особого назначения стал организованный в 1920 г. Соловецкий лагерь.

Режим в лагерях принудительных работ был близок к тюремному. В то же время крайне сурово карались побеги. За первый побег грозило десяти­кратное увеличение срока лишения свободы, а за повторный - рассмотре­ние дела революционным трибуналом с наказанием «вплоть до применения высшей меры» (расстрела).

Крупным нормативным актом, регламентирующим исполнение наказа­ний, стало утвержденное постановлением НКЮ от 15 ноября 1920 г. Поло­жение об общих местах заключения РСФСР, которое представляло собой инструкцию о деятельности и управлении общими местами заключения*. Положение подробно регламентировало применение общественно полез­ного труда, учебно-воспитательной и культурно-просветительной работы, продовольствия, вещевого довольствия, лечения и других элементов быта заключенных, определяло правовой статус администрации общих мест за­ключения.

Окончание гражданской войны и интервенции позволило перейти к бо­лее интенсивному государственному строительству. В 1922 г. вводится в действие Уголовный кодекс РСФСР, исходя из которого начинается разра­ботка проекта первого Исправительно-трудового кодекса. Он прошел пред­варительную общественную экспертизу. Так, 18-24 октября 1923 г. проект обсуждался на Всероссийском съезде работников пенитенциарного дела, где получил положительную оценку Е.Г. Ширвиндта, В.Р. Якубсона и дру­гих специалистов5.

• См.: Советское исправительно-трудовое право. Общая часть: Учебник. Рязань: Ря­занская высшая школа МВД СССР, 1987. С. 94.

2 См.: СУ РСФСР. 1919. №65. Ст. 710.

3 См.: Советское исправительно-трудовое право: Учебник. Л.: ЛГУ, 1989. С. 25.

4 См.: СУ РСФСР. 1921. №№23-24. Ст. 141.

5 См.: Всероссийский съезд работников пенитенциарного дела в Москве 18-24 октября 1923 г.: Стенографический отчет. М., 1923.

16 октября 1924 г. первый в истории России Исправительно-трудовой ко­декс был принят1. Его задачей провозглашалось осуществление уголовной политики путем организации исполнения лишения свободы и принудитель­ных работ без содержания под стражей, целью которых было общее и специ­альное предупреждение преступлений. Исполнение наказаний соединялось с применением мер исправительно-трудового воздействия. В Кодексе отмеча­лось, что исправительно-трудовое воздействие должно проводиться путем дальнейшего развития сети трудовых колоний и исправительно-трудовых до­мов. Все места заключения входили в единую систему исправительно-трудо­вых учреждений. Таким образом, был провозглашен принцип: от тюрем - к исправительно-трудовым учреждениям. Подробную регламентацию получи­ли режим, труд, культурно-просветительная работа среди заключенных. При местах заключения учреждалась наблюдательная комиссия, контролировав­шая исполнение лишения свободы.

Исполнение принудительных работ без содержания под стражей возла­галось на соответствующие бюро при губернской инспекции мест заключе­ния, которые осуществляли учет этой категории осужденных, распределе­ние их на работы, надзор за соблюдением правил отбывания наказания.

При губернских инспекциях создавались распределительные комиссии, которые обладали обширными полномочиями в распределении заключен­ных по местам исполнения наказания, досрочному освобождению и т. д. Ра­ботали они на демократических началах с широким привлечением специа­листов пенитенциарного дела и общественности.

На практике некоторые положения Кодекса оказались нежизнеспособ­ными. Так, в связи с переполненностью тюрем и отсутствием необходимых социально-экономических предпосылок не была реализована прогрессив­ная система отбывания лишения свободы2. Постановлением ВЦИК и СНК от 30 октября 1929 г. были ликвидированы распределительные комиссии (с передачей их основных функций наблюдательным комиссиям)3.

30 октября 1924 г. были приняты Основные начала уголовного законо­дательства Союза ССР и союзных республик*, оказавшие существенное влияние на уголовное и исправительно-трудовое законодательство РСФСР.

22 ноября 1926 г. принимается новый Уголовный кодекс РСФСР, раз­вивший положения союзного закона5.

29 марта 1928 г. было принято постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О карательной политике и состоянии мест заключения»6, которое подвело

• См.: СУ РСФСР. 1924. №86. Cr. 870.

См.: Второй Всероссийский съезд административных работников 23-30 апреля 1929 г. М„ 1929.

3 См.: СУ РСФСР. 1929. №81. Ст. 795.

* См.: СЗ СССР. 1924. №24. Ст. 205.

5 См.: СУ РСФСР. 1926. №80. Ст. 600.

э См.: Ежемесячник советской юстиции. 1928. №14.

