Социально-правовое назначение и понятие правового положения лиц, отбывающих наказания
Лица, попадающие в сферу регулирования отношений, возникающих при исполнении наказания, приобретают определенное правовое положение (статус). Лица, отбывающие наказания, как граждане государства обладают правами и свободами человека и гражданина, которые согласно ст. 2 Конституции являются высшей ценностью. Этим обусловлено наличие особых требований к нормативным правовым актам, закрепляющим правовое положение осужденных, к ограничениям их общегражданских прав и свобод. Кроме того, закрепление правового положения осужденных создает гарантию обеспечения законности в деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Исполнение осужденными возложенных на них обязанностей и реализация принадлежащих им прав и законных интересов образуют тот правовой режим отбывания наказания, который составляет основу для достижения поставленных перед наказанием целей, в первую очередь - исправления осужденных. Социально обоснованная регламентация правового положения осужденных представляет собой важный инструмент их правового и нравственного вос- питания, привития уважения к закону, правам и законным интересам других лиц. Социально-правовое значение института правового положения лиц, отбывающих наказания, в последнее время охватывается не только решением задач в сфере правоохранительной деятельности. Российская Федерация как правопреемник СССР является участником многочисленных международных договоров, резолюций и решений международных организаций, в первую очередь ООН, по вопросам соблюдения прав осужденных. В числе таких документов следует назвать Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955 г.). Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.), Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1989 г.), Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, Пекинские правила (1985 г.), Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Европейскую Конвенцию по предупреждению пыток, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения и наказания (1987 г.), Европейские пенитенциарные правила. Правовое положение лиц, отбывающих наказания, в самом общем виде можно определить как основанное на общем статусе граждан России и определяемое с помощью правовых норм положение осужденных во время отбывания уголовного наказания. Общепринято выделение трех видов правового статуса личности. Речь идет об общем правовом статусе граждан, специальном правовом статусе определенной категории граждан и индивидуальном правовом положении гражданина. Правовое положение осужденных представляет собой разновидность специального правового статуса, в свою очередь подразделяемого на правовые статусы лиц, отбывающих различные виды наказаний. Отличительной чертой специального правового статуса осужденных является то, что он базируется на общем правовом статусе граждан России, так как осуждение лица к уголовному наказанию не влечет лишения гражданства России и, соответственно, общего правового статуса граждан нашей страны. В ст. 6 Конституции прямо указывается на то, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Исходя из этого, в Законе Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г. не предусмотрено лишение гражданства по мотивам осуждения к уголовному наказанию. Более того, согласно ст. 23 названного акта, отбывание уголовного наказания является препятствием для выхода из гражданства России по желанию осужденного. Сохранение гражданства лиц, совершивших преступления, соответствует международным актам, закрепляющим принципы обращения с осужденными, служит примером реализации принципов демократизма и гуманизма в сфере исполнения уголовных наказаний. Кроме того, его значение выражается в том, что оно способствует обеспечению законности при исполне нии наказания, ибо ее нарушения неизбежно связаны с ущемлением прав, законных интересов осужденных, в том числе принадлежащих им как гражданам государства. Сохраняя за осужденными гражданство, государство преследует цель повышения воспитательного потенциала наказания, так как это позволяет формировать гражданские чувства осужденных. Сохранение гражданства означает и то, что осужденный к уголовному наказанию пользуется общегражданскими правами, а также несет обязанности, возложенные на граждан Российской Федерации. Так, осужденные к лишению свободы пользуются без каких-либо существенных ограничений правами в сфере наследственных, брачно-семейных, трудовых и иных отношений. Лица, отбывающие наказание без изоляции от общества, как субъекты правоотношений почти в полной мере обладают общегражданскими правами и несут юридические обязанности. Осужденные являются субъектами как общих, гражданских, так и специальных, присущих только условиям отбывания наказания, отношений. В результате этого возникают специальные права, законные интересы и обязанности осужденных. Механизм их появления обусловлен назначением осужденному уголовного наказания. В правовой форме государственное принуждение выражается в виде ограничений прав и свобод человека и гражданина. Например, для осужденных к лишению свободы устанавливаются ограничения в свободе передвижения, выборе места жительства и места пребывания, для осужденных к обязательным работам - ограничения в свободе выбора труда. Особенность применяемого к осужденным государственного принуждения заключается в том, что оно нередко выходит за рамки наказания, порядка и условий его исполнения, а также применения исправительного воздействия. В нормах гражданского, трудового, брачно-семейного и других отраслей права имеются положения, ограничивающие для осужденных права и свободы граждан России, регулируемые указанными отраслями законодательства. В условиях отбывания наказания происходит ограничение общих прав граждан, их конкретизация или дополнение. Конкретизация выражается как в уточнении субъективных прав, свобод и обязанностей, так и в детализации их содержания. Примером могут быть конкретные права и обязанности осужденных к лишению свободы в связи с получением общего и профессионального образования. Дополнение общих прав и свобод граждан применительно к условиям отбывания наказания происходит за счет регулирования законом специфических отношений, не имеющих аналога в общественной жизни и присущих только условиям отбывания наказания того или иного вида. Правовой статус осужденных представляет собой межотраслевой правовой институт. При сохранении доминирующей роли норм уголовно-испол-нительного права значительное число отношений, порождающих права, законные интересы и обязанности осужденных, регулируются нормами государственного, административного, трудового и иных отраслей права. В качестве таковых следует назвать, например, нормы, устанавливающие основания приобретения и владения осужденными к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, огнестрельным оружием (ст. 13 Федерального закона Российской Федерации «Об оружии»), гарантии обеспечения здоровья осужденных в местах лишения свободы (ст. 29 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан). По своему содержанию правовой статус осужденных представляет собой совокупность юридических средств, с помощью которых закрепляется положение осужденного во время отбывания наказания, и его можно определить как закрепленное нормами различных отраслей права совокупность прав, законных интересов и обязанностей, определяющих положение осужденных во время отбывания наказания. Содержание правового статуса лиц, отбывающих наказания Согласно ч. 1 ст. 43 УК РФ, наказание представляет собой предусмотренные этим кодексом лишения или ограничения прав и свобод осужденного. Соотношение общегражданских прав, свобод и их ограничений различается в зависимости от вида наказания. В содержание правового статуса лиц, отбывающих наказания, входят их права, законные интересы и обязанности. Они возникают и реализуются в рамках, как правило, уголовных и уголовно-исполнительных правоотношений. Однако права, законные интересы и обязанности осужденных могут возникать в отношениях, регулируемых нормами государственного, административного, гражданского и иных отраслей права. Права, законные интересы и обязанности осужденных представляют собой самостоятельные элементы содержания правового статуса, которые могут быть охарактеризованы с точки зрения их социального назначения, сущности и содержания. Социально-правовое значение прав осужденных заключается в обеспечении режима законности при исполнении наказания. Права осужденных, гарантированные экономически, политически, идеологически и организационно, способствуют исправлению осужденного. Напротив, права осужденных, провозглашенные лишь формально, углубляют существующий антагонизм между ними и обществом, препятствуют выполнению поставленных перед наказанием целей. Сущность прав осужденного заключается в предоставлении управомо-ченному лицу возможности определенного поведения или пользования социальными благами. Степень реализации такой возможности и соответственно степень притязания осужденного на закрепленные правом поведение и блага определяются содержанием субъективного права, включающим в себя: во-первых, возможность осужденного свободно пользоваться социальными благами (питанием, вещевым довольствием) в рамках, установленных правом; во-вторых, возможность требовать исполнения корреспондирую щих данному праву юридических обязанностей персоналом учреждений и органов, исполняющих наказания, другими субъектами уголовно-исполни-тельных и иных правоотношений; в-третьих, возможность прибегнуть в необходимых случаях к защите своего субъективного права. В ст. 45 Конституции гарантируется государственная защита прав и свобод гражданина. Исходя из указанного принципа, защита прав осужденных обеспечивается с помощью прокурорского надзора, международного, судебного, ведомственного и общественного контроля. Исходя из изложенного, субъективное право осужденного можно определить как закрепленную законом и гарантируемую государством реальную возможность определенного поведения осужденного и пользования им социальными благами, которая обеспечивается юридическими обязанностями должностных лиц учреждений и органов, исполняющих наказания, других субъектов уголовно-исполнительных правоотношений. В качестве одного из элементов правового статуса лиц, отбывающих наказание, необходимо рассматривать законные интересы осужденных. Социально-правовое значение законных интересов заключается в том, что они позволяют обеспечить дифференцированный подход к осужденным, стимулировать их исправление в процессе отбывания наказания. Законные интересы осужденных имеют много общих черт с субъективными правами, но не тождественны последним. Если субъективное право образует такую возможность поведения, которая характеризуется высокой степенью его реализации по личному усмотрению осужденного, то сущность законного интереса заключается в возможности, носящей характер стремления к самостоятельному поведению, свободе личного усмотрения в пользовании каким-либо социальным благом. Содержание законных интересов состоит из трех элементов. Первый элемент состоит в стремлении к получению предусмотренного законом социального блага как материального (например, получение дополнительных посылок, передач и т. Д.), так и духовного (предоставление дополнительного свидания, телефонного разговора). Ряд благ, выступающих объектом