определенные итоги в проведении карательной (уголовной) и исправитель-но-трудовой политики. В постановлении отмечалась необходимость развития дифференцированного подхода к преступникам, исправительного начала в деятельности мест лишения свободы, намечался ряд мер по устранению име­ющихся недостатков.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 6 ноября 1929 г. было введено ли­шение свободы в исправительно-трудовых лагерях в отдаленных местностях СССР на срок от 3 до 10 лет1. Постановлением СНК СССР от 7 апреля 1930 г. объявляется Положение об исправительно-трудовых лагерях2, которое стави­ло перед ними задачу охраны общества от особо социально опасных правона­рушителей путем их изоляции, соединенной с общественно полезным тру­дом, приспособление их к условиям социалистического общежития. Лагеря находились в ведении Объединенного Государственного Политического Уп­равления (ОГПУ).

Постановлением ВЦИК и СНК от 1 августа 1933 г. в действие был введен новый Исправительно-трудовой кодекс РСФСР3, согласно которому задачей уголовной политики считалась защита диктатуры пролетариата от посяга­тельств классово враждебных элементов и нарушений как со стороны деклас­сированных, так и неустойчивых элементов из среды трудящихся (ст. 1). Ис­ходя из этого, были выделены цели исправительно-трудовой политики:

1) ставить осужденных в условия, которые не дают им возможность со­вершать действия, наносящие ущерб социалистическому строительству;

2) перевоспитывать и приспосабливать к условиям трудового общежи­тия путем направления их труда на общеполезные цели.

Средствами перевоспитания признавались труд и политико-воспита­тельная работа, а основным типом мест лишения свободы - трудовая коло­ния. Помимо исполнения лишения свободы на срок до 3 лет, Кодекс регла­ментировал исполнение исправительно-трудовых работ без лишения свободы и ссылки, соединенной с исправительно-трудовыми работами. Ис­полнение лишения свободы на срок от 3 до 10 лет продолжало регламенти­роваться Положением об исправительно-трудовых лагерях.

В 30-х годах набирает силу тенденция к росту строгости наказаний и от­ступлению от судебного порядка их применения. Так, 5 ноября 1934 г. по­становлением ЦИК и СНК СССР при Народном комиссаре внутренних дел СССР было создано Особое совещание, получившее право без суда назна­чать ссылку и высылку на срок до 5 лет, заключение в исправительно-тру­довой лагерь4. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 г. рас­ширялась уголовная ответственность несовершеннолетних, за отдельные

' См.: СЗ СССР. 1929. № 72. Ст. 686.

2 См .: СЗ СССР. 1930. № 22. Ст. 248.

3 См .: СУ РСФСР. 1933. № 48. Ст. 208.

4 См.: СЗ СССР. 1935. nb 11. Ст. 84.

деяния она устанавливалась с 12-летнего возраста1. 8 августа 1936 г. поста­новлением ЦИК и СНК СССР было восстановлено упраздненное ранее тю­ремное заключение2, максимальный срок лишения свободы был увеличен с 10 до 25 лет. В период с конца 30-х по начало 50-х годов Исправительно-трудовой кодекс РСФСР фактически перестает действовать, законодатель­ная регламентация исполнения наказаний вытесняется ведомственными нормативными актами.

В начале 50-х годов начинается отход от жесткой диктатуры власти и восстановление демократических начал исправительно-трудовой политики. В 1954 г. Советом Министров СССР было одобрено Положение об испра­вительно-трудовых лагерях и колониях МВД СССР, которое отменило дей­ствие многочисленных ведомственных нормативных актов,

25 декабря 1958 г. Верховный Совет СССР утвердил Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик и поручил привести уголовное законодательство союзных республик в соответствие с ними3.

27 октября 1960 г. на базе Основ был принят Уголовный кодекс РСФСР*.

В качестве целей наказания Кодексом назывались: исправление и пере­воспитание осужденных в духе честного отношения к труду, точного испол­нения законов, уважения к правилам социалистического общежития, а так­же предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. В систему наказаний вошли:

1) лишение свободы;

2) ссылка;

3)высылка;

4) исправительные работы без лишения свободы;

5) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

6) штраф;

7) увольнение от должности;

8) возложение обязанности загладить причиненный вред;

9) общественное порицание;

10) конфискация имущества;

11) лишение воинского или специального звания;

12) направление военнослужащих в дисциплинарный батальон. Предстояло обеспечить регулирование исполнения этой более гуманной системы наказаний новым исправительно-трудовым законом.

29 августа 1961 г. утверждено республиканское Положение об исправи­тельно-трудовых колониях и тюрьмах5 как временный (до принятия соот­ветствующего законодательства) документ.

См.: Советское исправительно-трудовое право. Общая часть. М., 1977. С. 69.

2 См.: СЗ СССР. 1936. № 44. Ст. 370.

3 См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1959. № 1. Ст. 6.

4 См.: Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1960. № 40. Ст. 591.

5 См.: Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1961. №37. Ст. 556.

11 июля 1969 г. были введены в действие Основы исправительно-трудово-го законодательства Союза ССР и союзных республик1, а 10 декабря 1970 г. принят Исправительно-трудовой кодекс (ИТК) РСФСР2, регламентирующий исполнение лишения свободы, ссылки, высылки и исправительных работ без лишения свободы. С принятием кодекса завершилась направленная на вос­становление законодательной базы регламентации исполнения наказаний, связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных, реформа исправительно-трудового права.

Исполнение остальных видов наказаний оставалось неурегулированным до 1983 г. 15 марта 1983 г. этот пробел был ликвидирован принятием союзно­го Положения о порядке и условиях исполнения уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных3, на основе которого в 1984 г. было принято соответствующее республиканское Положение4, которое регламентировало исполнение: лишения права зани­мать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

штрафа; общественного порицания; конфискации имущества; лишения во­инского или специального звания; увольнения с должности; возложения обя­занности загладить причиненный вред.

Таким образом, в 1983-1984 гг. образовались две отрасли законодатель­ства, регулирующего исполнение уголовных наказаний:

1) исправительно-трудовое;

2) законодательство об исполнении наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных.

Встал вопрос о создании единого уголовно-исполнительного законода­тельства.

После распада СССР Законами РСФСР от 18 февраля, 29 февраля и 6 июля 1993 г. были отменены наказания в виде ссылки, высылки, условное осуждение к лишению свободы и условное освобождение из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду, направление в воспитательно-трудовой профилакторий, упразднены колонии усиленного режима.

Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г.5 потребовало при­ведения российского законодательства в соответствие с ее нормами. В ст. 71 Конституции содержалось положение о том, что в ведении Российской Феде­рации находится уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполни-тельное законодательство. Указанный подход предполагал осуществление пе­рехода от исправительно-трудового к угояовно-исполнительному закону. Это

1 См .: Ведомости Верховного Совета СССР. 1969. № 29. Ст. 247.

2 См .: Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1970. № 51. Ст. 1220.

3 См : Ведомости Верховного Совета СССР. 1983. № 12. Ст. 175.

4 См .: Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1984. Ns 29. Ст. 991.

5 См .: Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 1993.

активизировало проводимую одновременно с формированием проекта нового Уголовного кодекса России работу над проектом Уголовно-исполнигельного кодекса.

Значительное влияние на законотворческую деятельность в этой облас­ти оказали конференции, семинары, дискуссии, направленные на выработ­ку идей о реформировании законодательства, регламентирующего исполне­ние наказаний.

13 января 1996 г. Президент Российской Федерации одобрил прошедшую обсуждение на различных уровнях Концепцию реорганизации уголовно-ис-полнительной системы МВД России на период до 2005 г.1, содержавшую ком­плекс организационно-правовых, социально-экономических, психолого-пе­дагогических и иных мер по приведению деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, в соответствие с требованиями Конститу­ции Российской Федерации, потребностями обеспечения прав осужденных. В ней нашла отражение идеология реформирования уголовно-исполнитель-ной системы России на ближайшую и отдаленную перспективу.

Поскольку процедура прохождения представленного в Федеральное Со­брание Российской Федерации проекта Уголовно-исполнительного кодекса затягивалась, в то время как Уголовный кодекс был принят и введен в дей­ствие с 1 января 1997 г., то 15 декабря 1996 г. был принят федеральный за­кон, который внес изменения и дополнения в Исправительно-трудовой ко­декс в связи с принятием Уголовного кодекса Российской Федерации2.

В законе излагались вытекающие из содержания Уголовного кодекса России, согласованные с текстом проекта Уголовно-исполнительного ко­декса положения, адаптирующие Исправительно-трудовой кодекс к дейст­вию в условиях реализации нового уголовного законодательства.

8 января 1997 г. Президент Российской Федерации подписал Федераль­ный закон о введении в действие с 1 июля 1997 г. Уголовно-исполнительно­го кодекса3. Так завершился период перехода от исправительно-трудового к уголовно-исполнительному законодательству.

Значительный вклад в развитие теории пенитенциарного, исправитель­но-трудового и уголовно-исполнительного права внесли в конце XIX — на­чале XX вв. известные правоведы Н.С. Таганцев, НД. Сергиевский, А.А. Жи-жиленко, С.П. Мокринский, И.Я. Фойницкий, С.В. Познышев, М.М. Исаев, М.Н. Гернет, Е.Г. Ширвиндт, Б.С. Утевский.

В середине и во второй половине XX в. их труды продолжили профессо­ра В.П. Артамонов, ЗА Астемиров, Л.В. Багрий-Шахматов, Н.А. Беляев, М.П. Журавлев, А.И. Зубков, Л.Г. Крахмальник, А.С. Михлин, М.П. Ме-



2020-02-04 260 Обсуждений (0)
См.: Органы и войска МВД России. С. 120. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: См.: Органы и войска МВД России. С. 120.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (260)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)