законных интересов осужденных, могут иметь одновременно как материальный, так и духовный характер (выезд за пределы мест лишения свободы, проведение свидания за пределами исправительного учреждения и т. п.). Объектом законных интересов могут быть социальные блага, существенно изменяющие правовое положение осужденных (например, перевод на облегченные или льготные условия отбывания лишения свободы, перевод в колонию-поселение), а также не сопровождающиеся таковым (оказание материальной помощи при освобождении из мест лишения свободы). Материальные либо духовные блага, составляющие объект законного интереса осужденного, даны в нормах права в виде цели, для достижения которой необходимы определенные юридические факты. Однако для большинства законных интересов характерно то, что в основе их реализации лежит оценка поведения осужденного, которая осуществляется персоналом учреждений и органов, исполняющих наказания, судом и другими субъектами и участниками уголовно-исполнительных правоотношений. Поэтому вторым элементом содержания законных интересов осужденных является возможность ходатайствовать перед указанными управомо-ченными субъектами об их соответствующих действиях, направленных на реализацию законных интересов осужденных. Третий элемент выражается в возможности обращаться к компетентным органам за защитой законных интересов. Однако такое обращение не означает автоматического удовлетворения обращения осужденного. Таким образом, законные интересы осужденных представляют собой закрепленные в правовых нормах стремления осужденных к обладанию теми или иными благами, удовлетворяемые, как правило, в результате оценки администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, прокуратурой, судом поведения осужденных во время отбывания наказания. Виды законных интересов осужденных довольно разнообразны. Они могут быть разделены на три группы. Первую группу представляют законные интересы, направленные на по-. лучение поощрения, возможность которого закреплена в поощрительных нормах уголовного (условно-досрочное, досрочное освобождение), уголов-но-исполнительного (предоставление облегченных или льготных условий отбывания лишения свободы) и иных отраслей права. Вторая группа представляет собой законные интересы, направленные на получение осужденными льгот. В отличие от поощрений, являющихся мерами государственного одобрения поведения людей, большинство льгот устанавливается не в зависимости от заслуг осужденного, а в связи с обстоятельствами, которым закон придает правовое значение. Такие льготы предусмотрены для осужденных уголовно-исподнительным законодательством (например, возможность осужденных в местах лишения свободы на передвижение без конвоя и сопровождения). Третью группу представляют законные интересы, направленные на получение благ, которые по своей сущности не являются для осужденного ни поощрениями, ни льготами. В одних случаях они закреплены в законе в виде законного интереса осужденных. Для этого законодатель нередко прибегает к формулировкам «как правило», «в порядке исключения», «по возможности». Например, согласно ч. 1 ст. 103 УИК РФ администрация исправительных учреждений привлекает осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности. В других случаях законные интересы осужденных нередко закрепляются в законе в виде субъективных прав осужденных, однако в силу слабости гарантий реализации (в основном, материальных) они не реализуются в полном объеме. В их числе - право лиц, лишенных свободы, на трудовое и бытовое устройство, которое вследствие социально-экономических условий в стране не может быть гарантировано в качестве субъективного права и представляет собой законный интерес осужденных. Социально-правовое значение обязанностей выражается в том, что они являются средством формирования нравственного и правового сознания осужденных, укрепления законности и правопорядка, дисциплины и организованности во время отбывания наказания. Сущность юридических обязанностей осужденных выражается в требовании необходимого с точки зрения закона поведения. Оно обязательно, непререкаемо и обеспечивается мерами государственного принуждения. Сущность юридических обязанностей осужденных выражается через их содержание или структуру, в которую входят два элемента. Это, во-первых, необходимость совершения определенных действий, например обязанность осужденных к исправительным работам трудиться; во-вторых, необходимость воздержания от установленных законом действий (запрещение осужденным к лишению свободы иметь наличные деньги и ценные вещи). Юридические обязанности осужденных вследствие двухэлементной структуры имеют различные формы выражения в праве. Если необходимость совершения определенных действий устанавливается с помощью обязывающих (позитивно обязывающих) норм, то воздержание от совершения определенных законом действий - с помощью запрещающих (негативно обязывающих) норм. Такая двойственная форма выражения не всегда учитывается в практике, где нередко запреты противопоставляются обязанностям осужденных. Между тем и в том и в другом случаях запреты должны рассматриваться в качестве разновидности обязанностей осужденных - воздержания от определенных действий. Таким образом, юридическую обязанность осужденных можно определить как установленную в обязывающих и запрещающих нормах права меру необходимого поведения осужденного во время отбывания наказания, обеспечивающую достижение целей уголовного наказания, поддержание правопорядка во время его отбывания, соблюдение прав и законных интересов как самого обязанного лица, так и иных лиц.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1085)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |